С треском провалилась и политическая организация «новой Европы». «Единый фронт фашистских стран», о котором ещё перед войной много кричали в Берлине, оказался пустышкой. Он и не мог быть ничем иным.

Провалились и все попытки Гитлера создать благоприятную для фашизма массовую базу в оккупированных странах. Всё, что ему удалось наскрести — от Квислинга в Норвегии и до Павелича в Хорватии, — представляет собою немногочисленные группки старых агентов фашизма, заклеймённых жгучей ненавистью народа.

Несмотря на все потуги фашистских правителей, политика «сотрудничества», т. е. организация господства Германии над европейскими странами при поддержке самих же порабощённых народов, рухнула. Ни в одной из европейских стран фашизму не удалось создать среди населения опоры для своего господства. Ни одна из этих стран не утратила воли к сопротивлению. Кроме изменников, отщепенцев, проклятых народом, не нашлось людей, которые решились бы связать свою судьбу с судьбой Гитлера.

Население Норвегии испытывает лютую ненависть к Гитлеровскому агенту Квислингу. Лаваль во Франции прячется от народного гнева за спиной многочисленной охраны. Непроходимая пропасть отделяет от широких народных масс гитлеровских, наместников в Голландии, Бельгии и других странах. Фашисты не могли подавить воли народов к борьбе, заставить их забыть о демократических свободах и поверить в прелести подневольного существования. Попытки фашистских главарей открыть путь к «примирению» с оккупированными странами не удались. Между народами Европы и фашистскими грабителями примирение невозможно. Их разделяет море крови, тени миллионов людей, загубленных фашистскими палачами, бесчисленные развалины городов и деревень. Народы Европы никогда не простят фашизму его чудовищных преступлений.

Попытка гитлеровской лживой печати запугать «новую Европу» сказками о «большевистской опасности» рухнула. Еще в начале 1943 г., когда Красная Армия погнала немецкие орды на запад, фашистская печать завопила о том, что над Европой нависла «большевистская угроза» и что только немецкая армия в состоянии «защитить Европу» и спасти «европейскую цивилизацию». Гитлеровцы уже не напоминали Европе, о том, что они начали войну за мировое господство Германии, за «жизненное пространство» для немцев. Они заговорили другим языком. Палачи европейских народов, разрушители ценнейших исторических памятников, музеев и старинных библиотек Голландии, Бельгии, Франции, поджигатели Ясной Поляны, где жил и творил великий Толстой, осквернители великих святынь народов осмелились заговорить о том, что они «защищают культуру» и что именно «защита культуры» является их первейшей «душевной потребностью»!..

Порабощённые Гитлером народы не поддались на дешевую провокацию. Миллионы людей на собственной спине испытали, в чем заключается подлинная «душевная потребность» гитлеровских палачей. Они убедились, что гитлеровская армия защищает не культуру Европы, а власть германских империалистов над Европой. Эта власть принесла ликвидацию демократических свобод, полное политическое рабство, национальное и социальное бесправие народам, звериную расовою теорию, средневековое мракобесие, жестокую и хищническую расправу, превратившую Европу в застенок гестапо и в лес виселиц.

Фашистам не удалось поймать европейские народы на удочку лжи и подпереть с помощью этой лжи пошатнувшийся «новый европейский порядок». Провалом закончилась кампания, поднятая фашистской пропагандой вокруг вопроса о «правах» европейских народов. Толчком к этой демагогической кампании послужил приезд гитлеровского министра иностранных дел Риббентропа в конце февраля 1943 г. в Рим. В дни пребывания Риббентропа в Италии одновременно с обоих концов итало-германской «оси» — из Берлина и Рима — стали доноситься новые песни, ещё не встречавшиеся в репертуаре фашистской пропаганды. Появились специальные обзоры фашистских агентств и целые серии «программных» статей в газетах, последовали выступления своры фашистских главноуговаривающих по радио… И всё это со специальной целью убедить порабощённые Гитлером народы, что фашистский зверь внезапно превратился из кровожадного хищника в кроткое и тихое существо, нечто среднее между сиделкой богадельни и посетителем вегетарианской столовой.

Так называемая идеология гитлеровского государства, идеология насилия и мракобесия покоится на трёх основах. Это — расовая ненависть, признание превосходства силы над правом и стремление к мировому господству. В годы, предшествовавшие войне, фашистская Германия открыто проповедывала эту идеологию. Она делила народы на «полноценные.» и «неполно-ценные». Известный «теоретик» фашизма Клагес утверждал, что все народы находятся на разных ступенях расовой лестницы и что высшую ступень занимают немцы.

Фашистская расовая «теория» представляет собою одну из самых реакционных человеконенавистнических теорий, которые когда-либо существовали. Фашистские людоеды для того и изобрели её, чтобы обосновать план уничтожения и истребления государств и народов. Поэтому они и объявили большую часть человечества «неполноценной», а себя «высшей расой», призванной к господству. Они называли французов «недостойной и гнусной нацией», чтобы обосновать этим необходимость разрушения Франции и превращения французов в германских рабов. Они называли англичан «выродившимся племенем», а американцев — «низкой смесью рас», чтобы обосновать этим план установления господства Германии над Англией и Америкой. Фашисты всегда с величайшим презрением отзывались об итальянцах и венграх. И, конечно, они никогда не считали за людей славян. Но после катастрофы немецких войск под Сталинградом, вызвавшей общее ослабление Германии, гитлеровцы уже не решаются обращаться к народам с открытой проповедью своих человеконенавистнических «теорий». 16 марта 1943 г. начальник бюро печати германского правительства Отто Дитрих выступил по радио с речью, в которой во всеуслышание заявил, что «национал-социализм проповедует теорию замкнутого в себе государства» и что это государство «в основе своей является антиимпериалистическим и отрицает всякое стремление к мировому господству…»

Это было одним из самых наглых и лицемерных заявлений, с которыми выступали когда-либо фашистские заправилы. Подумать только! Германия, которая средь бела дня вероломно напала на своих соседей, вдруг объявлялась «замкнутым государством». Германия, которая захватила и поработила чужие земли, внезапно объявлялась «антиимпериалистическим» государством. Ясно, что к этой наглой лжи, подхваченной всей немецкой прессой, Дитрих пришёл не от хорошей жизни. Фашистский хищник не может пользоваться своими старыми лозунгами, так как эти лозунги внушают всеобщую ненависть к нему. Поэтому он лжёт и изворачивается.

«Фелькишер беобахтер» и другие фашистские газеты принялись расписывать идиллическую картину «будущей Европы». Они пытались изобразить разбойничье фашистское гнездо в виде пансиона благонравных девиц, отличающихся примерным поведением и кротким нравом. Волки на ходу переодевались в овечьи шкуры и пытались подменить хриплый вой ласковым овечьим блеянием. Они с весьма серьёзным видом заявляли, что Германия никогда не стремилась к владычеству над миром. Прикрывая свои когти лайковыми перчатками, они твердят уже не о «Великой Германии», а о «Великой Европе», не о «германском жизненном пространстве», а о «европейском жизненном пространстве», о «правах народов». Убийцы и палачи пустили в ход такие слова, как «справедливость», «гуманизм», «цивилизация»…

Демагогические рассуждения гитлеровцев на тему об «европейском жизненном пространстве» были рассчитаны на то, чтобы создать у европейских народов представление о неразрывных политических и экономических интересах, связывающих их с Германией. Фашисты пытались доказать, что Германия стремится не к расширению своих границ, не к новым завоеваниям, а к защите европейских интересов, обособленных от всего мира.

На самом деле фашистская выдумка об «европейском жизненном пространстве» представляла собою ширму для прикрытия всё тех же старых планов установления безраздельного господства Германии на европейском континенте.

Рассчитывая поймать в свои сети доверчивых людей, фашисты прикинулись даже «защитниками религии».

У себя в Германии они разгромили церковь, так как боялись, что церковные организации станут центром средоточения и притяжения оппозиционных сил. Они бросили за колючую проволоку концентрационных лагерей ни в чём не повинных священников и монахов, предали их мучениям и пыткам, потому что боялись людей, обращающихся к народу с церковного амвона. Они закрыли католические и лютеранские союзы и школы, потому что боялись всяких обществ и сборищ, ускользающих от присмотра гестапо. В оккупированных странах фашисты разрушили старинные церкви, сожгли ценные монастырские библиотеки, в которых хранились древнейшие памятники народной письменности.

И вдруг эти варвары выступили в роли защитников религии. Что могло быть омерзительнее этого зрелища!

Весь этот балаган преследовал довольно прозрачную цель. Вынужденные признать полнее банкротство своих прежних лозунгов, гитлеровцы стремились замаскировать грабительские планы Германии и заручиться при помощи лживых обещаний поддержкой порабощённых стран. Стянуть потуже петлю рабства на Европе, сжать её в кулак, заставить её беспрекословно выполнять любые требования германского генштаба — вот последняя крупная ставка Гитлера. К этому и были направлены все новые манёвры гитлеровской пропаганды.

Внезапное пристрастие фашистов к вопросам будущего, которое находится, увы, не в руках Гитлера и его преступной шайки, объяснялось ещё и тем, что фашисты стремились отвлечь европейские народы от мыслей о нестоящем. Не говорите о настоящем! Не думайте о настоящем! Вот чего требует Гитлер. Ввергнув «новую Европу» в пучину небывалых бедствий, Гитлер превратил жизнь миллионов людей в сплошной ад и теперь пытается отвлечь их внимание сказками об ожидающем их рае.

Германия говорит своим «союзникам» о равноправии народов и об общем их участии в дележе захваченной добычи… Но это — в будущем. А в ожидании этого будущего «союзники» должны попрежнему гнуть перед Гитлером свои спины и поставлять ему пушечное мясо. Германия говорит народам порабощённых ею стран о том, что фашисты отрицают деление на победителей и побеждённых. Но это — в будущем. А пока народы оккупированной Европы должны попрежнему стоять перед Гитлером на коленях и слепо выполнять все его приказания. Германия говорит малым нациям о том, что их ожидают особые «права», что в «новой Европе» будет обеспечено место всем народам. А пока малые нации должны потесниться, чтобы освободить побольше места для самой Германии и жить по тому расписанию, которое они получают из Берлина. В ожидании обещанного им рая они должны забыть о настоящем — о тяжести своего подневольного существования, о позоре рабства, о лишениях и голоде. Думайте о будущем, — а пока всё будет попрежнему, — вот лозунг фашистской Германии.

Однако все манёвры фашистов с самого же начала были обречены на провал. Никакие широковещательные обещания, никакие политические декларации не могли ослабить ненависти европейских народов к их лютому врагу фашизму. Сегодня тяжело раненный фашистский зверь уже не обещает ничего. Ему не до обещаний, не до рассуждений о тех «благах», которыми якобы собиралась Германия одарить народы. Предчувствуя неизбежную гибель, охваченный смертельной тоской, зверь жалобно заскулил…

Недавно фашистская Германия разговаривала с Европой языком наглых угроз. Потом она перешла к лживым обещаниям. Сегодня она жалуется. Она жалуется на силу советской техники, на уничтожающий артиллерийский огонь Красной Армии, на налёты англо-американской авиации. Эти жалобы свидетельствуют о том, что фашистский хищник предчувствует близкую гибель.