Пророчества в той или другой области нужно всегда встречать с некоторым скептицизмом. Мы не можем с точностью предсказать, что будет, когда нас уже не будет в живых, когда другое поколение, с другим направлением мышления, другими привычками и другими возможностями деятельности, вступит в права наследства. В лучшем случае мы можем лишь догадываться и строить фантазии на основе современной действительности. Век техники всегда знал такие предчувствия и фантастические вымыслы. Дело в. том, что всякая техническая идея, пробудившаяся в мозгу человека, какой бы фантастической она ни была, продиктована стремлением осуществить ее когда-нибудь во что бы то ни стало. Подводная лодка, аэроплан, кино, телеграф, телефон, радио, граммофон, швейная машина, локомотив — все они давно уже жили в мечтах человечества, прежде чем их удалось осуществить в действительности. В виде примера укажем, что в 1714 г. уже разрабатывали конструкцию ветряных машин в применении к суднам, а когда мы вспомним, что великий художник Леонардо да-Винчи, универсальный гений всех времен и народов, уже проектировал в своих рисунках паровую машину, аэроплан и работающую паром пушку, то мы сможем изумиться глубине мысли эпохи, идеи которой удалось осуществить лишь в наше время.
Если мы желаем получить представление о том, что будет окружать человека через сто лет, то мы должны обратиться за помощью не к тем фантазиям, которые дюжинами преподносятся в новейших романах. Будущее уже заложено в виде зародыша в настоящем. На наших глазах техника последнего столетия в корне изменила картину мира и нашу жизнь, и мы полагали, что дальше идти уже некуда, что достигнут кульминационный пункт всех изобретений и усовершенствований. Послевоенная эпоха обогатила нас такими вещами, о которых не смела помышлять и самая смелая фантазия. Были созданы чудодейственные машины, материя подверглась изучению до глубочайших пределов. Комфорт и темп жизни повысились в такой степени, что, если бы наши предки вернулись в этот мир, они почувствовали бы себя беспомощными детьми.
Грядущий век будет в еще гораздо большей степени, нежели нынешний, веком электричества, а, быть может, и новых источников энергии. Мы стоим лишь в самом начале процесса развития. Все говорит за то, что в будущем уголь как источник энергии будет совершенно вытеснен или, по крайней мере, будет использован в другой форме. Мощные гидростанции, энергия, получаемая из воздуха, от ветра, из недр земли, от морских волн, от солнца, посредством искусственного производства угля из дерева и растений, превращения воды в топливо с помощью катализаторов, добыча горючего из воздуха и воды, — все это открыло экономической жизни совершенно необъятные горизонты. Разнообразнейшие нововведения в области градостроительства, прокладки улиц, архитектуры домов, регулирования транспорта, — все говорит за то, что через несколько десятилетий картина сообщения, внешний вид городов и улиц совершенно изменится.
Конечно, XIX век по праву носит название века открытий. Железная дорога, пароход, автомобиль, пишущая машина, швейная машина, типографская машина, наборная машина, подводная лодка, дирижабль и аэроплан, динамомашина, аккумулятор, машина для выдувания стекла, беспроволочный телеграф, счетные машины, радио, фотография, рентгеновские лучи и т. д. — были нам подарены в этот век. Мы думали, что здесь уже конец. После войны же мы узнали кой-что лучшее. Начался новый век изобретений, которые в своей совокупности уже в настоящее время достигают такого размаха, что тот, кто жил 50 лет тому назад, почувствовал бы себя в сказочном царстве.
Что еще придется нам пережить в будущем в этой области? В тесном кругу нашей деятельности, в домашнем хозяйстве, в образе жизни все коренным образом изменится благодаря новым источникам энергии. Работа домашней хозяйки сократится до минимума. Священный огонь очага исчезнет. Колоть дрова и таскать уголь теперь уже совершенно не понадобится. Железная дорога давно уже не перевозит угля, ибо черный алмаз в месте добычи или превращается в газ или перерабатывается в нефть, электричество или в тепло, и только в таком виде поступает к потребителю. Дело в том, что в 2000 г. уголь станет столь ценным продуктом, что его уже перестанут разбрасывать как какой-нибудь хлам и сжигать на колосниковой решетке, как в настоящее время.
В жилище будущего все большую роль будет играть электричество. Электрические печи, газовые и тепловые трубопроводы будут отоплять дом от погреба до чердака. Крупные центральные силовые станции будут щедро снабжать города энергией, добываемой из воды, из внутреннего тепла земли, из угля, из атмосферы или из каких-нибудь совершенно новых, в настоящее время еще неоткрытых, источников.
Вряд ли нужно доказывать, что по сравнению с фабриками и заводами в настоящее время частный дом и домашнее хозяйство находятся на примитивном уровне. Во всех областях торжествует прогресс, только в домашнем хозяйстве все еще осталось, как было в незапамятные времена. Здесь все еще носит чрезвычайно кропотливый характер, и работа требует большой затраты человеческой энергии. Но с течением времени и здесь все изменится. Домашней хозяйке не понадобится уже вертеть кофейную мельницу, выколачивать пыль из ковров, чистить картофель, чистить платье и сапоги, мыть и гладить белье. Маленький двигатель и удобные машины займут место служанки. Машины и электричество упростят тяжелый труд домашней хозяйки.
Наши квартиры также станут гигиеничнее прежнего. Искусственное освещение квартир будет равноценно дневному свету. Изобретения позволят искусственному свету сохранить ультрафиолетовые лучи, содержащиеся в солнце, которые таким образом и при искусственном освещении будут оказывать благодетельное влияние на наше тело. Электрические лампы накаливания испытают в ближайшие десятилетия значительные изменения. Современные лампы пожирают чрезвычайно много энергии. Из получаемой энергии они превращают в свет всего лишь 10 %, остальное же пропадает в виде тепла. В будущем нам удастся, быть может, получать свет при ничтожной затрате тепла, холодный свет или во всяком случае такой, который сможет поглощать тепло. Что это возможно, лучше всего доказывает сама природа: морские маленькие животные и светлячки светятся, не отдавая ни малейшего тепла.
Давно уже стало известно, что стекло наших окон оказывает на нас вредное влияние. Наши жилые комнаты в настоящее время с их обычными оконными стеклами представляют неприступную крепость для ультрафиолетовых лучей, которые оказывают благодетельное влияние на человеческое тело. Стекло, из которого состоят наши окна, пропускает лишь часть солнечного света. Видимые белые лучи проникают через стекло, а ультрафиолетовые лучи не пропускаются им. В противоположность стеклу кварц обладает свойством пропускать ультрафиолетовые лучи. Если, следовательно, изготовлять оконные стекла из горного хрусталя, который, как известно, состоит из кварца, то наши жилые комнаты были бы открыты и для ультрафиолетовых лучей, и вместе с тем мы получили бы хорошую защиту от внешнего холода, ибо кварц плохо проводит тепло. Биохимическому институту Мэнского университета (САСШ) в настоящее время уже удалось изготовление из горного хрусталя стекла толщиною в 1 / 4 мм довольно большого формата. Значение подобного открытия для нашей будущей жизни чрезвычайно велико. Одному английскому ученому Ф. Е. Лемплоу удалось в 1926 г. изобрести так называемое вита-стекло, которое по мнению специалистов пропускает ультрафиолетовые лучи. Этими стеклами снабдили школьную комнату, в которой занималось в течение года 30 детей, и подметили, что состояние здоровья этих детей было значительно лучше по сравнению с теми детьми, которые занимались в комнате с обыкновенными стеклами. Значение этих новых изобретений для санаторий, оранжерей, а также жилых домов не требует, конечно, никаких доказательств.
Какой вид примут наша промышленность и наши города? И здесь картина совершенно изменится с появлением новых источников энергии. В когда-то черных от дыма и копоти промышленных районах уже не будет дымиться ни одна труба. Настанет век, не знающий огня. Электротермический способ получения чугуна, т. е. добывания железа из руды с помощью электрического тока, правда, в настоящее время еще не может соперничать в отношении экономичности со старым методом. Но в Швеции уже имеются 11 доменных печей, которые в 1917 г. добывали электротермическим способом 75 000 т чугуна. По сообщениям, сделанным на мировой энергетической конференции, этим же способом добывается уже в больших количествах в Америке и Швеции и сталь. То же самое относится к различным металлическим сплавам железа и марганца, железа и брома, железа и кремния. Не подлежит никакому сомнению, что в будущем этот метод получит более широкое распространение.
Быть может, мы будем получать железо совершенно иными методами. Уже в 1926 г. германский химический трест (И. Г.) в Людвигсгафене запатентовал производство стали химическим путем. Хотя этот метод в настоящее время находится еще в зачаточной стадии, однако не приходится сомневаться в том, что с течением времени удастся поставить химическое производство стали на широкую техническую базу. Как известно, и гидрирование угля потребовало 13 долгих лет опытов, прежде чем производство было поставлено на широкую ногу.
При химическом производстве железа исходили из того факта, что при доменном способе необходимо обогащать руду флюсами для образования шлаков, в связи с чем в чугун входят известные количества посторонних веществ, которые при обжигании снова приходится удалять. Эти недостатки и кропотливость метода вызвали стремление обогащать железную руду без флюсов сухим путем и обогащенное железо отделять от руды посредством магнитов, в связи с чем стало возможным пользоваться и малоценными рудами. В качестве обогатительного средства при этом, сухом способе добывания железа применяется уголь, окись углерода и водород. Посредством углерода восстанавливается однако известное количество фосфора руды, и сера, имеющаяся в угле, частично переходит в железный шлам. Согласно докладу, прочитанному проф. Бюстом из Дюссельдорфского Института исследования железа на конференции представителей тяжелой металлургии в Дюссельдорфе в 1926 г., на указанной основе был разработан метод норвежского инженера Эдвина. Этот метод позволяет использовать норвежские и шведские руды, которые до сих пор, вследствие их неблагоприятного состава, не применялись при доменном способе. Из железного шлама в Институте исследования железа в Дюссельдорфе в электрической печи тока высокой частоты без дезоксидирующих средств при прибавлении древесного угля получалась великолепная сталь. Кроме этого способа технике известны еще способ шведа Мартина Виберг, а также два американских способа. Сталь, получаемая химическим путем, якобы значительно тверже и эластичнее стали, получаемой старым способом. Имеющиеся данные не оставляют никакого сомнения в том, что в будущем этот метод произведет полную революцию в железоделательной промышленности.
Повсеместное развитие применения металлических сплавов за последние годы позволило конструкторам машин предъявить такие требования к машинным частям, какие несколько десятков лет тому назад считались еще невозможными. Но и здесь техника не остановилась. Уже в настоящее время остро стоит вопрос о том, сохранится ли надолго употребление стали, или же ее место займет другое более легкое вещество, обладающее однако такими же свойствами, как и сталь. Аэроплан и дирижабль предъявили требование на легкий и притом прочный металл. Некогда при постройке дирижаблей применяли алюминий, который лишь за последние годы был заменен более прочным дуралюминием. Опыты с этим легким металлом доказали, что он превосходит по качеству лучшие сорта специальных сталей. Век легких металлов для аэропланов и дирижаблей уже настал, и не приходится сомневаться в том, что он наступит в будущем и для других средств сообщения — для железной дороги, автомобиля — при условии, что дуралюминий укрепит свое положение и в будущем, или будет вытеснен какими-нибудь новыми сплавами легких металлов, которые будут относиться к употребляемому в настоящее время дуралюминию, как современные высокоценные специальные сорта стали — к прежней машинной стали. Существует еще другой, открытый за последние годы, легкий металл — лейтал, названный так по имени завода Лейта, на котором он открыт. Лейтал состоит из 93 % алюминия, остальные процентные доли приходятся на медь и силиций. В противоположность другим, в особенности алюминиевым высокопробным легким сплавам магния, лейтал якобы не поддается действию разъедающих веществ. Лейтал показал себя также неподдающимся влиянию морской воды, так что в настоящее время уже возможно его применение в качестве материала для постройки судов. Понадобится, конечно, еще некоторое время, пока мы не познакомимся ближе с причинами, от которых зависит прочность различных веществ. Но успехи, которых мы добились в настоящее время в области изучения молекулярной структуры наших материалов, позволяют ожидать, что в будущем мы придем еще к совершенно новым результатам в области металлических сплавов.
Точное научное исследование последних лет, потребности жизни и понимание сущности природы вызвали к жизни отрасли промышленности, о которых еще несколько лет тому назад и не помышляли. Среди них в первую очередь выделяется химическая промышленность, развитие которой в последние годы шло совершенно беспримерным темпом. Из века преимущественно эмпирической химии мы с помощью применения новых методов и результатов новых исследований все более переходим в век проникающей во все области жизни теоретической химии. Все первичные продукты исследуются теоретически вплоть до последней границы, и изучаются в отношении полезности для человеческой жизни. Благодаря этому открылась разбуженная человеческим разумом страна чудес материи, где мы уже достигли больших результатов и где в будущем ждет разрешения еще большее количество проблем.
В будущем химическая промышленность найдет новые пути для применения хотя бы, например, хлорных отбросов, получающихся при электролитическом способе добывания едкого натра и поваренной соли. В будущем возможно будет дешево изготовлять цемент, который устранит трудности постройки домов из кирпичей. Уже в настоящее время можно при производстве серной кислоты изготовлять прекрасный цемент из гипса. Разработка медных руд, сложных руд, т. е. руд, содержащих несколько металлов, добывание безводного хлорного магния и металлического натрия, открытие новых фармацевтических средств для борьбы с болезнями людей, животных и растений — вот грандиозные задачи, которые стоят перед химической промышленностью.
Химическая промышленность, в особенности та, которая занимается производством медицинских препаратов, в будущем встретит серьезную конкурентку в электромедицинской промышленности. Наши сведения о характере тех сил, которые дают телу возможность функционировать, еще очень скудны. Мы знаем, что растение поглощает вещества, мы можем даже химически объяснить, как оно перерабатывает эти вещества, но мы не знаем, какие силы здесь действуют, и, в конечном счете, мы даже не знаем, какие причины заставляют биться человеческое сердце и как происходит функционирование остальных органов. Свет и электрические токи в настоящее время все более широко применяются в лечебных целях. Применение гальванических токов, фарадических токов, которые служат для понимания расстройств в организме, пользование токами высокого напряжения, которые, согласно закону Нернста о раздражении, могут быть пропущены через человеческое тело без риска и могут сообщить внутренним органам высокую температуру, введение света внутрь тела, применение лучей в целях построения органической ткани или разрушения их и т. д. — играют уже в настоящее время в медицине доминирующую роль, дающую основу для развития новой обширной промышленности, которой принадлежит будущее, как настоящее — химической индустрии.
Какой вид в связи с этим промышленным развитием приобретут города будущего? Если прежде, в средние века, центром города являлась церковь, то в будущем в центре города будут располагаться промышленные предприятия, работа которых не сопряжена с образованием пыли. Рабочие будут прибывать издалека, из пригородов в свои мастерские по скорым подземным дорогам или на собственных автомобилях. Все механическое сообщение будет происходить под землею в виду того, что улицы за это время станут слишком тесны для невероятно выросшего движения. Широкая система туннелей прорежет города, а лошади и коляски исчезнут из жизни городов. Впрочем движение на улицах станет значительно проще и спокойнее, нежели теперь. Звонки трамваев и рожки автомобилей, бешеный шум движения, делающий нынешних обитателей крупных городов нервными и больными, исчезнут. Грузовое движение на улицах будет сокращено до минимально мыслимых размеров. Телеги с углем и мусором исчезнут с городских улиц, так как отопление на расстоянии и электрическая энергия снабдят квартиры теплом. Специальные пневматические машины будут двигаться по улицам и высасывать пыль. Почтальон также исчезнет с улицы. Пневматическая почта, связывая каждый дом трубами с центральной почтовой станцией, будет отправлять письма и пакеты по трубам, или же радио-электрические приспособления для передачи письма по радио позволят человеку упростить почтовые сношения.
Мы уже не будем тогда жить в узких улицах, окруженных высокими стенами домов. Города будут строиться по совершенно новому плану, задача которого упорядочить невероятно выросший поток движения и добиться распадения городов с многомиллионным населением на более мелкие единицы по несколько сот тысяч жителей в каждом. В настоящее время уже подумывают о специализации наших крупных городов, о подразделении их на фабричный город, деловой город, город торговли, город сообщений, город-контору; вокруг этих городов будут расположены жилые города и снабжающие город села. Современная архитектура поняла, что необходимо приспособиться к потребностям человека и движения. В будущем еще более выявится ритм разделения труда в повседневной жизни, который будет чисто экономическим в целях максимального использования человеческой энергии. Современные же города носят еще совершенно неорганизованный характер, способствующий тому, что человек напрасно затрачивает много энергии, и, что самое главное, наши города не дают возможности изможденному интенсивной работой телу снова восстановить свои прежние силы. Рабочий и служащий принуждены затрачивать много времени, чтобы попасть в места своей работы. В Америке перешли к расселению трудящихся масс в высоких домах, иначе говоря, к переходу от горизонтальной застройки внутренности города к вертикальной. Это, однако, не разрешило вопроса о целесообразном размещении человеческих масс, но, напротив, вскоре выявились новые трудности. Нормальные улицы, заставленные небоскребами, превратились в своеобразные надземные каналы, в которые не проникает ни свет, ни воздух, что лишает живущего в доме человека необходимых жизненных условий.
Рука об руку с вертикальной застройкой необходимо вводить горизонтальную, которая дает место для широких возможностей движения. В будущем мы будем в этом горизонтальном порядке располагать центральные, железнодорожные станции, воздушные гавани и автомобильные гаражи. Тысячи людей, живущих теперь в высоких домах, смогут гигиенично жить лишь тогда, когда будет введена горизонтальная застройка городов. У них будет тогда воздух и свет и вместе с тем их не будет беспокоить уличный шум. Конечно, жилые дома будут строиться вертикальна но будут следить главным образом за тем, чтобы, как это было уже в древнем Риме, устройство широких балконов, больших дворов, обширных насаждений в окрестностях, спортивных площадок на доме и поблизости от него обеспечивали здоровье обитателей больших домов. Житель этих вертикально построенных домов будет пользоваться на крышах воздушными солнечными ваннами, в нижних этажах будут расположены гаражи для автомобилей и т. д.
С помощью телевидения можно будет в общественных помещениях или у себя дома видеть события, происходящие на другом конце света. Будут организованы учреждения для телевидения, которые смогут по требованию предоставлять возможность созерцания любой части света. Если вам нужно будет вести деловой разговор с другом, то вы сможете увидеть его вполне ясно на белой матовой дощечке у телефона и по чертам его лица догадаться о том, что скрывают его слова. Банки смогут обмениваться своими векселями и чеками посредством беспроволочной передачи изображения. Газеты не будут печататься, так как дерева будет очень мало и газетная бумага станет чрезвычайно дорога. Когда дерево окончательно исчезнет, гигантские издательства мировых газет сойдут со сцены. Но издатели выйдут из затруднительного положения с помощью телевидения, на которое абонируются их подписчики. Небольшой пюпитр, покрытый пластинкой молочного стекла, излучает свет. Вы увидите буквы, последние новости, передовую, фельетон, быть может рассеянные среди текста движущиеся картины, — ведь беспроволочная передача кинокартин была известна уже в 1926 г. Библиотеки станут излишни, ибо с помощью вызова по радио можно будет соединиться с радиобиблиотекой и читать на расстоянии какую-нибудь интересную книжку.
Радиокино в 2000 г. будет отнесено уже к самым обыденным вещам. Но к тому времени пойдут еще дальше. Дело не только в том, что совершенно ясно будут слышны голоса артистов, — уже в 1924 г. говорящий фильм достиг высокого совершенства, — но совершенно исчезнут однообразно-серый колорит и плоскостность киноэкрана. Изображаемая сцена и лица приобретут пластичную форму на полотне, и цветная кинофотография за это время так усовершенствуется, что станет возможным изготовлять цветные фильмы.
Ни в одной отрасли технические достижения не достигли за последние годы такого мощного и. широкого развития, как в радио. Поток литературы, посвященной радиотелеграфии, залил книжный рынок. Каждый день мы узнаем о новых усовершенствованиях как в аппаратуре, так и в деталях, необходимых как для посылки, так и для приема радиоволн. Наука не останавливается на имеющихся достижениях, но неустанно стремится вперед по пути усовершенствования и завоевания новых возможностей. В настоящее время, как мы знаем, передаточные станции занимают очень много места, необходима большая мачта и, главное, затрата колоссальной энергии, которая рассеивается в воздушном пространстве и лишь в совершенно незначительной доле воспринимается приемными станциями. Уже и теперь известно, что в будущем радиотехника обогатится направляющими антеннами, которые будут посылать энергию лишь в одном направлении.
Имеющиеся данные говорят за то, что в будущем мы устраним устаревшую систему телефонного сообщения — перспективы, открываемые перед нами опытами, проделанными над волнами различной длины. Когда в 80-х годах физик Герц, а впоследствии Маркони производили опыты с короткими волнами, то они не предполагали, какое значение эти волны будут иметь для всей области передачи сведений на расстоянии. В последнее время был выдвинут вопрос о том, сколько посылочных станций могут работать рядом в районе волн определенной длины. Опыты показали, что телефонные посылочные станции уже не мешают друг другу, если длины волн различаются между собой, а именно, не меньше чем на 10 000 колебаний. Если, например, одна станция работает на волне длиной в 300 м, что равносильно частоте колебаний в 1 000 000, то следующая станция могла бы работать уже на волне в 297 м, что соответствует 1 010 000 колебаний, причем станции не мешали бы друг другу. В связи с этим можно очень легко вычислить, сколько радиопередатчиков может быть установлено’ в пределах района волн определенной длины. Условия тем благоприятнее, чем короче выбранные волны. В связи с этим выяснилось, что в области телеграфирования на коротких волнах открываются широчайшие возможности для передачи. Если взять, например, волны в 1–2 м, то получится, что для волн этой длины можно установить 15 000 станций. Число станций при длине волн в 1–2 см достигает 1 500 000. При длине волн в 0,1–0,2 мм можно было бы установить 150 млн станций. Правда, до последнего времени не удавалось с помощью этих коротких волн преодолевать большие расстояния. Но и эта трудность будет устранена в будущем, так как уже теперь имеются данные, которые говорят за возможность преодоления, с помощью коротких волн, больших расстояний. Если бы возможно было изготовлять приемные и передаточные станции, волны которых представляют собой только доли сантиметра, то не далек был бы тот день, когда гр-н X на волне 1,2534 м своего домашнего передатчика сможет беседовать с гр-ном Y на волне 1,4283 м. В связи с этим, когда полностью будет исследована область коротких волн, представится возможность более или менее крупные города полностью перевести на беспроволочное сообщение в районе волн от 70 м до 2 м и таким образом сдать в архив устаревшую систему телефонов. В наших телефонных книжках мы рядом с именем увидим не номер телефона, а длину соответствующей волны. Например: «А. Н., волна 1,2680 м». Отсюда ясно, что и в этой области в будущем откроются неслыханные возможности, которые произведут полную революцию в области телефонной связи.
Беспроволочный телефон превратился в действительность с момента открытия в 1927 г. беспроволочного телефонного сообщения между Лондоном и Нью-Йорком. Таким образом для всего телефонного сообщения началась новая эра, которая вместе с тем открывает перспективы и для нового способа передачи энергии. То, что в настоящее время возможно между Лондоном и Нью-Йорком, завтра или послезавтра станет возможно между Кельном и Берлином, между Веной и Токио, или Копенгагеном и Каиром. Первые шаги трансатлантического телефонного сообщения были сделаны в 1920 г., когда удалось вести на этом громадном расстоянии разговор в течение двух минут. В настоящее время возможно вести такие разговоры с помощью обыкновенного телефонного аппарата. Препятствием к широкому развитию подобных разговоров служит пока только большая стоимость. Но и эта помеха, вскоре будет устранена, технике удастся значительно удешевить подобные разговоры и создать серьезную конкуренцию современным кабельным линиям.
Наряду с усовершенствованием говорящего радио в будущем чрезвычайно разовьется беспроволочная передача изображений… Ученые всех стран за последние годы занимались этой проблемой, и в настоящее время можно сказать, что аппараты для передачи изображений, письма и движущихся предметов до такой степени усовершенствованы, что беспроволочная передача изображений, как обыденное явление, является лишь вопросом времени[6]. Если пользоваться короткими волнами, то передача посредством известного элемента Каролюса потребует всего лишь 5 секунд. Различные опыты, проделанные в последние годы проф. Дикманом, Корном, Петерсоном, Белином, Каролюсом, Шредером и др., столь обширны и изобилуют такими подробностями, что для тщательного рассмотрения их понадобилась бы специальная большая статья. Если в настоящее время возможно, например, не только вести телефонный разговор между Лондоном и Нью-Йорком, но и передавать в Америку электрическим путем в течение 5 минут изображения и печатные германские газеты, то можно себе представить, как разовьется эта техника через несколько десятилетий.
Рис. 28. Приемный и посылочный аппараты для телевидения.
В будущем радио будет усовершенствовано в такой степени, что возможно будет передавать не только звуки и изображения, но и сильные токи для питания мотора и получения света. Известный электрофизик Маркони в феврале 1927 г. в собрании выдающихся электротехников в Лондоне прочел доклад, о возможности беспроволочной передачи электрической энергии для хозяйственных потребностей. Изобретатель подчеркнул в своем докладе, что он рискует быть объявленным фантазером за то, что он считает вероятным разрешение этой проблемы. Тем не менее он утверждает, что не так уж далек тот момент, когда электрическая энергия, добываемая в гигантских централизованных силовых станциях, без проводов будет доставляться потребителям. Иными словами, это будет означать, что в будущем отпадет необходимость постройки кабельной сети и магистралей для распределения электрической энергии. Хотя изобретатель в своем докладе не изложил, как он себе это представляет, но он заявил, что распространение радиотелеграфии чрезвычайно благоприятствует его опытам, тем более, что он неоднократно получал из любительских кругов ценные указания, а иногда также важные результаты наблюдений. Конечно, к данным любителей необходимо относиться с большой осторожностью, так как у них обычно отсутствует подготовка для производства опытов. Осуществление пророчеств Маркони имело бы колоссальное значение в технике. Мы могли бы в таком случае установить в наших домах аппараты, которые пускались бы в ход передаваемыми электрическими волнами и производили бы ток, который создавал бы новую энергию. Автомобили, аэропланы, локомотивы, подводные лодки и корабли могли бы получать необходимую энергию беспроволочным путем и передвигаться с помощью легко регулируемых и никогда не останавливающихся электромоторов. Легкий аккумулятор, над которым в настоящее время ломают головы тысячи изобретателей, стал бы тогда излишним.
Изобретатели находятся на верном пути к изобретению аппарата, с помощью которого в будущем можно будет видеть ночью, а именно таким путем, что в определенном направлении будут посылаться электрические волны, обладающие свойствами возвращаться обратно в другой форме, отражая в специальном аппарате видимую вдали картину. В теории эта проблема уже решена. Удастся ли ее разрешить на практике, пока еще неизвестно. Во всяком случае подобное изобретение имело бы колоссальные последствия.
Перейдем теперь к тем областям, которые находятся в тесной связи с жизнью человека.
И в этих областях техника придет на помощь человеку — быть слепым и глухонемым не будет таким уже большим несчастьем. Электрическая энергия и специальные аппараты преодолевают эти недостатки. В настоящее время существует так называемый оптофон, который позволяет слепому установить, имеется ли в помещении свет. В этом веке и слепые получат возможность с помощью чувствительных аппаратов воссоздавать перед своим умственным взором весь окружающий их мир. То, в чем отказано глазу, будет теперь сообщаться нервам с помощью электрической энергии.
Полный переворот переживет в будущем и вся наша медицина и хирургия. Достижения, которые имеются уже в новейших методах лечения болезней, говорят за то, что в будущем человечество ждет еще много неожиданностей. Наши потомки будут знать о всяких инфекционных болезнях лишь только понаслышке. К тому времени возбудители заразных болезней, которые в настоящее время являются еще бичом человечества, будут окончательно изучены, так же как и функции желез, для того чтобы энергично бороться с ними. Рак, дифтерит, туберкулез, венерические болезни и т. д. сократятся до минимума. Исследования за короткое послевоенное время дали уже серьезные результаты, достаточно напомнить хотя бы о борьбе с сонной болезнью, малярией, туберкулезом.
Достижения в фармацевтической области за последние годы огромны. И все же будущему предстоит еще разрешить много важных проблем. Необходимо будет найти новые методы для научного изучения действий фармацевтических препаратов. Далее необходимо исследовать действующие начала, содержащиеся в выделениях многих желез организма и безусловно необходимые для его правильного функционирования. Напомним только об инсулине и родственных препаратах, которые применяются при заболевании поджелудочной железы. Необходимо, далее, найти радикальные средства против туберкулеза, рака, гриппа, ящура и разнообразных болезней, вызываемых неправильным обменом веществ.
В 2000 г. наука станет, возможно, предопределять пол человеческого зародыша. Хирургия омолаживания человека значительно уже подвинется вперед, так что столетний человек будет не редкостью. В 1927 г. известный пионер в области омоложивания путем пересадки обезьяньей железы человеку, д-р Сергей Воронов, высказал в одном докладе в Париже, что единственная причина, почему не все люди теперь могут дожить до 140 лет и без явлений старения, заключается в том, что на земле живут сотни миллионов людей, но всего лишь несколько сот тысяч обезьян. Обезьяны, живущие в девственных лесах, вряд ли способны к размножению, так как природа их окружает слишком многочисленными опасностями. Воронов, по его словам, хочет попытаться выяснить возможность быстрого разведения обезьян в специально приспособленных условиях. Он предвидит то время, когда весь морской берег от Неаполя до Марселя будет предоставлен для разведения обезьян на благо человечества.
Доказано, говорит далее д-р Воронов, что люди, в организм которых пересажены обезьяньи железы, вплоть до глубочайшей старости наслаждаются полным умственным и физическим здоровьем и, наконец, после очень краткого периода упадка сил без боли и страданий умирают. «Я, — говорит Воронов, — уже произвел около 1 000 операций, и почти все они сопровождались успехом. Старение вызывается обычно отмиранием или изношенностью желез. Лица, снабженные новыми железами, — а почти во всех случаях дело идет о людях высокой интеллектуальности, — регулярно заявляют, что их первое ощущение после операции — это усиление ясности ума. В тех случаях, когда особенно страдала память, всегда после операции отмечалось, что она снова достигала своей прежней силы».
Подобно тому как в настоящее время мы искусственно удобряем наши посевы и получаем с наших полей рекордные урожаи, так когда-нибудь станет возможно усиливать производительность наших домашних полезных животных и, главное, удлинить продолжительность их жизни. Воронов распространил свои эксперименты и на животных, причем особенных успехов добился с овцами, разводимыми на французской государственной опытной ферме в Алжире. В этих случаях железы переносились на молодых баранов, в результате чего чрезвычайно увеличивался их вес и количество шерсти; но самое удивительное это то, что повышенная жизнеспособность до известной степени переходит по наследству, ибо детеныши таких оперированных баранов в пятимесячном возрасте весят на 17 фунтов больше потомства не-оперированных овец, и их шерсть весит на 1 фунт больше. Ученый предполагает оперировать и снабдить новыми железами и это второе поколение и т. д. до тех пор, пока, как он думает, ему удастся вырастить сверховцу. Воронову удалось так же значительно изменить продолжительность жизни овец, зачастую увеличивая ее на целую треть.
Рис. 29. Омоложенный бык: старый бык перед операцией, он же после операции.
РИС. 30. Омоложенный человек: 70-летний старик перед операцией проф. Воронова. Тот же человек через год после операции. Он же через 2 года после операции.
С течением времени мы окончательно избавимся от необходимости ввозить продовольствие из-за границы, что в настоящее время тяжело отражается на наших финансах. В области сельского хозяйства в течение ближайших лет мы окончательно перейдет на американские условия, где рабочий скот почти совершенно исчез из сельского хозяйства, а его место занял трактор, приводимый в движение легким автомобильным мотором. Еще в 1926 г. американский автомобильный король Форд сказал, что прежнее земледелие становится романтическим воспоминанием. За последнее время сельское хозяйство испытало перестройку, причем новое сельское хозяйство относится к прежнему, как современные способы ведения войны к прежним битвам с мечом и в панцыре. В настоящее время в сельском хозяйстве применяется глубокая вспашка, которая дает растению в земле большее количество питательных веществ, недоступных ему при поверхностной вспашке. Во-первых, подобная обработка почвы гораздо дешевле; во-вторых, она обещает гораздо больший урожай; в-третьих, открывается широкое поле деятельности промышленности, и, в-четвертых, отпадает необходимость содержания рабочих животных, для которых до сих пор приходилось оставлять под паром большие пространства полей. Сюда надо добавить, что и крупные пустыри быстро могут быть превращены в плодородную землю. Наш уголь в будущем приобретет в качестве удобрения гораздо большее значение, нежели до сих пор. Огромные азотные заводы, которые во время войны служили для производства взрывчатых веществ, работают теперь на наше сельское хозяйство. Помимо азота растение нуждается еще в фосфоре, который, как известно, добывается в томасовом конверторе, и количество которого поэтому ограничено. Согласно открытому Либихом закону, растение нуждается для своего роста в наличии вполне определенного количества удобрительных веществ. Если, например, отсутствует фосфор или он имеется в недостаточном количестве, то не поможет и избыток других удобрительных веществ. Задача науки и промышленности в будущем заключается в том, чтобы снабдить нас достаточным количеством фосфорного удобрения.
В сельском хозяйстве давно уже живет мечта о возможности управлять погодой. До сих пор это еще не достигнуто окончательно. Но в 2000 г. будет разрешена и эта проблема, так как до тех пор верхние слои воздуха будут исследованы до такой степени, что мы с земли сможем, хотя бы в определенных местах, регулировать ветер и другие атмосферные явления, быть может посредством лучей или электрической энергии, аналогично посылке радиоволн. Уже давно было замечено, что после более или менее крупных сражений начинаются дожди. Выяснилось, что подобное сотрясение воздуха создавало изменения в атмосфере. Известно также, что сильный стрельбой можно прогнать бурю с градом. В Штирии, например, существуют специальные станции, задачей которых является стрелять при появлении града. В самое последнее время в Америке обратились к электричеству в целях влияния на погоду. Высылали аэропланы, которые рассеивали в тучах песок, заряженный электричеством. Американские электротехники Хайт и Дьюи В. Девис применили другой способ, устроив на высокой башне, вышиной в 44 дождевую станцию, на которой находится приспособление, доводящее электрический ток мощностью в два киловатта до напряжения в миллион вольт. Это огромное напряжение посылается в мировое пространство. При этом сделано было наблюдение, что барометр катастрофически падал, и если на небе были тучи, то вскоре начинался дождь.
Значительный интерес представляют попытки расширить пространства, заселенные человеком, колонизировать многочисленные пустыни, неисследованные страны и т. д. Французская «Академия колониальных наук» назначила высокую премию за разрешение проблемы приспособления к жизни пустыни Сахары. Требуется указать, каким путем можно превратить Сахару в техническом, аграрном и экономическом отношении в обитаемую страну. Какой бы фантазией ни казался нам этот план, он не так далек от действительности. Уже в настоящее время установлено постоянное сообщение через пески Сахары на восьмиколесных автомобилях; многие оазисы связаны уже железнодорожными линиями, поезд от Каира к Иерусалиму, например, часами проходит по пустыне. Прогресс техники несомненно в один прекрасный день найдет возможность систематически орошать огромную пустыню, быть может с помощью системы колодцев.
Уже в настоящее время Союз африканских колоний принял проект систематического орошения пустыни Калахари, имея в виду расширение площади колонизации для увеличивающегося населения. Из различных рек будут проведены в пустыню каналы, орошающие землю и повышающие влажность воздуха. Аравия также заселена лишь по краям и могла бы, следовательно, принять еще много поселенцев внутри страны, представляющей собой, правда, пустыню. Внутренняя Азия и Австралия обладают еще большими, совершенно необитаемыми областями. Исландия, Шпицберген и Гренландия еще подлежат заселению. Рыбная ловля, хорошая почва, большие залежи угля, в особенности на Шпицбергене (около 9 млрд т) являются лучшими условиями для заселения.
Аэроплан и автомобиль явятся пионерами в будущем заселении пустыни. Ситроену первому удалось создать автомобиль-танк, которому не страшны ужасы пустыни. В 1926 г. появилось сенсационное сообщение, что кильскому изобретателю Бишоф у после многолетних усилий удалось сконструировать гигантский автомобиль, который, подобно кораблю, будет пересекать пустыню с полезным грузом и большим количеством пассажиров. Этот современный корабль пустыни имеет 60 м длины и 18 вышины. Огромные колеса достигают в диаметре 15 м, а ширина обода 2 1 / 2 м. Помимо большого полезного груза, бензина и продовольствия этот автомобиль может вместить 300 человек, причем им будут предоставлены все удобства, какие только можно ожидать на морском судне. Предполагают, что этому современному кораблю пустыни, благодаря его своеобразной конструкции, не страшны будут даже самые трудные условия передвижения в пустыне. С осуществлением этой идеи несомненно наступит век, когда пустыни и обширные пустынные степные области потеряют весь свой былой ореол ужасов и страхов, которые лишь для немногих делали возможным тяжелое путешествие по песчаному морю.
Так же как с путешествием через пустыни в больших автомобилях, которое перестанет казаться чем-то удивительным уже через несколько лет, мы примиримся и с банальностью идеи путешествия на далекий Север, в непроходимой до сих пор полосе льдов. Один немецкий инженер в Ганновере сконструировал судно, которое сможет проходить сквозь снег и лед, на море превращаясь в судно, а на суше передвигаясь с помощью гусеничной конструкции.