Наиболее значительные и радикальные экономические перевороты в истории земного шара произошли в периоды, когда была проложена первая железная дорога, когда первый пароход прорезал волны океана, первый автомобиль проехал по нашим городам и первый аэроплан и дирижабль завоевали царство воздуха. Уголь и нефть были теми всемогущими источниками, которые окрылили этот новый век и в медленно текущую жизнь земледельческой культуры вдохнули пламя юности. С колоссальной быстротой развивалась техника, химия и пути сообщения, завоевывая страну за страной, перебрасывая мосты от народа к народу, от одной части света к другой, оплодотворяя пустыни и все теснее заставляя сжиматься земной шар. Вскоре после того, как на старом материке Европы машина и ее энергия завоевали культуру человечества, наступил момент, когда власть машин распространилась и в самых отдаленных частях света. Из гаваней внутрь плодородных областей потянулись железные дороги, открывая новую эру в развитии промышленности там, где долгие тысячелетия неизменно царило земледелие.
Если мы перенесемся теперь в послевоенную эпоху и остановимся на европейских странах, которые до войны носили аграрный характер и покупали промышленные изделия в главных промышленных странах, в Германии и Англии, то мы увидим, что и в этих странах в настоящее время наблюдается развитие промышленности. Этому благоприятствовало еще и то обстоятельство, что страны, расположенные на периферии Европы, во время войны были отрезаны от ввоза угля и им пришлось в связи с этим прибегнуть к другим источникам энергии в своей собственной стране. Раз начавшийся процесс не остановится уже, но, напротив, примет широчайшие размеры в наступающем десятилетии. Этот процесс наиболее наглядно наблюдается в северных государствах, в Швейцарии и Северной Италии.
В северных государствах уже во время войны началось чрезвычайное промышленное оживление, которое направлялось главным образом в сторону развития водяных сил этих стран. Развитие гидростанций способствовало необычайному расцвету в этих странах электрификации железных дорог, электролитической добычи железа и алюминия и мелкой промышленности. Например, мощность всех гидростанций Швеции достигла 17,9 млн л. с., из которых 45 % приходилось на 165 крупнейших гидростанций в 20 000 л. с. и выше; 334 водопада, мощностью свыше 10 000 л. с., представляют 60 % всей водяной энергии. Благодаря этому богатству ни одна европейская страна не представляет такого удобства для развития крупных силовых станций на американский образец, как Швеция. На втором месте по богатству водяными силами в Европе стоит Норвегия, возможная мощность которой составит 12,3 млн. л. с. Аналогичную тенденцию обнаруживает и Швейцария, которая за последние годы пошла по пути стремительного строительства гидростанций и путем устройства промышленных выставок неоднократно обнаруживала на хозяйственном рынке свой новый индустриальный характер.
Широкий промышленный расцвет пережила после войны в. особенности Италия. Ни одна страна в Европе не достигла за короткий срок такого промышленного подъема, как Апеннинский полуостров. За последние годы страна стала известна чрезвычайно сильным развитием автомобильной промышленности. В настоящее время Италия обладает 20 автомобильными фабриками, из которых 6 имеют мировое значение. Эти фабрики уже 4 года тому назад могли изготовлять ежегодно свыше 30 000 автомобилей, из которых половина предназначалась для экспорта за границу. Итальянская таможенная политика за последние годы поэтому поставила себе целью приспособиться к задаче поощрения итальянской промышленности. В результате ввоз иностранных автомобилей сократился до минимума. Число ввезенных автомобилей в 1923 г. достигало 906, тогда как вывоз составил 12 743 автомобиля, из которых большинство было куплено Англией. В других областях Италия за последние годы также стала на собственные ноги. Так, например, до войны страна ввозила электрические лампы накаливания из-за границы в размере около 10 млн штук в год. Главными поставщиками были Филиппс (Голландия) и Осрам (Германия). Уже во время войны, в особенности же после войны, в этой области наступил значительный перелом. Италия обзавелась американскими машинами и в 1924 г., когда впервые в Милане открылась промышленная выставка, смогла гордиться тем, что половина потребных стране лампочек в настоящее время изготовляется внутри страны. Больших размеров достиг ввоз специальных машин для обрабатывающей промышленности, благодаря чему Италия все более избавляется от необходимости покупать изделия других стран. Стремление к расширению особенно заметно обнаруживается в текстильной промышленности, в частности в шелковой. Переход от ручного тканья к машинному произошел в Италии совсем не так давно, и тем не менее в 1922 г. количество механических ткацких станков уже достигло 15 000. Одно производство искусственного шелка, который, как известно, получается посредством химической обработки целлюлозы, достигло в 1923 г. 1 800 000 кг на экспорт. Ввоз хлопка-сырца также беспрерывно растет, тогда как ввоз пряжи неуклонно падает. Чрезвычайно сильно развилась химическая промышленность, так что Италия в настоящее время может сбывать за границу большое количество взрывчатых химических веществ. После войны, в связи с перестройкой своей промышленности, Италия начала производство в широком техническом масштабе аммиака и удобрительных веществ, добываемых из воздуха, производство красок, медицинских препаратов и т. д., чему благоприятствовали поставки германского угля. Совершенно исключительные размеры принял расцвет итальянской тяжелой индустрии. Италия чрезвычайно бедна полезными ископаемыми, которые являются необходимым условием для широкого развития тяжелой индустрии. Особенно ничтожна ее угольная добыча. Точно выясненные запасы страны исчисляются в какой-нибудь 1 млн т каменного угля и 53 млн т бурого угля. И тем не менее угольная добыча за последние годы сильно повысилась. Жирнопламенного угля было добыто в 1917 г. 20 250 т, в 1926 г. уже 206 500 т, антрацита в 1913 г. — 1 120 т, в 1926 г. — 14 250 т, бурого угля в 1913 г. — 697 319 т, а в 1926 г. — 1 163 130 т. Общий ввоз минерального топлива за последние годы стремительно увеличивался. Гидростанции Италии после войны все более расширялись. В начале войны мощность итальянских гидростанций достигала 1 млн л. с., а в 1925/1926 г. она исчислялась уже в 3 200 000 л. с. Потребление тока повысилось с 1910 по 1926 г. с 1 471 млн клв-ч до 8 500 млн клв-ч.
Благодаря разделу Верхнесилезского промышленного округа, чрезвычайно усилилась в качестве промышленного государства Польша. Угольная промышленность занимает в настоящее время в Польше первое место. Из ежегодно добываемого количества угля 40 % страна должна вывозить. После войны создалась тесная связь между польским и чехословацким углем. Уже в 1925 г. между Польшей и Чехословакией была заключена угольная конвенция, преследовавшая задачу снабжения промышленности обеих стран необходимым сырьем, а также и взаимного обмена таковым. В обеих странах наблюдается недостаток сбыта угля.
Особый интерес вызвали со стороны польских экономических кругов Балканы, которые они стремятся сделать рынком для широкого сбыта своего угля. Рука об руку с этим планом идет стремление построить угольный канал на Балканы. С усилением индустриализации балканские страны за последние годы стали посвящать усиленное внимание своему энергетическому хозяйству, развивая главным образом эксплуатацию собственных нефтяных и угольных залежей. Крупнейшим и богатейшим угольным бассейном является Перникский (Болгария), в котором отмечается непрерывный рост добычи.
Огромными возможностями в будущем обладает Советский Союз — с его совершенно неизмеримыми минеральными сокровищами. Достаточно указать хотя бы на то, что в СССР нефти в два с половиною раза больше, чем в Соединенных штатах, чтобы понять, какие огромные возможности в промышленном отношении таятся в этой стране, которая обещает стать второй Америкой. Общее количество нефти в Бакинском районе исчисляется, например, в 820 млн т, из которых ежегодно добывается 5–7 млн. Наряду с нефтяной промышленностью все большее значение приобретают гидростанции. Во всех районах, где имеется возможность для этого, энергично поощряется водяное хозяйство и сооружаются крупные силовые станции. Советская государственная металлопромышленность сумела также за последние годы значительно повысить свое производство. Повышение особенно бросается в глаза в 1926 г. в производстве черного металла, которое удалось повысить на 70 %. Аналогичным образом увеличилось производство металлургических готовых изделий, а именно на 58 %. Производство машин и судов повысилось на 39 %.
Еще более богатые перспективы, нежели Европейская часть Советского Союза, обнаруживает необъятная Сибирь.
Если мы обратим свои взоры на Дальний Восток, то и здесь мы сможем констатировать поразительный расцвет в течение нескольких лет промышленной жизни, которая вводит тысячелетние аграрные народы в русло современной техники, промышленности и транспорта. Еще в 1912 г., например, добыча доменного чугуна в Японии едва достигала 1 / 4 млн т, тогда как в 1924 г. добыча достигла 820 000 т, а производство стали повысилось до 1 099 000 т. Рассматривая цифры японского ввоза, приходишь к заключению, что ввоз железа за последние десять лет неуклонно падал, и Америка и Европа почти совершенно исчезли с японского железного рынка. Из общего ввоза 232 000 т в 1912 г. Англия ввезла в Японию 157 700 т чугуна, тогда как в 1926 г. ее доля упала до 10 500 т из общего ввоза в 446 600 т. В 1915–1918 гг. возросла в три раза и японская добыча угля; в 1918 г. она достигла 28 млн т. Годовое потребление угля в самой Японии повысилось уже с 1895 по 1903 г. вдвое, а именно с 0,07 т до 0,14 т в год на человека. Это — высшее мировое процентуальное повышение душевого потребления угля. Развитие водяных источников энергии также начинает становиться жизненным вопросом для Японии. Уже в 90-х годах в стране Восходящего Солнца особое внимание начали обращать на использование водяной энергии. Из полезных водяных сил, мощность коих исчисляется в Японии в 8 млн киловатт, эксплуатируется или находится в процессе строительства едва лишь одна треть. В 1922 г. в Японии работало всего 60 гидростанций общей мощностью в 440000 клв. В следующем году строились станции с проектированной мощностью в 1 300 000 клв. Уже давно японское правительство особенное внимание уделяет электрификации железных дорог. Из войны японская хлопчатобумажная промышленность, судостроение и машинная промышленность вышли со свежими силами и почти окончательно вытеснили в этом отношении с японского рынка Америку и Европу. Несмотря на то, что производственная способность Японии в отношении чугуна достигает едва 2 % американской, 7 % немецкой и 8 1 / 2 % английской, нельзя отрицать того, что Япония стремится сделать свою промышленность независимой.
Даже Индия, где земледелие является главным занятием населения, за последние годы все более и более втягивается в процесс индустриализации. В 1925 г. Индия ввезла из-за границы 960 000 т стали и железа, из которых половина пришла из Англии. Индия стремится с помощью собственного сырья и собственных производительных сил избавиться от импорта. Война пробудила и Индию к промышленному развитию, тем более, что страна осознала, что она обладает обширными и богатыми залежами железных руд, среди которых нужно особенно отметить исчисляемые во многие миллиарды тонн залежи магнитной руды в округе Салем (Мадрас). По оптимистической оценке запасы высокоценных руд достигают в Индии 20 млрд т, что делает Индию самой богатой железом страной в мире. Правда, залежи хорошего коксового угля, необходимого для плавки чугуна, находятся приблизительно в 300 км от главных залежей железа. Это однако не имеет большого значения. Дело в том, что значительное усовершенствование добычи железа путем электролиза и начинающееся развитие добычи железа химическим путем позволит Индии в несколько лет с легкостью преодолеть эти препятствия. Единственным крупным сталелитейным заводом является компания «Тата», производство которой в 1925 г. достигло 448 000 т стали. После проектируемого расширения эта цифра может повыситься вдвое. Наряду с железоделательной промышленностью национальный индийский капитал особенно важное значение придает усилению индийской текстильной промышленности.
Величайшее промышленное будущее ожидает, конечно, Китай. В стране, на одну треть большей Северной Америки, живет в 4 раза больше людей, которые в большинстве живут в условиях первобытного аграрного хозяйства. Китай не только представляет огромный рынок для сбыта товаров в будущем, но имеет возможность стать огромной промышленной страной. Мы имеем весьма слабое представление о тех огромных массах нетронутых богатств, которые скрываются в недрах Китая.
Дрек оценивает общие запасы каменного угля в Китае в 1 000 млрд т, которых хватило бы для снабжения всего мира каменным углем в течение тысячи лет. Например, Манчжурия представляет собою единственный по величине и богатству угольный бассейн; затем следуют бассейны провинции Чжили, Шан-дунь, Хонань и Шанси. Последняя обладает большими залежами антрацита, как известно, лучшего сорта угля, дающего минимум золы и шлака. Там встречаются угольные пласты, мощностью в 200 м. Южный Китай также обладает большим угольным бассейном в провинции Хунань, где имеются особенно богатые тощие угли. Общая добыча угля в Китае по сравнению с его громадными запасами еще очень мала. Она едва достигает 20 млн т в год, причем большей частью уголь добывается в чрезвычайно примитивных условиях. Во многих провинциях железо залегает непосредственно рядом с углем, например в Шанси и Чжили. Запасы железа в Китае по американским данным исчисляются в 1 млрд т, что составляет 1 / 4 американских залежей и 1 / 3 залежей Франции и Германии до войны. Китай обладает свыше 50 % сурьмы, идя в этом отношении впереди всех стран. Олово, медь, марганец, серебро, золото, никель, слюда, свинец, асбест, ртуть и др. залегают в Китае еще в очень больших количествах. До 1860 г. Китай снабжал почти весь мир ценным шелком. В настоящее время Япония уже вытеснила Китай с шелкового рынка. В 1925 г. Америка получала 96,9 % шелка из Японии. Китайский экспорт чая также обнаруживает значительный упадок. Еще в 1820 г. целых 75 % экспорта Китая состояло из чая. В 1899 г. этот процент упал уже до 16, а в 1926—до 3 %. Сбор хлопка в Китае достигает больших размеров. В этой области Китай стоит на третьем месте, причем его превосходят только Индия и Америка. В 1920/1921 г. китайская продукция достигла 3 млн кип, причем она отстала от индийской добычи всего лишь на 600 тыс. кип. Чего особенно не хватает Китаю для экономического прогресса — это шоссейных и железных дорог. Огромная страна обладает в настоящее время железнодорожной сетью, протяжением едва в 12 000 км. Китайская статистика приводит следующие весьма интересные цифры:
Исландия, Шпицберген и Гренландия обладают очень широкими возможностями в области промышленного. развития. Исландское правительство делает в этом направлении большие усилия. Один Шпицберген обладает залежами угля в 9 млрд т которые еще ожидают разработки. В Гренландии имеется 160 000 кв. км свободной от льда земли, которая очень удобна для скотоводства.
К числу индустриальных стран будущего нужно отнести Австралию, ибо это самая богатая углем страна южного полушария. Она обладает в три раза большим количеством угля, нежели Африка, вдвое большим, чем Британская Индия; ее залежи равняются запасам Азиатской части СССР. Добыча угля последние годы держалась в Австралии на уровне 11 млн т, в то время как добыча отличной железной руды беспрерывно увеличивается. Германия еще в 1913 г. ввезла в Австралию 100 000 т железа. В стране все более растет судо- и паровозостроение, и благодаря обилию в стране минеральных ископаемых Австралия уже отказывается от ввоза.
Бразилии предстоит большое будущее в виду ее чрезвычайно богатых водяных сил; угольные богатства имеют здесь второстепенное значение. Огромные залежи руды обеспечивают на долгие годы снабжение всего мира. Большое преимущество заключается в том, что руда обладает высокими качествами (магнитный железняк и высокоценные, содержащие железо конгломераты) и, главное, может добываться непосредственно у поверхности земли. Добыча и плавка руд еще находятся в начальных стадиях.
Все более и более развивается в промышленном отношении также африканский материк, особенно на периферии. Какие огромные возможности представляет, например, бельгийский Конго со своими 120 млн л. с. водяной энергии и французский Конго с его 35 млн л. с.! Сильно развивалась за последние годы промышленность в британской Южной Африке. Последние годы и Египет понял, что его будущее в промышленности. Правда, страна не имеет никаких минеральных богатств, а зависит всецело от водяных сил Нила. Но именно последние являются необычайным благодеянием для страны, так как они не только являются источником плодородия, но и способствуют разведению хлопка. Известно, что именно Англия стремится использовать для себя воды Нила в Верхнем Египте и в Судане для своих хлопковых плантаций, причем она в буквальном смысле слова похитила воду у египтян, что является причиной длительного конфликта между Египтом и Англией. В Египте в последнее время усиленно развивающаяся промышленность препятствует экспорту из страны хлопка в виде сырья, стремясь выпускать его в виде готовых изделий. Сооружение текстильных фабрик за последние годы доказывает, что Египет достиг известных успехов по пути к промышленной самостоятельности. В химическом отношении Египет быть может в будущем еще сыграет крупную роль. Мощные водяные силы, получаемые из Нила, в будущем смогут быть использованы для всевозможных целей; более того, вся страна, еще не вышедшая из стадии первобытного аграрного хозяйства, сможет пережить неслыханный расцвет. Уже несколько лет поблизости Каира работают солнечные машины, служащие промышленным целям.