Река Даубиха

Хотя было бы гораздо справедливее принимать эту реку за главный исток или верховье Усури, потому что непосредственно ниже, за соединением реки Даубихи с рекою Уллаха, Усури явно представляет продолжение реки Даубиха, и еще потому, что эта последняя при своем устье превосходит реку Уллаха и количеством воды и шириною русла — однако же я, придерживаясь взгляда местных жителей, буду рассматривать Даубиху как левый приток Усури. Из всех боковых притоков Усури, получающих свое начало на юг от нее, река Даубиха имеет самые отдаленные истоки, начинаясь из хребта Сихота-алин почти под 43°15′ с. ш. Та часть этого хребта, из которой она вытекает, считается весьма высокою и покрыта по склонам хвойным лесом (сосновым), растущим также и в довольно узкой долине, по которой протекает эта река, в среднем направлении к С.-С.-З.; а это направление сохраняется ею до того места, где она пересекает дорогу, ведущую в Хун-чун. Все это пространство ее верхнего течения необитаемо, но только нередко посещается в летнее время искателями корня жень-шень, а зимою приходящими издалека охотниками[34]. Там, где Даубиха изменяет свое направление и загибается к С.-В., но все еще протекает в долине, окаймленной горами, там появляются первые деревни или жилища китайцев, занимающихся земледелием. Только лишь за деревнею Хонтусанза горы начинают расходиться, и долина эта становится открытее. Вслед за этим местом, несколько ниже по течению, вливаются одна за другою реки Дабаха́ и Чоусунгоуз, получающие свое начало в хребте, который служит водоразделом для системы вод Усури с системою притоков озера Кенгка. С устьем реки Чоусонгоуза мы вступаем в область, исследованную г. Васильевым, который в 1859 году произвел топографическую съемку реки Даубихи. Описанием его я буду руководствоваться в моем обозрении этой реки до самого устья ее. Берега ее, по его словам, низки и представляют луга, местами болотистые; изредка выдвигаются к правому берегу высоты, обращенные к реке скаты которых покрыты лиственными лесами, и нередко спускаются в самое русло реки. На левом берегу такие возвышенности встречаются несколько чаще. Самая высокая гора этой долины находится при нижнем течении и носит название Угы-дынгза. На отлогостях описанных сейчас гор расположены почти все деревни китайцев и ходзенов, обитающих в этих местах; но, кроме склонов гор, занятых ими, есть еще много оставшихся незаселенными. Луга и плоские места каждый раз, вслед за периодически выпадающими дождями, подвергаются довольно сильному наводнению: даже незначительные ручьи, вливающиеся в Даубиху, в дождливое время становятся сильными потоками, по лугам образуются большие озера и затопляют дорожки между большею частью здешних деревень, жители которых в это время должны прибегать к лодкам, как к единственному средству сообщения. Вместе с потоками и самая река, которая в обыкновенное время имеет при устье до 100 сажен, а при верхнем течении до 25 сажен ширины, принимает во время разлива громадные размеры. Время этих разливов бывает обыкновенно в мае и в конце августа. По знакам или следам наводнения, остающимся на скалистых откосах можно узнать, насколько вода поднималась выше обыкновенного уровня; эта высота иногда доходит до 10 футов[35]. Хотя течение Даубихи не в дождливое время, за исключением мелких мест или перекатов, можно назвать умеренным, но оно очень ускоряется в дождливое время и при разливах может дойти до быстроты 8 верст в час. Эта быстрота реки, плывущие по ней массы наносного леса, множество песчаных отмелей и, наконец, то обстоятельство, что при разливах, когда берега бывают затоплены, нет возможности идти бичевой против течения, все это затрудняет плавание по ней до того, что и на малых лодках оно требует больших усилий и осмотрительности. От устья Даубихи (44°52′56″ с. ш.) по ее левому берегу тянется дорога, минующая извилины реки и ведущая от деревни до деревни; вместе с последнею деревнею, Чуанинс, она оставляет долину реки, чтобы идти через водораздел в долину Лефу. Из долины Лефу она идет далее снова в гору, на хребет Сихота-алин, и по его Ю.-З. склонам направляется в Суйфунскую долину. Отсюда уже она делится на два пути: ездящие по ней китайцы, отправляющиеся в Хун-чун, сворачивают к юго-западу, а едущие в Нингута или в Гирин направляются к С.-З. Этим же путем пользуются обыкновенно осенью и зимою китайцы, живущие на Фудзи, на верхнем течении Усури и на Даубихе, для перевозки в эти города годовой добычи корня жень-шень или же мехов, добытых ими самими или вымененных у ходзенов, и обратно для вывоза оттуда необходимых жизненных припасов и других товаров. Путь этот представляет узкую тропинку, проходимую только для караванов, едущих на лошадях и мулах, и которая во многих местах теряется в густоте кустарника и в высокой траве. За исключением нескольких семейств ходзенов, живущих здесь при устье Даубихи в деревне Сянгсау, все народонаселение долины Даубихи составляют китайцы. Главные занятия их — огородничество и земледелие, а также и отыскивание в горах растения жень-шень, искусственным разведением которого занимаются только жители деревни Угы-Дынгза. Рыбная же ловля и охота за зверями, также как и торговые сношения, составляют для них второстепенные занятия.