Какими способами можно содействовать разъяснению заблуждений относительно народонаселения

Для улучшения участи людей недостаточно одной отмены всех учреждений, поощряющих размножение населения; необходимо, кроме того, стараться об исправлении господствующих мнений, производящих такое же и даже нередко сильнейшее действие. Это может быть делом одного только времени, единственное же средство для достижения такой цели заключается в распространении здравых понятий путем печати и устных бесед. В особенности необходимо настаивать на распространении той истины, что долг человека состоит не в размножении породы, а в распространении всеми возможными способами счастья и добродетели, и что если человек не имеет основательной надежды на достижение этой цели, то природа вовсе не предписывает ему оставлять после себя потомков.

Среди высших классов общества нет основания опасаться заключения чрезмерного числа браков. Распространение здравых понятий в этом вопросе, конечно, могло бы и этому классу оказать пользу и предупредить значительное число несчастных супружеств; но будем ли мы стараться об этом или нет, более возвышенные чувства, внушаемые в этом классе положением и воспитанием, всегда будут служить значительным препятствием к заключению браков, хотя бы вследствие внушаемой ими осторожности. Общество вправе предписать своим членам одно лишь правило, налагаемое на них в виде положительной обязанности, — это чтобы никто не заводил семьи, не имея средств для ее содержания. Всякое дальнейшее стеснение должно быть предоставлено выбору и усмотрению того, кто налагает его на себя. Что же касается высших классов общества, то остается желать, чтобы в их среде оказывалось больше уважения и предоставлялось больше свободы незамужним девушкам, которым необходимо в то же время предоставить такие же права, как и женщинам замужним. Это было бы делом столь же благоразумным, как и согласным с основными требованиями справедливости и равноправности.

Но если среди высших классов так легко достижима степень благоразумия, необходимая для удержания в должных границах числа браков, то, желая получить те же результаты среди низших классов общества, необходимо распространять между ними то просвещение и ту предусмотрительность, которыми отличаются первые. Я полагаю, что лучшим для этого средством могло бы быть введение той системы приходского образования, которую предложил Адам Смит.

ссылка 19

Кроме обычных предметов образования и тех, которые присоединяет к ним Смит, я хотел бы, чтобы в этих школах возможно чаще разъяснялось положение низших классов общества относительно закона народонаселения и влияние, которое они могут оказать на возрастание собственного благополучия. При этом я не имею в виду, чтобы в этих разъяснениях в каком бы то ни было отношении умалялось значение брака или чтобы он изображался в менее привлекательном виде, чем это есть в действительности. Напротив, его следует представлять согласно с истиной как состояние, преимущественно свойственное человеческой природе, способное водворить счастье и предохранить от порока. Но при этом должно быть разъяснено, что преимуществами брака, так же как богатства и других благ, необходимо пользоваться лишь под известными условиями. Твердое убеждение, что супружество весьма желательно, но что для достижения его необходимо иметь средства для содержания семьи, послужит всякому молодому человеку наиболее сильным побуждением к труду и благоразумной бережливости до той поры, пока он не осуществит своих намерений относительно вступления в брак. Ничто иное неспособно в большей степени побудить к сбережению небольших излишков, всегда имеющихся в распоряжении холостых работников, и к разумному употреблению этих сбережений на созидание будущего благополучия, вместо того чтобы растрачивать их в праздности и пороках.

Если бы впоследствии оказалось возможным в этих школах к различным предметам преподавания присоединить еще некоторые простейшие основания политической экономии, то этим обществу была бы оказана неисчислимая выгода.

ссылка 20

Но необходимо признаться, что несколько бесед, которые мне случилось вести во время последних неурожаев (1800–1801 гг.) с лицами, принадлежащими к рабочему классу, значительно разочаровали меня. Я был до того поражен упорством их предрассудков относительно хлеботорговцев и скупщиков зерна, что мне показалось решительно невозможным согласовать подобное невежество с истинно свободным правительством. Я убедился, что среди народа сложились в этом отношении такие заблуждения, что если бы дело коснулось приложения к жизни его мнений, то пришлось бы неизбежно и во что бы то ни стало противодействовать этому вооруженной силой. Но весьма трудно предоставить правительству необходимую для этой цели силу, не подвергая в то же время опасности свободу.

В Англии на вспомоществования истрачены были громадные суммы, а между тем есть основание предполагать, что они послужили лишь к усилению бедствий тех самых лиц, которые воспользовались ими. В то же время было слишком мало сделано для образования народа. Его не позаботились ознакомить с некоторыми политическими истинами, имеющими близкое отношение к его благосостоянию, представляющими, быть может, единственное средство, при помощи которого он мог бы улучшить свое положение, способными превратить людей этого класса общества в мирных граждан и значительно увеличить их счастье. К стыду Англии необходимо отнести то обстоятельство, что образование народа в ней производится при посредстве лишь нескольких воскресных школ, содержимых за счет частных пожертвований и открытых притом лишь в самое последнее время.

ссылка 21

Оправдания, которыми успокаивают себя те, на ком лежит забота о народном образовании, представляются мне не только несоответствующими свободе, но и крайне неосновательными, а между тем, лишая народ способов к улучшению своего положения, нужно было бы руководствоваться неопровержимыми соображениями, основанными на очевидной необходимости. Даже тот кто не желает видеть, что его доводы опровергаются самыми простыми соображениями, не решится, я думаю, отвергать свидетельство опыта; поэтому я спрошу: замечено ли, чтобы преимущества, доставляемые шотландскому народу образованием, располагали его к мятежу или неудовольствиям? При этом необходимо заметить, что нужда в этой стране дает себя чувствовать постоянно, что неурожаи бывают в ней чаще и что благодаря менее благоприятному климату и худшей почве она испытывает больше лишений, чем Англия. Конечно, просвещение низших классов шотландского народа еще не столь значительно, чтобы оно могло улучшить положение бедных путем распространения между ними необходимого благоразумия и предусмотрительности; но и это незначительное просвещение побуждает шотландский народ к терпеливому перенесению многих бедствий из-за сознания, что возмущение способно лишь усилить их. Сравнив миролюбивые нравы шотландских крестьян, получающих кое-какое образование, с буйством невежественного населения Ирландии, всякий беспристрастный человек должен будет признать благотворное влияние просвещения и народного образования.

Главный аргумент, приводимый против введения в Англии системы народного образования, заключается в том, что образование даст возможность народу читать сочинения вроде книги Пейна, а это могло бы иметь гибельные последствия для правительства. Но я вполне разделяю высказанное по этому поводу Ад., Смитом мнение, что образованный и хорошо воспитанный народ труднее обольстить возмутительными сочинениями, так как он лучше может распознать и оценить вздорное красноречие демагогов, увлекаемых честолюбием или личными выгодами. Для возмущения целого прихода достаточно одного или двух грамотных людей; если же они подкуплены партией демагогов, то, выбирая подходящие места из этих сочинений, могут принести гораздо больше вреда сравнительно с тем, который произошел бы в том случае, если бы всякий член прихода прочел в свободную минуту все сочинение и взвесил противоположные доводы.

Но и помимо этих соображений, замечание Смита получило бы еще большее значение, если бы предлагаемые им школы знакомили народ с его истинным положением и если бы ему чаще разъясняли, что его участь не может быть заметно улучшена переменой правительства, так как это улучшение зависит от его собственного трудолюбия и благоразумия; что если некоторые желания народа и могут быть удовлетворены, то все же в таком вопросе, как содержание семейств, большинство населения не может рассчитывать на какое-нибудь облегчение; что никакое возмущение не может изменить в пользу народа отношение между спросом и предложением труда или между количеством пищи и числом потребителей; что если предложение труда пересиливает спрос, а требование пищи превышает ее предложение, то народ не может избежать страданий, причиняемых нуждой, даже при самом либеральном и совершенном правительстве.

Ознакомление с подобными истинами так очевидно должно способствовать поддержанию мира и спокойствия, ослаблению значения возмутительных сочинений и предупреждению легкомысленного сопротивления конституционным учреждениям, что невольно приходится заподозрить поборников народного невежества в каких-то своекорыстных видах.

Приходские школы не только могли бы содействовать разъяснению низшим классам населения их действительного положения, а также того, что от них самих зависит их благосостояние или нищета, эти школы могли бы еще при посредстве преподавания, начатого с ранних лет, и разумно распределяемых наград развить в подрастающем поколении привычку к трезвости, трудолюбию, независимости, благоразумию и внушить ему исполнение обязанностей, предписываемых религией. Таким образом, приходские школы явились бы действительным средством для развития низших классов народа и поднятия их до уровня среднего сословия, склонности которого имеют значительное преимущество.

Почти во всех странах для низшего класса народа существует предел нищеты, за которым прекращаются браки и продолжение рода. Этот предел крайней нищеты в различных странах весьма неодинаков и зависит от различных условий, как, например: почвы, климата, образа правления, распространения просвещения, степени цивилизации и пр. Главнейшими условиями, повышающими этот предел и уменьшающими нищету наиболее нуждающихся классов населения, являются свобода, обеспечение собственности, распространение среди народа знаний, стремление к приобретению преимуществ и наслаждений, доставляемых довольством. Деспотизм и невежество, наоборот, понижают этот предел.

При всяких попытках, предпринимаемых для улучшения положения низших классов населения, необходимо неизменно стремиться к поднятию возможно выше этого предела нищеты, или, другими словами, стремиться к тому, чтобы нужда, признаваемая в данной стране в крайней степени бедственной, все же была бы еще сносной. Достигнуть этого можно, развивая в народе стремление к независимости, чувство собственного достоинства, привычку к довольству и обладанию собственностью. Я уже имел случай указать, какое влияние оказывает хорошее управление на развитие в народе привычек к благоразумию, а также на воспитание в нем самоуважения. Но это влияние никогда не будет достаточно без содействия хорошей системы народного образования. В этом смысле можно утверждать, что правительство, не заботящееся о народном образовании, еще очень далеко от совершенства. Благодеяниями, доставляемыми хорошим образованием, все могут пользоваться, а так как от правительства зависит сделать образование общедоступным, то, вне всякого сомнения, оно и обязано это сделать.