Павел Петрович появлялся в школе одним из первых, но сегодня он застал на дворе возле кладовой двух мальчиков. Оба они сидели на корточках, низко нагнув головы. Мальчиков он узнал издали. Это были ученики пятого класса: Боря Дюков и Вася Поленов. Увлечённые разговором, ребята не слышали, как подошёл директор и остановился за их спинами. На земле были расчерчены квадраты, в которые они строго по прямым линиям втыкали заготовленные палочки.

— Подожди… Эти ростки еще не укоренились. Не тронь! — говорил Боря, удерживая руку приятеля.

— Так мы же хотели только один считать, а потом помножить! — убеждал его Вася.

— Ну так что? Ну, один! Так эти же еще растут, а эти пора черенковать!

Услышав необычные для игры термины: ростки, черенок, укоренение, Павел Петрович заинтересовался.

— Что это вы делаете, ребята? — спросил он через минуту, когда убедился, что не может разобраться, в чём дело.

Мальчики оглянулись, увидели директора и встали.

— Здравствуйте, Павел Петрович! — в один голос сказали они.

— Здравствуйте! Что вы делаете? Я сначала подумал, что вы в пристенок играете!

— Нет. Мы задачу решаем. Завтра сбор, Рябинин велел обязательно решить. А мы никак… Вчера целый день решали и сегодня… Никак не решить, Павел Петрович.

— А что это за задача?

— Надо высчитать, сколько получится черенков от двух картофелин. Да вот не получается…

Павел Петрович подумал и предложил другой способ решения.

Школьникам сразу бросалась в глаза эта странная группа во главе с директором, сидевшим на корточках возле кладовой. Через несколько минут здесь собралась большая толпа любопытных.

— Потом решим, — сказал Павел Петрович и, поднявшись, пошёл в школу.

После большой перемены он зашёл в пятый класс.

— Садитесь! — обратился директор к школьникам. — Вот что, ребята! Вы, конечно, знаете, что мичуринцы вашего отряда по поручению колхоза взяли на себя одну работу. Они решают любопытную задачу, и решают её практически, на опыте. Ответ можно будет узнать в июле. Кроме того, было бы интересно решить эту задачу и теоретически. Давайте попробуем. Запишите условия.

Пока школьники доставали тетрадки, Павел Петрович подошёл к доске и взял мел.

— Задача не обязательная, и отметок мы ставить за неё не будем, — с улыбкой продолжал он. — Но решить её было бы желательно… Слушайте задачу!.. У бригады юннатов два клубня картофеля денных сортов. Перед ними поставлена цель: методом ускоренного размножения получить возможно большее количество черенков. Оба клубня они положили в тёплое тёмное и влажное место. Из глазков к десятому апреля выросло двадцать белых ростков. Ребята их сняли и посадили в землю. Запишем: десятого апреля — двадцать!

С этими словами он написал на доске цифры. То же сделали и школьники в тетрадях.

— Ростки укоренились, — продолжал он. — Верхушки их позеленели и через двадцать дней сильно выросли. Тогда юннаты срезали верхушки и посадили как черенки. Мы с вами проходили размножение растений черенками, и вы об этом знаете. Запишем: первое мая — ещё двадцать! — Павел Петрович снова записал цифру. — Срезанные черенки укоренялись десять дней, и еще десять дней им нужно было расти до такой величины, чтобы можно было опять резать. Так… Запишем: двадцатого мая — двадцать!

На доске и в тетрадях появились ещё одно число и цифра.

— В это время первые ростки, с которых были срезаны верхушки первого мая, продолжали расти. Они имели корни, поэтому росли быстрей и через десять дней выбросили боковые побеги, или, как их иначе называют… Например, у помидоров?

— Пасынки! — хором ответило несколько голосов.

— Верно! Установим для задачи, что были оставлены три листочка. Значит, два пасынка можно срезать и посадить для укоренения, а третий оставить. Через десять дней с него можно будет срезать верхушку, а ещё через десять — снова два пасынка. Таким образом, мы установили уже какое-то правило. Это правило нужно понять, прежде чем решать задачу. Каждый росток или черенок — будь то срезанная верхушка или боковые пасынки, требуют двадцать дней для того, чтобы с них можно было опять срезать черенки. Но если они уже имеют корни, то срок для срезки сокращается наполовину. Десять дней! Понятно вам?

— Понятно! — хором ответили ребята.

— Ну а если понятно, то слушайте дальше. Десятого апреля с двух клубней снято двадцать ростков. Это мы записали! Двадцатого апреля ещё двадцать… Я сейчас говорю только о клубнях. Первые ростки в это время тоже растут, — пояснил он. — Первого мая ещё двадцать ростков. Десятого мая тоже двадцать. Двадцатого мая ещё раз двадцать. Первого июня клубни картофеля, вместе с выросшими ростками, разрезали и посадили… Следовательно, последний раз двадцать. Записали? Не забывайте записывать числа, когда сняты и посажены ростки для дальнейшего размножения черенками. Это очень важно, — предупредил он.

— Павел Петрович, числа не те… — сказал Ваня, глядя на доску, где учитель записывал столбиком числа месяца и количество ростков.

— Это неважно, Рябинин. Я нарочно округляю числа, чтобы легче было считать. Пускай на практике каждый черенок укореняется и растёт две недели, а мы будем считать двадцать дней. У нас на корнях они будут расти шесть-семь дней, а мы считаем десять, — пояснил он и снова обратился к классу: — Записали? Запишите ещё, что срок последней операции — первое июля. Первого июля можно срезать последние черенки и подсчитать общее число полученных растений.

— Павел Петрович, а это может быть? — спросил Новожилов.

— Что именно?

— А вот столько растений получить?

— Конечно, может быть. Если сомневаешься, то попроси Рябинина показать.

— И картошка на них будет?

— Если будут растения, почему же не быть клубням? — в свою очередь спросил Павел Петрович и продолжал: — Сколько будет клубней, мы увидим осенью. А сейчас попробуйте подсчитать, — сколько можно получить растений с двух клубней картофеля до первого июля?

Задача показалась ребятам простой и лёгкой. Некоторые ученики начинали решать её сразу же после ухода директора, но тут же споткнулись, запутавшись на первых ростках.

К концу учебного дня „картофельную“ задачу решала вся школа. Любителей математики она заинтересовала хитроумным ходом исчислений, остальных поразила возможностью, которой обладало это, известное всем, скромное растение. Откуда у картофеля берётся такая громадная жизненная сила и где её предел?