39. Новые заботы

ПОХВАЛЬНАЯ ГРАМОТА Выдана ученику пятого класса Рябинину Ивану . За отличные успехи и примерное поведение. 25 мая

В центре герб. Внизу нарисованы раскрытые книги, за ними стоит глобус, под ними две ветки. Слева, в овале, портрет В. И. Ленина, справа — И. В. Сталина.

Подписи учителей, заведующего школой и большая круглая печать.

Дед долго разглядывал грамоту, внимательно прочитал текст и одобрительно крякнул.

— Так! Перешёл, значит!

— Да.

— Хорошо! А грамоту выдали за успехи?

— Да.

— Хорошо!

Но этого старику показалось мало. Он сходил за очками, надел их и снова принялся разглядывать красиво оформленный лист. Под усами играла довольная улыбка.

— Так! Если грамоту получил, — значит, прилежно учился… Ну, а теперь что? Повесим на стенку?

— Зачем? Пускай лежит.

— А кто ещё получил грамоту?

— Зина Нестерова.

— Хорошо! Она прилежная. А Саша не получил?

— Нет. Но он хорошо перешёл.

— Никто из твоей бригады, значит, не остался?

— Нет. Все перешли… Ну, я пойду, дедушка.

Ваня надел фуражку, выбежал на улицу и оглянулся кругом. Сегодня всё выглядело иначе и всё казалось во много раз лучше. И солнце сияло сильней, и птицы пели громче, и ветерок дул ласковей, и зелень на деревьях и цветы и трава — всё было красивей.

Ваня учился отлично с первого дня поступления в школу, привык к пятёркам, но похвальная грамота до краёв переполнила сердце радостью.

Приятно будет написать в Ленинград: „Экзамены кончались ничего. Перешёл с похвальной“.

Особенно приятно, когда о похвальной грамоте узнает Мария Ивановна и скажет… „Что она скажет?“ — спросил он самого себя и не мог ответить.

Ведь учился он не для похвальной грамоты, а просто хочет знать как можно больше и как можно лучше. Ваня не мог понять, как это некоторые ребята получают двойки и даже „колы“. „Что они — сами себе враги, что ли?“ — думал он. Выходило именно так.

Возле парника никого нет. Картофель сильно подрос. Пора черенковать. Сейчас нельзя терять ни одного дня. Но вот вопрос — куда сажать черенки? Парников больше нет, — все заняты огурцами. Строить новые? Дело это не сложное. Котлован рыть не нужно. Холодный парник даже лучше. Но где достать рамы и стёкла?

Пока Ваня раздумывал над этим вопросом, тихо подошёл Саша и хлопнул его по спине.

— Что ты делаешь?

— Да вот не знаю, как быть… Смотри, как выросли. Надо бы черенки резать…

— Правильно!

— А куда сажать?

— А если в ящики?

— Это я думал. Много ли посадишь? Вон их сколько!

— А девочки как хотят? У них тоже полно.

— Не знаю.

Один за другим подошли Костя, Боря и Вася. Сегодня ребята принаряжены и настроены торжественно. Шутка сказать, — они шестиклассники! Положение обязывает. Мальчики еще не успели освоиться с этим новым положением и не знают, как себя держать.

— Как же с парниками быть? — спросил ребят Ваня.

Думали, гадали, но ничего лучше ящиков придумать не могли.

Совет пришёл со стороны.

За последние дни около „ребячьего парника“ часто останавливались взрослые колхозники и с любопытством смотрели на картофельную рассаду. Все видели, что детская забава превращается в серьёзное дело. Попрежнему оставалось только одно сомнение: вырастут ли клубни? Все знали, что если посадить в землю клубень, вокруг него образуются другие клубни. Картошка родит картошку, а тут одни стебельки.

Не раз приходила и Анна Тимофеевна Буянова смотреть на ребячью работу.

— Ну что, бригадир? Когда в поле высадишь? — спросила она, показав рукой на парник. — Тесно им… Пора бы?

— Боимся, тётя Нюра. А вдруг утренник?

Анна взглянула на ясное небо и покачала головой.

— Это верно! — согласилась она. — Осторожность никогда не мешает. Что же придумали?

— Хотим срезать черенки и не знаем, куда сажать… Парник-то полон! — сказал Ваня.

— А вы сами сделайте! Положите два бревна, сверху на брёвна рамы, а с боков засыпьте землёй.

— А где рамы взять? — спросил Саша.

— Да из окон!

И сразу стало всё ясно. Как они не додумались до такого простого решения. Зимние рамы из окон пора вынимать, и их можно использовать для парника.

— Вот правильно-то! — воскликнул Саша. — Ай да тётя Нюра!

— Своих не хватит, приходите ко мне. У меня шесть рам, — пообещала она и пошла дальше.

— А где брёвна взять? — спросил Саша и сейчас же сам ответил: — Возле телятника.

— Не дадут.

Ребята не задумывались над тем, как доставить на место тяжёлые брёвна. Всех интересовало только одно: где их достать?

— Знаете что? — сказал Ваня. — Надо просить председателя.

Всей бригадой отправились к дому Нестерова, оживлённо обсуждая по дороге подробности строительства. Дело было спешное. Растения ждать не могли.

На словах всё складывалось как нельзя лучше. Но Ваня был озабочен. Он понимал: даже если им дадут брёвна, — что, однако, сомнительно, — то доставить их на место будет не так просто. Лошади все заняты в поле, на руках не перенести. Совершенно ясно, что будут осложнения и с рамами. Родители не согласятся их выставлять, а если и выставят, то побоятся доверить ребятам.

Ни Зины, ни Николая Тимофеевича дома не оказалось.

— Девочки, наверно, на делянке, — сказал Костя.

Вышли за деревню и увидели около берёз разноцветную группу. Девочки тоже были в праздничных платьях, в новых ботинках, в косах заплетены яркие ленты.

— Что это они там делают? — спросил близорукий Боря.

— Чего-то смотрят, — на ходу ответил Вася.

После ловли кротов участок был приведён в порядок. По краям на длинных шестах крутились „ветродуи“. Мария Ивановна дала хороший совет. Кротам не нравился этот шум, и они ушли с участка, но за это время земля успела покрыться всходами сорняков.

— Полоть надо, Зина! — крикнул Ваня издали.

— Да… Столько сорняков — ужас! — ответила она и, когда ребята подошли и встали кучкой на границе делянок, спросила: — Знаешь, Ваня, я хочу высаживать; как ты считаешь?

— Боязно. Утренники будут.

— Здесь высокое место. Не замёрзнет. Мария Ивановна говорила, — надо рискнуть.

— Делай, как знаешь, а я не буду.

— Куда же черенки девать? В парнике нет места.

— А мы придумали. Сами сделаем парники.

— Ну-у… Когда это! — протянула девочка.

— Сегодня к ночи будут готовы! — твёрдо заявил Ваня, но сейчас же поправился: — Если всё достанем. Пойдём к Николаю Тимофеевичу.

Бригадиры ушли. Мальчики хмуро поглядывали то на девочек, которые уже разошлись по своей делянке и, присев на корточки, принялись за полку, то на свой большой и ровный участок, весь покрытый всходами сорняков.

Полка — нудное, утомительное, однообразное занятие. Она требует большого терпения и выдержки. Не мальчишеское это дело.

— Вы что, смеётесь? — спросил неизвестно кого Саша, почесав в затылке. — По штучке вытаскивать! Тут и до скончания века не выполешь. Тут их миллион!

— Надо же… — нерешительно произнёс Боря.

— Же, же! — передразнил Костя. — Легче перекопать.

— Надо-то надо, а как? Неужели пальцами? Знаете что?.. Давайте подрежем лопатками, они и засохнут, — предложил Саша и, не дожидаясь согласия, скомандовал: — Борька, беги за лопатами! Живо! Одна нога тут, другая там!.. Подожди! Грабли тоже захвати. Беги!