Глава первая
Вернувшись из деревни, Вячеслав сразу побежал к Наде. Из общежития вышел рано утром, еще девяти часов не было. Боялся не застать ее.
«День выдался солнечный. Погулять можно, даже за город поехать. А если она еще на даче?..» — думал он, подходя к знакомым воротам.
Надя была дома. Она обрадовалась, увидев Вячеслава.
— Откуда ты? Почему так долго не писал? — и тихо добавила: — Забыл меня совсем?
Он покачал головой.
— Никогда не говори таких слов, Надя.
Он очень серьезно сказал это. Наде сразу стало стыдно за свой вопрос. Она принялась угощать его, расспрашивая о поселке, о колхозе.
Слава рассказал, что бабушка живет лучше прежнего. Работает в колхозе бригадиром. Дом ей отремонтировали.
Она такая же энергичная. Не верится, что ей пришлось столько перенести. Зовет тебя на следующее лето к себе отдохнуть. Когда я с нею разговаривал в избу вбежал мальчишка — здоровый, крепкий, круглолицый. На тебя похож!..
— Геня!? — радостно воскликнула Надя.
— Да, твой брат. Мы познакомились. Я же его не видал, да и ты никогда не говорила.
— Я думала, что он погиб. Ну, какой он? Расскажи, Слава!
— Какой?.. Пожалуй, почти с тебя ростом. Веселый… Бабушка говорит, что с ним сладу нет, а по голосу слышно, что довольна внуком. Я недолго был у твоих. Хотел второй раз заехать. Бабушка собиралась посылку тебе послать, да я не попал в их деревню перед отъездом. Оставил тебя без посылки. Не сердись… Знаешь, чем я был увлечен? За это лето я сделал большую работу: все дни бродил, изучал наш район. Хотел сам видеть, что с ним стало после войны. Как ликвидируются последствия немецкой оккупации. Если б ты знала, какой материал я собрал! Хочу прочитать доклад в нашем научном обществе. Да что я все о себе?! Лучше ты, Надюша, расскажи, как прошло лето. Как работала, что читала? Что сейчас думаешь делать?
После двухмесячной разлуки Надя мечтала о какой-то другой встрече. Деловой тон Вячеслава не понравился ей. И, уже обидевшись на него, Надя запальчиво сказала:
— Тебе-то хорошо было бродить по лесам. Ты свободен, а я целые дни была занята!
Слава смотрел удивленно. Он не понимал, что ее рассердило, и миролюбиво спросил:
— Может быть ты собиралась куда-нибудь? Я помешал тебе?
Наде стало неловко. Она засмеялась, а потом серьезно сказала:
— Знаешь, у меня ничего не выходит, Славушка… — и, видимо, не желая продолжать разговор, она, глубоко задумавшись, машинально перекладывала книги на полке. Потом заговорила о работе с детьми.
— У меня ребята уже в комсомол собираются. И скоро снова многих примем в пионеры.
— Значит, дела у тебя хорошо идут и твоей работой довольны?
— Не знаю, но, кажется, мне удалось сблизиться с детьми. Стать им нужной…
— И я так думаю. И не понимаю, почему же у тебя «ничего не выходит»?
Надя удивленно посмотрела на Славу, весело улыбнулась.
— Славочка, я же говорила — с экзаменами у меня не выходит. Да ты ведь ничего не знаешь! Я сдаю за девятый класс. Буду учиться в школе рабочей молодежи. Завтра самый страшный экзамен: алгебра. Она мне никак не дается…
— Алгебра? Это в школе был мой любимый предмет! Тащи скорее учебник, карандаш, бумагу!..
Слава убрал со стола посуду, придвинул стул.
— Что тебе непонятно? Показывай, разберемся!..
Юноша легко решает задачу, казавшуюся Наде невероятно запутанной. У него все так просто выходит! Наде досадно, что она не могла сама догадаться. А он, кончив задачу, переходит к другой…
— Подожди, я решу без твоей помощи! А ты посиди, почитай пока…
Наде кажется, что она быстро справится, а у нее все не получается. Вячеслав незаметно следит за нею. Потом подошел, заглядывает в решение. Надя спрятала от него тетрадь.
— Подожди, я сама!..
— Но ты же теряешь время! У тебя вот здесь ошибка…
— Говорю — оставь! Я сама справлюсь.
Она перечеркивает сделанное, быстро что-то пишет.
— Ты опять не так решаешь! — говорит он и показывает.
Надя видит ошибку, но ей не хочется сознаваться этом. Она уверяет его, что задача очень сложна, что это только ему, студенту, легко. Слава улыбается:
— Совсем не трудная. Пустяковая задача. Ты топишься и потому не можешь решить. А если внимательно последить, — всякий тупица ее поймет…
Надя вскочила:
— Зачем же ты к тупице ходишь? И помощь твоя мне совсем не нужна!
Вячеслав шумно отодвинув стул, зашагал по комнате. Наде хотелось сказать юноше что-нибудь обидное. Он заметил ее недобрый взгляд. Ссориться он не любил.
— Что же, будем дальше решать?
Надя отвернулась и ничего не ответила. Вячеслав подошел к девушке. Надя смотрела в окно. Ей самой неприятна была ссора. Думала сказать ему: «Не сердись!» Но упрямо молчала. Слышала, как скрипнула и закрылась дверь за Вячеславом. Хотелось вернуть товарища… Она по-прежнему глядела в окно и про себя печально повторяла:
«Ушел… Наверно больше не придет!..» Ей стало жалко, очень жалко себя и Славу. «У него сегодня весь день свободный. Он надеялся провести его со мной. Звал прокатиться на пароходе по Неве. На Островах хорошо, наверно. Золотыми листьями покрыты дорожки… А может быть он не ушел?..»
Надя повернулась. Комната была пуста… Подошла к столу. Там лежала раскрытая тетрадь. Надя пробежала глазами написанное Славой решение. Ей захотелось понять задачу. Она углубилась в тетрадь, и постепенно все яснее становился ход действия. Не ограничилась этой задачей, решила еще несколько и, уже смеясь, назвала себя «тупицей». И такой нелепой, ненужной показалась ей ссора! Она старалась забыть о ней. Снова взялась за учебники, но не могла сосредоточиться.
«Может пойти к нему? Сказать прямо, что я была неправа?..»
Надя уже хотела бежать в общежитие. Кто-то постучал в дверь…
— Славушка! Как хорошо, что ты вернулся!
— Мне стало так тоскливо без тебя. Я побродил по улице… Даже к твоему дому подошел, но сначала не решился войти. Потом одним духом взбежал по лестнице… Кажется, ты не сердишься? Извини меня, Надя, я совсем не хотел называть тебя… — Слава остановился.
— Нет, нет! Ведь я же к тебе собиралась! Я действительно была тупицей, а сейчас решила все задачи. Ты так хорошо объясняешь!
— Значит, ты свободна? Собирайся, поедем. Погода сегодня такая чудесная!
— У меня же завтра экзамен!..
— Ну, давай вместе позанимаемся, а потом пойдем.
— Нет, мне осталось повторить несколько билетов. Это надо делать одной.
Но Славе так хотелось погулять с ней.
— Тебе необходимо немного отдохнуть. Хоть полчасика. Мы только проедемся на пароходе, и ты сейчас же вернешься.
Устоять было невозможно. После прогулки они простились у ворот. Слава горячо пожелал сдать экзамен. Сказал, что будет волноваться за нее. В его голосе Надя подметила особенные нотки… Для них нельзя найти слова, но они так радуют…
Дома девушка села на окно и задумчиво смотрела на ночной город. Она видела светлую цепочку уличных фонарей. Освещенные окна многоэтажных домов. Мелькающие разноцветные огоньки трамваев. Радостные и светлые мысли возникли в ее голове.
Варя всегда приходила в школу в дни Надиных экзаменов. Она терпеливо ждала, иногда по несколько часов. Надя показывалась в дверях, красная, взволнованная. По ее виду подруга определяла: хорошо сдала или нет.
Алгебру Надя знала хуже других предметов. Варя волновалась сегодня не меньше ее. Она сидела с книжкой в руках, но не читала. Поминутно хлопали двери экзаменационной. Входили, уходили люди, а Нади все не было.
«Провалилась!..» — думает Варя. И в уме уже подыскивает, чем бы отвлечь, успокоить подругу.
— Варя, я четыре получила! Попалась и та задача, из-за которой мы со Славкой вчера поссорились! Ее-то я отлично знала.
Заметив непонимающий взгляд Вари, Надя начала рассказывать, что было вчера. Не окончив, опять возвратилась к экзамену.
— Я ответила на все вопросы по билету! Ты только пойми, Варя: у меня остался один экзамен, и не трудный. Неужели я буду учиться в десятом, как ты и Люся?!..
Через два дня в списке сдавших экзамены Надя увидела свое имя. Она подпрыгнула от радости и смутилась: на нее смотрел один из поступавших в десятый класс, слесарь Осокин, и улыбался. Надя его знала. Они сдавали экзамены вместе. Радость Нади ему была понятна. Он тоже принят.
— Значит, вместе станем учиться! Это хорошо.
— Конечно, хорошо! — согласилась Надя. Так приятно было сознавать, что добилась, не отступила от намеченной цели.
— Идемте в канцелярию! Оформимся и отметки узнаем, — предложил Осокин.
Большой, крепкий, он шел не торопясь, и все же Надя едва успевала за ним. Ей приходилось делать два шага вместо его одного.
В канцелярии они получили все нужные бумаги. Надя осталась довольна своими отметками.
— Я за пятерками не гналась, — сказала она Осокину. Тот посмотрел на нее и очень серьезно ответил:
— Дело не в отметках, а в знании. У вас две тройки, значит знания неглубокие. Вы довольны этим? Наверно, нет. Я вот работаю на заводе. Наши новые станки требуют больших знаний. А у меня их пока не хватает.
Осокин взглянул на часы и заторопился.
— Соревноваться будем? — уходя, спросил он.
— Может и будем! — засмеялась Надя и задумалась: «Он и не знает, что я — воспитатель. Мне ведь тоже нужно очень, очень много знать… Но откуда взять время? Десятый класс — самый трудный…»
— Платонова… Надя!.. Куда ты спешишь?
— Татьяна Васильевна, здравствуйте! Я к вам шла, прямо из школы. Думала первой вам рассказать…
— По глазам вижу — довольна!
— Еще как! Через год кончу школу. Надо теперь работать, заниматься много-много! Пугает одно: смогу ли я детям отдавать столько же времени?
— Ты же хочешь, — следовательно, добьешься. Организуй свой день… Сегодня в райкоме я встретилась с начальником пионерского лагеря, который был вблизи вашей дачи. Говорит, вы очень подружились и славно провели лето. Мне было приятно слышать хорошие отзывы о твоей работе. Тот, кто умеет работать, сумеет и учиться. Что ты кончишь школу, я совершенно уверена. Поздравляю тебя от всего сердца с первой победой!