Роллер для снега (рис. 81).

Рис. 81. Роллер дли снега.

Почти каждому мальчику известен роллер на колесиках, на котором можно кататься по полу, тротуару или по земле. Изображенный на нашем рисунке роллер заменяет зимой лыжи и может бегать по снегу или льду. Сделать его можно самому. Затруднения могут встретиться только в стальных соединениях, которые, пожалуй, придется заказать кузнецу.

Для роллера делается два одинаковых конька из брусков дерева в 20–22 см длины и 15 см ширины. Толщина бруска должна быть 7–8 см. Бруски нужно выпилить, вырезать и выдолбить так, чтобы получились ступеньки (см. разрез на детали внизу), для того чтобы конек не погружался глубоко в снег. Наметь по краям бруска рисунок разреза, потом выступы соедини на продольных частях линиями. Пропили по этим линиям первый и второй выступы. На дне тоже соедини линии выступов и пропили поперек. Затем долотом или стамеской удали лишнее дерево и ножом и напильником придай настоящую форму изогнутой линии.

Когда оба конька выпилены, прибей к одному из них ближе к заднему концу поперечную планочку, а на нее набей доску в 40 см длины и такой же, как конек, ширины или немножко шире.

Теперь остается собрать. На передний конек надевается стальная полоса, с боков которой сделано по два разреза, причем крайние полоски загибаются вниз, охватывая конек, а средняя загнута под прямым углом вверх и в ней пробита дыра. Так сделано с обеих сторон. Две стальные пластинки изогнуты треугольником, как видно на рисунке и верхней детали. Внизу пробито по одному отверстию, а вверху по два. Пластинки накладываются на стальную полосу на коньке, на загнутый ее конец, отверстие на отверстие, в них пропускается болт и с двух сторон навинчиваются гайки. Вверху между пластинками вставляется рукоятка, выпиленная из толстой доски приблизительно 4X5 см, прибивается гвоздями, и гайки внизу туго завинчиваются.

Наконец прикрепляется второй конек к рукоятке. В отверстия, проделанные во всех пластинках, пропускается болт и завинчивается сверху и снизу гайками. Болт должен свободно вращаться в отверстиях, давая таким образом возможность поворачивать рукоятку, а с ней вместе и передний конек и таким образом управлять движением.

На рукоятку сверху набивается хорошо обструганная поперечина-ручка.

Роллер для льда (рис. 82–84).

Рис. 82–84. Роллер для льда.

Быстроходный роллер для льда легко сделать самому. Работа самая простая. Весь роллер делается из дерева. Единственно, что дорого в роллере, это две пары коньков, но их можно всегда снять, когда нужно кататься просто на коньках. На рисунке и на чертежах указаны все размеры и ясно видно, как делается и собирается роллер.

Некоторая возня будет только с ведущим колесом, которое надо сделать очень аккуратно. Делается оно из досок 2Х2,5 см толщины. Доски скреплены планками, размеры которых точно указаны. Сбей доски планками, затем обрисуй окружность в 60 см в диаметре и выпили колесо. Одна планка должна проходить как раз по диагонали. Через эту планку просверливается два отверстия для болтов — одно в центре, другое в 9 см от него. В эти отверстия забиваются болты, с одной стороны короткий, с другой — длинный. На болты надеваются куски металлических трубок, в которых могут свободно вращаться болты. Эти трубки проходят в концы боковых планок, соединяющих колесо с основными и с рукояткой роллера, и здесь болты, закрепляются гайками.

Когда отверстия в колесе просверлены и болты загнаны, поставь колесо на ось и проверь, правильно ли оно по весу. Если одна часть перевешивает, надо подпилить или подтесать планки, чтобы колесо балансировало.

С большой осторожностью надо просверливать отверстия для болтов, чтобы они были строго перпендикулярны к поверхности колеса, иначе оно будет стоять криво.

По всей окружности колеса вбивается ряд шипов. Это обыкновенные костыли в 5 мм длины, головки которых срезаны, а концы заострены. Костыли забиваются в колесо приблизительно на 2/3, а 1/3 остается снаружи и образует зубцы. Чтобы не расколоть досок при вбивании костылей, надо предварительно просверлить дырочки с диаметром несколько меньшим, чем диаметр костыля. Костыли забиваются на — расстоянии 5 см один от другого.

При сборке роллера надо примерить высоту сидения и его расстояние от передней перекладины. И то и другое должно быть подогнано по ездоку. Точно так же надо выверить размах рукоятки. Чтобы сделать его короче, надо посадить выше болт, соединяющий рукоятку с боковой планкой. Для более сильного размаха боковую планку надо укрепить ниже.

По рисунку может показаться, что устройство роллера вещь сложная, но это не так. Надо только предварительно заготовить весь материал, вымерив его в длину, ширину и толщину, причем толщина не играет большой роли. Почти все части на нашем рисунке выпилены из досок толщиной в 5 см, но они могут быть и несколько толще или немного тоньше. Скрепляются части между собой везде шурупами.

Эскимосская лодка (рис. 85–86).

Рис. 85–86. Эскимосская лодка.

Эскимосские лодки-душегубки изумительно быстроходны, что зависит от их чрезвычайной легкости. Эскимосы делают эти лодки из китовых костей и тюленьих шкур. Изображенная на наших рисунках лодка сделана из дерева и брезента, но все же она так легка, что нагруженная сидит в воде только на 15–20 см. Это дает возможность легко грести и добиваться чрезвычайной быстроты.

Лодка рассчитана на одного пассажира но ее можно увеличить и сделать для двух. Вес лодки для одного человека приблизительно 2,5 кг.

Прежде всего делается рама. Ока состоит из планок белой сосны или ели 2,5Х2,5 см совершенно чистой и без пороков.

Сучковатые куски дерева ни в каком случае не допускаются. Нужно иметь четыре продольных планки по 3 м 60 см и перекладины и ребра, как показано на рис. 85 — палуба, дно и боковые части. Чтобы при конструировании рамы дерево не раскалывалось, необходимо намочить его приблизительно за час до работы.

Все скрепления делаются с помощью шурупов, причем, чтобы планки не лопнули, надо предварительно просверлить небольшие отверстия меньше диаметра шурупа. Когда шурупы завинчены, делается еще связка толстой проволокой. Для этого в ребре ниже шурупа приблизительно на 10 см просверли маленькую дырочку и продень в нее проволоку, обведи проволоку через продольную планку, причем под проволоку сверху подложи кусочек резины. Проволока закручивается изнутри лодки (см. деталь рис. 86).

Самый лучший способ собирать раму — это прежде всего соединить каждую пару продольных планок двумя поперечными у самого центра, затем согнуть продольные планки и соединить их концы и наконец установить остальные планки дна, палубы и боков. Концы длинных планок соединяются следующим образом: верхняя правая планка прикрепляется болтом к верхней левой с одного и другого концов. То же делается и с другой парой. После этого обе пары планок соединяются вместе двумя болтами с каждого конца. Головки винтов и гайки должны быть загнаны заподлицо. Затем вырезается кусок резины, которым закрываются концы, чтобы предохранить от трения брезент.

Всего на раму нужно 6 планок 2,5Х2,5 см длиной в 3 м 60 см.

Покрывается рама брезентом или парусиной. Выкраивается каждая часть отдельно — дно, палуба и две боковых. На верхнем куске, как раз в центре, делается квадратный прорез в 40–45 см и обшивается тесьмой или обметывается толстыми нитками. Затем все части сшиваются на машине, только один шов остается незашитым до конца, чтобы можно было натянуть материю на раму. Когда брезент натянут, открытый шов зашивают иглой.

Остается покрасить. Это нужно сделать хорошо. Первый раз лодка покрывается снаружи белилами, разведенными на олифе. Развести надо очень жидко, чтобы краска хорошенько пропитала материю. Когда высохнет, покрывается белилами второй раз, причем на этот раз краска должна быть обычной густоты. Наконец наносится последний раз уже хорошая эмалевая краска. При окрашивании надо следить, чтобы не было пропусков и краской была покрыта вся поверхность.

Весло делается двойное из того же самого дерева, как и рама лодки. Оно толщиной в 2,5 см, шириной в 15 см и длиной в 1 м 80 см. Когда весло выпилено, его надо хорошенько прочистить шкуркой и покрыть два раза водонепроницаемым лаком.

Лодка, как мы уже говорили, необычайно легка и быстроходна, но требует навыки и умения управлять ею, и поэтому надо предварительно или поупражняться на ней на мелкой речонке или пруду или же привязывать к ней с двух сторон на ватерлинии плотно закрытые бидоны по 4–5 л, которые будут служить поплавками и поддерживать лодку в равновесии, пока не приобретается навык и умение управлять ею.