265. При выходѣ корабля изъ гавани командиръ приказываетъ поднять кормовой флагъ и вымпелъ. Съ этого времени считается начало кампаніи, вся служба исполняется по морскому положенію и прекращается отвѣтственность портоваго начальства по предмету сохраненія корабля. Если же въ особыхъ случаяхъ высшимъ морскимъ начальствомъ будетъ приказано начать кампанію до выхода на рейдъ, то команда переводится на корабль, поднимаются въ гавани флагъ, гюйсъ и вымпелъ и вмѣстѣ съ этимъ начинается исполненіе службы по морскому положенію. Корабли, входя по какой-либо причинѣ временно въ гавань, не получивъ приказанія окончить кампанію и перебрать команду на берегъ, остаются подъ вымпеломъ и подъ флагомъ.

266. По приходѣ на рейдъ, если корабль принадлежитъ къ составу эскадры, командиръ становитъ его по указанію флагмана, если же корабль не принадлежитъ къ составу оной, то командиръ бросаетъ якорь по своему усмотрѣнію, но такимъ образомъ, чтобы корабль не мѣшалъ движенію другихъ судовъ. Съ отдачею якоря поднимается гюйсъ и выводится корабельный карауль.

267. Ставь на якорь, командиръ посылаетъ письменные рапорты по установленной формѣ.

268. Когда на рейдѣ находится флагманъ или командиръ корабля, старшій въ чинѣ, то командиръ вновь пришедшаго корабля по окончаніи работъ на немъ является съ строевымъ рапортомъ къ этому старшему Если же командиръ вновь пришедшаго корабля самъ старшій въ чинѣ, то командиры всѣхъ остальныхъ кораблей обязаны немедленно явиться къ нему. Въ отношеніи главнаго начальника порта командиры руководствуются ст. 64. Командиръ же корабля, пришедшаго на рейдъ въ составѣ эскадры, представляетъ рапортъ только своему флагману.

269. При встрѣчѣ на рейдѣ корабля подъ брейдъ-вымпеломъ начальника отряда съ не принадлежащимъ къ его отряду кораблемъ, командиръ котораго старшій въ чинѣ, соблюдается слѣдующее: старшій на рейдѣ частный корабль салютуетъ брейдъ-вымпелу по уставу и сохраняетъ флагъ и права старшаго на рейдѣ; а затѣмъ начальникъ отряда является съ рапортомъ къ старшему на основаніи ст. 64.

270. Командиръ корабля по предварительному сношенію съ портовымъ начальствомъ дѣлаетъ по выходѣ на рейдъ распоряженія о пріемѣ пороха, заряженныхъ минъ, снарядовъ, патроновъ и вообще всѣхъ лабораторныхъ издѣлій на основаніи правилъ, постановленныхъ этимъ Уставомъ. Какъ во время производства этой работы, такъ и по закрытіи крюйтъ-камеръ и означенныхъ выше погребовъ и до полученія ключей отъ нихъ командиръ долженъ постоянно находиться на кораблѣ, отлучаясь только по требованію начальства. На все время погрузки пороха на корабль, на гротъ-брамъ-стеньгѣ поднимается — днемъ красный флагъ, а ночью красный фонарь.

271. Въ первые дни по выходѣ на рейдъ командиръ приказываетъ старшему офицеру повѣрить вахтенное росписаніе и росписаніе по тревогамъ — боевой, пожарной и водяной, а затѣмъ по возможности и всѣ остальныя росписанія. Если признаетъ нужнымъ, командиръ дѣлаетъ въ нихъ необходимыя измѣненія и потомъ окончательно утверждаетъ своею подписью.

272. По выходѣ корабля на рейдъ командиръ обязанъ опредѣлить девіацію компасовъ безотлагательно, при первой возможности, безъ чего не долженъ уходить въ плаваніе. Въ теченіи же плаванія онъ провѣряетъ оную на основаніи установленныхъ правилъ.

273. Командиръ отлучается со своего корабля какъ можно рѣже. Если корабль находится въ составѣ эскадры, командиръ не ночуетъ на берегу безъ разрѣшенія флагмана. Отлучаясь съ корабля, онъ передаетъ команду старшему офицеру и ни подъ какимъ видомъ не оставляетъ корабля вмѣстѣ съ нимъ.

274. Ежедневно въ восемь часовъ утра командиръ получаетъ письменные, по установленной формѣ, рапорты: отъ старшаго офицера о состояніи корабля и команды и отъ старшаго корабельнаго врача — о состояніи лазарета, и словесные: отъ старшаго артиллерійскаго офицера, старшаго механика и миннаго офицера о состояніи ихъ частей, а въ восемь часовъ вечера словесный рапортъ отъ одного старшаго офицера.

275. Каждый вечерь командиръ даетъ старшему офицеру на ночь приказанія, которыя должны быть вписываемы въ особую тетрадь на основаніи ст. 364.

276. Командиръ обходить по временамъ всѣ палубы и трюмы, чтобы удостовѣриться, что вездѣ соблюдается надлежащая чистота и исправность, и что артиллерія, минныя принадлежности, оружіе и всѣ прочія вещи и матеріалы сохраняются въ совершенномъ порядкѣ. Сверхъ того, онъ обращаетъ вниманіе на содержаніе въ должномъ порядкѣ машиннаго отдѣленія и всѣхъ прилежащихъ къ нему частей, наблюдая, чтобы мѣры, установленным для предотвращениям самовозгаранія разныхъ хранящихся на кораблѣ предметовъ, были бы въ точности соблюдаемы, и средства для непотопляемости исправны. Онъ посѣщаетъ также корабелыныій лазаретъ, прилагая всевозможное стараніе о хорошемъ содержаніи болыныіхъ и о предотвращеніи и прекращенiи болѣзней, въ особенности прилипчивыіхъ.

277. Строго соблюдая, чтобыі какъ морская, такъ и строевая служба на кораблѣ исполнялась по правиламъ этого Устава и другихъ постановленій, командиръ обращаетъ особенное вниманіе на дѣйствія вахтенныхъ начальниковъ и на исправное веденіе корабельныхъ журналовъ, которые онъ просматриваетъ по временамъ, а вахтенный журналы ежедневно. Если при этомъ замѣтитъ какую-нибудь неполноту или неточность въ изложеніи обстоятелыствъ, то дѣлаетъ въ журналѣ свои замѣчанія и тогда же скрѣпляетъ ихъ своею подписыю.

278. Командиръ тщателыно наблюдаетъ, чтобы дѣйствія ревизора и всѣхъ содержателей были сообразны съ существующими правилами отчетности. Въ отношеніи же хозяйственнаго управленія корабля онъ руководствуется Уставами Счетнымъ и Хозяйственнымъ и наблюдаетъ, чтобыі дѣйствія ревизора и всѣхъ содержателей были согласны съ правилами этихъ Уставовъ.

279. Для усовершенствованія въ морскомъ военномъ дѣлѣ командиръ занимаетъ команду въ удобное время ученьями, необходимыми для этой цѣли, причемъ руководствуется существующими инструкціями и постановленіями. Если же корабль находится въ составѣ эскадры, то для производства ученій руководствуется ст. 48. Командиръ поощряетъ всѣми мѣрами изученіе нижними чинами корабелыныіхъ мастерствъ.

280. При всякихъ случаяхъ неудовлетворителынаго дѣйствія или поврежденія въ боевыхъ средствахъ корабля: въ рулѣ, двигателѣ, въ артиллерійскихъ или минныхъ вооруженіяхъ, приборахъ, устройствахъ или приводахъ, или въ средствахъ непотопляемости корабля, командиръ производитъ изслѣдованіе причинъ таковыхъ случаевъ и о результатахъ изслѣдованія, равно и о мѣрахъ, принятыхъ для устраненія ихъ, доноситъ своему флагману, а стоя на рейдѣ не въ составѣ эскадры — командиру порта; въ отдѣльномъ же плаваніи представляетъ высшему морскому начальству.

281. Во время плаванія командиръ тщательно наблюдаетъ за ввѣреннымъ ему кораблемъ для узнанія качествъ его при всѣхъ обстоятельствахъ. Отъ времени до времени онъ опредѣляетъ наибольшій допускаемый состояніемъ машины и котловъ ходъ корабля подъ парами и старается, черезъ приличный дифферентъ и другими по всѣмъ частямъ усовершенствованіями, довести его до самаго быстраго хода и до наилучшихъ морскихъ качествъ, донося въ то же время какъ о мѣрахъ, имъ для того предпринятыхъ, такъ и о достигнутыхъ результатахъ высшему начальству, а въ составѣ эскадры — своему флагману.

Этой статьей, однакожъ, командиру не разрѣшается безъ крайней необходимости дѣлать какія-либо существенныя передѣлки, перестройки или измѣненія въ корпусѣ, вооруженіи и механизмахъ корабля безъ разрѣшенія начальства.

282. Въ плаваніи командиръ заботится о возможномъ сбереженіи топлива, пользуясь на рангоутномъ кораблѣ парусами при всякомъ случаѣ, когда это позволяютъ свойства даннаго кораблю порученія или безопасность. При паровомъ плаваніи, командиръ употребляетъ, кромѣ случаевъ необходимости, наивыгоднѣйшій по расходу топлива ходъ, т. е. такой, которымъ корабль можетъ пройти наибольшее разстояніе съ имѣющимся запасомъ топлива. Командиръ обязанъ опредѣлить эти соотношенія при разныхъ обстоятельствахъ, внести въ формуляры корабля и донести начальству.

283. Всѣ случающіяся во время кампаніи поврежденія командиръ старается исправлять судовыми средствами, прибѣгая въ случаѣ нужды за пособіемъ къ другимъ кораблямъ флота.

284. Каждое воскресенье и четвергъ, если особенныя обстоятельства не воспрепятствуютъ, командиръ приказываетъ ротнымъ командирамъ подъ надзоромъ старшаго офицера осмотрѣть всѣхъ своихъ людей, чтобы удостовѣриться въ ихъ чистоплотности и въ исправности бѣлья и одежды, а потомъ лично осматриваетъ всю команду.

285. По воскресеньямъ, послѣ осмотра команды, когда возможно, командиръ самъ или старшій офицеръ читаетъ при собраніи служащихъ на кораблѣ на шканцахъ морскіе законы и постановленія, наблюдая, чтобы въ это время присутствующіе лица стояли смирно съ непокрытой головой и слушали со вниманіемъ, дабы никто не могъ отговариваться потомъ невѣденіемъ закона.

286. Въ отношеніи богослуженія командиръ наблюдаетъ за точнымъ исполненіемъ правилъ, изложенныхъ въ главѣ I раздѣла четвертаго.

287. Командиръ пользуется всѣми возможными случаями, чтобы знакомить офицеровъ съ устройствомъ и дѣйствіемъ имѣющихся на кораблѣ: боевыхъ и минныхъ приспособленій, механизмовъ и системы средствъ для непотопляемости, а равно и съ пріемами по управленію кораблемъ и вообще со всѣми подробностями морской службы. Исполняя то же самое относительно воспитанниковъ, онъ сверхъ того имѣетъ особенное наблюденіе за ихъ нравственностью и занятіями.

288. Если для работъ въ подводной части корабля случится непремѣнная надобность накренить его, то это производится подъ непосредственнымъ наблюденіемъ командира, причемъ соблюдаются всевозможныя предосторожности, какъ то: порты должны быть наглухо задраены, шпигаты заколочены, помпы приведены въ исправность и въ готовность къ дѣйствію, верхній рангоутъ спущенъ, а команда разставлена такъ, чтобы при первой надобности можно было поставить корабль прямо.

289. Командиръ обязанъ содержать ввѣренный ему корабль въ постоянной готовности къ бою какъ въ мирное, такъ и въ военное время, какъ на якорѣ, такъ и въ ходу. Для этого онъ наблюдаетъ, чтобы батареи были всегда въ исправности и ничто не мѣшало немедленно по пробитіи тревоги начать бой и отразить нападеніе, абордажъ или минную атаку. Въ морѣ никогда не приближается къ иностранному военному кораблю, даже въ мирное время, иначе какъ въ полной готовности отразить всякое нападеніе, наблюдая притомъ, чтобы принимаемыми мѣрами, какъ то: заряжаніемъ орудій и выниманіемъ изъ нихъ пробокъ, не возбудить подозрѣнія.

290. Командиръ корабля, назначеннаго для отдѣльнаго плаванія, получивъ приказаніе идти въ море, снимается съ якоря при первой возможности и, выходя съ рейда, посылаетъ установленные рапорты, а затѣмъ во все время нахожденія въ одѣльномъ плаваніи посылаетъ свои рапорты и отправляетъ донесенія по телеграфу прямо отъ себя высшему морскому начальству, какъ сказано въ ст. 30 и 96. Если же корабль принадлежитъ къ составу флота или эскадры, то снимается по сигналу флагмана и въ такомъ случаѣ командиръ никакихъ рапортовъ не посылаетъ.

291. При выходѣ въ море командиръ наблюдаетъ, чтобы на кораблѣ не было ни одного посторонняго лица, а объ оставшихся почему-нибудь на берегу людяхъ доноситъ мѣстному портовому начальству; за границей же, кромѣ посылки установленныхъ донесеній объ оставшихся людяхъ, сообщаетъ также консулу.

292. Командиръ опредѣляетъ курсъ корабля и отвѣчаетъ за безопасность его. Никто безъ его разрѣшенія не имѣетъ права измѣнять назначеннаго имъ курса, исключая особенно важныхъ случаевъ, какъ пояснено въ ст. 418.

293. Командиръ наблюдаетъ за путесчисленіемъ корабля и отвѣчаетъ за оное. Для этого онъ смотритъ, чтобы счисленіе и астрономическія наблюденія производились со всевозможною исправностью и, получая каждодневно выводы оныхъ, лично удостовѣряется въ ихъ вѣрности; кромѣ того, командиръ побуждаетъ всѣми мѣрами служащихъ на кораблѣ флотскихъ офицеровъ къ усвоенію навигаціонныхъ и астрономическихъ способовъ путесчисленія и опредѣленія мѣста корабля.

294. Въ эскадрѣ командиръ плаваетъ по курсу, назначенному флагманомъ, и особенно печется о сохраненіи своего мѣста въ строѣ, но наблюдаетъ при томъ, чтобы счисленіе и астрономическія наблюденія производились какъ бы въ отдѣльномъ плаваніи, дабы всегда знать мѣсто своего корабля. Если командиръ убѣдится, что курсъ ведетъ къ опасности, или если она будетъ внезапно усмотрѣна съ корабля, то немедленно извѣщаетъ о томъ флагмана сигналомъ, а самъ принимаетъ необходимыя мѣры для избѣжанія опасности, не дожидаясь отвѣта флагмана.

295. Командиръ наблюдаетъ, чтобы сигнальная часть на его кораблѣ была въ полной исправности. Находясь въ составѣ эскадры, онъ заботится, чтобы всѣ дѣйствія и сигналы флагмана, особенно въ ночное время или туманъ, были тщательно наблюдаемы и чтобы сигналы исполнялись въ точности и своевременно.

296. Всѣ корабли обязаны слѣдовать одновременно всѣмъ видимымъ на кораблѣ старшаго изъ присутствующихъ флагмановъ или командировъ движеніямъ. Суда описныя, транспортныя и дѣйствующія по особымъ инструкціямъ могутъ быть освобождены отъ этого по предварительномъ испрошеніи на то разрѣшенія сигналомъ.

297. Въ отношеніи избѣжанія столкновеній какъ днемъ, такъ и ночью, какъ подъ парами, такъ и подъ парусами, командиръ руководствуется установленными правилами.

298. Командиръ опредѣляетъ права старшаго офицера и вахтенныхъ начальниковъ касательно дѣйствія парусами и машиной, употребленія людей спеціальныхъ командъ и назначаетъ, что они могутъ сами дѣлать и о чемъ должны испрашивать его разрѣшенія.

299. Плавая вблизи береговъ и отмелей или приближаясь къ нимъ, а равно и тогда, когда мѣсто корабля сомнительно, командиръ заботится, чтобы якоря съ обѣихъ сторонъ были готовы къ отдачѣ, содержитъ часовыхъ въ приличныхъ мѣстахъ и приказываетъ время отъ времени бросать ручные или дипъ-лоты, уменьшая или даже останавливая ходъ, пока безопасность корабля будетъ внѣ всякаго сомнѣнія. Идя узкостью, входя на рейдъ или выходя съ рейда, съ лоцманомъ или безъ лоцмана, командиръ приказываетъ, чтобы съ обѣихъ сторонъ безпрерывно бросались ручные лоты и чтобы лотовые громко и внятно выкрикивали вымѣренную глубину. Входя на совершенно неизвѣстный рейдъ, командиръ въ случаѣ возможности посылаетъ впередъ шлюпки для промѣра.

300. Въ мѣстахъ опасныхъ или малоизвѣстныхъ и на рейдахъ съ трудными входами командиръ долженъ требовать лоцмана; въ эскадрѣ это дѣлается по приказанію флагмана. Командиръ принимаетъ лоцмана лишь въ тѣхъ случаяхъ, когда при немъ имѣются законные документы; но въ случаѣ нужды командиру не возбраняется брать лоцмана, и не имѣющаго законныхъ документовъ, или проводить корабль въ мѣстностяхъ, хорошо ему извѣстныхъ, но если въ такомъ случаѣ съ кораблемъ случится какое-либо несчастіе, хотя бы по винѣ лоцмана, командиръ не освобождается отъ отвѣтственности. Командиръ приказываетъ удовлетворять лоцмана всѣмъ нужнымъ, продовольствовать его и отвести ему помѣщеніе, въ особенности если лоцманъ остается на кораблѣ нѣсколько дней.

301. Командиръ наблюдаетъ, чтобы указанія лоцмана исполнялись въ точности, и если по винѣ лоцмана корабль станетъ на мель, или потерпитъ иное поврежденіе, или же причинитъ таковое другому кораблю, то командиръ подвергается отвѣтственности лишь въ томъ случаѣ, если будетъ доказано, что на дѣйствія лоцмана не было обращено должнаго вниманія, или не были своевременно приняты надлежащія мѣры къ предупрежденію опасности, или же если принятый лоцманъ не имѣлъ законныхъ документовъ. Если же командиръ усмотритъ, что лоцманъ не знаетъ своего дѣла или ведетъ корабль къ явной опасности, онъ имѣетъ право отстранить его и принимаетъ мѣры къ спасенію корабля по своему усмотрѣнію. Всѣ эти обстоятельства должны быть въ точности внесены въ вахтенный журналъ.

302. Командиръ, отпуская лоцмана, выдаетъ ему свидѣтельство для полученія слѣдуемыхъ за проводку денегъ. Какъ форма свидѣтельства, такъ и порядокъ уплаты по немъ указаны въ Хозяйственномъ Уставѣ.

303. Становясь на якорь въ мѣстахъ, гдѣ уже находятся другіе корабли, командиръ долженъ быть весьма остороженъ, чтобы не перебросить свой якорь черезъ чужіе канаты. Плавая въ эскадрѣ, каждый командиръ становится на якорь по диспозиціи, если флагманъ не сдѣлаетъ сигнала «стать на якорь по способности». Ставь на якорь, онъ тотчасъ опредѣляетъ мѣсто свое пеленгами.

304. На малоизвѣстныхъ рейдахъ командиръ измѣряетъ глубину кругомъ корабля, соображаясь съ мѣстными узаконеніями и обычаями, а въ эскадрѣ съ разрѣшенія флагмана приказываетъ флотскимъ или штурманскимъ офицерамъ сдѣлать возможно вѣрную опись рейда и промѣръ онаго для провѣрки картъ.

305. Если на кораблѣ находятся пассажиры, командиръ оказываетъ имъ должное вниманіе сообразно ихъ званію. Старшему изъ присутствующихъ на кораблѣ пассажирами лицъ военнаго званія, если таковой старше его чиномъ, командиръ рапортуетъ о состояніи корабля, но сохраняетъ всѣ свои права и не позволяетъ никому вмѣшиваться въ свои распоряженія и въ управленіе кораблемъ. Адмиралу строеваго состава, находящемуся на кораблѣ пассажиромъ, а равно и флотскому штабъ-офицеру, старшему въ чинѣ, въ распоряженіе котораго корабль назначенъ по приказанію начальства, командиръ подчиняется какъ своему флагману; эти лица могутъ, въ важныхъ случаяхъ, отдавать командиру приказанія подъ своею отвѣтственностью, каковые случаи должны быть прописаны въ вахтенномъ журналѣ для огражденія командира отъ отвѣтственности. Въ обыкновенныхъ же случаяхъ плаванія вышеозначенным лица, если не несутъ на томъ кораблѣ своего флага или брейдъ-вымпела, не входятъ въ распоряженія командира по управленію кораблемъ, но имъ, какъ и всякому флотскому офицеру, старшему чиномъ командира, сей послѣдній обязанъ предоставлять средства и возможность слѣдить за путесчисленіемъ корабля, если того пожелаютъ. Морскіе офицеры, младшіе командира въ чинѣ и не командующіе кораблями, находясь пассажирами на кораблѣ, могутъ быть, по усмотрѣнію командира, въ случаѣ необходимости употребляемы на службу соотвѣтственно ихъ званію и служебному положенію и должны вообще исполнять всѣ его приказанія.

306. Если во время продолжителынаго плаванія командиръ убѣдится, что провизіи оказывается недостатокъ, онъ можетъ уменьшить порцію. Встрѣтивъ въ такомъ положеніи другой русскій военный корабль съ достаточнымъ количествомъ провизіи, онъ въ правѣ требовать нѣкоторой ея части, въ чемъ командиръ того корабля обязанъ по возможности удовлетворить его. Если командиръ въ такомъ положеніи встрѣтитъ русское купеческое судно или иностранное военное или купеческое, онъ имѣетъ право просить у нихъ помощи, а въ случаѣ отказа и въ крайности можетъ взять потребное съ купеческихъ судовъ и силой. Обратно, встрѣтивъ какое-нибудь русское или иностранное судно, которое обратится къ нему съ подобной просьбой, онъ обязанъ оказать ему пособіе по возможности. То же самое можетъ быть исполнено и въ случаѣ недостатка въ какихъ-нибудь другихъ матеріалахъ, а въ особенныхъ случаяхъ — пороха и оружія. Всѣ эти обстоятельства должны быть въ подробности записаны въ вахтенный журналъ и отчетныя книги и удостовѣрены обоюдными свидѣтельствами. Въ эскадрѣ все это дѣлается съ разрѣшенія флагмана. Въ случаѣ бѣдствія или крушенія какого-нибудь судна командиръ обязанъ подать ему возможную помощь всѣми зависящими отъ него средствами.

307. Какъ передъ сраженіемъ, такъ и во все время самаго боя командиръ обязанъ сообщать старшему офицеру всѣ свои предположенія для его соображеній при дальнѣйшемъ веденіи боя, на случай если командиръ будетъ убитъ или раненъ.

308. Въ бою въ случаѣ смерти командира или тяжкой его раны временное начальствованіе кораблемъ переходитъ на старшаго офицера впредь до назначенія новаго командира, за нимъ — на всѣхъ флотскихъ штабъ-офицеровъ по старшинству, потомъ на штурманскихъ штабъ-офицеровъ, затѣмъ на оберъ-офицеровъ флотскихъ и оберъ-офицеровъ штурманскихъ. Въ случаѣ смерти всѣхъ этихъ лицъ начальство ввѣряется по избранію оставшихся на кораблѣ чиновъ.

309. Когда корабль находится въ составѣ эскадры, командиръ долженъ во время боя сколь возможно слѣдовать начертанному флагманомъ плану и его сигналамъ. Когда же впослѣдствіи боевой порядокъ разстроится, каждый командиръ дѣйствуетъ по своему соображенію, наблюдая сигналы флагмановъ и стараясь нанести непріятелю возможно болыпій вредъ.

310. Командиръ приказываетъ немедленно прекратить огонь по кораблю, спустившему флагъ. Замѣтивъ, что его противникъ сдался или такъ поврежденъ, что далѣе продолжать боя не въ состояніи, онъ обязанъ, не теряя времени, обратиться туда, гдѣ его помощь нужнѣе.

311. Пока корабль въ состояніи управляться и продолжать сраженіе, командиръ не долженъ выходить изъ боя иначе, какъ по сигналу флагмана. Всѣ поврежденія командиръ обязанъ исправлять какъ можно поспѣшнѣе и затѣмъ, не дожидаясь сигнала флагмана, возвратиться въ бой.

312. Если корабль находится въ опасности, командиры ближайшихъ кораблей обязаны оказать ему всевозможную помощь безъ ущерба, однако, успѣху боя.

313. До окончанія сраженія ни одинъ командиръ не имѣетъ права оставить своего мѣста, чтобы гнаться за бѣгущимъ непріятелемъ безъ приказанія флагмана, но можетъ просить на это разрѣшенія сигналомъ.

314. Если непріятель пошлеть миноносцевъ или брандеровъ, командиры ближайшихъ къ нимъ кораблей должны стараться потопить ихъ выстрѣлами и вообще не допускать до флота.

315. Командиры мелкихъ кораблей, которые не входятъ въ составь боевыхъ строевъ, должны быть всегда готовы подать помощь своимъ поврежденнымъ кораблямъ или отбуксировать ихъ. Сверхъ того, они внимательно наблюдаютъ за непріятельскими кораблями и пользуются всякимъ случаемъ, чтобы дѣйствовать противъ тѣхъ изъ нихъ, которые повреждены и не въ состояніи управляться, но еще не сдались. На сдавшіяся суда они посылаютъ офицера съ вооруженной командой, чтобы завладѣть ими и выводятъ ихъ изъ боя.

316. Послѣ сраженія командиръ приводить съ возможной скоростью корабль въ порядокъ, чтобы вновь быть готовымъ къ бою. Онъ требуетъ отъ кого слѣдуетъ свѣдѣній объ убыли въ людяхъ и матеріалахъ, поврежденіяхъ корабля и тратѣ пороха, снарядовъ, минъ и проч. и приказываетъ старшему офицеру сдѣлать, если нужно, перемѣны въ росписаніяхъ.

317. При первой возможности командиръ представляетъ начальству подробный отчетъ о сраженіи, поименовывая тѣхъ изъ офицеровъ и нижнихъ чиновъ, которые наиболѣе отличились, и присоединяя къ этому свѣдѣнія о потерѣ людей и о важнѣйшихъ поврежденіяхъ корабля.

318. Командиры крейсеровъ и отдѣльно плавающихъ кораблей должны пользоваться всѣми возможными случаями къ нанесенію непріятелю наибольшаго вреда взятіемъ его военныхъ и купеческихъ судовъ и прекращеніемъ торговли. Отъ боя они могутъ уклоняться, если имѣютъ особое на то приказаніе или порученіе, требующее скораго исполненія, или наконецъ въ случаѣ слишкомъ болыпаго превосходства непріятеля.

319. По взятіи военнаго корабля командиръ посылаетъ на него офицера для начальствованія онымъ, съ вооруженной командой; приказываетъ обезоружить плѣнныхъ и перевезти на свой корабль плѣннаго командира со всѣми офицерами и съ частью команды, по своему усмотрѣнію. Офицеръ, назначенный командиромъ приза, принимаетъ мѣры къ обезпеченію безопасности взятаго корабля, къ содержанію на немъ порядка и предотвращенія пропажи находящихся на немъ вещей и матеріаловъ, для чего дѣлаетъ по возможности краткую перепись корабельнаго имущества, а если обстоятельства позволяютъ, дѣйствуетъ согласно Хозяйственнаго Устава. Онъ старается достать сигнальныя книги и всѣ могущія быть на призѣ инструкціи или другія важныя бумаги и опечатываетъ денежный ящикъ.

320. Командиръ заботится, чтобы съ плѣнными обращались хорошо, и приказываетъ включить ихъ, смотря по званію, на офицерскую или матросскую порцію. Онъ наблюдаетъ притомъ, чтобы за ними быль бдительный надзоръ для предупрежденія возмущенія или бѣгства.

321. Командиры кораблей, плавающихъ отдѣльно, доставляютъ взятыя суда къ флоту или въ ближайшій портъ, смотря по данной имъ инструкціи, и вообще руководствуются правилами, изложенными въ положеніи «О призахъ и репризахъ». Если же командиръ вынужденъ будетъ истребить призовое судно, объ этомъ составляется за подписью командира и всѣхъ офицеровъ актъ, который при первой возможности препровождается къ начальству. Передъ истребленіемъ приза съ него снимается команда и по возможности вещи.

322. Во время сраженія командиръ подаетъ примѣръ мужества и продолжаетъ бой до послѣдней возможности. Во избѣжаніе безполезнаго кровопролитія ему разрѣшается, но не иначе какъ съ общаго согласія всѣхъ офицеровъ, сдать корабль въ нижеслѣдующихъ случаяхъ: 1) если корабль будетъ такъ пробитъ, что нельзя одолѣть течи и онъ видимо начинаетъ тонуть; 2) если всѣ заряды и снаряды истрачены, артиллерія сбита и вообще способы обороны истощены, или потеря въ людяхъ столь значительна, что сопротивленіе окажется совершенно невозможнымъ; и 3) въ случаѣ пожара, котораго нельзя погасить своими средствами, и если притомъ во всѣхъ означенныхъ случаяхъ не будетъ возможности истребить корабль и искать спасенія команды на берегу или на шлюпкахъ. Во всякомъ случаѣ, передъ сдачей корабля командиръ обязанъ истребить сигнальныя книги и всѣ имѣющіяся у него важныя бумаги и инструкціи.

323. Во время бѣдствія командиръ старается всѣми силами спасти ввѣренный ему корабль. Если онъ убѣдится въ невозможности этого, то прилагаетъ всѣ мѣры къ спасенію команды и наблюдаетъ, чтобы приказанія его исполнялись въ возможномъ порядкѣ. Онъ приказываетъ сперва свезти больныхъ, женщинъ и дѣтей. Самъ же командиръ оставляетъ ввѣренный ему корабль послѣднимъ. Спасеніе вахтеннаго журнала, важныхъ и секретныхъ бумагъ, книгъ и картъ производится подъ личнымъ наблюденіемъ командира, но въ случаѣ необходимости сигнальныя книги и другіе секретные документы могутъ быть уничтожены для сохраненія ихъ тайны.

324. Если бѣдствіе случится вблизи берега, командиръ, свезя команду на берегъ, размѣщаетъ ее по удобству; потомъ осматриваетъ корабль и старается снять съ него все что можно, а также денежный ящикъ и всѣ дѣла, относящіяся до отчетности. Всѣ спасенныя вещи онъ приказываетъ собрать на берегу и наряжаетъ къ провизіи, вину и денежному ящику карауль, дабы ничто не могло быть расхищено и не расходовалось бы безъ его разрѣшенія. Затѣмъ онъ назначаетъ комиссію для составленія описи спасенному имуществу.

325. При крушеніи корабля, куда бы его команда ни была свезена, командиръ, офицеры и другіе чины сохраняютъ свою дисциплинарную власть и права, какъ на кораблѣ.

326. Если вблизи мѣста крушенія не находится русскихъ военныхъ кораблей и если командиръ не получить особыхъ приказаній, онъ старается нанять потребное число купеческихъ судовъ для доставленія экипажа въ ближайшій русскій портъ.

327. При крушеніи, аваріи и при всякомъ несчастномъ или непредвидѣнномъ случаѣ, какъ то: при постановкѣ на мель или прикосновеніи къ ней, при столкновеніи, пожарѣ или оказавшейся течи, хотя бы даже корабль при этомъ не получилъ значительныхъ поврежденій, — командиръ онаго обязанъ при первой возможности извѣстить начальство о претерпѣнномъ во всей подробности, присовокупивъ къ донесенію слѣдующее: 1) засвидѣтельствованныя копіи съ вахтеннаго и машиннаго журналовъ за послѣднія сутки; 2) засвидѣтельствованную копію съ книги приказаній, отданныхъ командиромъ на послѣднюю ночь; 3) засвидѣтельствованную копію съ той части карты, по которой плавали, съ проложеннымъ на ней путемъ корабля, а если корабль потерпѣлъ крушеніе, то и подробную карту мѣстности происшествія; 4) опросы лицъ, могущихъ дать какія-либо показанія; и 5) изложеніе мѣръ, принимавшихся для избѣжанія опасности или къ спасенію.

328. При столкновеніи корабля въ морѣ съ другимъ судномъ командиръ можетъ отдалиться отъ того судна не иначе какъ убѣдившись въ его безопасности для плаванія. Во всякомъ случаѣ онъ составляетъ, если возможно, съ участіемъ командира потерпѣвшаго судна, актъ о понесенныхъ при столкновеніи поврежденіяхъ.