245. Командиръ, назначенный на корабль во время постройки или тимберовки его, принимаетъ участіе въ разработкѣ чертежей вооруженія и внутренняго размѣщенія. Онъ не отвѣчаетъ за производство работъ на немъ, но долженъ наблюдать, чтобы работы какъ на кораблѣ, такъ и внѣ его производились тщательно и чтобы матеріалы были надлежащаго качества. О всякой замѣченной имъ неисправности онъ объясняется съ строителемъ корабля, и въ случаѣ несогласія съ нимъ представляетъ о томъ по начальству.
246. Когда при постройкѣ корабля назначены въ распоряженіе командира офицеры, онъ распредѣляетъ ихъ по своему усмотрѣнію для надзора за работами при постройкѣ и по мастерскимъ, и кромѣ того, назначаетъ ихъ на дежурства при самомъ кораблѣ. Если эти офицеры при производствѣ работъ замѣтятъ какую-нибудь неисправность или упущеніе, они объясняются по этому предмету съ производителями работъ и въ случаѣ неудовлетворенія ихъ требованія доносятъ о томъ командиру.
247. Если командиръ почтетъ за нужное сдѣлать въ наружномъ видѣ, во внутреннемъ размѣщеніи корабля, въ скрѣпленіи онаго, въ машинѣ или въ чемъ иномъ перемѣны противъ чертежа, онъ объясняется предварительно съ строителемъ и входить потомъ съ представленіемъ къ подлежащему начальству.
248. Принимая корабль отъ порта по правиламъ, изложеннымъ въ Хозяйственномъ Уставѣ, командиръ требуетъ отъ портоваго начальства полное собраніе корабельныхъ формуляровъ и чертежей, которые хранить у себя во все время командованія и сдаетъ по принадлежности вмѣстѣ съ кораблемъ.
249. Во время постройки или тимберовки корабля командиръ заботится, чтобы все необходимое для предстоящаго вооруженія онаго было бы своевременно изготовлено.
250. По спускѣ корабля или выводѣ его изъ дока командиръ отвѣчаетъ за безопасность его при стоянкѣ и при необходимыхъ передвиженіяхъ; вводъ же корабля въ докъ и обратно, а также проводъ черезъ мелководья или баръ лежитъ на обязанности портоваго начальства.
251. При устаиовкѣ котловъ, машины и другихъ механизмовъ командиръ наблюдаетъ, чтобы это исполнялось правильно, не допуская никакихъ произвольныхъ отступленій отъ утвержденнаго чертежа. Онъ заботится, чтобы были приняты мѣры для отстраненія опасности въ мѣстахъ, подверженныхъ усиленному жару, и чтобы угольные ящики съ тою же цѣлью были предохранены отъ пожара.
252. По окончаніи первоначальной постановки машины и котловъ первыя пробы имъ производятся, согласно правилъ, изложенныхъ въ Хозяйственномъ Уставѣ, механикомъ-строителемъ въ присутствіи командира, старшаго офицера, корабельныхъ механиковъ и строителя, съ разрѣшенія портоваго начальства, предварительно въ гавани, а затѣмъ на рейдѣ. При этихъ пробахъ командиръ изучаетъ дѣйствія и свойства механизмовъ, а также повѣряетъ удовлетворительность устройствъ въ нихъ для передачи и исполненія приказаній. Послѣ пріемной пробы машина поступаетъ въ полное вѣдѣніе командира. То же самое исполняется и относительно всѣхъ прочихъ механизмовъ.
253. Командиръ, назначенный на готовый корабль, принимаетъ оный отъ прежняго командира или отъ порта на основаніи Хозяйственнаго Устава. Онъ лично осматриваетъ корабль во всѣхъ отношеніяхъ и освѣдомляется, всѣ ли запасныя вещи вооруженія и механизмовъ пригнаны и всѣ ли онѣ на кораблѣ. О пріемѣ корабля и о послѣдствіяхъ осмотра новый командиръ доноситъ подлежащему начальству.
254. Получивъ приказаніе изготовить корабль къ плаванію, командиръ приступаетъ немедленно къ вооруженію. Для этого онъ распредѣляетъ всѣхъ наличныхъ офицеровъ къ разнымъ частямъ вооруженія. Общій надзоръ за всѣми работами возлагается на старшаго офицера.
255. Командиръ назначаетъ, по своему усмотрѣнію, одного изъ офицеровъ къ веденію журнала вооруженія по установленной формѣ, подъ надзоромъ старшаго офицера. Журналъ этотъ ежедневно подписывается старшимъ офицеромъ и просматривается командиромъ передъ отдачей приказаній о работахъ на слѣдующій день.
256. Командиръ наблюдаетъ за своевременнымъ и правильнымъ требованіемъ, а также за исправнымъ пріемомъ слѣдуемыхъ на корабль денегъ, матеріаловъ, запасовъ, провизіи и отчетныхъ книгъ на основаніи Хозяйственнаго Устава.
257. Для предупрежденія самовозгаранія командиръ избѣгаетъ погрузки сыраго угля, а погруженный содержитъ въ возможной сухости, стараясь, чтобы новый запасъ угля по возможности грузился такъ, чтобы остатокъ стараго могъ быть издержанъ прежде вновь принятаго. За границей командиръ собираетъ свѣдѣнія о сортахъ угля, подверженныхъ самовозгаранію, для принятія соотвѣтствующихъ мѣръ.
258. Укладка трюма и кубрика производится по утвержденнымъ чертежамъ; если при этомъ окажется, что дифферентъ или углубленіе, назначенные строителемъ, измѣнятся, командиръ доноситъ о томъ начальству. Онъ наблюдаетъ, чтобы измѣненія какъ въ укладкѣ, такъ и въ дифферентѣ производились не иначе какъ на основаніи опыта и доноситъ о томъ каждый разъ высшему морскому начальству, нанося въ то же время эти измѣненія на чертежи.
259. По окончаніи вооруженія командиръ убѣждается въ томъ, что правила о предохраненіи корпуса и трюма отъ ржавчины и гніенія были соблюдены и что всѣ трюмныя устройства для непотопляемости приведены въ исправность; для этого онъ производить осмотръ и испытанія этимъ частямъ совмѣстно съ корабельнымъ механикомъ и съ участіемъ строителя и портоваго механика.
260. Командиръ вновь построеннаго корабля или перестроеннаго съ значительными измѣненіями противъ первоначальнаго чертежа, по принятіи грузовъ представляетъ объ опредѣленіи остойчивости онаго портовому начальству.
261. Командиръ наблюдаетъ, чтобы всѣ производимыя внѣ корабля работы, какъ то: шлюпочныя, мачтовыя, такелажныя и другія, исполнялись успѣшно, и заботится, чтобы онѣ были окончены къ назначенному времени и не задержали выхода корабля на рейдъ. Въ случаѣ медленнаго или неудовлетворительнаго хода этихъ работъ, командиръ своевременно доноситъ о томъ подлежащему начальству.
262. На ночь и на время нерабочихъ дней для охраненія находящихся на кораблѣ вещей, командиръ, смотря по ихъ важности, оставляетъ на кораблѣ нѣкоторое число нижнихъ чиновъ, по своему усмотрѣнію, при офицерѣ или унтеръ-офицерѣ.
263. Передъ выходомъ на рейдъ командиръ приказываетъ старшему офицеру составить заблаговременно всѣ необходимыя росписанія офицеровъ и команды и распредѣлить каюты на основаніи главы X раздѣла четвертаго.
264. По окончаніи вооруженія корабля командиръ доноситъ мѣстному начальству и начальнику эскадры о готовности выйти на рейдъ. Получивъ предписаніе идти на рейдъ, онъ приказываетъ командѣ перебираться на корабль со своимъ имущетвомъ, которое должно быть предварительно осмотрѣно ротными командирами въ казармахъ, а затѣмъ онъ дѣлаетъ распоряженіе о сдачѣ въ портъ всѣхъ находящихся на кораблѣ портовыхъ вещей, матеріаловъ и инструментовъ.