В силу неравномерности исторического развития неолит в глухих местах земного шара уцелел вплоть до XIX и даже XX века.
В 1940 году было открыто в истоках реки Амазонки (северо-восток Перу) индейское племя ягуа, старые женщины которого выделывали глиняную посуду, а мужчины употребляли каменные топоры.
Наш замечательный ученый Н. Н. Миклухо-Маклай в 1871 году открыл неолитических людей, никогда до того не видевших белых. Это были новогвинейские папуасы берега Маклая, носящего это название в честь русского ученого на всех мировых географических картах.
Русский казак Вл. Атласов в самом конце XVII века открыл на Камчатке ительменов, выделывавших тогда еще глиняную посуду и каменные топоры.
Классическим образцом общества низшей ступени варварства являются ирокезы (Северная Америка), хотя французские колонисты в Канаде уже в XVI веке познакомили их со стальными топорами вместо каменных.
Сочетание всех этих источников, с учетом антропологических и фольклорных данных, позволяет первобытной истории восстановить социально-экономические отношения, характерные для низшей ступени варварства.
Общей чертой производства на этой ступени является то, что оно повсеместно дает постоянные запасы пищи.
Злаки, одомашненные людьми свайных построек в Европе: просо, полба, египетская пшеница, мелкий шестирядный ячмень, густой ячмень, пшеница, початковое просо.
Производство это варьирует в двух основных формах. С одной стороны, как, например, у ительменов, наблюдается сочетание развитых форм рыболовства, звероловства, т. е. дающих постоянные, а не случайные запасы пищи. С другой стороны, как например, у ирокезов и папуасов берега Маклая, наряду с упомянутыми отраслями производства, встречается первобытное земледелие или огородничество.
Приручение и одомашнивание животных развить? еще сравнительно слабо. Исключением являлась область трипольской культуры, центром которой было среднее Приднепровье и которая характеризуется замечательной раскрашенной посудой и сочетанием примитивного огородничества с примитивным животноводством (домашние собаки, овцы, коровы, свиньи).
Благодаря хорошей изученности этой культуры термин «трипольская» стал международным для подобных культур, обнаруженных, кроме Триполья, на Украине на правом берегу Днепра, в Румынии, Болгарии и других местах.
В местечке Триполье (на Днепре) В. В. Хвойко в 1890–1900 гг. открыл ряд памятников (так называемые глиняные площадки), от которых и пошло название «трипольской культуры». Теперь выяснилось, что трипольские так называемые «глиняные площадки» представляли остатки хижин, пол и стены которых обмазывались толстым слоем глины. Остов стен делался из столбов и прутьев, глину обжигали и раскрашивали белой, красной, желтой краской. Нередко под полом хоронили мертвых.
Погребение мертвых под жилищами довольно часто описывается этнографами и археологами. Найден ряд моделей из глины, изображающих дома, в которых жили трипольцы. Так, в селе Сушкове найдена модель даже с фигуркой женщины внутри дома, растирающей на каменной мельнице зерно.
Раскопки 1938 года в урочище Коломийщина, близ села Халепье (Киевской области), позволили установить, что в трипольских деревнях жилища были расположены двумя концентрическими кругами (31 жилище составляло внешний круг, 8 — внутренний). В центре поселения, в середине внутреннего круга (диаметром около 60 метров), оставалось незастроенное пространство, куда возможно загоняли скот.
Первобытное рыболовство.
Жилища были большей частью многоочажные. Следовательно, в них могло разместиться несколько родственных семейств.
В трипольских домах жили люди, объединенные и общим хозяйством и родством. Имелись и отдельные помещения для отдельных семей.
Жилище имело удлиненно-прямоугольную форму разной величины. Длина трипольского дома колебалась от 5 до 30 метров, ширина — от 3 до 20.
В домах на глиняном полу встречались выделанные из глины печи, столы, жертвенники и подставки для каменных мельниц.
Печение яиц у южноамериканских индейцев.
Наряду с обычными неолитическими каменными орудиями встречаются, правда очень редко, орудия из меди. Найдены окаменелые лепешки из муки и мяса, а также зерна пшеницы, ячменя и проса. Каменные полированные мотыги и хорошо ретушированные кремневые серпы свидетельствуют об огородничестве, как о главной отрасли хозяйства. Охота, рыболовство и разведение животных имели небольшое значение В ранних трипольских поселениях найдено мало костей домашних и диких животных и мало поделок из кости, но в более поздних нарастает количество костей домашних коров, свиней и овец. Это указывает на растущее значение животноводства в конце периода, однако земледелие для трипольской культуры остается преобладающим. Найдено много сотен женских статуэток из глины, причем их часто находят внутри домов на глиняных конических жертвенниках против входа.
Копчение рыбы у индейцев.
К концу трипольской культуры начинают появляться и мужские фигурки, что связано, вероятно, с все возрастающим значением мужчины и постепенным исчезновением матриархата. Имеются глиняные фигурки и домашних животных — коров, лошадей, овец, свиней и др.
Глиняная посуда очень разнообразна по форме. Она большей частью плоскодонна. Выделывались большие грушевидные сосуды, в которых хранилось зерно или держалось молоко, и маленькие чашечки. Для археологов осталось неясным назначение биноклевидных сосудов, состоящих из двух, не имеющих дна, глиняных трубок, соединенных глиняными перемычками. Посуда очень искусно расписана различными красками, в особенности черной и красной, нанесенными кистью. Орнамент чаще всего спиральный, изредка встречаются изображения человеческих лиц, животных и солнца. Это так называемая расписная керамика.
Изготовление глиняной посуды у индейцев пуэбло.
Общество трипольцев, занимавшееся огородничеством и разведением животных в своих деревнях, жило приблизительно в IV–III тысячелетии до нашей эры.
В начале трипольской культуры, когда первенствующее значение имело огородничество, главной социальной фигурой была женщина. Это был матриархат. Но с постепенным ростом животноводства, с появлением обмена, объектом которого большей частью были животные, мужчина начинает играть более важную роль, и матриархальный род перерастает в патриархальный.
Трипольская культура является одной из древнейших земледельческих культур на территории нашей родины.
Зона распространения подобной культуры довольно широка, однако нельзя выводить все эти культуры с расписной посудой из одного какого-нибудь центра. Ни переселение, ни меновые связи не могли бы привести к столь широкой зоне ее распространения.
Обычная, наиболее многочисленная, посуда украшена гребенчатым орнаментом и бороздчатым. Особенно интересен орнамент валиком и пальцевой. Это — местный, трипольский орнамент. Важно, что черепки сосудов с таким же орнаментом найдены и в других местах на трипольских площадках. Этот орнамент дает нам возможность думать, что трипольская культура в наших условиях переросла в ту культуру, которая известна как «скифская».
Медь которая встречается в трипольских стоянках, должна была проникать к ним или с Карпат или из Малой Азии (Т. Пассек).
Приготовление муки из маниоки у индейцев Бразилии.
На обширной территории Европы постепенное уменьшение влажности, высыхание леса в эпоху неолита привели к сокращению количества вод, а следовательно, и рыбы и моллюсков.
На опушках редеющих сухих лесов стали появляться первые огороды. Постепенно женщины заметили более высокую урожайность таких огородов на «огнищах», как на русском севере называют подобные выжженные места. Достаточное количество осадков в Европе делало почву ее крайне благоприятной для земледелия. Недостаток же тепла вознаграждался замечательным удобрением золой, получающейся при выжигании леса.
Яркую картину подобного типа земледелия дает Лепехин, наблюдавший ее, правда, не в эпоху неолита, но в 60-х годах XVIII в. на северо-востоке Европейской России у предков нынешних коми — зырян. «Озими их, — пишет он, — стояли среди огромных лесов, в которых они пространственные вырубают леса и, сжегши лес, на пепле сеют хлеб. Сих мест они не пашут, но выжегши лес, прямо сеют и, заборонив, совершают посев. Как для облегчения работы, так и для защиты посеянного хлеба оставляют на пашне своей несколько дерев, не вырубив которые, чтобы не вытягивали питательные из земли соки, расстоянием от корня аршина на 2, сдирают с них кору вокруг».
Замечательно, что африканские негры и южноамериканские индейцы тоже оставляют на своих огородах несрубленные деревья с ободранной корой.
«Подсекание» — вырубание деревьев, корчевание пней и выжигание места порубки — требовало напряженного и упорного труда. Экономисты, изучая развитие форм хозяйства, слишком мало останавливались на таком подсечном, или лесном, земледелии. Совсем недавно оно встречалось в нашей Сибири и сейчас еще существует в Британской Индии. Оно было известно и первобытным обществам, и не только представителям высшего варварства — ковачам железа — неграм, но и индейцам Северной и Южной Америки и папуасам острова Новая Гвинея и островитянам Меланезии и Полинезии, т. е. представителям различных ступеней низшего и среднего варварства.
Подсечное земледелие, как и земледелие вообще, отсутствовало лишь в Австралии, хотя выжигание кустарника и сухой травы для целей охоты производилось туземцами и этого материка. «Подсечно-огневое» земледелие существует во многих местах земного шара и посейчас. Это земледелие уже не исключительно женское. Немало нужно было мужских рук, чтобы «подсечь» лес, выкорчевать пни, выжечь вырубленный участок. Зато трудолюбие женщин довершило остальное: от взрыхления мотыгой плодоносного пепельного ковра до уборки урожая, далее до приготовления из него пищи. С истощением плодородия почвы мужчины производили новую вырубку, новое выжигание, а женщины переносили свои работы на новые огнища.