От первобытной культуры к цивилизации
Начиная со средней ступени варварства, рост производительных сил вызвал разложение первобытно-общинных отношений.
Этот процесс заканчивается крушением первобытно-общинного строя и возникновением гражданского общества.
В разных странах и в разные эпохи этот процесс распада старого и возникновения нового проходил неодинаково; менялись не только его темпы, но и его результаты, так как в итоге разрушения первобытно-общинного строя возникало гражданское общество в различных формах. В передовых странах этот процесс закончился в глубокой древности, за несколько тысяч лет до нашей эры, в других произошел в раннее средневековье, в наиболее глухих углах земли не завершился еще и поныне.
Дело гражданских историков, изучающих прошлое отдельных современных обществ, устанавливать все особенности зарождения классовых обществ интересующей их страны. Основные черты перехода из доклассового общества в классовое должна исследовать история первобытного общества, поскольку она является введением в гражданскую историю.
Нельзя ограничиться при этом только социально-экономическими сдвигами.
«…Источник формирования духовной жизни общества., источник происхождения общественных идей, общественных теорий, политических взглядов, политических учреждений нужно искать не в самих идеях, теориях, взглядах, политических учреждениях, а в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, отражением которого являются эти идеи, теории, взгляды и т. п.»[49].
Это гениальное положение И. В. Сталина применимо не только к эпохам гражданской истории. Оно проливает яркий свет и дает ключ к пониманию процессов зарождения, развития и распада духовной культуры в первобытном обществе.
Вся совокупность источников первобытной истории позволила нам восстановить раньше всего зачатки знания, затем искусства, потом религии и наконец — обычного права и нравственности. Развитие этих важнейших форм духовной культуры мы видели в период дикости, потом — в период варварства.
Этого развития нельзя было понять, если рассматривать его в качестве самодвижения культуры, как таковой в целом или в отдельных ее формах: нельзя забывать, что первобытная культура создана общественным человеком, — сперва первобытными стадами, а затем первобытными общинами.
Переход к варварству, предпосылкой которого было производство постоянных запасов пищи, привел к дальнейшему росту духовной культуры.
В связи с зарождением сельского хозяйства (огородничества и животноводства) возникло много новых изобретений и знаний. Продолжали развиваться зачатки рисуночного письма и календаря, появившиеся еще на средней ступени дикости.
Тотемизм на этой ступени окончательно вытесняется культом предков и сосредоточивается вокруг родовых святилищ.
Зарождение рабства, начало распада первобытно-общинных отношений, наряду с новым подъемом знаний, отображается в развитии олицетворения как сил природы, так и социальных сил. Зарождается жречество.
Превращение доклассового общества в классовое приводит к превращению последней стадии первобытной культуры — варварства — в цивилизацию, начинающуюся с «изобретения фонетического алфавита и создания литературных памятников; эквивалентом является иероглифическое письмо на камне»[50] в древневосточных странах.
Какие выводы можно сделать из обзора развития духовной культуры в первобытном обществе?
Заслуживает быть особо подчеркнутым факт безрелигиозности, стихийного материализма человеческой мысли на древнейшей ступени истории человечества.
Религия возникла на определенной ступени, как «…фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму сверхъестественных»[51].
Но как ни силен отпечаток, который наложила на всю культуру дикости и варварства религия, культура эта, хоть и медленно, ширилась и развивалась. При всей своей беспомощности, при всей скудности своего опыта дикарь и варвар своим трудом, своими успехами и неудачами в борьбе с природой закладывают фундамент того гигантского культурного наследства, которое досталось нам от минувших поколений.
Новогвинейские папуасы, наряженные для религиозной пляски.
Техника, земледелие, скотоводство, медицина, живопись, музыка, примитивное естествознание, зачатки письма, все, что справедливо составляет гордость человечества, — все это, правда, порой в детских и наивных формах, имеется уже у первобытного человека.
Развитие мировоззрения и знания первобытного человека можно с известным приближением назвать предисторией философии, помня, что «научная история философии… является историей зарождения, возникновения и развития научного материалистического мировоззрения и его законов. Поскольку материализм вырос и развился в борьбе с идеалистическими течениями, история философии есть также история борьбы материализма с идеализмом»[52].
Крушение первобытно-общинного строя было и крушением созданной им первобытной культуры.
Недаром Энгельс, изображая процесс возникновения классов и государства, характеризует его как движение от варварства к цивилизации.
Глиняный горшок с первыми письменами.
Энгельс полагает, что высшая ступень варварства, начавшаяся с плавки железной руды, «…переходит в цивилизацию через изобретение буквенного письма и применение его для записей»[53]. Энгельс показывает те социально-экономические условия, которые приводят к этому великому улучшению механизма передачи культурного наследства от старшего поколения к младшему. Не было бы алфавита, если бы не было усложнения культуры, и культуры не деревенской, а городской. Еще в «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс писали: «Наибольшее разделение материального и интеллектуального труда, это — отрыв города от деревни. Противоположность между городом и деревней начинается вместе с переходом от варварства к цивилизации, от племенного строя к государству… Противоположность между городом и деревней может существовать только в рамках частной собственности»[54].
На пороге цивилизации возникает третье великое общественное разделение труда: выделяется купечество, уточняются и усиливаются все прежние виды разделения труда, особенно путем обострения противоположности между городом и деревней.
Еще до цивилизации началось разделение общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых. «…основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим…»[55], — говорит Энгельс.
«Рабство — первая форма эксплуатации, присущая античному миру; за ним следуют: крепостное право в средние века, наемный труд в новое время. Таковы три великие формы порабощения, характерные для трех великих эпох цивилизации; — открытое, а с недавних пор замаскированное рабство всегда ее сопровождает»[56].