Недавние раскопки в Крыму (1946–1947 гг.) показали, что у скифов произошло и отделение города от деревни: были обнаружены остатки скифского города Неаполис под Симферополем. Открывший его московский ученый П. Н. Шульц считает его столицей скифского государства.

«Недаром высятся грозные стены вокруг новых укрепленных городов: в их рвах зияет могила родового строя, а их башни упираются уже в цивилизацию»[47], — говорил Энгельс.

Действительно, город несовместим с первобытно-общинным строем. Наличие городов означает переход к классовому обществу и к государству.

Успехи советской науки в изучении древнейших судеб восточного славянства также ярко показывают, каким образом государственность сменяла патриархально-родовой строй, эту последнюю стадию первобытной общины.

Еще недавно имевшая хождение антинаучная норманнская теория о создании русского государства якобы пришлыми варягами (норманнами) теперь окончательно — разбита. Советские археологи доказали, что древнейшие восточно-славянские города (Киев, Смоленск, Новгород и др.) возникли задолго до IX века, к которому восходят самые ранние известия о проникновении варягов в бассейн Великого водного пути, притом возникли именно как города, т. е. центры ремесла и зарождающейся торговли, а не как крепости-убежища.

Норманнская теория есть один из наиболее уродливых вариантов той теории насилия, согласно которой война якобы создала классовое общество и государство и которую разбил Энгельс в «Анти-Дюринге». Этой теорией вооружены старые и новые фашисты. На деле война носит сопутствующий характер.

Попытка показать, что славяне неспособны якобы своими силами самостоятельно прийти к государственной жизни, — при столкновении с фактами, освещенными передовым научным мировоззрением марксизма-ленинизма, — терпит крах.

Восточные славяне не представляют никакого исключения в истории возникновения государства, оно возникло среди них так же, как и в обществах греческом, римском, кельтском и др.

«Столкновение новообразовавшихся общественных классов, — констатирует Энгельс, — взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах; его место заступает новое общество, организованное в государство»[48].