О правильном понимании дружбы и товарищества — этой основы, на которой строится жизнь школьного коллектива — идет речь в инсценировке «Васёк Трубачев и его товарищи». «Есть прямое, честное пионерское товарищество и есть мелкое, трусливое, ложное выручательство. Это вещи разные, их никак нельзя путать», — говорит Сергей Николаевич, учитель Васька Трубачева и его товарищей. В этих словах — главная мысль инсценировки.
В инсценировке действуют учащиеся четвертого класса. Ребята дружат, некоторые из них искренне считают себя «друзьями до гроба», и вдруг эта дружба обрывается, как ниточка. Почему? Потому что она была ложной, была построена на шаткой основе.
Васёк Трубачев, Саша Булгаков, Коля Одинцов, Коля Мазин и Петя Русаков — главные герои пьесы.
Васёк Трубачев — классный вожак, председатель совета отряда. Это определяет его волевые качества, умение сплотить и вести за собой ребят. Товарищи любят Васька, он пользуется у них авторитетом за смелость и решительность, прямоту и честность. Но есть еще одна черта в характере Васька — самолюбие. Она-то и приводит его к ссоре с друзьями. Все чувства, которые переживает Васёк Трубачев: радость оттого, что у него есть друзья и все они любят его; негодование при незаслуженном обвинении; боль за «измену» друга; глубокая обида на всех ребят, когда они ставят под сомнение его честность, — все эти чувства исполнитель роли Васька Трубачева должен пережить горячо и искренне, по-настоящему, как всякий переживает свои собственные радости и невзгоды.
Саша Булгаков — добрый, открытый, простой и чистосердечный мальчик. Дома у него братишки и сестренки, которых он любит и нянчит. Он немного конфузится этой роли няньки, но когда Васёк высмеивает и оскорбляет его, Саша испытывает кровную обиду. Сочетать и показать эти полюсы характера — основная задача исполнителя роли Саши Булгакова.
Главная сцена для роли Коли Одинцова — сцена в классе, когда происходит столкновение Васька Трубачева с Сашей Булгаковым. В этой сцене стремительно развернута целая гамма чувств, которые переживает Коля. Здесь и боязнь, что гибнет дружба, и желание помирить поссорившихся друзей, не дав обиде перейти в ненависть, и отчаяние от свалившейся на головы друзей непоправимой беды. Взяв за основу именно эту сцену, исполнитель роли Коли Одинцова должен искать всю внутреннюю линию образа. Главное, нужно почувствовать борьбу, которая происходит в душе Коли. Честность, сознание ответственности за высокое звание пионера обязывают его перед всем классом обвинить своего лучшего друга Васька Трубачева в нехорошем поступке. Коля Одинцов — настоящий друг Васька Трубачева.
Мазин отличается спокойствием, хладнокровием. Что бы ни происходило вокруг него, он редко теряет самообладание. Все, даже самые сильные чувства он переживает где-то внутри себя, внешне проявляя их в любимой поговорке: «Эх, жизнь!» Он скуп на слова и движения. Там, где другой бы наговорил много слов, Мазин ограничивается одной репликой, одним взглядом. Из сказанного, впрочем, не следует делать ошибочного вывода, что Мазину свойственно равнодушие, что ему незнакомы сильные переживания, сердечные порывы. Пережить очень глубоко все чувства, выявить их очень скупо, но выразительно — вот в чем сложность задачи для исполнителя роли Мазина.
Петя Русаков — живой, нервный мальчик. Положение Пети очень сложное. Долго не знавший родительской ласки, Петя в лице мачехи обрел замечательную мать, и он боится, как бы не потерять это счастье. Из-за Пети, из-за его боязни нарушить данное мачехе слово — не получать двоек, — по существу, и запутывается весь клубок событий. Петя безволен, он должен быть у кого-нибудь на поводу, кто-нибудь должен постоянно защищать его от напастей. Дружба Мазина и Пети — яркий пример ложной, мнимой дружбы.
В пьесе много ответственных массовых сцен. В них развертываются самые значительные события. Все события, происходящие в массовых сценах, должны быть по-настоящему пережиты всеми участниками. Только тогда пьеса произведет сильное впечатление, захватит зрителей.
Перед тем как рассмотреть оформление каждой картины в отдельности, надо разрешить один вопрос, касающийся всего оформления спектакля. Действие четвертой и шестой картин происходит в школе. Мы предлагаем внести парты на сцену до начала спектакля, с тем чтобы они находились на сцене во всех картинах пьесы. Находящиеся на сцене парты не только не будут мешать в тех картинах, где они не нужны, а помогут сделать оформление этих картин интереснее.
Перейдем к рассмотрению оформления каждой картины.
Первая картина — поляна. Надо найти два небольших сухих деревца и два пенька. Находящиеся на сцене парты расставить так одну — в глубине сцены, в центре; две — вправо и влево от нее, на небольшом расстоянии; две оставшиеся поставить «на-попа» у кулис. На парту, которая стоит в глубине, положить вверх ножками столик (он будет использован для учителя в третьей картине); на парты, стоящие справа и слева, положить стулья, тоже вверх ножками. На все парты накинуть раскрашенную под цвет земли и прошлогодней травы мешковину или темнозеленые, рыжие одеяла. Действие в картине происходит ночью, при лунном освещении, так что задрапированные парты как нельзя лучше создадут впечатление пригорков, возвышений, рельефа местности. Накинув на себя маскировочные полотнища (одеяла) и присев около замаскированных парт, Русаков и Мазин совершенно «сольются» с «рельефом» местности. Когда уходят Трубачев, Булгаков и Одинцов, Мазин отходит от парты (центральной) и открывает вход в «землянку». В эту «землянку» можно даже влезать. Два деревца надо установить перед партами, стоящими у кулис. Над возвышенностями, на видимом пространстве задника, надо сделать звездное небо: два десятка круглых, размером в пятачок, отверстий в заднике заклеить зеленой и синей прозрачной бумагой и поярче осветить это «небо» сзади.
Вторая картина. Идет на просцениуме, перед закрытым занавесом. Вход в школу надо сделать в центральном разрезе занавеса, раскрыв его на метр. По обеим сторонам просцениума нужно поставить деревца, одетые молодой листвой (используйте зеленую бумагу). За занавесом поставить щит, закрывающий сцену от зрителей (или классную доску, задрапированную одеялами до самого пола). Справа на просцениуме стоит скамейка, на которой сидят пришедшие раньше всех Мазин и Русаков. Над разрезом занавеса прибита вывеска школы. Участники картины идут через зал, поднимаясь на сцену по лесенке.
Третья картина. Класс. Картина начинается сразу после второй, без всякого перерыва. Парты, по две в ряд, надо поставить боком к зрителям, несколько развернув их лицом на зрителя. Столик учителя поместить у кулисы на первом плане сцены. Классную доску поставить между сидящими на партах учениками и столиком учителя. На задник повесить географические карты.
Четвертая картина. Пионерская комната. При оформлении ее поставить цель не загружая сцену большим количеством предметов, сделать комнату красивой. Не забыть о цветах. Парты, поставленные «на-попа», расположенные по сцене полукругом, с одинаковыми интервалами и задрапированные, дадут ряд выступов и углублений, которые можно использовать для расстановки предметов, находящихся в комнате. Установка оформления должна быть произведена в антракте между вторым и третьим действием.
Пятая картина. Идет перед занавесом, на просцениуме.
Шестая картина — класс.
Седьмая картина — пионерская комната.
Режиссер Б. Юрцев