Во всех капиталистических странах трудящиеся массы во главе с рабочим классом ведут упорную борьбу против своих угнетателей и эксплуататоров. Пролетариат и трудящееся крестьянство стремятся свергнуть господство буржуазии. Гнет и эксплуатация вызывают забастовки рабочих, крестьянские восстания. Помещики и фабриканты борются с революционным движением трудящихся масс. Они всеми мерами подавляют революционное движение и при помощи своих верных слуг — социал-предателей[2] — стараются отвести от себя справедливый гнев трудящихся и направить их борьбу по ложному пути.
Еврейские трудящиеся массы во всех капиталистических странах в силу своего особенного положения были «громоотводом», через который эксплуататорские классы пытались отвести от себя народный гнев, направляя его против евреев.
Капиталистические правительства, церковь, школа и буржуазные газеты стремились воспитать в массах убеждение в том, что евреи являются источником и причиной всех народных бедствий.
Если помещик, фабрикант или купец разорялись; если крестьянство нищало от кулацко-помещичьей кабалы и непосильных налогов; если промышленные товары дорожали, а сельскохозяйственные дешевели; если рабочие массы выбрасывались с фабрик и заводов и терпели нужду и голод; если целые деревни вымирали от голода или повальных болезней — то во всех несчастьях и бедствиях в первую очередь обвиняли евреев. Об этом трубили изо дня в день в церкви, школе, газетах. При этом дело не ограничивалось одними только разговорами, а часто заканчивалось жестокой кровавой расправой над еврейской беднотой.
Перед революцией 1905 года царское правительство особенно сильно пыталось разжечь национальную вражду. Оно организовало погромы против еврейских масс.
В 1903 году на юге России и в Бессарабии начало сильно развиваться революционное движение, в котором еврейские трудящиеся массы принимала большое участие. Помещики и буржуазия решили потопить это движение в потоках еврейской крови. Они организовали в городе Кишиневе небывалый по своим размерам еврейский погром. Резня, в которой наряду с лавочниками, преступниками и наемными хулиганами участвовала полиция и жандармы, продолжалась три дня. За это время было зверски убито и растерзано больше 100 человек, в том числе много женщин и детей. Ранено было 360 человек, разгромлено и ограблено 700 домов и 600 магазинов и лавок.
Начальник кишиневского жандармского управления в своих донесениях в Петербург по поводу этого погрома ярко обнаруживает политический характер погромов — как месть за деятельность революционеров-евреев.
«Означенный еврейский погром, — пишет жандармский полковник Чарнолусский, — явившись совершенно неожиданным для местных революционных кружков, состоявших на девять десятых из евреев, нанес очень чувствительный и едва ли скоро поправимый удар революционным деятелям этих кружков. Увидев неожиданно свое же оружие направленным деморализованной ими же толпой не против правительства и существующего порядка, чего они добивались, а обращенным против евреев, — означенные революционные кружки были очень поражены и пали духом…».
Из этого документа видно, что в руках царского правительства, помещиков и буржуазии антисемитизм был сильным орудием борьбы для удержание своего имущества и своей власти против революционного движения трудящихся.
Еврейские рабочие, ремесленники и трудовая интеллигенция как наиболее угнетенные скорее воспринимали революционные идеи. В революционной борьбе, которую пролетариат России вел за свержение царизма, еврейские рабочие Варшавы, Лодзи, Вильно, Одессы и других промышленных районов «черты оседлости» активно участвовали наравне с другими рабочими России. Из рядов еврейского пролетариата и трудовой интеллигенции вышло много выдающихся бойцов за рабочее дело. Еврейские погромы являлись кровавой расправой царизма и буржуазии над еврейскими трудящимися и должны были устрашить и оттолкнуть их от революционного движения. Политика травли и преследования евреев была одной из главных ставок царского правительства в его борьбе против революционного движения рабочих и крестьянских масс. Царизм путем раздувания национальной вражды, а в особенности путем раздувания ненависти к евреям хотел отвлечь трудящихся от борьбы против угнетателей.