При власти капиталистов не может быть национального равенства и мирного сожительства разных народов внутри государства. Почему не может быть? Потому что эксплуататорским классам нужна национальная вражда, мешающая сплочению трудящихся. При помощи национальной вражды можно легче разъединить трудящихся разных национальностей, затемнить у них сознание своих классовых интересов и ослабить или подавить революционное движение. При помощи национальной вражды можно легче переманить к себе покупателя, заказчика, вкладчика. А в то же время сами капиталисты разных наций объединяются, чтобы сообща эксплуатировать трудящихся.

«Посмотрите на капиталистов, — писал Ленин, — они стараются разжечь национальную вражду в простом народе. А сами отлично обделывают свои делишки; в одном и том же акционерном обществе — и русские, и украинцы, и поляки, и немцы. Против рабочих объединены капиталисты всех наций и религий, а рабочих стараются разъединить и ослабить национальной враждой».

Как пример можно взять Румынию. В Румынии капиталисты и их правительство часто организовывают еврейские погромы в ряде городов. Румынская буржуазия натравливает румынских рабочих и крестьян на евреев. Еврейская же буржуазия восстанавливает еврейских трудящихся против румынских. В то же самое время еврейская буржуазия полностью поддерживает румынских капиталистов, прямых организаторов погромов, на выборах в парламент. Еврейская и румынская буржуазия совместно владеют банками, заводами, землей и эксплуатируют румынских и еврейских трудящихся.

Буржуазия господствующей нации создает для других национальностей разные ограничения в политическом, хозяйственном и культурном отношениях. Этим она облегчает себе конкуренцию на рынке и укрепляет свое положение. В капиталистических странах травят и преследуют национальные меньшинства. Например в Чехо-Словакии преследуют и угнетают немцев и словаков. В Польше свирепо угнетают украинцев, белоруссов и евреев. В Америке преследуют негров.

В царской России больше половины населения (57 процентов) составляли народы нерусских национальностей. Они находились в неравном положении по сравнению с русским населением. Они подвергались разного рода угнетениям и преследованиям со стороны царского правительства, русских помещиков, капиталистов и кулаков, захватывавших лучшие земли у ингушей, чеченцев, киргизов, бурят, калмыков и других народов.

Десятый съезд коммунистической партии в 1921 году отметил, что «Политика царизма, политика помещиков и буржуазии по отношению к этим народам состояла в том, чтобы убить среди них зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык, держать их в неравенстве и наконец по возможности руссифицировать (то-есть насильственно навязать им русский язык и русскую культуру)». Царское правительство разжигало национальную вражду между народами России, чтобы отвлечь рабочих от классовой борьбы. Например в 1905 году полиция и жандармы организовали в Баку армяно-татарскую резню, во время которой погибло много трудящихся с обеих сторон. Царская власть натравливала украинцев на поляков, русских — на украинцев, а все народы в отдельности возбуждала против евреев. Евреев притесняли, мучили, пытали и громили.

Притеснения и ограничения в правах вынуждали евреев приспособляться, повышать свои знания. Русские помещики, кулаки, купцы, фабриканты, крупные ремесленники и часть буржуазной интеллигенции крепко ненавидели евреев как своих конкурентов. Но они прикрывали свои корыстные цели воплями о «жидовском засилии» и «защите православной веры» от богом проклятого племени, о защите мужика от «жидовского обмана» и так далее.

Такой способ борьбы с конкурентом был самый легкий и самый выгодный для буржуазии. Когда русскому фабриканту, купцу или ремесленнику приходилось бороться со своим же русским конкурентом, то он мог его одолеть только в том случае, если он предлагал товар лучшего качества или уступал его по более сходной цене. Если же конкурент был еврей, то русский фабрикант, купец, ремесленник мог заводить с покупателем или заказчиком такую примерно речь:

«Ты русский, и я русский, мы оба люди одной веры, одной крови. Еврей нам обоим одинаково чужой. Он нехристь, он враг всего русского; поэтому мы не должны иметь с ним дела, а ты должен договориться со мной».

Конечно далеко не все поддавались на эту хитрость. Буржуазия не смогла своими злостными выдумками затуманить сознание всех трудящихся. Но эта агитация имела успех среди самых отсталых слоев населения.