Перед рабочим классом всего мира стоит величайшая историческая задача — уничтожение капиталистического строя, полное раскрепощение трудящихся всего мира от эксплуатации и перестройка всей жизни на новый коммунистический лад.
Много тяжелых жертв понес рабочий класс во всем мире за осуществление этой задачи. Мировая буржуазия оказывает повсюду бешеное сопротивление, упорно цепляясь за старый строй, который дает ей возможность властвовать и наживаться на труде рабочих и крестьян.
У нас, в Стране советов, рабочий класс и трудящееся крестьянство под руководством партии большевиков свергли власть помещиков и капиталистов.
Мы осуществляем заветную мысль всех трудящихся и угнетенных — строительство социализма.
Смог бы рабочий класс свергнуть царя, помещиков и капиталистов и выйти победителем из тяжелой гражданской войны без правильного разрешения национального вопроса, без ликвидации национальной розни, мешающей объединению и сплочению трудящихся?
Конечно не смог бы. Поэтому коммунистическая партия и советская власть уделяли и уделяют так много внимания правильному решению национального вопроса и укреплению братского союза между трудящимися всех народов.
Еще в октябре 1917 года, как только власть была вырвана из рук эксплуататоров, советское правительство опубликовало декларацию, то есть заявление, о правах народов России, подписанное товарищами Лениным и Сталиным.
В этой декларации было сказано, что «в эпоху царизма народы России систематически[3] натравливались друг на друга. Результаты этой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов — с другой стороны. Этой позорной политике нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России».
Советская власть полностью выполнила свое обещание. Вместо царской «единой и неделимой» тюрьмы народов у нас создан мощный свободный братский Союз социалистических советских республик. В Союзе объединены 7 союзных республик, 15 автономных республик и 17 автономных областей.
Все национальные республики и области за первое десятилетие своего существования добились огромных успехов в хозяйственном и культурном строительстве. Они построили и строят у себя совхозы и колхозы, фабрики и заводы, школы и больницы. Они большими шагами движутся вперед, догоняя наиболее передовые русские сельскохозяйственные и промышленные районы.
Национальный вопрос у нас разрешен правильно, по-ленински, на основе действительного уничтожения всякого рода национального неравенства. Трудящимся каждой национальности обеспечены права и возможность хозяйственного и культурного развития.
Нужно однако разобраться и понять, что означает возможность хозяйственного развития для евреев?
Мы знаем, что при царизме была искалечена вся жизнь евреев-трудящихся. Царизм путем специальных законов и ограничений заставил огромную часть евреев заниматься торговлей или мелким ремеслом. При советской власти частная торговля или мелкие ремесла не имеют почвы для своего существования. Еврейская беднота в городах и местечках Белоруссии и Украины очутилась поэтому в очень тяжелом положении не только в годы гражданской войны, но и в первые годы нашего мирного строительства. Об этом очень ясно сказал товарищ Калинин в 1925 году на первом всесоюзном съезде ОЗЕТ — общества по земельному устройству еврейских трудящихся масс: «Октябрьская революция, которая принесла полное освобождение всем народам, в том числе и еврейскому населению, с одной стороны, освободила этот народ, а с другой — основательно ударила по этому еврейскому народу. Я говорю: ударила, ибо Октябрьская революция на первых порах в период острой гражданской борьбы уничтожила, по крайней мере на время, основу не только благосостояния, но самую возможность существования еврейского населения — кустарные промыслы. Это был основательный удар по городской и местечковой бедноте, именно по бедноте. Поэтому мы и говорим: декларация — одно дело; в настоящий же момент мы приступаем к тому, чтобы эту декларацию претворить в жизнь, в реальную действительность».
В ответе на письмо комсомольца Овчинникова товарищ Калинин пишет: «В последние годы, в числе прочих мест, я был и в еврейских местечках, и меня охватило чувство беспокойства: как сумеет советская власть вытащить из этой подавляющей и безнадежной нищеты еврейскую бедноту?»
Вот какие трудности стояли на пути проведения национальной политики в отношении еврейских трудящихся масс. Советская власть сумела вывести еврейскую бедноту на путь свободного и равноправного участия в великом социалистическом строительства СССР.
Каким путем это было достигнуто?
Это было достигнуто путем вовлечения еврейских трудящихся в промышленные предприятия, в государственные и кооперативные учреждения в качестве рабочих и служащих и путем кооперирования кустарей.
Кроме того часть еврейской бедноты была организованным образом привлечена к сельскому хозяйству. В 1925 году был образован особый правительственный орган — КОМЗЕТ (Комитет по земельному устройству трудящихся евреев) при президиуме Совета национальностей Центрального исполнительного комитета СССР.
КОМЗЕТ было поручено отвести свободные земельные фонды для устройства еврейских переселенцев. Затем он должен оказать всяческое содействие самой организации еврейского переселения и принять все необходимые меры к обеспечению хозяйственного развития переселенцев.
На помощь КОМЗЕТ пришла советская добровольная общественная организация — ОЗЕТ, которая развернула большую работу по земельному устройству трудящихся евреев и по культурному шефству над переселенцами.
Подготовка кадров евреев-рабочих в Одесской профшколе «Металлист».
ОЗЕТ — не еврейская, а интернациональная общественная организация, в которой большинство членов — не евреи. На многих крупнейших фабриках и заводах, а также и в советских учреждениях имеются ячейки ОЗЕТ. Когда мы приступили к проведению пятилетнего плана народнохозяйственного строительства, открылись большие возможности вовлечения еврейских трудящихся масс в промышленность. Задачи КОМЗЕТ были расширены. Он стал заниматься не только переселением трудящихся евреев в сельское хозяйство, но и массовым вовлечением их во все виды тяжелой и легкой промышленности и на транспорт.
Вопреки всяким антисемитским выкрикам о неспособности евреев к тяжелому труду, евреи оказались хорошими земледельцами. Они быстро освоились с новым, непривычным для них делом и повели хозяйство по-культурному. Почти во всех районах еврейского земледелия проведена сплошная коллективизация, введены многопольные севообороты и технические культуры. Преодолевая колоссальные трудности, еврейские переселенцы осваивают огромные пространства пустынных, необжитых земель в засушливых стенных или глухих таежных районах. Они прокладывают там новые дороги, строят поселки, школы, больницы, кооперативы и организуют колхозы. Через скудные засушливые степи северного Крыма, через глухую тайгу дальневосточного Биро-Биджана еврейская беднота прокладывает себе путь к новой светлой жизни.
В то же время на фабриках и заводах, на рудниках и шахтах, рука об руку с пролетариатом других национальностей евреи у станков крепят мощь СССР — социалистического отечества всех трудящихся.
Совершенно правильно сказал Михаил Иванович Калинин, что «благо еврейского народа, еврейских трудовых масс не может быть отделено от блага русского рабочего, русского крестьянина. Оно может быть только общее. И вот поэтому мы не боимся национального засилья, не можем его бояться. Ибо разве сейчас являются конкурентами евреи, осевшие на негодных крымских землях?
Нет! От кого они отнимут? С кем поведут конкуренцию? Они могут создавать только материальные блага, увеличивая даже этим самым мощь Советского союза».