Время Антонинов было самое грандиозное для римской империи. Ее территория простиралась до 180 000 квадратных миль, народонаселение состояло из 130 000 000 людей; римскими границами были: Черное море, Дунай, Рейн, океан; в Африке — всё пространство Ливии и пустыни, разделявшие Египет от Эфиопии; в Азии — пустыни Аравии и Евфрата. Пути сообщения, как сухопутные, так и морские, были также замечательны. Дороги отличались своей шириной и служили соединительными путями морям и рекам. Средиземное море по справедливости называлось латинским озером (lago latino), — по этому морю туда и сюда ходили римские корабли; кругом, в самых отдаленнейших провинциях не было уголка, где бы не распустил своих крыльев римский орел. Столица империи, Рим, отличался роскошью построек и разных монументальных сооружений. Первоначально Рим имел только 4 мили в окружности и 3 порта: Румена, Капена и Магония. Нума Помпилий прибавил к этому Капитолин и часть Квиринала с портом или, правильнее, воротами Карментала, которые впоследствии были названы Сцелерато. Тулл Гостилий прибавил горы Целио, а Анк Марций — Авентин. Тарквивий Приск, высушив Велабро, задумал еще более расширить город присоединением Квиринала и Эквилина. План этот докончил Сервий Туллий. Таким образом город сделался громадным. Август разделил город на 14 районов: Капена на юге; Целимонтана на горе Целио; Монета по аллее между Целио; Палатино и Эквилино; Сакра между Эквилином, Палатином и Квириналом; Эквилие составлявшее часть Эквилина и Виминале; окружности Квиринала; Марсово поле; Римский форум между Капитолином, Палатином и Тибром; цирк Фламиния в центральной части; Палатина в местности того же названия; цирк Массимо между Палатином и Авентином; Писцина между Авентином и Целио; Транстеверо на другой стороне Тибра. Это разделение города под другими названиями существует и в наше время. Позднее Рим, в царствование императоров, еще более расширился. В состав города вошли горы Пинчио, Тестачио и Джаниколо. Окружность Рима уже заключалась в 15 милях и имела 37 застав; в городе было 29 библиотек, 37 мраморных арок, 422 дворца, 856 бань, 254 места для народных сборищ, 46 домов терпимости и 144 городских публичных ретирада. В эту эпоху Рим особенно щеголял публичными зданиями. При Августе был сооружен портик Октавия, пирамиды Цестия, театр Марцелла, храм Юпитера Громовержца и другие здания, затем громадный цирк Фламиния и Кампо Марцио. На Campo Marzio впоследствии был воздвигнут мавзолей Августа, громадное здание, окруженное деревьями; на верху стояла статуя императора, около дверей два египетские обелиска и кругом аллей беседки. Во всех этих монументальных храмах были устроены алтари богам и богиням: орел для Юпитера, павлин для Юноны, голубь и мирта для Венеры, тополь для Геркулеса, жезл и виноградная ветвь для Бахуса, сосна для Пана. В жертву приносили животных, подразделяя их таким образом: Юпитеру — быков, Латону — коров, Нептуну — буйволов и Бахусу — кабанов. Животные, назначенные в жертву богам, по преимуществу избирались белой шерсти и во время жертвоприношения должны были держать голову кверху, только адским богам приносились в животные жертву черного цвета и должны были держать голову вниз; кроме того приносили столики Нептуну, оружие — Марсу, гладиаторский меч — Геркулесу и локоны — Аполлону.
Лёлия Паулина, — вторая жена Калигулы.
Архитектура в Риме вообще отличалась своим искусством, но более грандиозностью, удивлявшей даже греков; арка сделалась специальностью римской архитектуры и если римская арка уступала в изяществе греческой, то в разнообразии формы и великолепии она, пожалуй, была лучше греческой. Римские театры и вообще публичные здания поражали своей грандиозностью. Первый каменный театр воздвиг Помпей, в этом театре помещалось 40 000 зрителей; первая навмахия (зрелище морского сражения) было сооружено Цезарем. Август сделал другую, длиною в 600 метров и шириною в 400; Траян обогатил город третьей навмахией. Цирк Максима, назначенный для конских скачек, был значительно расширен при Цезаре и Траяне. Цирк был окружен коридорами, украшенными статуями, колонами и обелисками. Статилий Тавр воздвиг первый каменный амфитеатр в Campo Marzio. Но более всех зданий поражал своим величием амфитеатр Флавия, названный Колоссео или Колизей, развалины которого до сих пор сохранились в Риме. Это здание воздвигнуто при императоре Веспасиане евреями — рабами, которых Тит привел из Иерусалима. Колизей имел 49 метров вышины и 80 арок. Все здание было выстроено из мрамора; в нем помещалось 40 рядов кресел, которые занимали десятки тысяч зрителей и 64 vomitorii (места, где римляне освобождали свои желудки посредством рвотного). Кругом здания были коридоры и лестницы, устроенные так, что каждый зритель без труда находил занимаемое им место. Для защиты зрителей от солнца и дождя протягивалось наверху особенного рода полотно; по бокам били фонтаны, освежавшие воздух. В подземельях был ряд казематов для жертв, предназначенных развлекать праздную толпу. Другая монументальная постройка древнего Рима, также сохранившаяся и в наше время, колонна Траяна, имеющая 44 метра в вышину; по ней шли лесенки к верхней террасе, на которой была воздвигнута статуя императора Траяна, большой пьедестал украшен прекрасными орнаментами различных видов оружия и исполнен с таким искусством, что впоследствии служил предметом изучения для Рафаэля Санти и других знаменитых художников. Колонна на всем ее протяжении украшена изображением экспедиции Траяна против датчан. Эту работу исполнял Аполлодор из Дамаска и другие художники; всех фигур на колонне 500, одетых и вооруженных сообразно их национальности. Колонна Траяна признана совершенством римской скульптуры, и замечательна не только по искусству, но также и по истории, прекрасно представляя обычаи Рима, его союзников и врагов. Способ вести войну в ту эпоху, действительно, изображен замечательно. Вооружение солдат, их одежда, осада крепостей, атака, жертвы, приносимые перед сражением, способ перебрасывать мосты через реки и т. д. По развалинам, сохранившимся и в наше время, можно судить, что колонна, поставленная в средине форума, была действительно грандиозна. Окруженная портиками, она имела квадратную форму с триумфальной аркой между колонн, куда входила публика. К великолепным зданиям Рима следует также причислить и мавзолей Адриана, существующий и в наше время. Предназначенный для императора Адриана и его преемников, также очень высокий, он имеет круглую форму на квадратном пьедестале, с 42-мя колоннами прекрасной работы, в центре стояла статуя императора; впоследствии мавзолей был переделан в крепость, где скрывались граждане от осаждавших город. Не менее обращают на себя внимание и римские водопроводы, по которым издалека стремилась вода в Рим, наполняя цистерны, колодцы, бани и фонтаны. Во время Траяна, пишут историки, водопроводы приносили в Рим миллион триста тысяч шестьсот кубических метров воды в продолжении суток. Нельзя обойти молчанием и римские бани. 800 бань Рим имел в эпоху Антонина; главные принадлежали Эмилию Цезарю, Меценату, Ливию, Саллюстию и Агриппе. К баням принадлежали также бассейны с громаднейшими куполами, куда была проведена вода. Оригинальнее всего то, что в банях римляне устраивали себе всякого рода развлечения: делали гимнастику, забавлялись разными играми, собирались на совещания, — вообще, проводили время точно также, как в наших современных кофейнях. Мосты, которых в Риме было 8, были также недурны, украшенные статуями и триумфальными арками. Самые лучшие улицы были Сакра и Триумфальная. Сакра начиналась от Колизея, мимо арки Тита, до Капитолия. Триумфальная шла по всему протяжению аллеи Ватикана и Джаниколо; по этой улице триумфаторы входили в Рим на Campo Marzio, через улицу Рето, мимо театра Помпея, цирка Фламиния, театров Октавия и Марцелла, цирка Максима и въезжали на улицу Сакра, ведущую к Капитолию. Все эти улицы были украшены статуями. В Риме было 17 площадей, из коих 14 служили для рынков, другие для прогулок. Самая древняя площадь была римский форум под Капитолием. Великолепны были площадь Цезаря, украшение которой стоило миллион сестерций и площадь Августа, где был построен храм Марку Победителю, окруженный двойной галереей со статуями латинских королей. В древности римляне имели обыкновение собираться на улицах; для того, чтобы защитить себя от дождя и жара, они выдумали портики, совершенно отдельные от здания, окруженные обыкновенными колоннами. Впоследствии явилась мысль присоединить портики к стенам, — таким образом образовались базилики. У римлян была также биржа, публичное разбирательство претензий, трибунал претора, для чего впоследствии воздвигли отдельное здание — магистрат. Во время императоров было десять базилик, а именно; Юлия, Вестилия, Нетуния, Матидия, Марциана, Васколария, Флоскелария, Ульпия, Павла и Константина. Самая красивая базилика была Ульпия, сделанная из драгоценного мрамора. Туда входили чрез древнюю галерею и портики художественной работы; колонны разделяли ее на 5 частей, полы были мраморные желтого и фиолетового цвета; мансарды бронзовые, стены из белого мрамора, а около стен стояли прекрасные статуи. Модели древних римских и греческих домов были уже не раз описаны. Вестибюль вел в крытый двор, посреди которого бил фонтан.
Налево и направо были расположены комнаты, в средине их зал, где обыкновенно находились фамильные портреты и архивы; хозяин дома здесь принимал своих клиентов, дожидавшихся на дворе. Наружные двери были из мрамора и бронзы, украшенные орнаментами. В случае свадьбы или праздника их убирали фестонами и гирляндами из цветов; влюбленные выставляли цветы, в случае же похорон — кипарис. В дом нельзя было войти не постучавшись — двери всегда были заперты; в богатых домах раб был прикован на длинной цепи внутри двора и исполнял должность привратника. Кроме главной двери, была еще дверь сзади из переулка. Внутренняя часть дома сообщалась со двором, откуда свет проходил в комнаты, не имевшие снаружи окон; в иных домах были и наружные окна, но очень маленькие и постоянно запертые. По большей части в комнату проходил свет чрез отворенную дверь; если дверь затворялась, то в комнате становилось темно. В атриуме помещалась библиотека, изображения знаменитых авторов из бронзы, воска, серебра и золота. Римляне употребляли почти такие же камины, как и мы, но у них были также и печки, закрывавшиеся под полом и снаружи. Летом, во время жары, они помещались в подземельях, впрочем, очень богато отделанных и убранных различными предметами роскоши. Дворцы почти все были окружены садами, в которых было множество фонтанов, больших, тенистых деревьев и растений. В садах имелись тенистые аллеи для прогулок и скачек лошадей; некоторые богачи имели птичники с множеством голубей, куропаток, фазанов и других птиц. В бассейнах, называемых рыбниками (по нашему — садками), сохранялись живые рыбы, при каждом дворце были помещения — нечто вроде тюрем, куда запирали рабов, атлетов и гладиаторов; чаще всего эти помещения устраивались в подземельях, где несчастные томились без различия пола и возраста.
Главные улицы были очень широки: для конных в 8 аршин ширины, а для панелей, по которым двигались пешие, в 4 аршина; на каждой улице были свои специальные лавки и магазины; так, например, у форума жили банкиры, на улице Сакра — продавцы пьедесталов и столов для игры, для письма и различных произведений из дерева, в Велабро и в Викотоско находились магазины парфюмерных и шелковых товаров. Римляне первоначально делали одни только головы, потом бюсты, затем статуи в размере человеческого роста, стоящие или на лошади; иногда волосы и бороды статуй делали из темного мрамора, точно так же глаза и одежду. Материалом для фигур служил мрамор из Люни, то, что мы называет каррара, качеством превосходящий египетский и греческий мрамор. Употребляли также порфир огненного цвета, привозимый из Египта близ Красного моря. Также мастера иногда употребляли и глину, изображая различных богинь; этими бюстами украшались дома богатых римлян. Как в изящных искусствах, так и в литературе проявлялась испорченность римских нравов: не только вазы для стола и лампады украшались неприличными фигурами и изображениями безнравственных сцен, но и храмы. Брачные покои в особенности отличались такими работами; поэт Гораций убрал всю свою комнату соблазнительными фигурами.