ПОЭМЫ

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

Поэма «Руслан и Людмила» была начата Пушкиным в 1817 г., еще в Лицее, окончена 26 марта 1820 г. и напечатана в том же 1820 г. Эпилог написан на Кавказе 26 июля 1820 г. Вступление к поэме («У лукоморья дуб зеленый…») написано в Михайловском в 1825–1826 гг. и впервые появилось во втором издании (1828 г.). В этом же издании поэме было предпослано предисловие (см. в разделе «Из ранних редакций»). Во втором издании Пушкин был вынужден по цензурным соображениям изъять некоторые вольные места, которые консервативная критика оценивала как «безнравственные» (см. выше, стр. 485–490).

Стр. 38. «… князь Тавриды» — князь Г. А. Потемкин-Таврический, фаворит Екатерины II, владелец роскошных поместий.

Стр. 43. Орловский А. О. (1777–1832) — художник, рисовавший преимущественно военные сцены.

Стр. 45. Зоил — александрийский филолог III века до н. э. Имя его, как придирчивого критика, сделалось нарицательным.

Стр. 60. «Поэзии чудесный гений» и т. д. В этих строках говорится о поэме В. А. Жуковского («северного Орфея», как он здесь назван) «Двенадцать спящих дев». Далее Пушкин пародирует сюжет этой поэмы.

Стр. 65. «Как лицемерная Диана пред милым пастырем своим». Здесь подразумевается древнегреческий миф об Эндимионе, карийском пастухе, спящем вечным сном.

Диана (богиня луны и охоты) спускается к нему каждый вечер и проводит с ним ночь.

Стр. 69. «Так Лемноса хромой кузнец…» Имеется в виду древнегреческий миф о Гефесте (или Вулкане), боге подземного огня, хромом кузнеце. Его жена, богиня красоты Афродита (другие ее имена, названные здесь — Цитерея, Киприда) изменила ему с богом войны Ареем (Марсом). Гефест подстерег их во время любовного свидания и запутал в железную сеть.

Стр. 101. «И между тем грозы незримой сбиралась туча надо мной». Здесь Пушкин вспоминает о грозящей ему ссылке в Сибирь или в Соловки за политические стихи и о заступничестве друзей, исхлопотавших ему замену этого наказания высылкой на юг.

КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК

Написано Пушкиным в течение второй половины 1820 г. (начиная с августа) и в первые месяцы 1821 г. (первый беловик закончен перепиской 23 февраля). Эпилог датирован: Одесса 15 мая 1821 г. При печатании были сделаны цензурные искажения и выпущены некоторые места политического характера (стихи «Посвящение», где говорится о «гонении», стихи «Свобода! он одной тебя…» и т. д.). При втором издании поэмы (1828 г.) было напечатано предисловие (см. стр. 493).

В первом и втором изданиях (1822 и 1828 гг.) «Кавказский Пленник» был посвящен Н. Н. Раевскому-младшему. В семействе Раевского Пушкин провел на Кавказе и в Крыму первые месяцы ссылки.

Первоначально Пушкин предполагал предпослать поэме следующий эпиграф, взятый из «Путешествий» Ипполита Пиндемонти.

Oh felice chi mai non pose il piede
Fuori della natia sua dolce terra;
Egli il cor non lasciò fitto in oggetti
Che di più riveder non ha speranza,
E cio, che vive ancor, morte non piange.

P i n d e m о n t i[37]

Стр. 127. В беловой рукописи после стихов:

И долгий поцелуй разлуки
Союз любви запечатлел.

следовало:

Его томительную негу
Вкусили тут они вполне.
Потом рука с рукой ко брегу
Сошли, и русский в тишине
Ревущей вверился волне.
Плывет и быстры пенит волны.
Живых надежд и силы полный,
Желанных скал уже достиг,
Уже хватается за них…

Это место было переделано по требованию цензора. Однако в позднейших изданиях, когда Пушкин получил возможность восстановить все места, измененные цензурой, он оставил данные стихи в их переработанной редакции.

Стр. 129. «Мстислава древний поединок» — намек на замысел поэмы «Мстислав». (См. выше, стр. 404, план поэмы).

Стр. 130. Цицианов П. Д., Котляревский П. С., Ермолов А. П. — русские генералы, руководившие завоеванием Кавказа.

ГАВРИИЛИАДА

Поэма написана в апреле 1821 г. Рукописей ее не сохранилось (печатаемый текст восстановлен по дошедшим до нас позднейшим спискам). В рукописях Пушкина сохранился только краткий план: «Святой дух, призвав Гавриила, описывает ему свою любовь и производит в сводники. Гавриил влюблен. Сатана и Мария». План датируется 6 апреля.

В «Гавриилиаде» пародированы евангельский рассказ о «благовещении девы Марии» и библейская легенда о «грехопадении» Адама и Евы. Поэма получила нелегальное распространение в рукописных копиях. В 1828 г. у штабс-капитана В. Митькова была обнаружена одна из таких копий, что повлекло за собою политическое следствие о Пушкине как авторе этой поэмы. На допросе Пушкин отрекся от авторства. Когда Николай I, узнав о результатах допроса, велел снова допросить Пушкина, поэт написал письмо непосредственно царю и получил от него ответ. Эти письма до нас не дошли, но по словам А. Н. Голицына Пушкин признался в своем авторстве. Следствие было начато в июне 1828 г., а закончено 31 декабря того же года резолюцией Николая: «Мне это дело подробно известно и совершенно кончено».

Стр. 150. «Не правда ли? вы помните то поле». Пушкин обращается здесь к своим друзьям по Лицею. Лицейский товарищ Пушкина С. Д. Комовский записал следующий вариант соответствующих стихов» «Гавриилиады»:

Вы помните ль то розовое поле.
Друзья мои, где красною весной,
Оставя класс, резвились мы на воле
И тешились отважною борьбой?
Граф Брольо был отважнее, сильнее,
Комовский же — проворнее, хитрее;
Не скоро мог решиться жаркий бой.
Где вы, лета забавы молодой?

Упоминаемый здесь Брольо (точнее: Броглио) — также один из сверстников Пушкина по Лицею.

ВАДИМ

Поэму «Вадим» Пушкин начал писать в 1821 г., одновременно с замыслом трагедии на тот же сюжет, продолжал в 1822 и оставил незаконченной. Отрывки печатались в 1827 г. в альманахе «Памятник Отечественных Муз» и «Московском Вестнике», № 17.

В нашем издании приводится полный текст первой песни поэмы по списку из архива кн. М. А. Урусова.

Замысел «Вадима» возник у Пушкина под прямым влиянием декабристской пропаганды русских национально-исторических сюжетов.

Сохранился краткий план поэмы (или трагедии):

вечер, русский берег — ладья — рыбак — Вадим — не спит — он утром засыпает — рыбак хочет его убить — Вадим видит во сне Новгород, набеги Гостомысла — Рюрика и Рогнеду — вновь на ладье идет — к Новгороду— (Нева). Могила Гостомысла — он находит там друга: I сцена трагедии — заговорщики собираются — клянутся умереть за свободу Новгорода. Тризна. Обряды, Вадим назначает свидание Рогнеде. ______ Свадебный пир. Рюрик выдает свою дочь за Стемида — искусного полководца — гости садятся за столы, скатерти — невеста видит — Вадим в числе гостей пьют здоровье Рюрика, братьев, жениха и невесты, Варягов;—Вадим не пьет — почему пьет здоровье верных граждан и новгородцев.

Стр. 159. После стиха «Сидит с нахмуренным челом» в рукописи следует:

Уста невнятны шепчут звуки.—
Предмет великий, роковой
Немые чувства в нем объемлет,
Он в мыслях видит край иной,
Он тайному призыву внемлет…

БРАТЬЯ РАЗБОЙНИКИ

Сохранившийся текст — отрывок из большой поэмы, которую Пушкин писал в 1821 и 1822 гг., а затем сжег (см. его письмо А. А. Бестужеву 13 июня 1823 г.). Об источниках сюжета поэмы Пушкин писал Вяземскому 11 ноября 1823 г.: «Истинное происшествие подало мне повод написать этот отрывок. В 1820 г., в бытность мою в Екатеринославе два разбойника, закованные вместе, переплыли Днепр и спаслись. Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы».

План поэмы сохранился в отрывочных записях. Черновые наброски к этому плану см. выше (стр. 498).

Поэма Вечером девица плачет, подговаривает, она плачет, молодцы готовы отплыть; есаул — где-то наш атаман — Они плывут и поют… Под Астраханью, разбивают корабль купеческий; он берет себе в наложницы другую — та сходит с ума — та новая не любит и умирает — он пускается на все злодейства — Товарищи — Есаул предает его — II I. разбойники, история двух братиев.— II. Атаман и с ним дева; хлад его etc. — песнь на Волге — III. Купеческое судно, дочь купца IV. сходит с ума

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН

Поэма начата весной 1821 г., основная часть написана в 1822 г. Окончательно отделана осенью 1823 г. Об обстоятельствах создания поэмы мы отчасти узнаем из писем Пушкина брату (от 25 августа 1823 г.) и Бестужеву (от 8 февраля и 29 июня 1824 г.). Обрабатывая поэму, Пушкин выкинул из текста «любовный бред», т. е. места, содержавшие интимные признания поэта. В первом издании (1824) поэма напечатана с приложением «вместо предисловия» статьи П. А. Вяземского «Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или Васильевского острова» и с выдержками из книги И. М. Муравьева-Апостола «Путешествие по Тавриде» (СПб., 1823 г.). В дальнейших изданиях «Разговор» был выпущен, а в третьем издании (1830) был приложен «Отрывок из письма к Д.». «М.», о котором упоминается в конце письма, — тот же Муравьев-Апостол.

Эпиграф к поэме взят из «Бустана» Саади.[38] Позднее Пушкин применил его в конце «Евгения Онегина» к декабристам.

Первоначально поэма задумывалась в другой форме. Сохранились начальные стихи раннего замысла:

1 Там некогда, мечтаньем упоенный,
Я посетил дворец уединенный.
2 Девлет Гирей задумчиво сидит;
Драгой янтарь в устах его дымится,
Угрюмый двор кругом его молчит…

ЦЫГАНЫ

Поэма начата в январе 1824 г., закончена 10 октября того же года. В январе 1825 г. был написан не получивший окончательной отделки монолог Алеко над колыбелью сына (см. выше, стр. 500). Впервые напечатана в 1827 г.

Первоначально Пушкин хотел предпослать поэме эпиграфы:

Мы люди смирные, девы наши любят волю, что тебе делать у нас?

Молдавская песня

В волненьях рока — твердый камень.
В волненьях страсти — легкий лист.

Князь Вяземский

Последний эпиграф взят из стихотворения «Гр. Ф. И. Толстому».

Стр. 212. «Меж нами есть одно преданье» и т. д. Здесь в рассказе старого цыгана говорится о римском поэте Овидии (I в. н. э.), который был сослан императором Августом на берег Черного моря (ср. стихотворение Пушкина «К Овидию»).

Стр. 223. Буджак — южная часть Бессарабии.

Стр. 223. Аккерман (ныне г. Белгород-Днестровский) — город в Бессарабии, в XVIII в. — турецкая крепость.

Стр. 233. «Где повелительные грани Стамбулу русский указал» — граница с Турцией, установленная после русско-турецкой войны, окончившейся в 1812 г.

ГРАФ НУЛИН

Поэма написана 13 и 14 декабря 1825 г. В первой из двух беловых рукописей названа «Новый Тарквиний». Напечатана в альманахе «Северные Цветы на 1828 г.» и затем отдельным изданием вместе с поэмой Баратынского «Бал».

Стр. 241. «С ужасной книжкою Гизота». Здесь имеется в виду одна из брошюр Гизо того периода, когда он выступал против реакционного режима Карла X и оправдывал революцию.

Стр. 241. Беранжер — Беранже, знаменитый французский поэт.

Стр. 242. «Мы получаем Телеграф» — журнал Н. Полевого «Московский Телеграф», к которому прилагались модные картинки.

Стр. 244. «К Лукреции Тарквиний новый…» Здесь Пушкин иронически сравнивает Нулина и Наталью Павловну с героями поэмы Шекспира «Лукреция» — Лукрецией и Тарквинием (см. заметку Пушкина о «Графе Нулине» в т. VII).

ПОЛТАВА

Поэма начата 5 апреля 1828 г. и писалась далее отрывками, с конца июня по середину сентября, с большими перерывами. В окончательной редакции I песнь закончена 3 октября, II песнь — 9 октября, III песнь — 16 октября. 27 октября было написано посвящение. Предисловие помечено к печати 31 января 1829 г. (см. выше, стр. 504 — 505).

Эпиграф поэмы — стихи из поэмы Байрона «Мазепа».

К кому обращено «Посвящение» поэмы, твердо не установлено. В черновом тексте оно сопровождено английским эпиграфом: I love this sweet name[39]. В неразборчивых набросках можно прочитать незаконченные стихи:

Что ты единая святыня,
Что без тебя… мир одна
Сибири хладная пустыня.

Сопоставляя последний стих с окончательным: «Твоя печальная пустыня», П. Е. Щеголев делал вывод, что речь идет о Марии Волконской, дочери генерала Н. Н. Раевского, последовавшей за своим мужем-декабристом в Сибирь. Положение П Е. Щеголева нельзя считать вполне доказанным. Другие предположения еще менее убедительны.

Имя Мария Пушкин избрал не сразу. В черновиках читаем:

Он горд Натальей молодой,
Своею дочерью меньшой…
Он горд Матреной молодой… И подлинно: прекрасной Анны
Милее нет…

В рукописи имеется примечание, исключенное из печати:

7) Другой могущественный враг. Из Байрона

— — a day more dark and drear,
And a more memorable year,
Should give to slaughter and to shame
A mightier host and haughtier name:
A greater wreck, a deeper fall,
A shock to one — a thunderbolt to all. [40]

Г. Каченовский остроумно замечает, что дело идет о Наполеоне, но что он и не того стоит — (Смотри прекрасную речь преосвященного Филарета etc).

В этом примечании Пушкин цитирует стихи из «Мазепы» Байрона (из вступительной части поэмы). Речь Филарета — его «Рассуждение о нравственных причинах успехов русских в войне 1812 года» («Сын Отечества», 1813, ч. VI).

Стр. 257. Шведский паладин (паладин — рыцарь) — шведский король Карл XII.

Стр. 258. «В дни наши новый, сильный враг». Подразумевается Наполеон и его поход на Москву.

Стр. 282. Забела П. М. — украинский магнат XVI века, состоявший на службе у польского короля и перешедший на его сторону во время восстания Хмельницкого. Гамалей (Гамалея Д. М.) — генеральный консул времени Хмельницкого.

Стр. 289. Хитрый кардинал — папа Сикст V. Согласно преданию, будучи кардиналом, он притворялся хилым и больным, а выбранный папой отбросил костыли и громко запел благодарственный псалом.

Стр. 290. Запорожский атаман — К. Гордеенко (см. 11 примечание Пушкина к Полтаве).

Стр. 293. Розен, Шлипенбах — шведские генералы.

Стр. 294. Шереметев, Брюс, Боур, Репнин — сотрудники Петра I.

Стр. 294. «…счастья баловень безродный» — А. Д. Меншиков, фаворит Петра I.

Стр. 296. Войнаровский — племянник Мазепы, герой одноименной поэмы Рылеева.

Стр. 302. «В стране, где мельниц ряд крылатый» и т. д. Карл XII после поражения остался жить в Бендерах (в Бессарабии, тогда принадлежавшей Турции). Его попытки склонить турок на войну с Россией были безуспешны. Турки осадили его лагерь в Бендерах и после сражения, в котором Карл с небольшим числом слуг отбивался от целого войска турок и татар, был взят ими в плен.

ТАЗИТ

Поэма писалась в конце 1829 — начале 1830 г. и не была закончена Пушкиным. О дальнейшем содержании поэмы дают представление приводимые ниже планы. Впервые напечатана в 1837 г. посмертно (в «Современнике», т. VII) под заглавием «Галуб», которое дал Жуковский, неправильно прочитавший имя «Гасуба», отца Тазита.

Сохранились:

А. Планы поэмы: I Обряд похорон Уздень и меньший сын I день — лань — почта, грузинский купец II — орел, казак III — отец его гонит Юноша и монах Любовь, отвергнутый Битва — монах II 1 Похороны 2 Тризна. Черкес христианин 3 Купец 4 Раб [41]5 Убийца 6 Изгнание 7 Любовь 8 Сватовство 9 Отказ 10 Миссионер 11 Война 12 Сраженье 13 Смерть 14 Эпилог Б. Наброски имен для поэмы Гасуб — Тазишь — Чу… — Танас

ДОМИК В КОЛОМНЕ

Поэма написана в октябре 1830 г. Полемически направлена против реакционной критики, стремившейся навязать Пушкину официозные темы и требовавшей от него моральных «нравоучений», в угодном ей духе. Напечатана в альманахе «Новоселье», 1833 г.

В рукописи имеется эпиграф: «Modo vir, modo femina. Ov.»[42]

Стр. 325. У Покрова — у Покровского собора (в то время — на окраине Петербурга, в Коломне).

Стр. 327. Эмин Ф. А. — популярный в XVIII — начале XIX в. автор нравоучительных романов.

Стр. 330. Гоф-фурьер — старший придворный лакей.

Стр. 331. «…на Охту отвезли» — на Охтенское кладбище, находившееся на окраине Петербурга.

ЕЗЕРСКИЙ

Поэма была начата, по-водимому, в самом конце 1832 г. Пушкин возвращался к работе над ней в 1833 г. и, предположительно, в сентябре — октябре 1835.г., но оставил ее, использовав некоторые мотивы в «Медном всаднике». В июне — августе 1836 г. Пушкин переработал «Езерского» в «Отрывок» — «Родословную моего героя» (напечатано в журнале «Современник», 1836 г., том III).

Стр. 341. «И умер, Сицких пересев ». В «Современнике» к этому стиху примечание: « Пересесть кого — старинное выражение, значит занять место выше».

Стр. 342. Фиглярин — Булгарин Ф. В., реакционный журналист, травивший Пушкина.

Стр. 344. Певец Фелицы — Державин. (Фелица — Екатерина II.)

АНДЖЕЛО

Поэма написана в 1833 г., с февраля по октябрь. Закончена 27 октября 1833 г. в Болдине. В рукописи подзаголовок: «Повесть, взятая из Шекспировой трагедии Measure for measure[43] ». Представляет собою сокращенное и несколько измененное переложение драмы Шекспира. Напечатана в альманахе «Новоселье», ч. 2, 1834 г.

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

Поэма написана осенью 1833 г. в Болдине; начата 6 октября, закончена 31 октября (пометы в рукописи). При жизни Пушкина не могла быть опубликованной, так как вызвала возражения Николая I. Напечатан был лишь отрывок из введения под заглавием «Петербург. Отрывок из поэмы» в журнале «Библиотека для чтения», 1834, кн. I. Впервые напечатана после смерти Пушкина («Современник», 1837, № 1) в цензурной переделке Жуковского.

Стр. 377. Известие, составленное В. Н. Берхом — книга В. Н. Берха «Подробные известия о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге», СПб., 1826.

Стр. 387. «Кумир на бронзовом коне» — памятник Петру I, работы Фальконета, установленный в Петербурге на Петровской площади (ныне площади Декабристов).

Стр. 396. Прим. 2: «Смотри стихи кн. Вяземского». Имеется в виду третья строфа стихотворения Вяземского «Разговор 7 апреля 1832 г.», посвященного гр. Е. М. Завадовской:

Я Петербург люблю с его красою стройной,
С блестящим поясом роскошных островов,
С прозрачной ночью, дня соперницы беззнойной,
И свежей зеленью младых его садов,
и т. д.

Стр. 396. Прим. 5: «Смотри описание памятника в Мицкевиче». Пушкин указывает на стихотворение польского поэта Адама Мицкевича «Памятник Петру Великому».

Рубан В. Г. — третьестепенный поэт XVIII века, автор стихов о памятнике Петру.

ПЛАНЫ И НАБРОСКИ ПОЭМ

ПОЭМА О ГЕТЕРИСТАХ

Датируется концом 1821 — первой половиной 1822 г. Представляет собою замысел большого произведения о гетерии (греческом восстании), относящегося к периоду жизни Пушкина в Кишиневе.

Александр Ипсиланти (1792–1878) — грек, сын молдавского господаря, принятый на русскую службу и получивший чин флигель-адъютанта. В 1820 г. руководил греческим отрядом, перешедшим границу Турции из Кишинева с целью освобождения Греции от турецкого ига. Поход Ипсиланти был неудачным.

АКТЕОН

Датируется предположительно концом 1821 — началом 1822 г. В этой поэме Пушкин задумал соединить два мифа, связанных с богиней Дианой: миф о спящем пастухе Эндимионе (см. выше, стр. 529) и миф об охотнике Актеоне, который подсмотрел купающуюся Диану, за что был превращен ею в оленя и растерзан собаками.

БОВА

Датируется: первый отрывок — предположительно началом 1822, планы и отрывки второй и третий — маем — концом июня 1822 г. Пушкин, судя по наброскам, предполагал писать «Бову» как сказочную поэму в духе «Руслана и Людмилы».

МСТИСЛАВ

Датируется второй половиной 1822 г. (не ранее конца августа). Пушкин думал, по-видимому, писать «Мстислава» после окончания «Кавказского Пленника» (см. намек на «Мстислава» в эпилоге «Кавказского Пленника»). Однако замысел остался неосуществленным.

Стр. 404. De grandş combats et des combats encor[44] — стих из «Орлеанской девственницы» Вольтера, п. XV, ст. 230.

РУССКАЯ ДЕВУШКА И ЧЕРКЕС

Датируется 1829 годом, между серединою июля, когда Пушкин был на Кавказе, и осенью (октябрь — ноябрь), когда он вернулся из путешествия в Арзрум. Связь между планом поэмы и отрывком текста предположительна.

СКАЗКИ

СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ

Написана в 1830 г. в Болдине (помета в рукописи — «13 сент.»). При жизни Пушкина не могла быть напечатана из-за цензурных препятствий. Впервые опубликована в 1840 г. с изменениями. В частности, вместо «поп — толоконный лоб» печаталось: «купец Кузьма остолоп, по прозваньи осиновый лоб».

СКАЗКА О МЕДВЕДИХЕ

Датируется предположительно 1830 годом. Сохранилась в черновой, неоконченной рукописи.

СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ

Написана в августе 1831 г. в Царском селе. Напечатана в третьей части «Стихотворений А. Пушкина», 1832 г.

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

Написана в Болдине. Окончена 14 октября 1833 г. Напечатана в «Библиотеке для чтения», 1835 г., № 5.

СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

Написана в Болдине. Дата окончания 4 ноября 1833 г. Напечатана в «Библиотеке для чтения», 1834 г., № 2.

СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ

Написана в Болдине. Окончена 20 сентября 1834 г. Напечатана в «Библиотеке для чтения», 1835 г., № 4. Вполне вероятно, что на выбор Пушкиным этого сюжета повлияло резкое обострение его отношений с царем в связи с поданным прошением об отставке (возможно, этим вызван стих «Но с царями плохо вздорить», который Пушкин заменил в печати стихом: «Но с иным накладно вздорить»). Несмотря на то, что Пушкин предусмотрительно убрал из сказки ряд политических намеков, цензура не пропустила двух заключительных стихов и стих «Царствуй лежа на боку!».

ИЗ РАННИХ РЕДАКЦИЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ «РУСЛАНА И ЛЮДМИЛЫ»

В предисловии Пушкин иронически процитировал ряд придирчивых и злобных отзывов на свою поэму.

Стр. 485. Эпиграмма, приписываемая К *** — И. А. Крылову.

Стр. 485. Самая пространная писана г. В. Здесь имеется в виду отзыв А. Ф. Воейкова, напечатанный в журнале «Сын Отечества», 1820 г., №№ 34–37.

Стр. 487. Tes pourquoi, dit le dieu, ne finiront jamais — стих из шестого «Рассуждения о человеке» Вольтера.

Стр. 488. Например, в «Вестнике Европы», № 11, 1820, мы находим следующую благонамеренную статью. Статья принадлежала А. Г. Глаголеву и была напечатана за подписью «Житель Бутырской стороны».

Стр. 490. «…упомянуть и о мнении одного из увенчанных, первоклассных отечественных писателей...» Подразумевается И. И. Дмитриев. Первое его мнение было сообщено в журнале «Сын Отечества», 1820, № 43, в статье А. Воейкова (подпись М. К — в): «Увенчанный, первоклассный отечественный писатель, прочитав Руслана и Людмилу, оказал: я тут не вижу ни мыслей, ни чувств: вижу одну чувственность». В письме П. А. Вяземскому 20 октября 1820 г. И. И. Дмитриев писал о «Руслане и Людмиле»: «Я нахожу в нем очень много блестящей поэзии, легкости в рассказе; но жаль, что часто впадает в бюрлеск, и еще более жаль, что не поставил в эпиграф известный стих с легкою переменою: «La mère en défendra la lecture à sa fille».[45]

Стр. 492. «Неправ фернейский злой крикун». Здесь и в последующих стихах Пушкин упоминает Вольтера, с одной стороны, как автора сказки «Се qui plait aux dames», в заключительной части которой имеются стихи:

О l’heureux temps que celui de ces fables,
Des bons démons, des esprits familiers.
Des farfadets, aux mortels secourables! [46]

с другой — как автора «Кандида», направленного против положения: «Всё к лучшему». В качестве современных колдунов Пушкин называет последователей Месмера, лечивших «магнетизмом», и в особенности многочисленных мистиков, игравших в те годы крупную роль в придворных кругах (А. Н. Голицын, Магницкий, Рунич) и вдохновлявших реакционную политику Александра I.

КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК

Стр. 494. Эпиграф из Гёте взят из пролога к Фаусту. Источник французского эпиграфа не установлен.

БРАТЬЯ РАЗБОЙНИКИ

Стр. 499. Заключительные стихи напечатаны Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина, по-видимому по не дошедшей до нас рукописи Пушкина.

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН

Стр. 499. Вступление к поэме, не вошедшее в окончательный текст, обращено к Н. Н. Раевскому-младшему. Первоначально эти стихи находились в заключительной части поэмы.

ЦЫГАНЫ

Стр. 501. Обращение Алеко к сыну Пушкин написал уже по окончании поэмы, в январе 1825 г.

Стр. 501. «Сколь черств и горек хлеб чужой». Цитата из Данте «Рай», п. XVII, ст. 58 и сл. Эти же стихи Пушкин привел в «Пиковой даме».

ПОЛТАВА

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ «ПОЛТАВЫ»

Стр. 505. «Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы». Здесь подразумевается «Войнаровский» Рылеева — поэма, оказавшая большое влияние на пушкинскую «Полтаву», несмотря на резкое различие исторического освещения событий.

Стр. 505. «Некто в романической повести изобразил Мазепу старым трусом…» — Е. Аладьин в повести «Кочубей» (1828).

ДОМИК В КОЛОМНЕ

Стр. 509. «Пока сердито требуют журналы». Пушкин говорит о рецензиях, какими был встречен выход в свет седьмой главы «Евгения Онегина», в частности о рецензии Булгарина. К этой рецензии Пушкин возвращался в ненапечатанном предисловии к двум последним главам «Онегина» и в отброшенной части предисловия к «Путешествию в Арзрум».

Стр. 510. Поэты Юга — Ариосто и Тассо.

Стр. 510. «Взяв уловку лисью…» См. басню Крылова «Лисица и виноград».

Стр. 511. «Как резвая покойница Жоко». В 1825 г. в парижском театре у Сен-Мартенских ворот с необычайным успехом шла мелодрама «Жоко или бразильская обезьяна». В роли добродетельной обезьяны, умирающей в конце пьесы, особенным успехом пользовался мимический актер Мазюрье.

Стр. 513. «Не то тебя покроем телогрейкой». В журналах 1830 г. часто высмеивалось выражение И. Киреевского «телогрейка новейшего уныния». См. «Опровержение на критики» (т. VII, стр. 178).

Стр. 513. «Иль наглою, безнравственной, мишурной…» Намек на статьи Надеждина в «Вестнике Европы» 1829–1830 г. о «Полтаве», о «Графе Нулине» и о VII главе «Евгения Онегина».

Стр. 515 «…у господина Копа…» Коп — содержатель гостиницы и ресторана в Москве.

ЕЗЕРСКИЙ

Стр. 517. «Предатель умный Салтыков». Михаил Глебович Салтыков, находившийся в постоянных сношениях с королем Сигизмундом, бежавший в Польшу после освобождения Москвы от поляков Мининым и Пожарским.

Стр. 518. «Примером нам да будет швед». Пушкин говорит о «кондициях», предложенных Анне Иоанновне «верховниками» и включавших некоторые пункты, заимствованные из аристократической шведской конституции.

Стр. 519. «Хитрили с злобным Трубецким». Никита Юрьевич Трубецкой (1699–1767), генерал-прокурор сената.

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

Стр. 522. «Со сна идет к окну сенатор». Действительный случай с В. В. Толстым.

Стр. 523. «Часовой стоял у сада». Известный рассказ о часовом, которого вместе с будкой течение понесло мимо Зимнего дворца; увидев Александра I на балконе, часовой отдал ему честь.