Казанско-Богородский кафедральный собор.

Главной святынею города и вместе лучшим его украшением является новоустроенный в честь Казанской (Табынской) иконы Богоматери кафедральный собор, освященный в 1895 году. Ранее его устройства по открытии в Оренбурге епископской кафедры кафедральными соборами служили, как уже замечено в летописи событий, старинные городские соборы Преображенский (летний) и Введенский (зимний). Тот и другой соборы не могли вмещать в себя большого количества богомольцев, на каковое обстоятельство обратил внимание бывший Оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановский.

Мысль о сооружении нового кафедрального собора возникла 11 ноября 1873 года, в столетнюю годовщину смерти первого губернатора и основателя Оренбурга И. И. Неплюева. В этот день Крыжановский предложил почтить память Неплюева постройкою более обширного кафедрального собора, и тогда же открыл подписку пожертвований на этот предмет, причем сам пожертвовал 500 руб.

По этой подписке собраны были довольно значительные суммы[52]; но так как трудно было рассчитывать на одни местные средства, то Крыжановский выхлопотал Высочайшее разрешение (9 августа 1874 г.) на повсеместный в России сбор пожертвований на постройку в Оренбурге соборного храма, каковой сбор продолжался до времени окончания постройки и даже после освящения собора. Общая сумма, употребленная на постройку, превышает 400 тыс. рублей. Собор построен на месте, где находились Сакмарские крепостные ворота.

Собор устроен по проекту архитектора-художника Ященко в византийском стиле ― наподобие храма Св. Софии в Констатинополе с выдающимся по средине обширным куполом, который с трех сторон облекают три полукупола, а между ними красиво возвышаются четыре колокольни. Высоко поднимаясь над городом, собор как бы царит над ним, а его массивность и грандиозность оставляет в зрителе вместе с красотой вида и гармонией частей впечатление силы и величия постройки. Внутри собор художественно расписан живописью и орнаментами в стиле Св. Марка в Венеции. При обилии дневного света, льющегося со всех сторон из больших окон, а также при освещении собора вечером электричеством, внутренность его имеет необычайно красивый и величественный вид.

Кроме главного алтаря, в соборе устроено два придела во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца и Сергия Радонежского.

Из священных предметов, находящихся в соборе, можно указать на местночтимую икону Табынской (казанской) Богоматери, точную копию с таковой же чудотворной, находящейся в Табынске (село) Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Икона эта помещается под балдахином у левого клироса; затем обращают на себя внимание иконы изящной работы художника В. Маковского в главном иконостасе и большая картина «Явление Богоматери преподобному Сергию», помещенная на одном из пилястров собора. Пред иконой Святителя Николая-чудотворца висит сребропозлащенная лампада, дар благополучно ныне царствующего Государя Императора Николая Александровича, данный Им во время посещения Оренбурга в 1891 году по возвращении из путешествия по Китаю и Японии. В соборной ризнице между прочим хранится старинное Евангелие, весом около двух пудов, неупотребляемое при богослужении.

На соборной звоннице висит до пятнадцати колоколов, за некоторыми исключениями подобранных под общий тон. Главный колокол весом в 723 п. 32 ф., второй в 302 п. 33 фун. В подвальном помещении собора находится гробница-памятник над могилой почившего в 1896 г. Оренбургского архипастыря Николая (Адоратского) с деревянным изящной работы крестом, устроенным на средства воспитанников Оренбургской духовной семинарии и воспитанниц епархиального училища.

Оренбуржцы любят собор и охотно посещают его в праздничные дни.