Современная нам эпоха характеризуется громадным развитием техники, которая оказала сильное влияние на способы и приемы ведения войны и боя.

Всякому понятно, насколько ценными являются в этом отношении те изобретения, которые техника в современную эпоху дала в руки военному искусству[76]:

1) в помощь войсковой (земной разведке) — она дала средства воздушной разведки;

2) сферу использования огня она расширила путем увеличения могущества его в отношении дальнобойности, разрушительности и интенсивности. Действительность артилл. огня увеличилась при этом в связи с возможностью корректирования его при помощи наблюдения с самолетов, воздухоплав. частей.

3) для обеспечения возможности быстро и своевременно захватывать и удерживать важные местные предметы, а равно увеличивать устойчивость передовых частей — она создала специальные войска в виде самокатных и бронеавтомобильных частей.

4) Для преодоления проволочных заграждений, окопов, ям, каменных стен и заборов на поле сражения — техника дала особый тип броневых машин танки,

5) Управление войсками она облегчила и сделала возможным на далекие расстояния, путем применения технических средств связи (всякого рода телеграф., телефон., автомобили, мотоциклетки, самокаты и т. д.).

Разделение технических войск:

У нас технические войска состоят из: 1) Авиационных частей; 2) Воздухоплавательных частей; 3) Автомобильных частей; 4) Телеграфных; 5) Радиотелеграфных, 6) Полевых железнодорожных частей и 7) Маскировочных.

1) Авиационные части.

1) На Авиационные части возлагается выполнение следующих задач: а) воздушная разведка, наблюдение и фотографирование; б) содействие артиллерия; в) борьба с воздушным флотом пр-ка, г) боевые действия против земных целей — бомбометание и обстрел с самолета; д) служба связи; е) выполнение специальных поручений штабов.

Авиационные части состоят из: авиационных дивизионов, придаваемых стрелк. дивизии; каждый дивизион состоит из: а) Управления дивизиона, б) трех авиационных отрядов: одного артиллерийского[77] и двух разведывательных, при чем каждый отряд состоит из шести самолетов.

Кроме того, имеются: а) отдельные авиационные отряды из 6 самолетов; составляют средство армии (фронта) и б) авиационные отряды в 6 самолетов при кавалерийских дивизиях.

Для ремонта моторов самолетов, автомобилей и прочего специального имущества определенной группы авиаотрядов, а также удовлетворения наиболее срочных и неотложных нужд этих отрядов в отношении технического снабжения в распоряжении начальника авиации армии имеется авиационный поезд-мастерская-склад, состоящий из 4-х классных вагонов, крытых фоксарбелей —10, крытых нормальных—10, платформ— 1, цистерна—1, а всего 26 вагонов[78].

2) Воздухоплавательные части.

Воздухоплавательные части состоят из отдельных воздухоплавательных отрядов при стрелков, дивизии, которые являются средством для неподвижного наблюдения за позицией (тылом) противника и для корректирования стрельбы гл. обр. из тяжелой артиллерии[79].

3) Автомобильные части.

Автомобильные части состоят из: а) броневых автомобильных отрядов; б) автомобильных грузовых отрядов, и в) автомобильных команд.

а) Автомобильный броневой отряд состоит из 3-х броневых пулеметных автомобилей по 2 пулемета на каждом и одного броневого пушечного автомобиля в 1 пушку. Кроме того, в отряде имеется 4 легковых автомобиля, 4 мотоцикла, 5 грузовиков, 6 самокатов и мастерская.

Бронированные автомобили, придаваемые стрелк. дивизии, представляют вспомогательное боевое средство и назначаются для содействия пехоте и коннице, выполняя задачи, требующие нанесение врагу в определенном пункте неожиданных: и серьезных ударов.

б) Автомобильные отряды[80] являются одним из транспортных средств для перевозки войск (снарядов) продовольствия и имеют для транспорта 20 грузовиков 1 1/ 2 тонных, 1 мастерскую и 1 цистерну.

в) Автомобильные команды, обслуживающие штабы и Управления Народного Комиссариата по военн. делам, содержатся по определенному штату для каждого учреждения: (штаба).

г) Сюда же можно отнести Авто-мотоциклетную роту[81], состоящую из: а) штаба роты; б) 3-х взводов: автомобильного (12 легковых, 5 грузовых), мотоциклетного (42 мотоцикла) и самокатного (43 самоката).

д) Особым типом броневых машин являются танки.

Танки впервые появились у англичан летом 1916 года в боях на Сомме.

Главное отличие танков от обыкновенных бронированных автомобилей заключается в том, что они не имеют колес, a передвигаются при помощи металлических широких полос на подобие бесконечного пассового ремня у машин. Благодаря такому устройству, танки могут двигаться без дорог, преодолевая окопы, ямы, проволочные заграждения и друг. препятствия.

У нас штатами танки не предусмотрены, но в последних боях на южном фронте несколько таких машин было отбито у союзников и таким образом имеются в настоящее время в составе Красной Армии.

4) Телеграфные части.

К телеграфным частям следует отнести:

а) Отдельные телеграфные роты[82], обычно придаваемые штабам армии для устройства телеграфной связи, состоят из: а) штаба роты, б) двух шестовых отделений, в) двух кабельных отделений и г) обоза.

Отдельная рота имеет: 12 действующих и 4 запасных телеграфн. аппарата Морзе, 48 индукторных, 48 фонических телефонн. аппарата, 50 вер. провода для шестовых линий, 104 вер. телеграфного кабеля, 82 вер. телефонного кабеля и 2 вер. бронированн. кабеля.

б) Телеграфно-телефонный дивизион, входящий в состав батальона связи стрелковой дивизии, предназначается для устройства и поддержания связи со штармом и штабами бригад и друг. частями. Состоит из: а) штаба дивизиона (при нем 2 станции буквопечатающих аппаратов Юза), б) 3-х телеграфно-телефонных рот[83], в) к-ды подслушивания, г) обоза.

5) Радиотелеграфные части.

5) Радиотелеграфные части служат, как. средство связи в следующих случаях: 1) с пунктами, разделенными местными преградами или местностью, занятой пр-ком, 2) для связи берега с плавающими судами и летательными аппаратами; 3) при передвижении войсковых частей, когда нельзя установить проволочную связь и в других случаях.

Основной единицей радиотелеграфных частей является станция.

В зависимости от радиуса действий и друг. данных, станции подразделяются на:

а) Тяжелые автомобильные радиостанции с радиусом действий до 700 вер.[84].

б) Легкие автомобильные — до 250 в.[85]

в) Тяжелые полевые — до 250 вер.

г) Легкие полевые — от 75 до 150 вер.

д) Отдельные вьючные для горной местн.

е) Вспомогательные.

ж) Станции для определения местонахождения станций прот-ка (компасные).

з) Местные (тыловые) различной силы.

(Московская, Тверская, Царскосельская, Хабаровская, Ташкентская и Кушкинская)[86].

Полевые радиостанции придаются стрелковой и кавалер. дивизиям.

Более мощные придаются высшим войсковым штабам и об‘единяются в радиотелеграфные дивизионы.

Работу радиостанций на фронте об'едияяет[87] состоящий при штабе Р. В. С. Р. Инспектор Радиотелеграфа действующ. армии; при каждом из фронтов имеется Инспектор Радиотелеграфа данного фронта и наконец при штабе армии— Заведывающий радиотелеграфом армии. (Командир радиотелеграфн. дивизиона).

6) Железнодорожные части.

Железнодорожные части, обеспечивающие армии пользование ж. д. средствами сообщения, без коих не было бы мыслимо продовольствие современных массовых армий, а также перевозка и переброска их с одного фронта на другой впервые появились во время Северо-Америк. войны (1860—65 гг.); под конец этой войны жел. дороги приобрели особое значение и численность ж.-д. команд доходила до 25000 человек. У пруссаков в 1866 г. были сформированы, на время войны, железнодорожные команды, принесшие им значительную пользу, а по окончании войны образованы постоянные ж.-д. части. По примеру Пруссии, такие части были образованы и в других европейских армиях.

Полевые железнодорожные части.

У нас к полевым железнодорожным частям относятся отдельные полевые ж.-д. роты[88], в составе: а) штаба роты, б) команды службы движения, в) команды службы пути, г) команды службы тяги и подвижного состава, д) команды материальной службы, е) изыскательной к-ды, ж) мостовой команды, з) команды службы телеграфа, и) обоза.

Роты предназначаются для обслуживания ж. д., существующих в районе военных действий, а также для восстановления разрушенных противником жел. дорог при помощи имеющегося при роте полевою железнодорожною парка, дающего возможность устроить ж.-д. путь на протяжении 25–30 верст в короткий срок.

Все железнодорожные части объединены в руках Начальника железнодорожных войск с соответствующим штабом[89].

Кроме того, в прифронтовой полосе для производства работ по восстановлению ж. д. и пути имеются головные ремонтные поезда. Эти поезда, оставаясь в техническом, административном и хозяйств, отношении в ведении Нарком Путей Сообщ., все работы производят исключительно по заданиям военного командования[90].

Закончив организацию полевых войск, перейдем к резервным.