Еще в древности мы видим при армиях особые команды для производства осадных работ и по исправлению дорог, а в Римских армиях, кроме того, имелись и средства для мостовых переправ.

В средине века инженерные войска впервые появляются во Франции в 1671 году в виде саперных рот, прокладывавших и исправлявших дороги для артиллерии.

Понтонные части впервые встречаются в России в 1702 году, при чем они причисляются к составу артиллерии.

В XX веке саперы и понтонеры выделились в особый род оружия (инженерные войска) и в таком виде продолжали существовать до последнего времени[70].

Главное назначение этих войск оказывать содействие гл. родам оружия (пех., арт. и кавал.) при выполнении ими тех или других боевых задач.

В настоящее время инженерные войска состоят из: а) отдельных саперных рот; б) инженерных батальонов; в) понтонных батальонов; г) моторно-понтонных батальонов; д) речных минных дивизионов и е) учебно-опытного минного дивизиона.

Отдельная саперная рота.

1) Отдельная саперная рота[71], придаваемая стрелковой бригаде для работ по устройству и укреплению позиций и преодоления различных преград, состоит из: а) штаба роты, б) 3-х взводов и в) обоза роты.

Командир роты, он же бригадный инженер. Каждый взвод состоит из 3-х саперных и одного минно-подрывного отделения.

Инженерный батальон.

2) Инженерный батальон[72], приданный стрелковой дивизии, состоит из: а) Управления дивизионного инженера; б) штаба батальона; в) 2-х саперных рот; г) одной прожекторной роты; д) дорожно-мостовой роты; е) обоза.

При Управлении дивизионного инженера состоит передовой инженерный парковый взвод с запасом рабочего шанцевого инстр., колючей проволоки и земленосных мешков, необходимых войскам для укрепления позиции.

Каждая саперная рота состоит из: штаба роты и 3 саперных взводов; каждый из взводов — из 3-х саперных и 1 минно-подрывного отделения.

Прожекторная рота состоит из: а) штаба роты и б) 3-х конно-прожекторных взводов и в) обоза.

Каждый взвод имеет по две прожекторных станции.

Дорожно-мостовая рота состоит из: а) штаба роты, б) дорожной полуроты, в) мостовой полуроты и г) обоза.

Каждая полурота состоит из 2-х взводов по три отделения в каждом.

3) Инженерный парк стрелковой дивизии состоит из: а) Управления и б) четырех взводов: первого — табельного имущества (шанц., прожект, минно-подр., мостового, дорожного и др. имущества), второго — позиционного имущества (рабочего шанц. инстр., колючей провол. и земл. мешков); третьего— автомобильного (с автомобилями — цистернами, для запасных частей) и наконец — четвертого взвода — мастерских (для шанцевого инстр., для телеграфа и телефонов и др.).

Инженерный парк снабжает инженерным и техническим имуществом все части, входящие в состав стрелк. дивизии.

Понтонные батальоны.

4) Понтонные батальоны, придаваемые войскам, чаще всего армиям, имеют задачей устройство через реки переправ и состоят из: а) штаба батальона; б) двух рот; в) команды связи; в) хозяйственной части); д) санитарной части; е) обоза; ж) 2-х команд ездовых.

В понтонном батальоне имеются особые приспособления, так называемые понтоны, служащие для устройства плавучих мостов через реки, по которым переправляются главные роды войск.

Моторно-понтонные батальоны

[73]

Состоят из: а) штаба бат-она; б) технической роты (имеет баржу для горючего материала, два посыльных катера, служебно грузовой катер, раз‘ездной катер и 4 шлюпки); в) 2-х понтонных рот; г) к-ды связи и д) отдельной полевой радиостанции.

Речные минные дивизионы

[74]

Предназначаются для устройства минных заграждений на внутренних водных пространствах.

Каждый дивизион состоит из: а) Управления дивизиона; б) дивизионного склада спец. имущества и в) трех минных отрядов (15 минных катеров).

Учебно-Опытный минный дивизион

[75]

Имеет назначение: а) обучение и подготовка кадра специалистов для подводных минных частей инжен. вед.; 2) для разработки и усовершенствования способов работ по устройству всякого рода заграждений и др. задач. Состоит: а) из управления дивизиона; б) опытного минного отряда; в) учебного минного отряда.