Как известно, в период революции весь административный военный аппарат в виде военных округов, управлений местных бригад и воинских начальников был уничтожен. Некоторое время мы существовали без органов учета, мобилизации и формирований войск.

Как результатом этого явилось формирование войсковых частей отдельными лицами; не будучи связанными какими либо критериями, все эти формирования в большинстве случаев производились без особого плана, и часто отряд в 200–300 человек присваивал себе название армии с командиром во главе. В результате мы имели плохо обученные, еще менее дисциплинированные отдельные формирования, годные быть может для защиты определенного района (губернии), но не для борьбы в обще Российском масштабе.

А между тем политическая обстановка повелительно требовала именно наличия боеспособной армии, созданной, по словам Нар. Ком. по воен. д. Л. Д. Троцкого на V с’езде, «при применении всех видов военной науки, какой она вышла из опыта минувшей войны, но отнюдь не кустарным способом». И вот мы видим, что в апреле (29) 1918 г. Нар. Ком. по военным делам издается приказ № 314, в коем «все до настоящего времени выданные отдельным лицам разрешения на формирования Красноармейских отрядов, с сего числа утрачивают силу. Формирование отрядов Рабочей и Крестьянской Красной Армии производить впредь только Комиссариатам по военным делам, окружными, губернскими и волостными, а где нет Комиссариатов — военными отделами Советов».

а) Окружные Комиссариаты по военным делам.

(Декрет Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1918 года и Приказ Высшего Военного Совета от 31/III 1918 г.)

Деление на округа существовало еще в дореволюционное время. Тогда у нас было 12 военных округов: Петербургский, Виленский, Варшавский, Киевский, Одесский, Московский, Казанский. Кавказский, Туркестанский, Омский, Иркутский и Приамурский.

Ныне, в силу изменения границ Республики, установлены следующие округа.

1. Московский.

Включает губернии: Московскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую, Тверскую. Военно-Окружное Управление — г. Москва.

2. Петроградский.

Включает губернии: Петроградскую, Олонецкую, Псковскую, Новгородскую, Вологодскую и Череповецкую. Военно-Окружное Управление — г. Петроград.

3. Ярославский.

Включает губернии: Ярославскую, Владимирскую, Костромскую, Сев. — Двинскую и Иваново-Вознесенскую. Военно-Окружное Управление — г. Ярославль.

4. Западный.

Включает губернии: Смоленскую, Витебскую. Могилевскую, Минскую и Виленскую. Военно-Окружное Управление — г. Минск.

5. Орловский.

Включает губернии: Черниговскую, Орловскую, Курскую, Тамбовскую и Воронежскую. Военно-Окружное Управление — г. Орел.

6. Приволжский.

Включает губерния: Казанскую, Вятскую. Пермскую, Уфимскую, Симбирскую и Нижегородскую. Военно-Окружное Управление — г. Казань.

7. Уральский.

Включает губернии: Пензенскую, Саратовскую, Самарскую, Астраханскую и Уральскую. Военно-Окружное Управление — г. Пенза.

Высшая военная власть ставит определенные задачи Окружным Комиссариатам[22], наблюдает за скоростью и характером их исполнения, об’единяет действие всех военн. Окружн. управл. Респ. в целях об’единения организаций Государственной обороны и надлежащего использования для сего живых сил и материальных средств страны.

В ведении Окружного Комиссариата состоят все вооруженные силы, предназначенные для местных военных нужд округа, а равно все Управления, Учреждения и Заведения Военного Ведомства, не входящие в состав войск, расположенных в пределах Округа.

По Формированию армии и поддерживанию ее боеспособности.

Военно-Окружные Комиссариаты обязаны:

1. Вести полный учет людей, лошадей и материальных средств округа, которые могут быть использованы для Государственной обороны.

2. Разверстывать общий наряд людей, лошадей и материальных средств, полученный от Высшей Власти, между губерниями округа.

3. Следить за правильностью и своевременностью исполнения нарядов.

4. Следить за формированием и боевой подготовкой военных частей и специальных команд, производящихся в пределах округа.

5. Принимать сформированные части и отправлять их по назначению.

По снабжению войск округа в жирное время.

а) Снабжать все части и команды, находящиеся в пределах округа, всем необходимым на основании поступающих к нему требований.

б) Исполнять наряды по заготовкам из местных средств, получаемых от центральных Управлений Военного Комиссариата.

в) Содержать в необходимой готовности запасы по всей видам снабжения на случай наступления военного времени.

По снабжению войск, сосредоточенных в пределах округа в военное время.

а) Наполнять армейские и войсковые магазины по требованиям армейского и воинского командного состава.

б) Сосредоточить необходимые для сего средства, собираемые в пределах округа.

в) Содействовать действующим войскам в сосредоточении рабочей силы, необходимой для исполнения всякого рода работ на нужды обороны и армии.

Организация Окружных Комиссариатов по военным делам.

1. Окружные Комиссариаты по военным делам организуются Народным Комиссариатом по военным делам в составе: 2-х Комиссаров по военным делам и одного военного руководителя.

2. Один из членов Окружного Комиссариата но военным делам назначается Нар. Ком. по военным делам — Окружным Военным Комиссаром.

3. При учреждении Окружного Комиссариата военные комиссары назначаются Народным Комиссаром по военным делам Один из них может быть впоследствии замещен Советской Властью Округа, которому предоставляется также право отвода военного руководителя.

4. Для обсуждения важнейших дел по управлению военным округом при Окружных Комиссариатах учреждается постоянное Совещание под председательством Окружного Военного Комиссара в составе:

a) Окружного Комиссариата;

б) делегатов от губернских Советов округа, (по 1 от каждого);

в) Начальника Окружного Штаба и по одному представителю от каждого из Окружных Управления.

5. В заседании постоянного совещания по усмотрению председателя, в зависимости от существа рассматриваемых дел, могут быть приглашаемы лица командного состава, представители окружных: автоцентра, авиоцентра, радио-центра, а также населения, для выслушивания или получения от них изустных об’яснений.

Окружной Комиссариат по военным делам состоит из[23]:

а) Военно-Окружного Штаба;

б) Окружного Артиллерийского Управления;

в) Окружного Хозяйственного Управления;

г) Окружного Военно-Инженерного Управления;

д) Окружного Управления воздушного флота;

е) Окружного Военно-Санитарного Управления, Окружного Военно-Ветеринарного Управления;

ж) Политическо-Просветительного Управления;

з) Управления делами;

и) Управления Всеобщего обучения;

к) Юридического отдела.

а) Военно-Окружной Штаб служит органом Окружного Комиссариата по формированию армии, поддержанию ее боевой способности и направлению войск на фронт и для сношения по этим и другим вопросам с Комиссариатом по военным делам всех степеней. Сообразно этому назначению штаб разделен на три Управления: 1) Административное; 2) Мобилизационное и 3) Хозяйственное, собственно штаба.

б) Окружное Артиллерийское Управление ведает организацией, формированием, обучением и боевой подготовкой артиллерийских частей Округа и их мобилизацией; выработкой и преподанием войскам указаний по правильному использованию артиллерии, бомбометов, минометов, ручных гранат и химических средств борьбы, в техническом отношении, и по содержанию артиллерийской материальной части и ручного оружия в исправности, обеспечением войск округа и формирующихся в пределах округа оружием, артиллерией, всеми предметами артиллерийского довольствия и огнестрельными припасами.

в) Окружное-Хозяйственное Управление (Интендантское) ведает: 1) учетом всех материальных средств округа в интендантском отношении; 2) разработкой и составлением хозяйственного плана снабжения, как на мирное время, так и на время войны, и выполнением его; 3) организацией и производством снабжения вещевым довольствием и продовольствием войсковых частей и команд в пределах округа; 4) производством заготовок необходимых предметов интендантского довольствия, как для текущего удовлетворения войск округа, так и для образования запасов военного времени.

г) Окружное Военно-Инженерное Управление ведает вопросами по формированию, организации и специальной подготовки инженерных войск, не входящих в состав дивизий, расположенных в пределах округа, мобилизацией их, наблюдением за строительными работами, заведывает зданиями и военно-инженерным имуществом, складами и мастерскими, снабжением войск предметами военно-инженерного довольствия и учетом личного состава.

д) Окружное-Санитарное Управление ведает общим наблюдением за санитарно-гигиеническим состоянием всех войсковых частей и учреждений округа (кроме полевых), всеми военно-санитарными и вспомогательными учреждениями и заведениями, находящимися в пределах округа и не входящими в дивизии; учетом личного состава: медицинского, фармацевтического и санитарного в пределах округа; учетом всех местных лечебных заведений округа, кои при необходимости могли бы быть использованы для нужд армии; разработкой плана мобилизации санитарных, лечебных и вспомогательных учреждений; подготовкой эвакуационного аппарата и разработкой научных медицинских вопросов.

е) Полическо-Просветительное Управление[24] ведает об’единением и руководством политической и просветительной работой в Красной Армии в пределах округа: подготовкой новых кадров, политических работников и работников просвещения; действительным контролем над деятельностью военных комиссаров и иных лиц, ведущих политическую и просветительную работу, а также надзором над соответственной деятельностью военных комиссариатов, всех других учреждений и заведений, находящихся в ведении военного округа.

Ему принадлежит право назначения и смещения политических комиссаров, путем представления мотивированных заключений о том Окружному военному комиссару[25].

б) Губернские, Уездные и Волостные Комиссариаты по военным делам.

Почти 8-ми месячный опыт существования Губернских, Уездных и Волостных Комиссариатов по военным делам, созданных декретом от 8 апреля 1918 г., с наглядной ясностью показал, что организация этих столь важных учреждений требует самого внимательного пересмотра, а правильная деятельность этих Комиссариатов требует самого систематического руководства Центральных и Окружных Военных Управлений[26].

Учреждение Губернских, Уездных и Волостных Комиссариатов встретило на местах значительные затруднения, вытекающие не только из чисто местных, бытовых условий, но в значительной степени и от недостатков Положения 8 апреля в связи со штатами их, объявленными в приказе 20 апреля за № 296.

Указанное «Положение» создало совершенно новую систему местных Военных Учреждений, но оно разработано было в период первоначальной работы по созданию новой армии, когда главнейшие основания новой военной системы только намечались, но не были еще твердо установлены, а потому это «Положение» весьма скоро отстало от требований интенсивно развивающегося строительства новой армии.

Это и послужило причиной того, что Военные Комиссариаты не могли в этом «Положении» и штатах найти ответа на все вопросы, выдвинутые жизнью, которая повелительно требовала немедленного разрешения возникших затруднений, что и заставляло Военные Комиссариаты отступать от «Положения» и штатов. Эти отступления, порою целесообразные, весьма часто дезорганизующие систему местного военного Управления, обратили на себя серьезное внимание Высшей Военной Инспекции, которая, как это видно из ряда опубликованных отчетов, прилагала все усилия к правильному и целесообразному применению «Положения» и его штатов к строительству и деятельности Комиссариатов. В результате своего 8-ми месячного существования, Военные Комиссариаты все же получили на местах столь разнообразную организацию, что руководство службою Комиссариатов стало весьма затруднительным.

Создавшееся положение вещей требовало пересмотра «Положения» и штатов Военных Комиссариатов, что и вызвало с одной стороны целый ряд местных совещаний и ходатайств об изменении штатов и Положения, а с другой решения Высшей Военной Инспекции и Всероссийского Главного Штаба в корне пересмотреть все Положение и штаты Военных Комиссариатов. В соответствии с этим, приказом Высшей Военной Инспекции от 15 октября 1918 года за № 276 была образована Комиссия, присоединившая в себе одновременно собравшуюся Комиссию при Всероссийском Главном Штабе, которые совместно разработали новое Положение и штаты Губернских, Уездных и Волостных Комиссариатов, а также инструкций для их работы. Комиссия обратила главное внимание на разработку общей схемы конструкции Губернских, Уездных и Волостных Комиссариатов, в целях систематического включения всех отделов этих Комиссариатов в общую систему Военного Управления.

Из приведенной схемы конструкции Губернских, Уездных и Волостных Комиссариатов по военным делам, утвержденной Революционным Военным Советом Республики 28/XII 1918 г. и 16 января 1919 г., видно, что все главнейшие отрасли службы, обслуживающие всю систему Военного Управления Республики, сгруппированы в Губернских и Уездных Комиссариатах всего в 4-х отделах[27], а именно:

1) отдел агитационно-просветительный;

2) отдел всеобщего обучения;

3) отдел административно-мобилизационный;

4) отдел снабжения.

Канцелярия Комиссариатов и их хозяйственные и комендантские части, как отрасли службы, обслуживающие самый Комиссариат и местные нужды, а потому и имеющие вспомогательное значение, на схеме не показаны.

Изложенная конструкция Губернских и Уездных Комиссариатов включает их главнейшие отделы в общую схему Военного Управления и тем намечает точные и определенные функции каждого из отделов в связи с функциями соответственных отделов окружных Комиссариатов и Центральных Управлений, чем будет достигнута полная систематизация в руководстве и разрешении дел и вопросах по каждой отдельной отрасли службы. Вместе с тем небольшое число отделов Комиссариатов (всего 4) будет способствовать наиболее полному и специальному разрешению всех вопросов, позволит иметь более подготовленных и более самостоятельных руководителей отделов, чем облегчит Военным Комиссариатам и военным руководителям управления комиссариатами и, наконец, потребует менее многочисленного личного состава служащих.

Кроме того, настоящая схема, разделив раз навсегда по отделам все отрасли службы, позволит с большой гибкостью видоизменить штаты и положения Комиссариатов в зависимости от опыта и потребностей службы. Что касается деятельности отделов, то таковая будет следующая:

1. Отдел агитационно-просветительный ведает широкой агитационно-просветительной работой в армии и среди рабочего и крестьянского населения.

2. Отдел всеобщего обучения ведает всеобщим военным обучением рабочего и крестьянского населения.

3. Отдел административно-мобилизационный ведает формированием, устройством, обучением и боевой подготовкой частей Красной Армии, обязательной военной службой, учетом и призывом населения в войска, перепиской и поставкой в войска лошадей, командным составом и всей мобилизационной подготовкой страны и армии.

4. Отдел снабжения ведает всеми видами денежного, продовольственного, вещевого, технического и всякого рода довольствия частей Красной Армии и военных учреждений, управлений и заведений.

При разработке «Положения», исходя из об'ема и круга деятельности губернского и уездного Комиссариатов во всем и целом, решено было приравнять Губернские Комиссариаты к штабам дивизии и Уездные Комиссариаты к штабам бригады в отношении, как дальнейшей конструкции самых Комиссариатов и круга ведения их отделов, так и в отношении объема служебных прав и обязанностей начальствующих лиц и личного состава Комиссариатов.

Принимая во внимание указанное выше положение, главным образом имелось ввиду избежать необходимости составления многочисленных законоположений, руководств и инструкций специально для тех отделов Военных Комиссариатов, которые с приравнением Комиссариатов к штабам дивизий и отдельным частям могли бы руководствоваться в своей деятельности теми же законоположениями, распоряжениями и инструкциями, кои созданы уже или создаются для штабов дивизий и отдельных войсковых частей. Таким образом естественно сокращалось бы количество различных законоположений и упрощалась бы самая система управления.

В соответствии с этим окончательная конструкция губернских и Уездных Комиссариатов по военным делам и круг ведения каждого из его отделов получился такой:

А. Губернский Комиссариат по военным делам[28].

1. Канцелярия Комиссариата обслуживает в строевом и хозяйственном отношении исключительно самый Комиссариат, как отдельную войсковую часть, к канцелярии которой она и приравнивается. При ней состоит также Военно-юридическая часть.

2. Комендантское Управление и пересыльная часть обслуживают губернский город в своем круге обязанностей.

3. Административно-Мобилизационный отдел ведает в строевом отношении всеми войсками, учреждениями, управлениями и заведениями, подведомственными Губернскому Комиссариату (их формированием, службою, подготовкой, командным составом), на правах штаба дивизии, а также учетом военно-обязанных, инструкторов, лошадей, повозок и упряжи, призывом в войска людей и поставкой лошадей, мобилизационной подготовкой губернии и, наконец, вопросами обязательной военной службы.

4. Отдел Снабжения ведает всеми видали снабжения (продовольственным, вещевым, денежным, квартирным, артиллер. инженерным, санитарно-ветеринарным) всех войск, управлений, (в том числе Уездные военные комиссариаты) учреждений, заведений, подведомственных Губернскому Комиссариату (в том числе самого Губернского Комиссариата, как отдельной части) на правах снабжения штаба дивизии.

5. Отдел агитационно-просветительный ведает политической жизнью войск, а также просветительной деятельностью в войсках и в той части населения, которая подготовляется к военной службе.

6. Отдел всеобщего обучения ведает вопросами всеобщего военного обучения трудящихся губерния и сведением обучаемых в строевые единицы, а также допризывной подготовкой и содействием развитию спортивных и стрелковых обществ. Губернский Военный Комиссариат является высшим военным учреждением в губернии, он дает указания и вообще руководит и наблюдает за деятельностью уездных военных комиссариатов и подведомственных ему войсковых частей, управлений, учреждений и заведений военного ведомства. Губернский Военный Комиссариат находится в прямом подчинении Губернскому военному комиссару.

Губернский военный комиссар является представителем высшей военной власти в губернии. Кандидат на должность губернского военного комиссара представляется Губернским Исполнительным Комитетом и временно, до утверждения Всероссийским бюро военных комиссаров[29], утверждается Окружным военным комиссаром.

В случае непредставления Губернским Исполнительным Комитетом кандидата или несоответствие его, последний предлагается округом, который ставит об этом в известность Губисполком.

При несогласии Губисполкома на назначение предложенного Окружным Комиссаром кандидата, вопрос поступает на решение Всероссийского бюро военных комиссаров[30].

В отдельных случаях Губернские военные комиссары назначаются, с согласия окружных комиссаров, непосредственно Всероссийского Бюро военных комиссаров[31].

Губернский военный комиссар является прямым начальником всех находящихся с губернии войск местного назначения, а равно местных военных управлений, учреждений и заведений, и по отношению к ним пользуется правами начальника дивизии. Губернский военный комиссар в месте своего прибывания несет обязанности начальника гарнизона. Губернский военный комиссар состоит в прямом и непосредственном подчинении Окружному военному комиссару и исполняет все его распоряжения и приказания.

Является ответственным за состоянием подчиненных ему войсковых частей, управлений, заведений военного ведомства во всех отношениях, за надлежащее и своевременное исполнение ими всех приказов и распоряжений высших военных властей, а равно отвечает за своевременное оповещение населения о всех распоряжениях высших властей по учету, призыву, явке на службу и для всеобщего военного обучения и о поставке лошадей, повозок и упряжи.

Пр и всякого рода отлучках из района постоянной службы он временное исполнение своей должности возлагает на помощника губернского военного комиссара, а в отсутствие последнего, на военною руководителя, причем на выезд из пределов губернии испрашивает на каждый раз разрешение Окружного военного комиссара.

Помощник Губернского военного комиссара.

Помощник Губернского военного комиссара является заместителем Губернского военного комиссара при его отсутствии из места постоянной службы. Утверждается в должности Окружным военным комиссаром, по представлению губисполкома.

Помощник Губернского военного комиссара состоит в прямом и непосредственном подчинении губ. военному комиссару и является докладчиком по всем делам политического характера и агитационно-просветительной деятельности и исполняет все распоряжения и приказания Губ. военного комиссара. Ведает политической агитационно-просветительной деятельностью в войсковых частях, управлениях, учреждениях и заведениях, подведомственных военному Комиссариату, причем ему непосредственно подчинены все военно-политические и агитационно-просветительные органы и организации, указанных выше войсковых частей и учреждений.

Военный руководитель.

Военный руководитель руководит службой всех военных отделов Губернского Комиссариата, а именно: административно-мобилизационного и снабжения, отдела по всеобщему военному обучению и канцелярией Комиссариата.

Военный руководитель назначается Народным Комиссариатом по военным делам.

Допущение к должности и представление о назначении военного руководителя Губ. военного комиссариата исходит от Окружного военного комиссариата.

Военный руководитель состоит в прямом и непосредственном подчинении Губернскому военному комиссару и исполняет все его распоряжения и приказания.

Он является докладчиком по всем военным делам, за исключением вопросов политических и агитационно-просветительных. Военному руководителю подчиняется весь личный состав подведомственных ему отделов комиссариата, в отношении коего он пользуется правами начальника штаба дивизии..

Он наблюдает, чтобы законы, приказы и военные постановления, об'явленные войскам и военным учреждениям и заведениям исполнялись по прямому и точному их смыслу.

Б. Уездный Комиссариат по военным делам[32].

1. Канцелярия Комиссариата[33] обслуживает в строевом отношении самый Комиссариат, а также ведает в строевом отношении всеми войсками, управлениями, учреждениями и заведениями, подведомственными уездному комиссариату (их формированием, службою и подготовкой, командным составом) на правах строевой части канцелярии отдельной войсковой части, к какой она и приравнивается.

2. Комендантское Управление и пересыльная часть в уездных городах (кроме губернских) обслуживают уездный город в круге своих обязанностей.

3. Мобилизационное отделение ведает учетом военнообязанных, инструкторов, лошадей, повозок и упряжи, призывом в войска людей и поставкой лошадей, мобилизационн. подготовкой уезда, а также всеми вопросами обязательной военной службы.

4. Отделение снабжения ведает всеми видами снабжения самого Комиссариата, а также всех войск, управлений, учреждений, подведомственных уездному Комиссариату, на правах хозяйственной части отдельной войсковой части (полка) к каковой оно и приравнивается. На него же возлагается удовлетворение нужд по всеобщ. военному обучению населения, а также семейств военнослужащих.

5. Отделение, агитационно-просветительное и отделение всеобщего обучения ведают вопросами в круге ведения соответствующих отделов губернских Комиссариатов. Для столиц — Москвы и Петрограда вырабатываются особое положение и особые штаты городских комиссариатов с подчинением их непосредственно окружным комиссариатам.

Положение об уездном военном комиссариате[34].

Уездный военный комиссариат, являясь высшим военным учреждением в уезде, дает указания и вообще руководит и наблюдает за деятельностью волостных военных комиссариатов и подведомственных ему войсковых частей, управлений, учреждений и заведений военного ведомства.

Уездный военный комиссариат находится в прямом подчинении уездному военному комиссару.

Уездный военный Комиссар является представителем высшей военной власти в уезде.

Кандидат на должность уездного военного комиссара представляется уездным исполкомом и утверждается Окружным военным Комиссаром, о чем сообщается во Всероссийское Бюро военных Комиссаров[35] для опубликования.

Уездный военный Комиссар является прямым начальником всех находящихся в уезде войск местного назначения, а равно местных военных управлений учреждений и заведений и по отношению к ним пользуется правами командира бригады.

В месте своего постоянного пребывания несет обязанности начальника гарнизона. Уездный военный комиссар состоит в прямом и непосредственном подчинении губернскому военному комиссару и исполняет все его распоряжения и приказания.

Он является ответственным за состояние подчиненных ему войсковых частей, управлений, учреждений и заведений военного ведомства во всех отношениях и за надлежащее и своевременное исполнение ими всех приказов и распоряжений высших военных властей, а равно отвечает за своевременное оповещение населения о всех распоряжениях правительства и высших военных властей по учету, призыву, явке на службу и для всеобщего военного обучения п по поставке лошадей, повозок и упряжи.

Помощник Уездного военного Комиссара.

Помощник уездного военного комиссара является заместителем уездного военного комиссара при отсутствии его из места постоянной службы.

Кандидат на должность помощника уездного военного комиссара представляется уездным исполкомом, по соглашению с уездным военным комиссаром.

Он состоит в прямом и непосредственном подчинении уездному военному Комиссару, является докладчиком по всем делам политического характера и агитационно-просветительной деятельности, исполняет все распоряжения и приказания уездного военного комиссара.

Ведает политической и агитационно-просветительной деятельностью в войсковых частях, учреждениях и заведениях, подведомственных уездному военному комиссару, причем ему непосредственно подчинены все военно-политические и агитационно-просветительные органы и организации, указанных выше войсковых частей и учреждений.

Военный руководитель.

Военный руководитель уездного военного комиссариата руководит службой всех военных отделов комиссариата, а именно: отделами мобилизационным и снабжения, отделением по всеобщему военному обучению и канцелярией; он назначается Народным Комиссариатом по военным делам.

Допущение к должности и представление о назначении военного руководителя уездного военного комиссариата исходит от Губернского военного комиссариата.

Он состоит в прямом и непосредственном подчинении уездному военному комиссару и исполняет все его распоряжения и приказания.

Он является докладчиком по всем делам, за исключением вопросов политических и агитационно-просветительных.

Военному руководителю подчиняется весь лычный состав подведомственных ему отделов комиссариата, в отношении коего он пользуется правами начальника штаба бригады.

Он наблюдает, чтобы законы, приказы и военные постановления, об'являемые войскам и военным учреждениям исполнялись по прямому и точному их смыслу.

В. Волостные Комиссариаты по военным делам.

Опыт более, чем полугодового существования Волостных военных комиссариатов, организованных по положению 8 апреля показал, что в настоящем их виде они, по своей организации и штатам, чрезмерно громоздки, мало отвечают возлагаемым на них обязанностям и вызывают непроизводительные огромные расходы, неокупаемые в достаточной мере положительной работой.

Являясь органами военного управления в волости, т. е. в самом мелком административном подразделении Республики— волостные комиссариаты будут успешно содействовать высшим органам военного управления на местах, лишь при условии определенного и конкретного очерчения круга их обязанностей и методов работы.

Разрабатывая и проводя в жизнь положение 8 апреля, мы в то же время могли дать волостным комиссариатам только общие директивы без достаточно ясных и точных конкретных инструкций, а это обстоятельство должно было в значительной степени парализовать их работу, в особенности, если принять во внимание малую компетентность в военных вопросах работников этих комиссариатов.

Несомненно, что некоторые из волостных комиссариатов, в силу случайного подбора людей, проявили разумную инициативу и развили свою деятельность даже далеко за рамки положения 8 апреля (организация милиции).

Все же в большинстве военные волостные комиссариаты или оставались бездеятельными или же не были сформированы вовсе, или, наконец, в некоторых губерниях сформированы были только районные комиссариаты, по 1 на несколько волостей. Причина подобного явления кроется в трудности подыскания соответствующих комиссаров и вообще личного состава, в особенности при крайней многочисленности его штата.

Несмотря на эти обстоятельства и как бы вопреки им призыв людей и поставка лошадей, повозок и упряжи были выполнены во многих волостях, не имевших военных комиссаров, не менее успешно, чем в имеющих таковые и исключительно благодаря энергии уездных комиссариатов и волостных Совдепов.

Это, конечно, не служит доказательством бесполезности волостных комиссариатов, ибо призывы эти и поставки были произведены без предварительного планомерного учета, чего отнюдь не должно быть. Это скорее указывает на возможность существования волостных военных комиссариатов не в виде военной секции волостного исполнительного комитета, а только в виде особого его делопроизводства.

Таким образом, в волости, являющейся резервуаром, откуда армия наша получает людей и лошадей необходим орган военного Управления, который преследовал бы исключительно военные цели и тем обеспечивал выполнение распоряжений военных властей, но обязанности, возлагаемые на этот орган должны быть просты и ясны, работа его точно определена соответствующим руководителем и инструкциями и личный состав его должен соответствовать возложенным на него обязанностям. Главнейшими задачами военных органов в волости являются учет и призыв людей, перепись и поставка в войска лошадей, повозок и упряжи, содействие на местах всеобщему военному обучению и агитационно-просветительная деятельность (главным образом распространение литературы).

Указанные обязанности не многочисленны и исполнение их уже определены подробно разработанными руководствами и инструкциями и таким образом, эти обязанности с успехом могут ныне исполняться 2–3 работниками, отнюдь не 7.

По положению 8 апреля, мы не наделили волостные военные комиссариаты исполнительной властью. А волостной орган Военного Управления должен всецело опираться на исполнительную власть волостного Совдепа, причем на представителя этой власти — председателя Волостного Исполкома и надлежит возложить всю ответственность за. неисполнение населением распоряжений военных властей, так как только это может обеспечить выполнение всех распоряжений по призывам. Волостной военный орган еще теснее этим сблизится с исполнительной властью благодаря возложению на председателя Исполкома также и обязанностей волостного военного комиссара.

Приказом Революционного Военного Совета Республики от 28/XII 1918 года № 484 штат Волостного военного Комиссариата установлен следующий:

1) Военный комиссар[36] (избирается уездным военным комиссаром и утверждается губернским военным комиссаром).

2) Военный руководитель[37] 1.

3) Делопроизводитель 1.

4) Переписчиков 1–2 (в зависимости от населенности волости).