Священный огонь
— Десять крепких шестов и два длинных, тонких, — сказал Ян, перечитывая свою запись.
Шесты тотчас же были вырублены и перенесены на место бивуака.
— Надо связать их вместе на одной высоте с покрышкой типи…
— Связать? А чем?
— Он говорил, ремнем, но он тоже говорил, что покрышку надо сделать из шкур. Я боюсь, что нам придется взять простую веревку…
Ян чувствовал себя несколько сконфуженным.
— Я так и думал, — заявил Сам, — и положил большую веревку в брезент, но не решился сказать тебе об этом дома.
Мальчики крепко связали веревкой треножник, и водрузили его в землю. Через несколько минут девять шестов уж стояли на своих местах. Основанием двенадцатифутовой типи, как обычно, взят был круг, имеющий двенадцать футов в поперечнике. Шесты были хорошенько укреплены; затем последний, по счету десятый, с покрышкой, привязанной к нему за выступ между клапанами, был поставлен против предполагаемой двери. При помощи двух длинных шестов покрышка была обведена вокруг остова. Тогда понадобились соединительные булавки. Ян попробовал сделать их из побегов орешника, но мягкая сердцевина слишком крошилась. Видя это, Сам сказал:
— Для деревянных булавок незаменим белый дуб.
Он взял обрубок белого дуба, расколол его посредине, затем половину опять расколол посредине и так далее до тех пор, пока не получились совсем маленькие колышки, которые уж можно было заострить и обтесать ножом. Ян тоже взял топор, чтоб расколоть другой обрубок, но у него топор не шел по волокну, а отклонялся и сторону.
— Не так, — пояснил Дам. — Всегда надо половинить, иначе топор уйдет на тонкую сторону. Тебе нужно всю зиму раскалывать чурбаны, чтобы научиться этому.
Сам сделал десять деревянных булавок, длиною в восемь дюймов и толщиною в четверть дюйма. Они протыкались, как стальные булавки у портных, и для этого раньше заготовлены были дырочки. Конечно, ради красоты все булавки должны были иметь одинаковую форму.
Итак, покрышка была натянута. Теперь оставались только колья внизу.
— Заготовь десяток дубовых кольев, Сам, длиною в фут и толщиною в дюйм. Я придумал, как их укрепить.
Ян отрезал десять кусков веревки по два фута и проделал дырки приблизительно через каждые три фута по нижнему краю покрышки, над наружным рубцом. В каждое отверстие он продевал отрезок веревки и связывал узлом оба конца. Таким образом получились десять петель, которые он накинул на воткнутые в землю колья. Шатер был укреплен на славу и казался вполне удачным.
Теперь приближалась величайшая церемония — зажигание первого огня. Мальчики чувствовали, что это торжественный момент. Любопытно отметить, что они испытывали те же ощущения, какие бывают при подобных обстоятельствах у дикарей. Индейцы сознают, что установка новой типи и зажигание первого огня имеют глубокое значение и служат залогом будущего счастия.
— Лучше не спешить, но хорошенько зажечь огонь, — сказал Сам. — Будет очень досадно, если с первого раза это не удастся.
— Конечно, — ответил Ян, охваченный таким же суеверным трепетом. — А знаешь, Сам, как хорошо было бы, если б зажечь его палочками для трения!
— Эй, мальчики!
Они оглянулись и увидели Калеба. Он подошел поближе и кивнул головой.
— Устроили типи? Вижу. Недурно! Только зачем вы повернули ее на запад?
— К речке, — пояснил Ян.
— Я забыл вам сказать, — продолжал Калеб, — что индейская типи всегда бывает обращена на восток. Во-первых, утреннее солнце освещает середину; во-вторых, ветер чаще бывает с запада, и тогда дым лучше вытягивается.
— А если ветер восточный, как во время дождей? — спросил Сам.
— Если ветер восточный, — сказал Калеб, ни к кому в отдельности не обращаясь, словно это не было ответом на вопрос, — то клапаны хорошенько натягивают и перекладывают один на другой, вот так.
Он скрестил руки на груди.
— Это поддерживает восточную сторону и не допускает дождя. Когда не дует, то можно приподнять немного край покрышки под дверью. Если вы будете менять место, то не ставьте типи под деревьями: это опасно. В грозу деревья притягивают молнию; потом ветки обламываются и падают, а после дождя вода каплет с них целый час. Типи непременно нужно устраивать на солнце.
— М-р Кларк, вы видели когда-нибудь, как индейцы добывают огонь посредством трения?
— О, да! Теперь индейцы, большей частью, имеют спички, но в прежние времена я часто видел, как они делали себе зажигательные палочки.
— А это долго? Трудно?
— Не особенно долго и довольно легко, если знать как взяться.
— Ах, вот бы добыть огня из палочек! — воскликнул Ян. — А вы могли бы добыть огонь? — спросил он у Калеба.
— Конечно, если б у меня был подходящий материал. Видишь, не всякое дерево для этого годится. В равнинах индейцы употребляют корень виргинского тополя, а горные индейцы — корень шалфея. Я видел, что канадские индейцы употребляют американскую липу, кедр и сухую белую сосну, а чиппевы обыкновенно берут пихту. Удобнее всего устроить бурав. Есть у вас кусок оленьей шкуры?
— Нет.
— Может быть, найдется полоска мягкой кожи?
— У меня кожаные тесемки для башмаков, — сказал Ян.
— Тесемка будет тонка. Впрочем, можно сложить ее вдвое. Веревка тоже годилась бы, но она скоро перетирается.
Калеб взял тесемку и топор и сказал:
— Найдите мне камень, величиною с яйцо, с маленьким углублением, так, в четверть дюйма.
Мальчики пошли к ручью искать подходящий камень, а Калеб отправился в лес.
Они слышали, как старик что-то рубил. Он вернулся и принес с собой плоский кусок очень сухой пихты, пятнадцатидюймовый колышек из того же дерева, слегка согнутую палку, длиною в три фута, немного сухого соснового трута и сухого кедра.
Колышек, был толщиною в три четверти дюйма и имел приблизительно восьмигранную форму, «чтобы тесемка лучше держалась». На обоих концах он был заострен. Калеб привязал тесемку к согнутой палке, как тетиву лука, но свободно, так, чтобы можно было обернуть ее один раз вокруг колышка и этим способом натянуть. Доску он вытесал толщиною в полдюйма. На краю ее он прорезал выемку, в четверть дюйма ширины и полдюйма длины, а на поверхности, рядом с выемкой, сделал перочинным ножиком маленькое углубление.
Затем он наскоблил и мелко накрошил кусок кедрового дерева. Сделав в земле ямку в полдюйма глубины, он положил в нее плоский кусок трута и все накрыл доской. Кончик колышка, или бурава, он вставил в углубление доски, которую придерживал ногой. Тесемку он обернул вокруг колышка, а на его верхнее острие надел камень, принесенный мальчиками. На этот камень Калеб крепко опирался левой рукой.
— Если не найдется камня, — заметил он, — то можно взять толстый сосновый сучок.
Зажигательные палочки
Требуются следующие приспособления: лук, катушка, колышек (бурав) и дощечка. 1. Простейший лук делается из согнутой палочки, к которой прикрепляется на обоих концах крепкий ремень. Палочка должна быть без трещин. Она имеет около 27 дюймов длины и 5/8 дюйма толщины. 2. Более сложный лук, с дырочками на концах для ремня. На месте рукоятки ремень пропущен через деревянный круг. Нажимая рукою на круг, можно крепче натягивать ремень. 3. Простейшая катушка — колено соснового сучка с небольшим отверстием в нем. 3а — вид той же катушки снизу. Она имеет около 4½ дюймов длины. 4. Более сложная катушка — камешек, вмазанный смолою в деревянную подставку. 4а — вид той же катушки снизу. 5. Очень сложная катушка. Она сделана из красного дерева и изображает «громовую птицу». Глаза птицы из зеленого полевого шпата вклеены камедью. На нижней стороне (5а) посредине видна катушка из песчаника, вставленная в деревянную рамку и приклеенная сосновой смолою. На голове отверстие, наполненное жиром, чтобы смазывать кончик дреля перед употреблением. 6. Бурав, — 12–18 дюймов длины и около ¾ дюйма толщины. Он приблизительно восьмигранный и заостренный на обоих концах. Лучшее дерево для бурава — это старая, сухая, хрупкая пихта, но без наплыва, или же корень виргинского тополя; однако годится также американская липа, белый кедр, красный кедр тамарак и даже белая сосна. 7. Дощечки, в ¾ дюйма толщины и какой угодно длины; a — выемка со свежим углублением; b — углубление, которое было раз в употреблении и еще годится для другого раза, c — углубление, пробитое насквозь и уже негодное. Выемка имеет ½ дюйма ширины и ¾ дюйма длины. 8. Способ употребления. Дощечка (a) придерживается одной ногой; конец бурава (b) вставляется в углубление; катушка (c) сверху придерживается левой рукой. Конец лука (d) нужно взять в правую руку и двигать его взад и вперед. 9. Маленькая деревянная подставка, необязательная, но удобная; ее тонкий край подводят под выемку, чтобы собирать в нее падающий порошок.
Правой рукой Калеб стал сильными толчками двигать лук взад и вперед; от этого колышек начал вращаться в своем углублении. Не прошло, и нескольких секунд, как через выемку доски на трут стал сыпаться коричневый порошок. Углубление увеличивалось в объеме и чернело, порошок темнел, и от углубления поднимался легкий дымок. Калеб немного сильнее нажал левую руку и стал быстрее работать правой. Дымок заметно сгущался, и черный порошок наполнял всю выемку. Дым легкими клубами выходил из-под бурава и, казалось, даже отделялся от кучки порошка. Заметив это, Калеб оставил лук и стал осторожно разгребать порошок, который все еще курился. Он снял доску и, приподняв трут, показал мальчикам, что в куче порошка образовалась тлеющая головня. Зажав ее между двумя кусками трута, он поднял ее, помахал ею в воздухе и осторожно подул. Она понемногу разгорелась ярким пламенем. Дрова для костра уже заранее были приготовлены, и вскоре посреди новой типи пылал огонь.
Все трое пришли в неописанный восторг. Лицо старика сияло торжеством. Если бы опыт не удался то он, вероятно, возненавидел бы мальчиков. Однако, ввиду блестящего успеха, он готов был любить всякого, кто имел к этому отношение, хотя мальчики были не более, как заинтересованными зрителями его подвига.