1
Лучшую сравнительно стоянку по Сирийскому побережью представляет Сайда. Если б лежащий против города остров соединить с берегом посредством, мола, образовался бы вполне удобный порт, и со временем торговое значение Бейрута исчезло бы.
2
По другим, весьма поэтичным, хотя вряд ли достоверным источникам, пирамиды Гизе построены царем Суридом за триста лет до всемирного потопа, угаданного им в пророческом сне. В пустые пространства своих каменных ковчегов царь велел снести тела предшественников!.. «Эту пирамиду построил я, царь Сурид», было будто бы написано на большей, «и окончил ее в 61 год. Пусть венценосец, воображающий, что он равен мне по могуществу, попытается разрушить ее в 600 лет. А уничтожать легче, чем созидать. Я одел ее шелком, пусть он покроет ее рогожами (?)».
3
Вот сравнительная вышина самых больших зданий в мире: Кельнский собор—156 метров, Хеопсова пирамида (первоначальная вышина)—147; Munster в Страсбурге—144; пирамида Хефрена—138; колокольня церкви св. Стефана в Вене— 135; купол св. Петра в Риме—131; Св. Павла в Лондоне— 106; (пирамида Менкавра—66).
4
На этом рисунке представлен вертикальный разрез хеопсовой пирамиды.
A. Профиль пирамиды с первоначальною окладкой.
B. Нынешняя профиль пирамиды.
C. Основание пирамиды.
D. Естественная скала.
a. Наружный вход.
b. Нисходящий коридор.
c. Подземная комната.
g. Завалившаяся глыба.
h. Ход, пробитый эль-Мамуном.
i. Восходящий коридор.
k. Колодезь (тоже пробитый в последствии искателями сокровищ).
l. Горизонтальный ход к так-называемой комнате Фараонши.
m. Комната Фараонши.
n. Большая галерея.
р. Царская комната,
г, s, t, u и у. Пустые объемы, уменьшающие давление каменной массы на царскую комнату.
5
«И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа» и т. д. (Исход, Глава I, стих 8 и след.). Рамзес II царствовал от 1392 до 1326.
6
По историку Манефу, уступчатая пирамида воздвигнута одним из царей первой династии, Уненефом, и в таком. случае она, а не большие пирамиды, представляет самый древний памятник в мире. Уступчатая пирамида меньше Хеопсовой и Хефреновой, но больше Менкавровой (190 фут.). От прочих пирамид она отличается тем, что стороны её не вполне соответствуют четырем странам света, (ось основания отклоняется от меридиана на 4°35' к востоку), причем северная и южная короче западней и восточной, так что основание не образует правильного квадрата: северная и южная стороны имеют в длину 1707,3 мера, западная и восточная 120,6 метра.
7
Озирис и Апи (отсюда Серапис и Серапеум) — два самостоятельные божества, иногда сливающиеся воедино, как умерщвленный Озирис — с Пта, Аммон — с Ра, Изида — с Атор и пр. Бык Апис должен был иметь черный мех, на лбу — белую звезду треугольной формы, на спине — светлое пятно с очертанием орла и под языком — нарост в виде священного жука.
8
В стенах главного хода катакомб заметны небольшие углубления, откуда вынуты таблицы, хранящиеся теперь частью в Лувре, частью в Булакском музее, и служащие богатым материалом для хронологии фараонов. На таблицах этих обозначено в какой день, месяц и год правления известного царя родился и скончался тот или другой священный бык; они вделывались в стену на память о паломничестве богомольцами приходившими поклониться праху Аписа на 70-й день по его смерти.
9
Большая из них, — так-называемый грот Дианы, (Speos Artemidos), по-арабски Стабль-Антар, — начата, как указывают, надписи и рисунки, при Тутмесе или Тэутимесе III (1597–1447 до P. X. XVIII династия). Состоит она из сеней или притвора (портиис) с тремя столпами (четырехгранными; их было 8, в два ряда; один ряд вовсе уничтожен, разрушена также крайняя колонна другого ряда) и внутренней неотделанной комнат. В притворе, на стенах и столпах, выпуклые и врезанные барельефы, часто окрашенные, изображают Тутмеса III и Сети I (от 1443–1392 до P. X., XIX династии, отец Рамзеса I), приносящих жертвы богам запутанной египетской мифологии, — Аммону «царю богов», Тоту с головой ибиса, богу меры, летосчисления, письмен и вообще науки, (подруга его Сафэх олицетворяет собою муз), и львиноголовой невесте Пта, богине Пахт, именуемой в иероглифах «госпожой грота». Богиня эта, называемая также Сехет или Баст — у Геродота Бубаст — приходится матерью Имхотепу, египетскому Эскулапу. Ее вернее назвать Афродитой, богиней любви, нежели Дианой. Полагают, что пещера служила гробницей её священным животным, кошкам и львам. В настоящее время барельефы испорчены и краски уцелели только местами.
10
Лучшие бенигассасские гробницы суть две крайние северные. Принадлежать они правителям округа Сса (Саиса), полководцам Амен-Аменеме и Нум-Хотепу. Первый служил при Узертезене I (Узертезен I, иначе Ра-Шепер-Ка, воздвигший Гелиопольский обелиск, — фараон XII династии, 2454–2194 до P. X.). Второй отличался в царствование Аменемы II (той же династии.) Полководец Амена в образной и иероглифической автобиографии рассказывает о своих походах и о славе своей, «выросшей до небес», а «князь и фараонов зять» Нум-Хотеп, в 222 столбцах круговой надписи на нижней части стен, повествует не только о своей жизни и заслугах, но и о доблестях отца своего Нехеры. В усыпальнице Нум-Хотепа находится между прочим изображение пришедших с дарами переселенцев семитического племени, которых сперва ошибочно принимали за Иосифовых братьев.
11
Антиноя, основана Адрианом (117–135 по P. X.). Колонны её, еще недавно покрывавшие местность, пошли на здания окрестных фабрик; впрочем великолепные театр и гипподром (в 962 фута длины и 206 ширины) уцелели.
12
Копты — иначе Якобиты, Евтихиане, по местному Юбт или Кюбт, суть Арабы монофизиты, то-есть признающие в Иисусе Христе одно естество — божеское. Учение это, предложенное Евтихием, архимандритом Константинопольским, последователем Нестория и других, как известно, отвергнуто в 451 году на Халкедонском соборе. Во всем Египте Коптов насчитывают не более 300.000.
13
Сиутские гробницы относятся ко временам XII и XIII династий (от 2354 приблизительно до 2000 до P. X.) и по большей части высечены грубо: каждая состоит из сеней и ряда уходящих в недра горы покоев, числом до пяти. В последнем находится круглый или четырехгранный колодезь. Лучше других сохранившаяся гробница, с надписями по стенам и желтыми звездами на голубом потолке, принадлежит некоему Хатефе, номарху Ликополиса. Кроме человеческих останков, в могилах находят мумии собак, волков и шакалов, священных животных сына Озириса и Нефти — Анубиса (Анепа, Ап-Херу), бога с собачьею головой, покровителя города и стража подземного мира. В одной из комнат пол усыпан мелкими человеческими костями; здесь я мог бы между прочим набрать целую коллекцию великолепнейших зубов.
14
Города с более численным населением суть наперечет следующие: Каир 350.000, Александрия 210.000, Танта 60.000, Загазиг 40.000, Дамьета 33.000, Сиут иначе Ассиут 27.000, Даманхур 25.000, Розета 16.000, Мансура 16.000, Порт-Саид 11.000, Суэц 9.000.
15
Сооружение Дендерского храма начато при Птоломем XI Александре (106 до P. X.) и окончено при императоре Тиберии (14–37 по P. X.) Есть украшения и пристройки, относящиеся к позднейшему времени (так встречаются имена Калигулы, Клавдия, Нерона и других). Рядом находится небольшой храм Изиды, достроенный при Пероне, и так-называемый Тифониум, символический родильный дом, воздвигнутый в честь богини Атор, рождающей Эу, бога дня. Богиню эту Греки звали Афродитой; как сказано выше, она иногда сливается с Изидой.
16
Храм Гурнэ начать собственно отцом Рамзеса II фараоном Сети I (1443–1392 до P. X.), посвятившим его «отцу своему Аммону-Ра, царю богов», (слитное представление о двух самостоятельных божествах: Аммоне (скрытый), сыне Пта, и Ра, олицетворении полуденного солнца). В числе изображений царей между прочим встречаются мало известные фараон Пта-сэ-Пта и фараонша Амес-Нофриаре, — из богов можно видеть возрождающегося Пта, голубого Аммона в раздвоенной короне — колпак чуть не во весь его рост, триаду божеств — Озириса, Изиду и зачатого до их рождения сына Оруса с головой хищной птицы и возмутительно-нахальною осанкой (он мстит Тифону за отца. Орус сливается иногда с Армахом, богом утреннего солнца), богиню Атор с коровьею мордой, кормящую грудью малолетнего Сети, Хонзу, бога-целителя, «истребителя врагов», опору людей на жизненном пути, Анубиса, провожатого в подземное царство, и других.
17
Фиванские погребальницы распределены группами вдоль северной окраины бывшего города: в пустыне (на левом берегу), от востока к западу, еле заметно уклоняясь к югу, расположены по склонам каменистых возвышенностей могилы Дра-Абу-Нега, Ассассифа, Шепк-Абд-эль-Гурнэ, Гурнэт-Мурап и Баб-эс-Султанат; гораздо севернее этой цепи кладбищ, в горах, находится группа Баб-эль-Мелюк. В Дра Абу-Нега покоятся фараоны XI, XII, XVII, и начала XVIII династии, в Шепк-Абд-эль-Гурнэ и Гурнэг-Мурай — XVIII u XIX династии, в Баб-эль-Мелюк — XVIII, XIX и XX династии, в Ассассифе— XVIII, XIX, XXII и XXVI династии и Птоломеи, наконец в Баб-эс-Султанате похоронены фараонши, не знаю каких времен.
18
Нумер семнадцатый, могила Сети I, называется иначе Бельцониевою гробницей, по имени Итальянца, открывшего ее в двадцатых годах нынешнего столетия. Она была расхищена гораздо раньше, и потом, неизвестно для чего, опять старательно заделана; Бельцони застал один алебастровый саркофаг, ну стой и без крышки, но стенная живопись находилась еще в такой неприкосновенности, что, казалось, она была малевана накануне. Теперь, но прошествии 50 лет, ступени лестниц исчезают под грудами осколков, и в стенах сделаны большие выбоины или же отпущены куски желтой штукатурки, тонким слоем покрывающей скалу в качестве грунта для красок. Содержание картин довольно туманно: главным предметом их является странствование души по сферам Аменти, то есть подземного мира. Конечно, не умея читать иероглифы, этого сразу не поймешь. Встречаются спесивые боги («первый в звездном обиталище» Озирис-Унефер, после смерти делающийся владыкой подземного мира, и сливающийся с Ита, руководит фараоном в Сети), встречаются мужчины и женщины в древнеегипетских позах, плывущие по Нилу парусные и гребные суда, крокодилы, змеи, жуки, катающие земляные шарики, улитки и множество всяких символических знаков. Четыре человека, разнящееся цветом кожи, представляют типы четырех известных в то время племен. Такая же группа повторяется в осьмом нумере, в гробнице Менефты. (Менефта (1326–1306), со предположениями ученых, есть тот самый фараон, войско которого погибло в погоне за Израильтянами. Исход, гл. XIV).
Номер одиннадцатый принадлежит Рамзесу III (XX династия 1273–1095), и называется «гробницей Брюса»- (Bruce, нашедший ее путешественник). или «Арфистов». Тут преимущественно изображены сцены из обиходной жизни, распределенные систематично по разным комнатам. В одном покое сгруппированы картины земледельческого быта, в другом — картины судоходства, в третьем кухонного хозяйства: печение хлебов, булок, пирогов и пр., есть комната с целою коллекцией нарисованных ножей, кинжалов, стрел, палиц и копий: их лезвия и наконечники окрашены в голубой цвет — обстоятельство, указывающее, что в XIII веки до P. X. употребление стали было уже известно; есть комната, посвященная домашней птице, гусям, перепелкам и т. п. Кур нет, и яйца нарисованные тут же снесены не ими. плодам, из коих я разобрал лишь гранаты и виноград, тоже отведено особое помещение. В виду такой рассортировки рисунков, думают, что отдельные комнаты предназначались для погребения служивших при фараоне лиц: как-то повара, оруженосца, птичника, управляющего и пр. В гробнице Брюса есть и образы богов, однако сравнительно в небольшом количестве. У дверей царского покоя двое слепцов играют на арфах; отсюда происходит второе наименование гробницы.
Из остальных нумеров лучшие седьмой — Рамзеса II — и девятый — Рамзеса IV.
В 1882 или в конце 1881 года открыть возле Деир-эль-Бахрэ новый тайник в котором найдено до 40 мумий Как утверждают ученые это тела фараонов Баб-эль-Мелюкской долины, перенесенные сюда для безопасности.
19
С пьедесталом, теперь ушедшим в землю, вышина колоссов достигает 60 футов: между плечами — более 18, голова и шея—10 с половиной, предплечье—16 с половиной, от колена до ступни — почти 20. Барельеф на правой голени обеих статуи представляет супругу Амунофа Ти, а на левой — его мать Мутемуу.
20
Самые важные картины Мемнониума — богатый материал для истории Рамзеса II — иссечены частью на уцелевших наружных стенах, частью на завалившихся пропилонах: это длинная боевая поэма, — местная Илиада в лицах, поясненная кратким текстом.
На стенах передано со всеми подробностями сражение на берегу «Арунты» (Оронтеса), под крепостью Кедешом, главным городом азиатского племени Хиттим или Хета (Хеттеи Библии), — приведены некоторые церемонии, как-то коронация, священное «обрезание виноградных лоз» и т. п., а также изображены двадцать три сына и три дочери великого завоевателя.
На западном пропилоне Рамзес, в четвертый год своего царствования, берет пятнадцать азиатских городов; в списке их встречается имя иероглифического Салама, библейского Иерусалима. Военные сцены довольно разнообразны: сомкнув щиты, идет египетская пехота, за нею движется отряд конных колесниц. Лошади, были введены в Египет Гиксами, (XIII–XVI династия 2194–1701), но изображения их встречаются лишь на памятниках XVII и позднейших династий. Победители овладевают военною добычей — угоняют скот, уносят драгоценности; пленных ведут на веревках, бьют, хватают за бороду и проч.
На восточном пропилоне совершаются события пятого года царствования. Рамзес идет походом против того же племени Хета. Всюду исполинского роста в непередаваемо-хвастливом телоположении, он пускает стрелы в бегущего неприятеля или стоит среди сражающихся, с боевым топором в руке.
Вблизи Мемнониума находится развалившаяся сводчатая постройка; на кирпичах её выбито клеймо Рамзеса II; говорят, она предназначалась для изготовления мумий.
21
Вот более подробное описание этой картины. В верхней полосе идут черные и бурые Негры, «из страны Пунт» с леопардами, обезьянами, мехами, слоновою костью, сушеными плодами и т. п. Во второй язычники из Куфы, краснокожие люди в сандалиях и с длинными вьющимися черными как смоль волосами, несут в дар ожерелья и вазы изящных очертаний. Третьими шагают «язычники с полудня», Эфиопы, с золотыми кольцами, мешками золотой ныли (или драгоценных камней), страусовыми яйцами и перьями, звериными шкурами, черным деревом, рогатым скотом, жирафами и борзыми собаками. В четвертом ярусе двигаются начальники какого-то белолицего племени «Ротену» (Кападокийцы?); у них длинные белые одеяния, перчатки, бывшие, по Ксенофонту, в употреблении у Персов, и небольшие бороды, представляющие на египетском рисунке редкое исключение; подношения состоят из сосудов, лошадей, колесницы, слона и медведя. В пятой, нижней графе идут Египтяне, «южные язычницы», с детьми в корзинах, и жены Ротену. Против каждого ряда подьячие делают опись сваленным в кучу дарам.
От прочих могил Шеих-Абд-эль-Гурн 35-й нумер отличается тем, что главное помещение представляет сначала низкий, а потом очень высокий коридор: пол его постепенно опускается, тогда как потолок остается горизонтальным.
Из остальных нумеров интересны шестнадцатый и четырнадцатый; в последнем изображено множество свиней, кажется, нигде на других египетских памятниках не встречающихся.
22
Богиня Ма носит иногда повязку на глазах и называется также Меи, с членом— Т’Мен, звук напоминающий имя соответствующего греческого божества, Фемиды, которую на этом основании производят от её Нильской сестры. Геродот, переиначивший главных египетских богов на лад греческой мифологии, исключает Фемиду из числа тех божеств, имена коих перешли, по его словам, из Египта в Грецию(§ L, кн. II).
Храм Деир-эль-Мединэ заложен Филопатором (Птоломей IV 221–204 до P. X.) и окончен Фисконом. (Фискон, т. е. толстобрюх — прозвание Птолемея X Эургета II 169–116.) На барельефах оба эти Птолемея, а также Птолемей VII, Филометор (181–145; и мать ею — правительница Клеопатра I приносят жертвы богам. В позднейшее время, как указываете самое его название (деир — церковь или монастырь), а равно и множество арабских надписей по стенам, он служил христианскою церковью.
23
Группа Мединет-Абу состоит из двух храмов, малого и большого, и остатков дворца Рамзеса III.
Малый храм, посвященный Аммону-Ра, замечателен разве количеством своих зиждителей; в нем встречаются имена основательницы, неразгаданной фараонши Хатасу, братьев её Тутмесов, Рамзеса III, Тахарка, Ахориса (393 до 380 до P. X. XXIX династии) Нектанебо (358–340 XXX дин.) Фискона, Латира, (Птоломей X, Сотер II, 116—81) Автократора (Август Цезарь Октавиан), Адриава Диовисия, Тита, Элия, Антонина Благочестивого и других. (Означенный выше Тахарка, фараон XVIII династии (VII и VIII век до P. X.) разбивает Ассирийского царя Сеннахериба (Сеннахерим Библии) и освобождает Иерусалим; впоследствии побежден сыном его Асаргадоном и, при попытке восстания против ассирийского владычества, усмирен внуком Сеннахериба, Асурбанипалом (Сарданапалом). Упоминается в Библии под именем Тиргаки: «И услышал он (Сеннахернм) о Тиргаке, царе Эфиопском и проч.» (Четв. кн. Царств, гл. XIX, ст. 9, также книга прор. Исаип, гл. XXXVII, ст. 9).
Большой храм является Мемнониумом Рамзеса III. Снаружи барельефы касаются почти исключительно военных событий его царствования. Десять главных картин следует отнести к походам против племен Ребу или Либу (ливийцев) и неизвестных Таккаро или Ти-ку-ри: 1) фараон на колеснице, в сопровождении ручного льва, делает смотр своим войскам (Озимандиас, Рамзес II, по преданиям, тоже имел при себе льва на войне). 2) В кровопролитной сече Египтяне одерживают победу над Ребу. 3) Приводится в известность количество боевых трофеев, то-есть отрезанных рук и языков неприятеля; часть уже сосчитана. другая — в грудах, под наблюдением военачальников, подносится фараону. 4) Составляется опись военной добыче — отбитым у врагов палицам. лукам и дротикам. 5) Египетские войска продолжают свое победное шествие в неприятельском крае; предводящий ими Рамзес держит в одной руке меч, и лук, в другой плетку. 6) Египтяне обращают в бегство Ти-ку-ри, женщины и дети коих спасаются в повозках, запряженных быками. 7) При переходе через болото фараон чуть не погибает от диких львов: два уже убиты им, третьего он готовится встретить ударом копья. 8) Происходит сражение на воде: боевые каторги, не похожие на обыкновенный гребные и парусные суда, имеют особые стенки у бортов для прикрытия команды; египетские лодки отличаются от неприятельских львиною головой, изваянною на носу; с берега Рамзес с пехотинцами разит врагов стрелами. 9) Египтяне ведут пленных, складывают в кучи пред воеводами неприятельские руки и получают награды от фараона. 10) Возвращающийся с похода победитель торжественно вступает в Фивы и приносит жертвы Фиванской триаде божеств: Аммону, Хонзу и Мут (Мут богиня весьма схожая с Изидой и Атор; имя её часто употребляется вместо имени Изиды). Прочие барельефы, частью на самом храме, частью на его пропилонах, представляют войну с какими-то Азиатами и сводятся к штурмованию укрепленных городов.
Дворец (от него сохранилось немногое) служил как бы дополнением большого храма. На наружных стенах этой башнеобразной развалины изображены азиатские и африканские властелины, побежденные Рамзесом III: «презренный царь Аймариев» (не Амморей ли Библии?) «презренный царь Хетов» (Хеттеев), «князь враждебных Таккаро», «князь жалких Хушитов» и и множество других; все это очевидно портреты; сквозь обычные уродства египетского рисунка проглядывают типические особенности каждого лица. Живопись внутри дворца знакомить нас с тихими радостями семейной жизни Рамзеса; жены и дочери опахивают его веерами, предлагают цветы или играют в шашки, какие уже попадались нам в нусских могилах. Домочадцы почтительно стоять окрест владыки; он один сидит и милостиво держит за подбородок) ближайшую подругу.
24
Четырнадцатиколонная галерея, где пригнездился Мустафа Ага, воздвигнута Орусом (иначе Оремхеб, фараон XVIII династии 1597–1447). Если, дойдя до неё от пристани, повернуть налево, то-есть приблизительно к северо-востоку, очутишься над передним отделением храма, или большим Рамзесовым двором, на главной деревенской улице. От двора поверх земли ничего не осталось; в одном только месте выглядывает из пыли Капитель, служащая опорой для убогой лачужки. в конце улицы стоят высокие про пилоны, от которых вел к Карнаку трехверстовый дромос; на вершину одного из них можно взойти по внутренней лестнице, перебравшись сначала чрез крышу прислоненного к нему домика; однако лестница обвалилась, и восхождение не безопасно. На пропилонах, в числе других рисунков, иссечена картина, схожая по содержанию с одним из барельефов Мемнониума, а именно взятие Кедеша на Арунте, — событие из войны с Хеттеями. Тут же по обыкновению чванная надпись преувеличивает заслуги Рамзеса II: «Божественный охранитель», говорится в ней, «завоеватель Нубии, он в одно мгновение истребил десять миллионов и народы обратил в прах. Никого нельзя с ним сравнить». Хвастливость текста переступает на этот раз пределы дозволенного; сам же фараон в карикатурно-напыщенной позе смахивает немного на продавцов Арабов, когда они высокомерно запрашивают за какую-нибудь совершеннейшую дрянь «twenty five sovereigns». По ту сторону пропилонов, спиной к ним, сидят его черно-гранитные колоссы, по грудь ушедшие в землю, как каменные бабы на наших курганах. Впрочем до верху остроконечных шишаков остается еще три сажени; между плеч 4½, аршина; лица совсем выбиты. Повернув из триумфальных ворот налево, натыкаешься в некотором отдалены на такого же точно колосса. У правого пропилона, возле колосса, стоит обелиск из красного гранита, покрытый от основания до верху глубоко врезанными письменами. Это один из лучших в мире обелисков; в нем почти сорок аршин вышины Он продолжает благоденствовать под жизнедарным небом Египта, пока осиротелый противень его, увезенный Наполеоном I в Париж на Place de la Concorde быстро выветривается и гибнет на чужбине. (Для нагрузки его от реки до его подножия был прорыт канал.)
Вернувшись к столбам Оруса и направившись от них в сторону, противоположную пронилонам (то есть на юго-запад), вступаешь в самую старинную часть храма, построенную Амунофом III. Сперва она кажет из-под почвы группы колонн, далее же мало-помалу исчезает; арабские домики стоят над крышей, и в некоторые покои входишь, как в подземелье. Стенная живопись и барельефы этого отдела сохранились довольно хорошо. В помещении, служившем Контам церковью, на рисунках египетской мифологии написаны христианские образа.
Но краски новые с годами
Спадают ветхой чешуей.
И по крайней мере здесь, говорит Прокеш Остен (Niefahrt), победа остается за сонмом древних богов. Иероглифы упоминают о походах против племен Эфиопии и Месопотамии — Хуш и Нахареин.
25
Верстах в полутора от Луксора из почвы, по краям дороги в Кариаии, выросли ряды сфинксов с бараньими головами и небольшою статуей Амунофа III между передними лапами. Это аллея, идущая от Луксорских пропилонов: ближе к Луксору сфинксы почивают под землей. Бодрствующие на приволье заходятся в печальном состоянии: у большей части отбиты головы, некоторые вовсе искалечены, иные, будучи соединены между собою глиняными или земляными стенками, вошли в составь заборов, охватывающих придорожные огороды.
Аллея приводить ко храму бога Хончу, воздвигнутому Рамзесом III. Здесь, среди изображений других фараонов, встречается чуть ли не единственный в Египте портрет похитителя престола, Херхира, главы бесславной династии жрецов (XXI по числу, от 1095 до 965). На дочери одного из фараонов этой династии был женат Соломон. «(Когда утвердилось царство в руках Соломона) Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона» и проч. (Третья Книга Царств, глава III, стр. 1). На пилоне, поставленное Эургетом I (Птоломей III, 246–221) в честь Хонзу и Мут, иссечены Озирис-Унефер, подземный владыка, верная супруга его Изида, мать их Нут, богиня пространства и небес, ученый Тот, Атор, Орус, бог вечернего солнца и повелитель северного ветра Атум, сестра и супруга Тифона Небти или Нефтис и многие другие. (Небти принадлежит к числу светлых божеств. Она вместе с Изидой оплакивает смерть Озириса, который однажды, приняв ее во мраке за свою супругу, разделил с нею брачное ложе. От этой связи родился собачеголовый Анубис.)
Рядом с храмом Хонзу помещается небольшое святилища Апе, богини с головой бегемота, покровительницы Фив; святилище построено Эургетом II (Фисконом).
За этими двумя зданиями расположился Большой Кариакский храм. Ось его, от северо-запада к югу-востоку, приходится под прямым углом к аллее сфинксов, и чтобы попасть в главные (восточные) ворота со стороны реки, надо, свернув влево, обогнуть разные безыменные развалины. Начальные пропилены, если не ошибаюсь, огромнейшие в Египте (шириной в 370, вышиной во 140 и толщиной в 50 футов), образуют фасад здания. За ними открывается просторный двор. В проходе между башнями, на правой стене, отъявленная воровка, французская ученая экспедиция, как бы взамен уносимых ею барельефов, выставила географическое определение важнейших египетских памятников. Она думала, что оказывает тем услугу человечеству… Впрочем и не прикрепленные к известным градусам широты и долготы, памятники не сдвинулись бы со своих мест, а Карнакский храм ни в каком случае не утратился бы для потомства, хотя бы и не был помечен «великим народом».
Двор пристроен к существовавшим уже частям храма фараонами XXII династии (от 965 до 791 до P. X.) Шешенком, Озарконом и Такелотом. Озаркон назван в Библии Зараем. «И вышел на них (воинов Ассы) Зарай Эфиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц и дошел до Мареши» (Вторая кн. Паралипоменом, гл. XIV, стр. 9.) Про Шешенка смотри ниже. Посреди двора стояло двенадцать громадных колонн; из них уцелела всего одна с именами Тахарки(Тиргак), Псамметиха (654–616 XVI династии) и Птолемея IV Филопатора (221–204). Те же имена встречаются и на остатках других одиннадцати колонн. Справа и слева вдоль стен тянутся перистили. Налево, в ближнем углу двора, Менефтой II воздвигнут особый храмик, а направо в дальнем конце, по странной прихоти Рамзеса II, стена прорезана перпендикулярным к ней зданием Аммонова храма, так что одна часть последнего стоить внутри Большего Храма, другая вне его. На противоположной— северо-восточной — стене двора, снаружи, начертана живописательная история военных подвигов Шешенка, греческого Сезонхиса, упоминаемого в русском переводе Библии под именем Сусакима (во Французском — Sisak, в Английском — Shishakj, и приведен, между прочим перечень покоренных им 133 городов, стран и народов. (Вторая книга Паралипомекон, глава XII, стр. 2: «На пятом году царствования Ровоама, Сусаким царь Египетский пошел на Иерусалим, потому что они (Израильтяне) отступили от Господа. 3: С тысячью и двумястами колесниц, и с шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришел с ним из Египта, Ливиянам, Сукхитам и Эфиоплянам; 9: И пришел Сусаким царь Египетский, во Иерусалим и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского; все взял он, взял и щиты золотые, которые сделал Соломон»).
Двор замыкается второю парой пропилонов, теперь полуразвалившихся; за ними находились Мемнониум Сети I, в 325 футов ширины и 160 длины (или глубины). Здесь 134 колонны; двенадцать средних (вышиной в 62 фута) имеют около 34 футов в окружности; остальные (более 42 футов высоты) считают в обхват 27 футов. Внутренние рисунки носят религиозный характер: надменные цари, преимущественно Сети, немотствуют в общении с надменными богами. Снаружи представлены военные события: Сети побеждает племена Ременен (Армяне?), Шели, Шазу, Техи, Хета, Ротену; одна за другою падают крепости Канана (Ханаан?), Нинуаи (Ниневия?), знакомый Кедеш, окруженный кипарисовыми рощами, и др. На одном рисунке действующими лицами являются одновременно Сети и сын его Рамзес II. Некоторые картины посвящены исключительно последнему: так он сражается под стенами Аскалуна (Аскалон) и в последствии заключает мир с Хетазиром, царем Хетов, причем, согласно обычаю, удержавшемуся до наших дней, договаривающиеся стороны обязуются в той вечной дружбе, которая обыкновенно нарушается, когда им снова придет время поссориться. Однако, в данном случае цари, кажется, сдержали свое слово; по крайней мере из надписи в ка-ком-то другом храме, не помню где именно, усматривается, что Рамзес породнился с Хетазиром, женившись на его прекрасной дочери Ра — Маа-Ур-Нефру. В договоре идет также речь о союзе. Вместо амнистии, непременного условия теперешних мирных трактатов, поставлена наоборот обоюдная выдача перебежчиков.
Из Мемнониума, через две следующие пары пропилонов, совсем разрушенных, входишь в самую старинную и вместе самую разоренную часть храма, заложенную Узертезеном I (XII династии 2354–2194) и сооружавшуюся потом Амесом (XVII династии 1597, по-гречески Амозис (не следует смешивать с Амазисом), Тутмесами I и IV, Амунофом III, Рамзесом II и др. Тут возле упавшего противня стоит первый по красоте и вышине обелиск (93 фута), на котором в мужском наряде со шлемом изображена сестра Тутмесов II и III Ра — Маа-ка Амен-Хпумт-Хатасу, объявляющая грядущим родам, что ею в течение семи месяцев, считая от начала работ в каменоломнях, воздвигнуты в честь отца её Тутмеса I два обелиска, «их же позлащенные вершины касаются небес». Где-то на стене говорится, что оба были сплошь покрыты чистым золотом.
Отсюда еще две пары пропилонов, тоже рассыпавшихся, указывают путь к порфирным останкам святой святых, построенной Филиппом Аридэем на месте прежнего, разобранного Персами adytum’a; к срединной комнате примыкают большие и малые покои; Близ неё в узком проходе помещается живописание войн Тутмеса III.
Далее, все еще в стенах Большого Храма, помещается дворец этого фараона. Главная палата, когда-то обращенная христианами в церковь, сохранила следы роскошных украшений. В одном из отделов, так-называемой комнате предков (chambre des ancetres), скорее похожей на ряд стойл, чем на комнату, найдена обретающаяся теперь в Париже прославленная «Карнакская таблица», на которой Тутмес III подносит дары пятидесяти шести своим предместникам.
За дворцом Карнакский храм кончается, протянувшись на расстоянии без малого 1.200 футов. У задней половины его Близ юго-западной стены расположено небольшое озерцо, именуемое «озером дагабии» и вероятно служившее для известных обрядов (по Геродоту такие обряды происходили ночью и заключались в мимических представлениях. Название озера, быть может, завещано древними Египтянами, у коих священные лодки играли в церемониях важную роль). От средины той же стены перпендикулярный к ней ряд дворов, соединенных или вернее разделенных пропилонами, и затем дромос (аллея сфинксов) направляются к храму богини Мут, с именами Латира и Аулета Птоломеев на остатках ворот и множеством изувеченных, разбросанных по полу черно-гранитных статуй львинообразной богини Пахт. (Аулетом, т. е. флейтовщиком, назывался Птоломей XIII (от 80 до 52), отец знаменитой Клеопатры (VII). За этим храмом огибая его лежит другое озерцо — подкововидное.
Внутри кирпичной ограды, измеренной Диодором, и кругом неё находится еще много храмов (числом до двадцати) всяких размеров и образца; за редкими исключениями, они почти совсем уничтожены; больший, от коего виднеется одно основание, построен Амунофом III и дополнен Менефтой, Рамзесом IV и Птоломеями.
26
Портик опростан еще по приказанию Мехмед-Али, посетившего Эснэ в 1842 году. Общим видом он напоминает «Большой Небесный Покой» в Дендере, но колонны стройнее и выше (55 футов высоты, при 16 с чем-то в обхвате; как и в Тентирском храме — их 24). Капители представляют цветы папируса, виноградные листья, венцы пальм и проч. Картины изображают богов-супругов, Нум Ра и Неб Ну, и детище их Хака-Пе-Хрот, которым цари приносят по заведенному порядку жертвы. Основателями названы Птоломей VII Филометор, мать его Клеопатра I и Эургет II. Полагают, однако, что первым закладчиком был Тутмес III. В надписях упоминаются также римские императоры: Автократор Августа, Тиберий, Клавдий, Веспасиан, Домициант, Траян, Адриан и Антонин Благочестивый.
27
Храм в Эдфу находился в сокровенной религиозной связи с Дендерским: боги их — Орус, покровитель Appolinopolis Magnae (в иероглифах Теб или Худ), и Атор, владычица Тентиры, съезжались по Нилу на свидание. Кроме всяких религиозных, исторических, географических и астрономических сведении, на стенах храма выгравирована еще довольно подробная его автобиография. В ней говорится, что торжество закладки произошло «седьмого эпифа, десятого года царствования Птолемея III Эургета I», то-есть 11-го или 12-го августа 237 до Р. X., — что здание сооружалось разными царями до Птолемея XIV Аулета включительно, что плат, принадлежит архитектору Эй-эли-хотеп-Эр-Си-Пта и проч. (Судя но одной надписи, можно предположить, что этот храм воздвигнут на месте другого времен Тутмеса III). На воротах приведены в египетских локтях размеры как всего здания, так и отдельных его частей. За двором и многоколонным портиком каждое помещение имеет свое имя. Есть тут «звездная комната» для омовения царя, пред входом его в дальнейшие, заветные палаты, «библиотека» с заглавиями содержавшихся в ней сочинений, «Поварская», «Храмина Побед», «Чертог приношений», «Покой бога Сохема», охранителя драгоценных камней и другие.
Пропилоны, замыкающие двор спереди, любопытны во многих отношениях. На лицевой их стороне выдолблены четыре отвесные желоба, куда были вделаны древки знамен; знамена, повествуется на западном пропилоне, предназначались к тому, «чтобы сломить непогоду небес». Слова эти наводят Бругша на мысль, не были ли такие мачтовые флагштоки первообразом громоотводов. 242 ступени, так маю подержанные, что в сравнении с ними истертые лестницы европейских колоколен показались бы тысячелетними, ведут круговым ходом, сквозь четырнадцать ярусов, на верхняя террасы башен: во всяком ярусе к ходу примыкает полутемная комнатка; свет имеет в нее доступ лишь чрез небольшой пробой, снаружи незаметный.
28
Храмы в Кум Омбо посвящены «господину Нильским разливов», зеленому крокодилоголовому богу, Себек-Ра (в одном впрочем есть также придел Оруса), и относятся ко временам Птоломеев. Один начат Филометром, другой Фисконом, кончены же оба при Аулете.
29
В покоях храма еще две так-сказать официальные надписи: одною, французская экспедиция определяет географическое положение острова Фил; другою, весьма темного значения, некто Antonio Calvi свидетельствует о Spedizione Romana времен папы Григория XVI. Эту последнюю надпись я, чтобы не отстать от спутников, занес в памятную книжку: «Gregorio XVI F. R. (т. е. felicitamente regnante), pegli auspici degli Emi pp (eminentissimi padri?) Camberini e tosti fin qui la spedizione romana sul bordo la Fedelta che dal Tevere a questi scogli. Antonio Calvi.»
30
Главные произведения Египта суть следующие: сахарный тростник, хлопок, пшеница, ячмень, кукуруза, рис, лен, клевер (берсим), конопля, всякие бобы и горох, лупин (Lupinus, у нас их сажают в садах), чечевица, рис, табак, мак, сезам, из зерен которого изготовляют халву, красильные вещества хенэ (Lawsonia Inermis), сафлар, лекарственное растение хелбе и проч.
31
В Храме Сети I семь комнат одинакового размера посвящении Ору, Изиде, Озирису, Амону, Армаху, Пта и самому Сети I (подобно другим фараонам, он произвольно причислил себя к лику полубогов). Тут изображены порядок жертвоприношения, служение различным божествам, священные сосуды, утварь и проч. Кругом зал панелями тянутся длинные росписи номенов (провинций). В узком проходе, на одной стене. Сети и наследник его, мальчик с заплетенными волосами, будущий Рамзес II, изъявляют почтение семидесяти пяти своим предшественникам, имена, или точнее иероглифические печати (cartouches) коих теснятся пред названными царями в двух горизонтальных рядах; третий, нижний ряд заключаешь много раз повторенное имя самого Сети, 76-е по числу. Родословная начинается с Мепеса; фараоны приведены не все, а только покровители Абидоса, подобно тому, как в Карнакской Chambre des Ancetres упомянуты лишь благодетельствование Фивам. На противоположной стороне прохода Сети с сыном поклоняются 130 именам богов.
В храме Рамзеса II,тоже посвященном памяти Озириса, найдена копия с родословной Сети, так называемая Абидосская таблица, в последствии перевезенная в Париж. На ней, пред собранием печатей, один, без отца, уже взрослый стоит вступивший на престол Рамзес.
Абидос назывался у Кобтов Абот, на языке иероглифов Ти или Абту; Фараоны первой династии зовутся тинитами (от This Thinis).
Против Абидоса стоял Lepidotum, жители коего поклонялись рыбе Lepidotus (?).
32
«И поставили над ним (то-есть народом сынов Израилевых) начальников работ, чтоб изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.» Исход, гл. I, ст. 11.
33
Вода гонится только до Эль-Гисра (верстах в четырех от Измаилии), высшей на её дороге точки; далее она уже сама стремится в низменный, стоящий на морском уровне Порт-Саид, куда, вследствие прохождения по трубам на расстоянии шестидесяти слишком верст, притекает настолько чистою, что ее можно пить не цедя. Между Порт-Саидом и Измаилией станции канала наделены водоемами, и, кроме того, на пути труб приблизительно чрез каждые пять верст устроены цистерны. На юг пресной воды не гонится: канал, проведенный от Нила к Измаилии, продолжен отсюда вдоль морского канала до Суэца. Пресный канал от Каира до Измаилии в 1876 году должен был обратиться в судоходный; при мне работали над последним его шлюзом.
34
Книга Бытия, гл. XLVII, стих. 6. «Земля Египетская пред тобою, на лучшем месте земли посели отца своего и братьев своих; пусть живут они в земле Гесем» ст. 11. «И поселили Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел Фараон.» Вероятно этим последним именем Моисей называет страну анахронически, т. е. по имени города выстроенного Израильтянами в последствии (см. прим. 32).
35
Течение на канале образуется только во время прилива или ветра. Почти незаметный в Средиземном море, прилив гораздо значительнее в Красном (в Чермном 1 метр 30 сантиметров, в Средиземном всего 10 сантиметров); он производить течение с юга на север, иногда доходящее до Тимсы. При северном ветре наблюдается обратное явление: вода стремится из Мензалэ к Тимсе. Водораздел морей находится между Тимсой и Горькими Озерами.
Два слова о Горьких Озерах. В северном, вдвое большем против южного, около тридцати верст длины и слишком десять ширины. Средину его, когда оно было сухо, занимал эллиптический солончак во сто квадратных верст. По предположению Бругша, Горькие Озера суть Мерра Библии. Исход, гл. XV, 22. «И повел Моисей Израильтян от Чермного Моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне, и не находили воды.» 23. «Пришли в Мерру и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому (месту) имя Мерра, т. е. горечь.»
Быть может вернее было бы в переводе 23 стиха вместо «в Мерру» поставить к Мерре (в английском переводе «to Marah» в Лютеровом «gen Mara»), а в скобках слово «место» заменить словом «озеро». Впрочем, не зная еврейского языка, предоставляю людям более сведущим судить, основательна ли подобная догадка.
36
Морем от Петербурга до Бомбея, мимо мыса Доброй Надежды, считается 11.610 морских миль, — через канал всего 6.770, следовательно выгадывается 4.840 миль пути.
Старый морской путь от Марселя до Бомбея равняется 10.560 милям. Новый—4.620. Разница 5.940 миль.
Из Нью-Йорка в Бомбей сперва было 11.520 миль, теперь 7.920. Разница 3.600.
Из Лондона в Бомбей было 10.860, теперь стало 6.020. Разница 4.840. Движение по каналу возрастает в быстрой прогрессии.
В
1870
году
прошло
486
судов
493.911
тонн.
"
1871
"
"
765
"
761.467
"
"
1872
"
"
1.082
"
1.439.169
"
"
1873
"
"
1.173
"
2.085.073
"
"
1874
"
"
1.264
"
2.423.672
"
"
1875
"
"
1.494
"
2.940.708
"
Однако, вследствие изменений тарифа, увеличение доходе эксплуатации не прямо пропорционально увеличению движения. Так в 1871 чистый сбор был в 340.000 фунтов стер., в 1872— 418.000 ф. с., в 1873 — 916.000, в 1874 — 808.000 ф. с., в 1875—1.150.000.