Здесь мы приведем образцы наиболее употребительных размеров, причем следует помнить, что эти размеры возможны с самыми разнообразными окончаниями, в самых различных сочетаниях; привести им всем примеры — немыслимо: их многие сотни. Но учащемуся следует, хорошо усвоив приведенные образцы, научившись безошибочно различать размеры и самому слагать их, попробовать строить их с другими окончаниями.

Трехсложные размеры

.

Наиболее употребительны трехстопные и четырехстопные, более короткие и более длинные встречаются гораздо реже:

Двухстопный дактиль:

чАс наступАет,
скОро гудОк.
цЕпко сжимАют
пАльцы. курОк.

Здесь все строки усеченные: первая и третья на один слог, вторая и четвертая — на два.

Двухстопный амфибрахий:

не бОйся, товАрищ,
упОрней, рукА:
за дЫмом пожАрищ
побЕда близкА!

Здесь вторая и четвертая строки — усеченные.

Двухстопный анапест:

на зарЕ окровАвленной
выступлЕния ждИ.
гнев горЯчий и сдАвлениый
загорЕлся в грудИ.

Здесь первая и третья строки — наращенные на два слога; в третьей строке — отяжеление, данное словом «гнев».

Трехстопный дактиль.

рАнней душИстой веснОй
в Утренней дЕвственной мглЕ
дУб залепЕчет с соснОй.
грУстно понИкнет к землЕ
лАсковый лАндыш леснОй.

Здесь все строки усечены на два слога.

Трехстопный амфибрахий:

мы шлИ в золотИстом тумАне
и вЫйти на свЕт не могли,
тонУли в немОм океАне,
как тОнут во мглЕ кораблИ.

Здесь вторая и четвертая строки — усеченные; в четвертой строке на первой стопе имеется отяжеление, образованное словом «как».

Трехстопный анапест:

пюсмотрИ, как в квартИрах рабОчих
жизнь пронИкла во всЕ уголкИ, —
в коллектИвах и клУбах до нОчи
ярким свЕтом горЯт огонькИ.

Здесь первая и третья строки наращены на один слог. Во второй и четвертой строках на первых стопах есть отяжеления, образованные словами «жизнь» и «ярким».

Четырехстопный дактиль:

слЫшно, как стАрые сОсны шумят,
слЫшен гвоздИки ночнОй аромАт,
в сОнном болОте знакОмые трАвы
бОльше не дЫшут дыхАньем отрАвы.

Здесь первые две строки усечены на два слога, а следующие две на один слог. Вот образец этого размера с цезурой и усеченными на два слога первым полустишием:

пОлночь и свЕт/ / знАют свой чАс,
пОлночь и свЕт/ / рАдуют нАс.

Вторые полустишия здесь тоже усечены на два слога; в первой строке на третьей стопе есть отяжеление, образованное словом «свой».

Четырехстопный амфибрахий:

полнОчной порОю в болОтной глушИ
чуть слЫшно, бесшУмно шуршАт камышИ.

Обе строки усеченные; во второй на первой стопе — отяжеление, данное словом «чуть».

Вот четырехстопный амфибрахий с большой цезурой и наращенными полустишиями:

неЯсная рАдуга/ / звездА отдалЕнная.
долИна и Облако/ / и грУсть неизбЕжная.
легЕнда о счАстии/ / борьбОй возмущенная.
лазУрь непонЯтная/ / немАя, безбрЕжная.

Четырехстопный анапест:

валунЫ и равнИны, залИтые лАвой,
сонмы глЕтчеров, брЫзги горЯчих ключЕй.
скалы, пОлные грУсти своЕй величАвой,
убелЕнные хОлодом блЕдных лучЕй.

Здесь первая и третья строки — наращенные на один слог; во второй и третьей строках первая стопа несет отяжеления, образованные словами «сонмы» и «скалы». Вот образец этого же размера с большой цезурой и наращенным первым полустишием:

золотАя как Осень / / голубАя как сталь
передо мнОй распростЕрлась / / озарЕнная дАль.

Пятистопный дактиль:

хмУрятся скАлы, оплОты земнОй тишинЫ.
вЕтер в пролЕтах свистИт от стенЫ до стенЫ.

Здесь обе строки усечены на два слога.

Пятистопный амфибрахий:

послЕдней звездЫ безболЕзнснно гАснет укОл,
и сЕрою лАсточкой Утро в окнО пюстучИтся,
и мЕдленный дЕнь как в солОме проснУвшйся вОл
на стОгнах шершАвых от дОлгого снА шевелИтся.

Здесь первая и третья строки усечены на один слог.

Пятистопный анапест:

золотАя звездА над землЕю в прострАнстве летЕла
и с лазУри на сОнную зЕмлю упАсть захотЕла.

Здесь обе строки наращены на один слог.

Шестистопный дактиль:

Чаще всего он применяется в особой своей форме, называемой гекзаметром, о ней мы будем говорить дальше. Обыкновенный же встречается очень редко. Вот образец:

сЕрдце трепЕщет востОрженно вОльною рАдостью птИц,
вИжу блажЕнство, сокрЫтое бАрхатной тЕнью реснИц.

Обе строки усечены на два слога.

Шестистопный амфибрахий:

я вИдел норвЕжские фьОрды с их жЕсткой бездУшной красОй,
я вИдел долИну арАгвы, омЫтую свЕжей росОй.

Здесь обе строки усечены; в первой строке четвертая стопа имеет отяжеление, образованнее словом «их».

Шестистопный анапест:

на простОре гудИт урагАн и бушУют гудкИ заводскИе,
синеблУзые пАрни идУт напролОм в потрясЕнной РоссИи.

Здесь обе строки наращены на один слог.

Все эти шестистопные размеры стремятся иметь большую цезуру между ударением третьей стопы и ударением четвертой; в приведенных примерах эта цезура стоит как раз между третьей и четвертой стопами. Первые полустишия могут обычным порядком усекаться или наращаться.

Семистопные размеры не употребительны вовсе, также и восьмистопные.

Двухсложные размеры

.

Двухстопный хорей:

кАк минУтный
прАх в эфИре,
бЕсприЮтный
стрАнник в мИре,
одинОк
кАк челнОк.

Здесь пятая и шестая строки усечены; третья и пятая строки имеют облегчение на первой стопе: «слова» «бесприЮтный» и «одинОк» несут только одно ударение.

Двухстопный ямб:

о, взглЯд устАлый,
о вздОх несмЕлый,
шипОвпик Алый,
шипОвник бЕлый.

Здесь все строки наращены на один слог; первые две строки имеют в первой стопе небольшое отяжеление, данное словом «о». Строка двухстопного ямба с облегчением имеет такое звучание: перебежАл.

Трехстопный хорей:

жАжду нАслаждЕнья
в сЕрдце пОбедИ,
УсыпИ волнЕнья,
нИчегО не ждИ.

Здесь вторая и четвертая строки усечены на один слог; в первых двух строках имеется облегчение на второй стопе: в словах «наслаждЕнье» и «победИ» дано только одно ударение: в двух последних строках облегчение стоит на первой стопе: слова «усыпИ» и «ничегО» имеют ударение только на третьем слоге.

Трехстопный ямб:

помЕрк закАт багрОвый,
безмОлствуЕт завОд,
но слЫшен гУл сурОвый
близ зАводскИх ворОт.

Здесь первая и третья строки наращены на один слог; вторая строка имеет облегчение на второй стопе: в слове «безмолвствует» ударения на четвертом слоге нет; четвертая строка несет облегчение на первой стопе: слово «заводскИх» не имеет ударения на первом слоге; в третьей строке на первой стопе отяжеление, образованное словом «но».

Четырехстопный хорей:

жИл на свЕте рЫцарь бЕдный,
мОлчалИвый И простОй,
с вИду сУмрачнЫй и блЕдный
дУхом смЕлый И прямОй.

Здесь вторая и четвертая строки усечены; во второй строке имеются облегчения на первой и третьей стопе: слово «молчалИвый» не имеет ударения на первом слоге, а слово «и» вообще не несет ударения; в третьей и четвертой строках облегчения занимают третью стопу: слово «сУмрачный» не имеет ударения на третьем слоге, а спово «и» — безударное. В этом размере еще могут быть облегчения на второй стопе:

вЫзовЕт тебЯ поспЕшно,

здесь в слове «вЫзовет» ударения на третьем слоге нет; и облегчения на второй и третьей стопе:

вЫжженнЫми бЕрегАми,

здесь ударения на третьем слоге первого слова и на первом слоге второго отсутствуют.

Четырехстопный ямб:

на жЕлтой глИне чЕткий знАк,
из бЕлых кАмней вОзведЕнный;
полУвоздУшноЮ колОнной
сиЯющИй стоИт маЯк.

Здесь вторая и третья строки наращены на один слог; вторая строка несет облегчение на третьей стопе: в слове «возвёдЕнный» нет ударения на первом слоге; третья строка имеет два облегчения, — на первой и третьей стопе: слово «полувоздУшною» не несет ударений на втором и последнем слоге; последняя строка имеет облегчение на второй стопе: в слове: «сиЯющий» ударения на последнем слоге нет. Кроме этого, данный размер может иметь облегчения на первой стопе:

перЕбегАя тЕмный лЕс.

здесь в первом слове на втором слоге ударения нет; и два облегчения на второй и третьей стопе:

покОйникА похОронИли,

здесь в первом слове нет ударения на последнем слоге и во втором слове — на втором слоге. Четырехстопный ямб — самый распространенный русский размер.

Пятистопный хорей:

И любОвно стАрый пЕреплЕтчик,
ОседлАв ширОкий нОс очкАми,
стУкаЕт ольхОвоЮ киЯнкой
пО вздувАющИмся кОрешкАм.

Здесь четвертая строка усечена. В первой строке облегчения ложатся на первую и четвертую стопы, во второй — на первую стопу, в третьей — на вторую и четвертую, в четвертой — на первую, третью и четвертую.

В данном размере возможны и другие облегчения на других стопах; их очень много, и мы не будем приводить примеров: учащийся, хорошо усвоивший предыдущее, легко составит или найдет нужные примеры сам. В этом размере часто выдерживается большая цезура после второй стопы или после ударения второй стопы, как в нашем примере. При ней наращение первого полустишия не применяется.

Пятистопный ямб:

настАнет чАс, и грОмовОй раскАт
напОлнит мИр, падУт во прАх врагИ,
по всЕй землЕ побЕдно прОзвучАт
тяжЕлыЕ рабОчиЕ шагИ.

Здесь в первой строке имеется облегчение на третьей стопе, в третьей строке на четвертой стопе, в четвертой строке — на второй и четвертой.

Этот размер часто строится с постоянной большой цезурой после второй стопы; таким стихом написан «Борис Годунов: Пушкина.

Шестистопный хорей:

Этот размер несет обязательную цезуру после третьей стопы или после ударного слога третьей стопы:

нА картИнах грЕко / / вЫтянУлись тЕни
гдЕ же нАм найтИ / / воздУшныЕ ступЕни.

Здесь в первой строке облегчения на первой и пятой стопе, а во второй — только на пятой.

Иногда этот размер строят с двумя большими цезурами после второй и четвертой стопы:

Эй, товАрищ, / / бУдем вмЕсте/ / У станкА,
стАль к желЕзу, / / трУд клокОчет / /дО гудкА.

Этот размер звучит как камаринская[3].

Шестистопный ямб:

В этом размере обязательна большая цезура строго после третьей стопы:

гремИт огрОмный мИр, / / гудЯт подзЕмно кОпи,
землЕтрясЕниЯ / / менЯют лИк землИ,
бушУют пАртиИ / /в амЕрикЕ, в еврОпе,
прострАнства шИрятсЯ, / / и дОхнут кОролИ.

Здесь первая и третья строки наращены на один слог. Во второй строке облегчения на первой и третьей стопе, в третьей строке — на третьей и пятой, в четвертой — то же. Иногда, первое полустишие делают наращенным на один слог.

Иногда шестистопный ямб строют с двумя большими цезурами, после второй и после четвертой стопы, делая третьестишия наращенными.

Семистопный хорей:

кАждый дЕнь понЫне вИдим / / чУдо Из чудЕс,
всхОдит сОлнце, свЕтит мИру / / гОнит мрАк с небЕс.

Здесь обе строки усечены. В этом размере обязательна цезура после четвертой стопы.

Семистопный ямб:

сноп мОлний, рЕволЮциЯ / / за нЕй громАдный шАр,
то тЫ, век дЕвятнАдцатЫй / / бесплАменнЫй пожАр.

Здесь в первой строке отяжеление на первой стопе и два облегчения, на второй и четвертой стопаx, во второй строке, на второй стопе отяжеление и облегчение рядом: «вЕк де —». и облегчения на четвертой и шестой стопах. В этом размере обязательна цезура после четвертой стоны.

Восьмистопный хорей:

Я подслУшал Эти пЕсни / / блИзких, рАдостнЫх векОв
в бУйном вИхре ОгнелИких / / И мятЕжных гОродОв.

В этом примере много облегчений: на седьмой стопе первой строки, на третьей, пятой и седьмой стопах второй. Обе строки усечены. В восьмистопном хорее обязательна большая цезура после четвертой стопы.

Восьмистопный ямб на практике почти не применяется.