Режим террора, бандитизма установили немецкие фашисты и в тех государствах, которые им удалось временно захватить. Словно саранча, налетали они на города и села этих стран и все, что могли награбить, увозили в Германию. Начиная от крупных заводов и железнодорожных составов и кончая личным имуществом жителей, все ценное эти разбойники объявили своим.

Подлую политику национального гнета и грабежа, немецкие фашисты настойчиво проводят всюду, они разрушают и грабят памятники национальной культуры, насаждают звериный шовинизм, культ крови, разбой, бандитизм. Многие миллионы людей во всей Европе проклинают кровавый фашистский режим и гитлеровскую банду палачей.

В оккупированных странах руководители национальных церквей в огромном большинстве заняли антифашистскую позицию, так как отлично знают, что массы верующих ненавидят гнусных оккупантов. Церковные организации в Чехии, Сербии, Словакии и других странах объединяют миллионы людей, ненавидящих кровавый фашизм и ожидающих от церкви поддержки в борьбе с гитлеровской чумой. Фашисты нападают на церковь в этих странах не потому, что они борются против религии, а потому, что видят в православной и других церквах оккупированных стран массовые организации, которые могут оказать сопротивление фашистским захватчикам.

Часть высшего духовенства (те реакционные князья церкви, для которых собственный народ страшнее немецких захватчиков) кое-где перешла на сторону фашистов. Например, католический кардинал Бодрийяр лакейски призывает порабощенное население Франции лизать сапоги гитлеровских разбойников. Но массы католиков и протестантов во Франции и во всей Европе ненавидят фашистов. С этими массами идет и часть духовенства. Дошло до того, что во Франции католические князья церкви выступают против сельских священников, не согласных с их политикой рабского подчинения Гитлеру.

Фашистские громилы в захваченных ими странах поступают по отношению к церкви и верующим так же, как в Германии: одних князей церкви они стараются подкупить, других — запугать, а массовые религиозные организации громят без пощады. Особенно зверским гонениям подвергаются верующие в польских областях. Даже римский папа, не склонный обострять свои отношения с фашистами, вынужден был выступить против зверских гонений на верующих в Польше.

Первый удар фашистов обрушился на австрийских католиков. Австрию Германия захватила в марте 1938 г. 94 процента населения этой страны — католики, и влияние католической церкви там очень велико.

Высшее австрийское духовенство приветствовало оккупацию Австрии германскими войсками, в этом оно видело спасение от надвигавшейся революционной грозы.

13 марта германские войска заняли Вену. 14 марта глава австрийских католических церковников венский кардинал Инницер выпустил обращение к епископам с призывом выполнять все предписания захватчиков. Затем Инницер и епископы выпустили воззвание к населению, в котором восхваляли германский фашизм.

На 10 апреля гитлеровцы назначили в Австрии «плебисцит», чтобы показать, будто австрийский народ высказывается за присоединение к Германии. «Плебисцит» сопровождался неслыханным террором. Епископы выпустили новое послание к верующим, призывая их голосовать за фашистскую Германию. Инницер распорядился, чтобы на всех церквах Австрии были вывешены фашистские флаги.

Австрийский народ, очутившийся под ярмом завоевателей, враждебно встретил церковное воззвание, предлагавшее покоряться оккупантам. Воззвание это было враждебно встречено и католиками самой Германии, где в то время усилился фашистский террор против них. Папа римский тоже осудил выступление Инницера. Кардинал был даже вызван в Рим для объяснений.

Захват Австрии фашистами приветствовали и протестантские церковники этой страны.

Приветствия церковных руководителей шли вразрез с настроениями католических и протестантских масс, да и сами князья церкви, одобрившие вначале захват Австрии фашистами, очень скоро на своих спинах почувствовали ужас фашистского разбоя.

Германские фашисты начали в Австрии поход против рабочих, интеллигенции, культурных учреждений. В венском университете они учинили настоящий погром. Виднейшие ученые были выброшены оттуда и вынуждены бежать за границу. Многие ученые покончили самоубийством.

Католические организации Австрии объединяли миллионы верующих. При ненависти к германским захватчикам, какая существует среди австрийского населения, гитлеровцы увидели в католических организациях возможную оппозицию себе. Начались преследования католиков, были распущены почти все их союзы. Многие члены религиозных юношеских организаций были арестованы. Фашисты стали изгонять активных деятелей католической церкви из государственных учреждений.

В Зальцбурге впал в немилость епископ Вайц, хотя он был сторонником фашизма. Этот епископ еще в июне 1938 г. опубликовал статью, в которой восхвалял фашизм. Он, несомненно, хотел мира между гитлеровцами и церковью, но под давлением антифашистских верующих масс был принужден протестовать против фашистского разбоя. За это в мае 1939 г. фашисты изгнали его из епархии, а дворец его разгромили. Он поселился в монастыре, но фашисты и оттуда прогнали его. Дом, который он затем нанял в Зальцбурге, фашисты отняли у владельца, а епископа выгнали снова.

Еще в апреле, накануне упомянутого «плебисцита», было арестовано около двухсот австрийских священников, которых фашисты подозревали в нежелании агитировать среди прихожан за Гитлера. В декабре 1938 г. была арестована большая группа других священников. Через месяц к тюремному заключению был приговорен епископ г. Граца Павликовский. Папская газета «Оссерваторе романо» сообщала тогда о массовых арестах и избиениях католиков. Аресты священников и католических деятелей продолжались весь 1939 год. Епископ Адам Гентер в августе 1939 г. был отстранен фашистами от должности.

Очередь дошла и до кардинала Инницера. В продолжение нескольких лет он ратовал за германский фашизм, приветствовал оккупацию Австрии, но как и Вайц, должен был считаться с ненавистью народа к оккупантам и выступить против них. Кроме того, церковь, даже при склонности многих ее руководителей к фашистскому режиму, разумеется, не могла равнодушно относиться к ликвидации гитлеровцами католических учреждений.

7 октября 1938 г. при большом стечении верующих Инницер произнес проповедь в венском соборе и, обращаясь к молодежи, призывал ее поддерживать церковь, твердо стоять за веру. Фашисты попытались разогнать толпу. Дошло до открытых столкновений. Демонстрации католиков происходили также на следующий день. Это были, в сущности, демонстрации против фашистского гнета: протестуя против насилий над церковью и свободой совести, народ тем самым выражал протест против кровавого фашистского разбоя. Гитлеровцы отлично понимали это. 8 октября они напали на дворец Инницера и разгромили его, причем много ценных вещей украли, часть имущества выбросили через окна на улицу и там сожгли. Инницер был ранен, а священника Краварика, находившегося тогда во дворце кардинала, фашисты выбросили из окна. Вскоре Краварик умер от ран. Инницера посадили под домашний арест.

Фашисты и позже не оставляли престарелого Инницера в покое. В июне 1939 г., во время его поездки по Нижней Австрии, они устраивали враждебные ему демонстрации, врывались в церкви во время богослужений, выбивали окна в домах священников. В Кенигбурне фашистские разбойники жестоко избили Инницера.

Народ все более озлоблялся, и фашисты ответили разрушением церквей. 6 августа 1940 г. радиостанция папы римского сообщала, что в Австрии насильственно закрыто более 3 000 церквей. Фашисты издевались над верующими, глумились над предметами культа. Это привело к кровавым стычкам с католическим населением. Например, летом 1939 г. в Тироле крестьяне нескольких деревень избили штурмовиков за глумление над предметами культа. В августе того же года по Австрии распространялись листовки, в которых говорилось: «Бывают положения, когда католик не только умеет умирать за свою веру, но когда он обязан бороться… как революционер. Именно такое положение наступило сейчас в Австрии». Тысячи католиков Австрии выступали рука-об-руку с коммунистами, с классово-сознательными рабочими-атеистами против разбоя фашистов. Защищая религиозные организации, они защищали также свои человеческие права от насилий фашистских варваров.

То, что произошло в Австрии, повторилось в Чехословакии. Оккупировав эту страну, фашисты обрушили кровавый террор на чешский народ. Тысячи людей были арестованы и убиты. Фашисты стали преследовать католиков и православных. Религиозные союзы были распущены в феврале 1939 г. Один из видных руководителей немецких католиков Судетской области, священник Якш, был арестован гестаповцами и брошен в концентрационный лагерь, где умер от пыток. Как и в Германии, в Судетской области начались аресты членов религиозной организации «исследователей библии».

В ноябре 1939 г. в Праге было арестовано 40 католических чешских деятелей, среди них 3 священника. Значительная часть церковного имущества в Чехословакии конфискована оккупантами, много священников брошено в концентрационные лагери.

Летом 1941 г. в Лондоне было получено сообщение о бесчинствах фашистов в Шилльбергской тюрьме чешского города Брно. Там фашисты, угрожая чешским священникам револьверами, заставляли их произносить в тюремной церкви кощунственные проповеди, а других с распятием в руках плясать вокруг алтаря. Священников принуждали часами неподвижно сидеть «по-турецки», причем угрожали застрелить, если шевельнутся. Один священник пошевелился и получил пулю в лоб. Евреев тоже принуждали, держа распятие в руках, танцовать вокруг алтаря.

Особенно утонченным издевательствам подвергаются поляки и евреи в польских областях. Поляков немецкие оккупационные власти низвели на положение рабов и особенное удовольствие находят в глумлении над их религиозными чувствами.

Господствующей кастой в «Варшавском генерал-губернаторстве» является кучка немцев, жадных к легкой наживе и прибывших туда из Германии специально за тем, чтобы грабить. Поляков и евреев фашисты считают людьми низшего сорта. В Польше кастрируют и стерилизуют (лишают возможности иметь потомство) польских и еврейских мальчиков. Поляков заставляют носить нарукавную повязку с буквой «П». Евреи обязаны носить желтую повязку, как в средние века. Польских и еврейских девушек фашисты хватают и отправляют в дома терпимости для немецких солдат.

Фашисты тщательно скрывают преступления, совершаемые ими в польских областях, но через духовенство многое стало известно Ватикану, и папа не раз протестовал перед германским правительством против религиозных гонений в оккупированной немцами Польше.

Например, в октябре 1939 г. в протесте папского посла в Берлине говорилось, что в первый же месяц германской оккупации гитлеровцы закрыли в Польше 117 монастырей и 211 церквей, 7 епископов отстранили от должности, 193 священников и монахов арестовали, сотни верующих и священников избили, ранили и подвергли оскорблениям.

В январе 1940 г. ватиканская радиостанция передавала новые известия о гонениях на католиков в Польше. Эта передача вызвала такое недовольство у фашистских правителей, что германский посланник в Ватикане заявил протест римскому папе.

В марте 1940 г. глава польских католиков кардинал Хлонд, бежавший из Польши во время наступления немцев, в беседе с корреспондентом парижской польской газеты «Народовед» сказал о положении церкви в занятых немцами польских областях следующее:

«Со времени принятия в X в. Польшей христианства ее западные провинции не подвергались столь огромным бедствиям, как во время германского захвата этих областей… Списки расстрелянных священников еще не полны. Много священников вывезено в Германию, другие находятся в концентрационных лагерях. Их судьба поистине трагична. Из 261 церковного прихода гнезненской епархии более половины осталось без священников, в Познани осталась лишь четвертая часть священников. Большинство церквей закрыто, другие открыты лишь по воскресеньям между 9 и 11 часами… Оставшиеся священники обязаны после богослужения молиться за Гитлера. Проповеди должны произноситься на немецком языке и подвергаться контролю полицейских шпионов. В этих условиях духовенство отказалось проповедывать с церковного амвона. В некоторых местностях были конфискованы даже церковные свечи. Немецкие уполномоченные ведут себя, как хозяева церквей, кладбищ, жилищ священников, церковного и частного имущества… Перспективы весьма мрачны, если не наступят перемены».

Никаких перемен не наступило. 15 августа 1941 г. ТАСС сообщал:

«Аргентинская газета «Критика» приводит факты, изложенные в докладе, представленном римскому папе главой польской католической церкви кардиналом Хлондом.

Кардинал подробно описывает преследование германскими фашистами католической церкви в Польше. Он сообщает, что больше половины священников Лодзинской области были сосланы или арестованы. В районе Кульм (Хелмно) из 650 священников на свободе осталось только 20. Под арестом оказался также епископ. Немцами были запрещены венчания по католическим обрядам. Многие монастыри и церкви превращены в гостиницы и дансинги».

Все это сказал Хлонд — человек, близкий к римскому папе. Его слова далеко еще не полно показывают положение в польских областях, где гонения на верующих — католиков, православных и иудеев — приняли невероятные размеры.

16 марта 1940 г. французская военная газета «Франс милитер» писала:

«Папа, глубоко потрясенный событиями, обрушившимися на церковь и католиков Польши, к которой он чувствует особую склонность, заявил всему миру об ужасах, совершаемых там немцами. Он указал на ужасные методы онемечивания занятых Германией западных областей Польши. Методы эти… напоминают своим варварством вторжение в древние времена диких монголов в Китай… Страдания поляков превосходят все прежние ужасы… Ватикан… обвинил Германию в том, что она уничтожает и гражданскую, и культурную, и религиозную жизнь».

20 ноября 1940 г. ватиканская радиостанция передавала сообщение, что лишь за последние месяцы 400 польских священников были высланы из Польши в Германию. Дальнейшая судьба их неизвестна.

Через месяц папская газета «Оссерваторе романо» поместила статью о гонениях на католиков в занятых немцами польских областях и обвинила германские власти в арестах священников и епископов, а также в запрещении церковных организаций. Дошло до того, что фашистские власти запретили католикам-немцам ходить в те церкви, где служат священники-поляки.

Религиозные гонения начались и в Голландии после вторжения туда германских фашистов. Съезд нидерландских протестантских священников выступил в октябре 1940 г. с протестом против действий германских властей. В январе 1941 г. во всех католических церквах Голландии было прочитано послание епископов, направленное против фашизма как «серьезной опасности для христианства».

В телеграмме ТАСС от 15 августа 1941 г. говорится, что «английская газета «Дэйли телеграф энд морнинг пост» сообщает о резком конфликте, возникшем между католическими священниками Голландии и фашистами. Возмущенные наглым поведением фашистов, католические епископы изгнали фашистских комиссаров из католических школ. Епископы опубликовали обращение, в котором резко опровергают утверждения фашистов о том, что немцы борются за «спасение христианства» в Европе. В обращении говорится, что эти утверждения лживы. Фашистская печать в Голландии ожесточенно нападает на католическое духовенство и угрожает ему репрессиями за сопротивление фашистским мероприятиям в католических школах».

В Норвегии оккупационные власти тоже стремятся превратить церковь в придаток фашизма. В октябре 1940 г. фашистский советник по делам церкви Стагмар Сканке заявил, что церковные деятели лишь в том случае смогут работать, если «проявят лойяльность» к властям, т. е. будут покорно служить захватчикам. Какой «лойяльности» фашисты требуют от церкви, можно видеть по следующему примеру: в январе 1941 г. министр норвежской полиции отменил обязанность священников сохранять в секрете доверяемые им тайны; священники по требованию фашистов обязаны выдавать им все, что узнают от верующих на исповеди.

Это распоряжение властей, а также бесчинства немецких фашистов и их ставленников вызвали протест норвежских католических епископов, жаловавшихся в своем послании (февраль 1941 г.) на подавление свободы совести в стране. Власти запретили читать это обращение в церквах и в отместку издали через месяц приказ о том, что богослужения могут происходить лишь под контролем полиции. Среди церковников, арестованных в Норвегии немецкими оккупантами, находится Рональд Фанген, известный деятель международного христианского церковного движения («Оксфордское движение»).

Фашистские бандиты сами признают, что норвежский народ настроен против них. Немецкий ставленник, глава фашистов Норвегии Квислинг в речи 14 февраля 1941 г. сказал: «Мы видим, что против нашего движения ведется агитация и что к этой агитации причастны даже епископы нашей страны…».

Оккупировав часть Франции, фашистские бандиты и там не оставили духовенство в покое. В августе 1940 г. по распоряжению германских властей был изгнан из своей епархии епископ г. Меца; военные власти предложили ему покинуть город в течение двух часов. Изгнали они также страсбургского епископа, запретив ему возвращаться в Эльзас. Даже кардинал Бодрийяр, ныне покорный раб фашистов, долго был под надзором германских властей[2].

Захватив Югославию, фашисты ввели террористический режим для сербов.

По сообщению ТАСС (июль 1941 г.), прибывший в Женеву (Швейцария) из Югославии священник П. из Крушевца с ужасом рассказывал о жестоких преследованиях духовенства германскими оккупационными властями:

«Судя по террору, который сейчас проводится в Югославии, особенно в Сербии, немецкие фашисты задались целью полностью уничтожить сербский народ. Сербов тысячами вывозят на работу в Германию, десятки тысяч лучших сербских патриотов немцы загнали в концентрационные лагери. Трудно описать все те ужасы, которые переживает сербское духовенство. Такова уж ненависть фашистов ко всему славянскому, что они даже церковь и религиозные обычаи славян хотят уничтожить.

Сразу же после захвата Югославии гестапо арестовала в одном из черногорских монастырей сербского патриарха Гаврилу и национального сербского героя первой мировой войны епископа Николу из Кралево. Одновременно немецкие грабители захватили все монастырские ценности, утварь и облачение, разгромили Патриарший двор. Этот арест немцы объясняют тем, что патриарх Гаврило и епископ Никола, а также и все сербское духовенство являлись активными противниками присоединения Югославии к тройственному пакту.

Сейчас, — продолжал священник, — немцы предали патриарха военному суду. Надо отметить, что патриарх Гаврило и епископ Никола не отказались от своей справедливой позиции. Они выступали с политическими речами, призывая крестьян протестовать против присоединения Югославии к новому порядку в Европе.

Палачи из гестапо не ограничиваются арестами духовных лиц. Они без суда и следствия казнят их. Недавно были повешены священники Янкулович и Мексин из Панчево по обвинению в том, что они организовали партизанский отряд. В срезе (округе) Чачак немцы закрыли 2 церкви, а их служителей арестовали и направили неизвестно куда».

От германских фашистов не отстают итальянские. Как сообщал в июле 1941 г. ТАСС, в оккупированной итальянцами Словении словенский язык всячески преследуется, а за отказ говорить по-итальянски жителей даже расстреливают. Все словенские школы закрыты.

«Народные дома, эти очаги народной словенской культуры, разграблены и разрушены фашистскими чернорубашечниками, — говорится в сообщении. — Множество лучших сынов словенского народа расстреляно, повешено, брошено в каторжные тюрьмы. Фашизм не пощадил и словенское духовенство. Словенские священники в деревнях Карста, Истрии и Крайны подвергались избиениям. Много священников было убито фашистскими бандитами за то, что они читали свои проповеди на словенском языке и призывали народ отстаивать честь, свободу и культуру словен».

В Голландии, Дании, Норвегии, Франции, Бельгии — всюду, куда ступила нога немецких фашистов, льются реки человеческой крови.

Тысячи фактов свидетельствуют о настойчивых, планомерных, упорных гонениях фашистов на религию в захваченных странах. Подавление национальной независимости, бесчеловечную эксплоатацию, террор, нищету, бесправие, разгром национальной культуры, шовинизм, уничтожение свободы совести — вот что принес фашизм народам, которые ему временно удалось поработить.

Неудивительно, что народы мира ненавидят фашизм. Неудивительно, что, несмотря на террор, тюрьмы, пытки, расстрелы, все ширится народное движение против гитлеровских бандитов, растет ненависть к фашизму в сердцах миллионов людей без различия национальности и религии.