Но если состояние судна таково, что нет смысла поднимать его полностью, то приступают к извлечению всех ценных грузов и механизмов. Судно нередко лежит вверх килем или на борту; надо вскрыть корпус.
Водолаз вооружается длинными динамитными колбасами по нескольку метров длиной. Тщательно очистив место, подлежащее разрезу, он накладывает эти колбасы по указанным ему местам и загружает их каким-либо тяжелым хламом, чтобы они плотно лежали на назначенном месте. Потом проверяет положение проводников к запалу и выходит из воды.
Дается ток, и под водой раздается глухой взрыв. Там, где была колбаса, идет сплошной «рез», и разрушение ограничивается небольшим пространством в ширину. Теперь надо захватить оторванный участок корпуса и зацепить его за крюк крана.
Все сделано, но кран не может поднять: где-то осталась неперебитая связь. Начинаются поиски этой связи среди рваных листов железа к острыми неровными краями, за которые так легко задеть своим шлангом или сигнальным концом.
Порой, но к счастью очень редко, водолаз так запутывается, что не может оправиться сам и на помощь к нему приходит товарищ. Выпутаться из беды, обрезав сигнальный конец, вполне возможно, но со шлангом дело сложнее. Набрав в рубаху побольше воздуха, водолаз режет шланг и «выбрасывается», как поплавок, на поверхность воды, предупредив по телефону, чтобы его ловили.
Вскрыв корпус судна, водолаз начинает разгрузку трюмов и съемку механизмов с фундаментов в темноте, часто ощупью.
Остатки от корпусов судов сотнями тонн ежегодно идут на металлургические заводы и обращаются вновь в годный материал.
Так разнообразна, интересна и ответственна работа водолаза.