Тяжкие злодеяния украинских буржуазных националистов во время гитлеровской оккупации Украины общеизвестны.

Недаром народ именно в эти годы прозвал украинских буржуазных националистов украинско–немецкими националистами: во всей своей гнусной деятельности они старательно блюли интересы немецкого империализма. Они усердно служили гитлеровскому фашизму, этому прямому и отвратительнейшему выражению немецкого империализма, и выполняли его «программу» завоевания «жизненного пространства» для германской «расы господ», программу установления на захваченных пространствах «нового порядка» эксплуатации трудящихся и обращения в рабство народов. Они изо всех сил стремились сломить и склонить украинский народ перед иноземным захватчиком.

Служили «верой и правдой» гитлеровскому фашизму все группировки украинских буржуазных националистов, все они стали националистами украинско–немецкими — все те «бандеровцы», «мельниковцы» или «бульбовцы». В своем прислуживании гитлеровцам все они были одинаковы — сколько бы ни доказывали свое «различие», сколько бы ни грызлись между собой. «Различие» между разными группировками в этой кучке бандитов, отщепенцев и предателей украинского народа заключалось лишь в том, что ранее, до нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, они были на службе у разных господ — польских, венгерских или румынских, а некоторые имели солидную выслугу лет и на давней немецкой службе.

Но со времени захвата Гитлером власти в Германии, а особенно с началом гитлеровских агрессий, эти предатели украинского народа гуртом влились в русло гитлеровского фашизма, восприняли гитлеровскую «науку», отдали себя в руки Гитлера и стали исполнителями его захватнических планов, получая прямые задания от гитлеровской разведки и гитлеровского гестапо, откуда получали и соответствующее денежное вознаграждение.

Служба оуновцев в гитлеровских «тайных канцеляриях» подтверждена документально.

В частности, подтверждена была она — перед всем человечеством — на процессе главных военных преступников в Нюрнберге.

Свидетель Эрвин Штольце, бывший руководителем «второго отдела» гитлеровской военной разведки и подчинявшийся генералу Лахузену, начальнику военной разведки в гитлеровской канцелярии, показал, что им были получены указания от генерала Лахузена по организации подрывной работы в советском тылу в связи с готовившимся нападением гитлеровской Германии на СССР. «… Лахузен, — заявил Штольце, — дал мне для ознакомления и руководства приказ, поступивший из оперативного штаба вооруженных сил… В приказе указывалось, что в целях нанесения молниеносного удара Советскому Союзу «Абвер‑2» (второй отдел— Ю. С.) при проведении подрывной работы против России должен использовать свою агентуру для разжигания национальной вражды между народами Советского Союза… Выполняя упомянутые выше указания… я связался с находившимися на службе в германской разведке украинскими националистами и другими' участниками националистических фашистских группировок, которых и привлек для выполнения поставленных выше задач. В частности, мною лично было дано указание руководителям украинских националистов, германским агентам Мельнику (кличка «Консул‑1») и Бандере организовать сразу же после нападения Германии на Советский Союз провокационные выступления на Украине с целью подрыва ближайшего тыла советских войск, а также для того, чтобы убедить международное общественное мнение в происходящем якобы разложении советского тыл'а».

Весьма «компетентно» и вполне исчерпывающе сие свидетельство зубра гитлеровского шпионажа, диверсий и провокаций о заблаговременной подготовке украинских националистов к захвату немецкими фашистами Украины. В своем показании начальник гитлеровского шпионажа забыл только назвать шпионскую кличку и Степана Бандеры, под которой тот был зарегистрирован в немецкой разведке: «Серый». А впрочем, эта немецкая кличка руководителя украинских буржуазных националистов стала известна миру из других документаций на том же Нюрнбергском процессе.

Указания гитлеровского командования были тотчас же приняты оуновцами к исполнению.

Тотчас же, еще ранней весной 1941 года, на европейских территориях, захваченных уже к тому времени гитлеровскими агрессорами, был созван «сбор» украинских националистов. На том «сборе», после очередного излияния ненависти и клеветы против Советского Союза, Степан Бандера принял на себя «главное руководство» дальнейшими «акциями» оуновцев и подписал вместе с другими «руководителями» специальную декларацию о «конечной цели», а именно — о служении делу победы гитлеровского оружия.

Так трезубец украинских буржуазных националистов неразделимо сплелся — как гадюки в гнезде — со свастикой гитлеровского фашизма.

«Акции» оуновцев, которые они должны были осуществить по указанию гитлеровской разведки, начались вскоре после упомянутого «сбора» и стали известны в первый же день нападения гитлеровской Германии на Советский Союз — 22 июня 1941 года.

Среди артиллерийских снарядов, упавших на рассвете 22 июня на пограничную полосу западных земель Украины, неся первые разрушения и первую смерть, — некоторые снаряды, разорвавшись, разбросали во все стороны белые бумажные листочки. Это были оуновские прокламации с националистическими, погромными призывами, с прямым обращением к заброшенной ранее оуновской агентуре — сеять смуту в тылу советских войск, подстрекать население и производить диверсии. Точно такие же прокламации были сброшены и с гитлеровских самолетов, черными воронами закружившихся над западными областями Украины.

Кое–где кучки диверсантов–националистов пытались нацепить и желто–голубую тряпку. Но население везде препятствовало им. Всем известно, что провокационные призывы оуновцев к населению не дали никакого эффекта — население враждебно встретило фашистских захватчиков.

Тем не менее организация украинских буржуазных националистов — это широко известно — горячо приветствовала гитлеровских захватчиков, вторгшихся на Украину, чтобы уничтожить украинскую государственность, утвержденную советским строем. Особенно торжественную встречу фашистским разбойникам устроили украинско–немецкие националисты во Львове. Трещал оуновский оркестр на Рынке, исполняя «Дейчланд, дейчланд юбер аллее» и «Ще не вмерла Украïна», истерически визжали с балкона ратуши оуновские «руководители» о необходимости «действия под руководством фюрера Адольфа Гитлера», трезвонили колокола в греко–католических церквях. И одновременно в оврагах за Цитаделью — только что организованные из бандитов–оуновцев полицейские отряды вместе с гестаповцами расстреливали пленных красноармейцев и советских активистов Львова.

Гитлеровцы, как известно, весьма благожелательно отнеслись к бандитам–оуновцам и, создав из них полицейские отряды, отдали их под непосредственное начальство гестапо. Бандиты–оуновцы были нужны гитлеровцам в качестве палачей–карателей на Украине, которую гитлеровцы замышляли превратить в свою колонию. «Программа» же гитлеровского «дранга» на Украину была совершенно исчерпывающе изложена устами ближайшего гитлеровского сообщника Геринга, когда 6 августа 1942 года он выступил на совещании гитлеровских рейхскомиссаров оккупированных областей и представителей военного гитлеровского командования.

«Вы посланы сюда не для того, — сказал он, — чтобы работать по благоустройству вверенных вам народов, а для того, чтобы выкачать все возможное…» — и бандитыоуновцы помогали выполнять эту разбойничью «программу» гитлеровских захватчиков.

Уместно будет напомнить, что, выполняя волю Ватикана на Украине, глава украинской греко–католической церкви, митрополит Андрей Шептицкий — давний и до самой смерти бессменный покровитель и вдохновитель ОУН — также приветствовал приход гитлеровцев на Украину, возглашал со своей кафедры св. Юра «Осанна» и «Многая лета» гитлеровскому рейху и молился за дарование победы гитлеровской захватнической армии.

Стоит напомнить также, что этого слугу Ватикана международный фашизм давно уже знал как вернейшего своего сторонника. Еще двадцать лет тому назад митрополит Шептицкий назвал вожака итальянских фашистов Муссолини — «богоданным светским руководителем» и «богонадежным преобразователем», а позже посылал свое благословение главе испанских фашистов Франко во время его войны против испанского народа. Шептицкий с амвона церкви призывал тогда украинскую молодежь «быть подобной» испанским фашистским молодчикам.

Этот иезуит и фарисей, давний агент Ватикана и давний «симпатик» Германии, тотчас же после нашествия гитлеровцев на Украину бросился завязывать теснейшие связи не только с гитлеровскими гаулейтерами, но и с самим фюрером. Как известно, он отправил Гитлеру два письма (опубликованные позже, после свержения гитлеровского рейха, в демократической печати). В этих письмах Шептицкий поздравлял Гитлера со взятием столицы Украины — Киева, заверял в своей холуйской готовности «покорного слуги» выполнять любые приказания фюрера и угоднически льстил фюреру, что, дескать, «украинский народ вверяет его полководческому и государственному гению свое историческое будущее».

Это происходило как раз в то время, когда гитлеровские каратели и гестаповцы, с помощью бандитов–оуновцев, истязали и убивали украинских людей, уничтожали и грабили имущество украинских тружеников, разоряли хозяйство Украинского советского государства, а на плодородные земли украинских колхозников, — отданные навечно в их пользование Советской властью, — по велению Гитлера, с помощью украинских буржуазных националистов и с благословения греко–католической церкви усаживались немецкие помещики.

Слезами наших матерей была залита Украина во время гитлеровской оккупации. Сынов и дочерей украинского, белорусского и русского народов гитлеровские рабовладельцы угоняли в неволю в фашистскую Германию — на тяжкий каторжный труд, на издевательства немецких кулаков и помещиков, на жестокую эксплуатацию на немецких фабриках и заводах. Советские пленники обрекались фашистами на голод и нужду, болезни и истязания, а зачастую и на жестокую смерть. Сколько наших родных пленниц так и не возвратились домой — легли костьми на чужбине, замученные немецкими помещиками и гитлеровскими охранниками.

А украинско–немецкие националисты выпустили в то время свое гнусное «воззвание» к украинскому народу. В этом «воззвании» они призывали украинскую молодежь, мужчин и женщин, «добровольно» ехать в Германию и заменить немцев–земледельцев и фабричных рабочих, призванных в гитлеровскую армию.

И украинско–немецкие оуновские полицаи погнали тогда на фашистскую каторгу украинских юношей и девушек, украинских хлеборобов и украинских рабочих.

Напомним, что митрополит Шептицкий — специальным посланием — благословил тогда труд украинцев на гитлеровцев и специально разрешил верующим работать в воскресенье с утра, а утреннее воскресное богослужение в греко–католических церквях специально перенес на вечер, чтобы люди больше работали на врагов. Он благословил также и отправку в фашистскую Германию украинских пленников, а когда украинские юноши и девушки начали убегать или оказывать сопротивление, — выступил со специальным воззванием к своим прихожанам: не уклоняться от работы на гитлеровцев…

Так крест Ватикана стал рядом с трезубцем и неразделимо сплелся с фашистской свастикой.

Впрочем, сплетение политики воинствующего фашизма и политики Ватикана произошло уже давно и началось со сговора между «основоположником» фашизма Муссолини и римским папой. И не только потому, что фашистский дуче и папа римский проживали по соседству в Риме, а потому, что полностью совпадали их агрессивные стремления покорить мир, и каждый из них видел в другом своего сообщника, которого рассчитывал использовать для достижения собственной цели. Фашистские вожаки считали, что используют Ватикан, в качестве своего орудия, а Ватикан полагал, что, в качестве своего орудия, он использует фашизм.

Нет нужды вдаваться в пересмотр черных страниц истории единения и совместных действий фашизма и Ватикана, не стоит еще раз перечислять и все злодеяния Ватикана на благо гитлеровщины — их слишком много. Уместно будет лишь попутно напомнить некоторые факты гитлеровско–ватиканского альянса, которые исчерпывающе характеризуют этот альянс и в частности освещают позицию Ватикана во второй мировой войне, развязанной Гитлером во имя германского империализма и распространения фашизма.

Ватикан первым вступил в официальные переговоры с Гитлером после того, как тот узурпировал власть в Германии — еще 20 июня 1933 года. Эти переговоры завершились соглашением, и ватиканский кардинал в Германии монсеньор Пачелли (нынешний римский папа Пий XII) поставил свою собственноручную подпись под «конкордатом». После этого католической религии в гитлеровской Германии были предоставлены привилегии, а папа неоднократно посылал Гитлеру свое благословение. Альянс Гитлера с Ватиканом вскоре проявился и на деле. Когда Гитлер захватил Австрию, Ватикан благословил «аншлюсе».

Когда гитлеровцы вторглись в Чехословакию — «присоединению» содействовали папские кардиналы, резиденты Ватикана в Чехии и Словакии. Когда Гитлер осуществил свою агрессию против Польши и Франции, где папские кардиналы, резиденты Ватикана, также содействовали агрессивным действиям гитлеровцев, он провозгласил, что «цель настоящей войны — возрождение священной Римской империи». Подобное «умасливание» Ватикана в ту пору было Гитлеру необходимо в связи с замышлявшейся им агрессией против стран Центральной и Юго–Восточной Европы, где, как известно, Ватикан имел силу благодаря распространенному там католицизму. И тогда же, — когда ожидалось вступление Соединенных Штатов Америки в мировую войну, — Ватикан употребил все средства, чтобы помешать участию США в войне против Гитлера.

Орган иезуитского ордена в США «Америка» писал тогда:

«Каждый американец–христианин должен сознательно возражать против участия США в мировой войне в качестве союзника атеистической России. Можно сказать, что он должен уклоняться от военной службы, даже если бы ему угрожала гибель за то, что он слушается бога, а не кесаря».

И свыше девяноста процентов всего католического духовенства Америки — с церковных амвонов и на страницах печати — выступило тогда против участия США в войне.

Когда же на стороне Союза ССР наряду с Англией выступили все же и США, Ватикан повел политику на раскол антигитлеровской коалиции. Ватиканская агентура организовала на территории нейтральной Швейцарии, а затем Португалии, тайные переговоры гитлеровских и англо–американских представителей. Целью этих переговоров являлось: примирить США и Англию с Гитлером, чтобы обратить их оружие сообща против СССР.

К тому времени в захваченных гитлеровцами странах вспыхнула и ширилась всенародная партизанская борьба против фашистских захватчиков. Тогда Ватикан, устами самого папы, немедленно принялся проповедывать «любовь к врагу», сиречь — к немецким фашистам.

«В чем источник ненависти между народами? Ненависть приводит к тому, что нации готовы усматривать вину там, где имеется лишь ошибка или недуги, требующие лечения, а не кары: следует ненавидеть не грешника, а грех. Любовь к врагу — высочайший героизм».

Уместно будет напомнить, что когда перед второй мировой войной Ватикан пропагандировал «антикоммунистический поход», он не взывал о «любви к врагу», а, напротив, — призывал к безжалостному массовому физическому истреблению сторонников коммунизма.

Напомним также, что, в связи с вступлением в войну Италии, папа провозгласил весьма прочувствованную речь, в которой участие Италии в войне против СССР именовал «божественной миссией».

Но после окончания войны и разгрома фашистской Германии Ватикан немедленно принялся проповедывать «справедливый мир», заклиная «не платить за несправедливость несправедливостью». И немедленно же начал широкую кампанию в защиту гитлеровских военных преступников.

Такова была политика Ватикана в отношении фашизма вообще и в отношении гитлеровщины в частности.

Совершенно ясна, таким образом, и вся политика Ватикана в отношении украинско–немецких националистов: она находилась в полном согласии с политикой в этом вопросе самого гитлеровского рейха.

Когда невольники–украинцы, угнанные гитлеровцами на фашистскую каторгу, не послушавшись, само собою разумеется, уговоров Шептицкого, начали убегать с гитлеровских заводов и экономий немецких помещиков и пробиваться домой, отряды бандеровских, мельниковских и бульбовских бандитов перехватывали их по дороге, чтобы возвратить их обратно в Германию, на работу для гитлеровского рейха, в то время погибавшего в конвульсиях под ударами Советской Армии.

Когда же советский народ завоевал окончательную победу над гитлеровским фашизмом, когда война заканчивалась и поток пленных, возвращавшихся домой, все возрастал, — оуновские бандиты пытались перехватить юношей, спешивших домой, и вынудить их остаться в оуновских бандах. Украинско–немецкие националисты не желали пускать домой, на родину, украинцев, ибо это была советская родина.

Ватиканская агентура в сутанах тоже подняла тогда свой крест и призывала репатриантов не возвращаться домой, а «терпеть» в Западной Германии, оккупировавшейся к тому времени американскими, английскими и французскими войсками.

Советский народ никогда не забудет, какое горе и сколько зла причинил ему гитлеровский фашизм. Советский народ свято хранит память о тех советских гражданах, которые были замучены, сожжены или расстреляны из пулеметов по всей Украине — в Киеве, Харькове, Одессе, в Донбассе, Криворожье — повсюду, в каждом советском городе и в каждом советском селе. Акты Чрезвычайных комиссий по расследованию злодеяний гитлеровцев были широко опубликованы в советской печати. Кровью залили гитлеровцы юго–западные области России, Украину, Белоруссию и другие, временно оккупированные ими советские земли.

Кровью залили гитлеровцы и западные области Украины. Львовские жители никогда не забудут дней фашистской оккупации. Да не только Львов — каждый город и каждое село в западных областях Украины залиты кровью советских людей, замученных гитлеровцами. И всегда подручными в этом черном деле в селах Волыни и Ровенщины, в селах Дрогобыччины, Тернопольщины, Станиславщины являлись бандиты–оуновцы.

Но оуновцы не только собирались в банды полицаев и карателей для выполнения заданий гитлеровцев, они, как известно, организовали и специальное воинское формирование для гитлеровской интервенционистской армии — дивизию СС «Галичина».

На церемонию освящения оружия этой дивизии кровавых ландскнехтов митрополит Шептицкий прислал свое специальное представительство и назначил в дивизию своих капелланов.

Кровавая история этой дивизии украинско–фашистских ландскнехтов общеизвестна: она начала с разбоя в селах на месте постоя, вскоре была разгромлена советскими войсками, и остатки ее гитлеровское командование направило нести охранную службу в гитлеровских концентрационных лагерях, лагерях смерти.

Когда Советская Армия начала свое победоносное наступление после разгрома фашистских войск под Сталинградом, а в оккупированных гитлеровцами районах Украины усилилось партизанское движение, бандиты–оуновцы вдруг прикинулись, что… вступили с немцами в конфликт и будто бы… перешли в подполье. Это также было сделано ими по прямому указанию гестапо. Провокация с оуновским «подпольем» нужна была и гитлеровцам, и украинско–немецким националистам для того, чтобы — на пороге катастрофы гитлеровской военной машины — утаить свою кровавую службу у гитлеровцев, чтобы коварно подладиться ко всему антифашистски настроенному населению, чтобы попытаться обратить в свою пользу боевой антифашистский дух населения западных областей и провокационно направить людей не в советские партизанские отряды и в части Советской Армии, а в свои ничтожные оуновские банды: якобы для борьбы против немцев, а в действительности для организации диверсий против Советской Армии. Свои мелкие бандитские отряды оуновцы провокационно назвали тогда «УПА» — «украинская повстанческая армия».

Как известно, гитлеровцы не только ничем не препятствовали созданию этой якобы направленной против них «армии», но, наоборот, всячески содействовали, рассчитывая создать этим дополнительные армейские формирования для действий против наступающей Советской Армии. Отступая, гитлеровцы оставляли некоторые города и села бандам «УПА» не только без боя, но и с военным снаряжением, складами оружия и боеприпасов. Так было, скажем, в городе Камень–Каширском, как это засвидетельствовали опубликованные позже документы о специальных «соглашениях» между гитлеровскими генералами и оуновскими «руководителями» банд «УПА».

Таким образом, «УПА» против гитлеровцев не сражалась, зато усердно грабила, терроризировала и истребляла мирное население.

Уместно будет отметить, что руководители «УПА» — гитлеровские эмиссары Бандера и Мельник — получили на создание «УПА»… благословение из рук митрополита Шептицкого.

Шептицкий, при посредстве оуновских элементов среди греко–католического духовенства, взял в это время на себя всю антисоветскую пропаганду. Антинародные функции были распределены: «уписты» пеклись о теле, а оуновский «пастырь» — о душе. «Уписты» проливали кровь советских людей, а ватиканский служка должен был растлевать дух. Он всеми средствами силился обелить организации оуновцев, оправдать и затушевать их недавнюю ориентацию на фашистскую Германию и подготовить переориентацию на «союзников» — американских и английских империалистов. Он стремился ориентировать свою паству на «помощь» со стороны американоанглийских войск и на американо–английскую «программу» возрождения капиталистического, буржуазного строя в Западной Украине.

Бандера со своими сообщниками тогда же отбыл в американскую зону оккупации Германии, где и был гостеприимно встречен, а остатки разгромленных Советской Армией оуновских банд разошлись по лесам, попрятались в «схронах», — чтобы мелкими волчьими стаями терроризировать и грабить мирное население, чтобы выполнять все гнусные антинародные и антисоветские задания, которые они получали от «главного руководства» и его американо–английских хозяев.

Упомянутые выше бандиты–оуновцы, осужденные на процессах во Львове, Дрогобыче, Черткове и Стрые, все являлись бывшими участниками банд «УПА», и позже стали бандитами–лесовиками — «отобранными» американской разведкой лицами. Лишь двое из них — самые молодые по возрасту — в бандах украинско–немецких националистов побывать не успели и вступили позже в банду украинско–американских националистов, на что и получили благословение отца одного из них, униатского «пастыря», ватиканского агента.

Главный резидент Ватикана на Украине, фашистский проныра митрополит Шептицкий остался на своем посту на Святоюрской горе, чтобы — в тени церкви — творить свои черные антинародные дела, и среди них прежде всего — поддерживать связь с бандитами–бандеровцами в лесах и «схронах», с одной стороны, и с их «руководством» в Западной Германии и с Ватиканом в Риме, с другой. Именно на митрополита Шептицкого возлагалось «согласование» политики Ватикана и политики американских империалистов для практической конкретизации ее в подрывной деятельности против советского народа и Советского государства.