Ватикан испокон веков стремился к мировому господству, жаждал властвовать над всеми странами мира, — путем окатоличения народов.

В средние века, под давлением реформации, в результате антипапской борьбы и распространения в странах Западной Европы протестантства, влияние Ватикана на Западе начало падать, и поэтому папы с вожделением обратили свои взоры на Восток.

Свыше 350 лет тому назад (в 1596 году) иезуитская дипломатия и панский террор создали на западных землях Украины и Белоруссии, бывших тогда под властью шляхетской Польши, так называемую греко–католическую церковь. Таким образом, путем осуществления унии, был создан форпост воинствующего Ватикана на русских землях. С тех пор греко–католической, униатской, церкви была определена роль слепого орудия в агрессивном наступлении Ватикана на славянский Восток и далее — на Восток вообще.

Однако украинский и белорусский народы оказали решительное сопротивление коварным планам Ватикана и польского панства. В этой борьбе против иноземных поработителей украинский и белорусский народы опирались на неизменную поддержку братского русского народа. Так началась вековая борьба русского, украинского и белорусского народов против Ватикана и его агентуры.

История украинского народа знает немало восстаний и войн против унии, Ватикана и шляхетской Польши — и в Галиции, и в Закарпатье, и на Волыни и на Подолии, и по всей Украине. Не мог свободолюбивый украинский народ примириться с тем, что униатские прислужники Ватикана хотели уничтожить национальные традиции, придушить национальные стремления украинского народа и оторвать украинский народ от братского русского народа, который всегда являлся опорой украинского народа в его историческом развитии. Особенно непримиримой и всенародной была война, возглавлявшаяся Богданом Хмельницким и закончившаяся воссоединением Украины с Россией в 1654 году.

Политический смысл экспансии Ватикана, долгое время старательно маскируемый религиозными догмами, после Октябрьской революции проявился совершенно неприкрыто. Ватикан, всегда стоявший на страже интересов господствующих классов и являвшийся выразителем реакционной идеологии эксплуататоров, з своей пропагандистской и прямой политической деятельности после Октября выступил решительно против социальной революции и преобразования жизни на социалистических основах и занял крайне враждебную позицию по отношению к СССР.

Что касается Украины, то, как известно, Ватикан в годы после революции особенно настойчиво проводил политику максимального закрепления раскола украинского народа, разделенного на своих землях границами нескольких государств, и старательно сколачивал антисоветские организации под всевозможными националистическими лозунгами. Под такими же лозунгами Ватикан не раз пробовал организовать даже вооруженные силы, которые были бы способны стать ударным отрядом иностранной интервенции против Советского Союза.

Но агрессивная политика Ватикана, отражавшая прямые посягательства империалистов на Украину, натолкнулась на упорное сопротивление народных масс в западноукраинских землях. Воодушевляемые всемирно–историческими успехами украинского народа в дружбе с народом русским и всеми советскими народами, трудящиеся отрезанных от Советской Украины западных земель с надеждой смотрели на строительство социализма в СССР и активно боролись за воссоединение с Советской Украиной.

После воссоединения всех украинских земель в лоне матери своей, Украинской Советской Социалистической Республики, осуществленного благодаря мудрой ленинско-сталинской национальной политике, и после освобождения Украины от гитлеровских захватчиков, осуществленного славной Советской Армией, в западных областях Украины естественно возникло стремление отменить и предательскую–унию.

Инициативную группу греко–католического духовенства для воссоединения церквей возглавил униатский священник доктор Гавриил Костельник. В 1946 году, 8–10 марта, во Львове, в церкви св. Юра состоялся Собор греко–католической церкви.

Доктор Костельник призвал Собор разорвать унию, уничтожить ее, ликвидировать и отколоться от лицемерного и враждебного Ватикана.

Д-р Костельник подчеркнул также прямые связи фанатиков унии с украинским буржуазным национализмом, недвусмысленные расчеты Ватикана на антисоветскую деятельность украинских буржуазных националистов и на сопротивление воссоединению церквей, чинимое бандитской агентурой украинского буржуазного национализма — оуновцами.

Собор греко–католического духовенства с воодушевлением встретил призыв инициативной группы и, выполняя волю народа, постановил навсегда отменить унию.

Греко–католическая церковь закончила свое существование.

Этого Ватикан не простил д-ру Костельнику. Вскоре после Собора д-р Костельник был застрелен бандитом — бандеровцем.

Это убийство еще раз разоблачило подлую роль банды оуновцев на службе у Ватикана, еще раз наглядно продемонстрировало полный альянс украинских буржуазных националистов с реакционным Ватиканом, еще раз вскрыло и те надежды, которые возлагает Ватикан на украинский буржуазный национализм в своих происках против Украины, России и всего славянского Востока, против народовластия и социализма.

Злоумышления Ватикана против народов славянского Востока имеют такую же давнюю историю, и история эта столь же коварна и кровава, как и все многочисленные агрессивные козни Ватикана против любых форм украинской общественной и национальной жизни.

Испокон веков при Ватикане существует так называемая комиссия «Про руссиа». В этой «комиссии» концентрируется вся восточно–славянская политика Ватикана, в этой «комиссии» разрабатываются и все практические мероприятия агрессии на Восток. Из «кадров» этой же «комиссии» бывшая Австро–Венгерская империя и бывшая Германская империя черпали для себя кадры дипломатов и шпионов для деятельности в бывшей царской России. Особенно питались за счет людских резервов этой «комиссии» империалистическая Германия и ее союзник — Австро–Венгрия в период первой мировой войны 1914–1918 годов.

Для воспитания наиболее верного католицизму духовенства, которое вместе с тем было бы прочной политической резидентурой в Галиции, при Ватикане с 1897 года создана и доныне функционирует (несмотря на то, что греко–католической церкви уже нет) специальная грекокатолическая духовная семинария.

Кстати отметим, что именно воспитанники греко–католических духовных семинарий составляли всегда актив всевозможных группировок и организаций украинского буржуазного национализма.

Галицкая общественность знает тому многочисленные примеры. И наиболее показательный пример это — сам глава униатской церкви, последний ее митрополит, граф Андрей Шептицкий.

Главный агент и крупнейший резидент Ватикана в западноукраинских землях митрополит граф Шептицкий, лишь только занял свой высокий церковный пост, первым делом — с благословения тогдашнего папы Льва XIII — создал украинско–националистическую разновидность иезуитов, монашеский орден «Василиан», который и стал наиболее рьяной агентурой Ватикана на Украине и самым усердным проповедником украинского буржуазного национализма.

Националистическая пропаганда, проводимая Андреем Шептицким при посредстве его ордена, в постоянном и максимальном контакте со всеми иными светскими группировками и организациями украинского буржуазного национализма, вскоре дала свои плоды.

Уже в начале первой мировой войны митрополит Шептицкий благословил на бой против России украинское галицийское националистическое воинское формирование — «украинских сечевых стрельцов». Эта воинская часть была создана при прямом покровительстве императора Австро–Венгрии и под эгидой австро–венгерской монархии и воспитана на «идеях» присоединения всей Украины к западноукраинским землям, входившим тогда в состав Австро–Венгрии, то есть–отторжения Украины от России и включения ее в Австро–Венгерскую империю.

Германский кайзеровский империализм активно поддерживал это начинание своего союзника — Австро–Венгрии, ибо в своих планах широкого распространения германского господства замышлял осуществить и… присоединение всей Австро–Венгерской империи к Германии. Поэтому вслед за Австро–Венгрией германская военщина начала формировать — преимущественно из российских военнопленных–украинцев с примесью украинцев–галичан, воспитанных в том же австро–германофильском духе, что и «сечевые стрельцы», и под командованием германских офицеров—и свои «украинские» части, так называемых «синежупанников». Кадры для проповедывания среди «синежупанников» идей украинского буржуазного национализма, наряду с другими украинскими националистическими организациями, поставлял кайзеру Вильгельму из своих «василианских» запасов тог же митрополит Шептицкий.

Когда, в связи с наступлением русской армии в Галиции, митрополит Шептицкий очутился, так сказать, в «русском плену» и находился в России — то будто бы «ссыльным» в православном монастыре, то желанным гостем в великосветских салонах российской аристократии германской ориентации и купленной германской разведкой, — он, хотя и вынужден был прервать свою националистическую деятельность, однако не только не прекратил, а, напротив, значительно расширил свою деятельность в пользу Ватикана. Он организовал на территории царской России, даже в тогдашнем Петрограде, греко–католические братства и сооружал греко–католические часовни, а среди высшей русской аристократии не только нашел сторонников, но и завербовал прямых резидентов Ватикана. С «легкой руки» ватиканского шпиона Шептицкого ватиканскую резидентуру в России возглавил придворный царя Николая II, князь Волконский, который, кстати сказать, позже очутился в Ватикане в роли главного дипломата российского белоэмигрантского «правительства», а еще позже торжественно принял католичество и был посвящен в высокий сан католической иерархии… За плодотворную для Ватикана деятельность Шептицкий был провозглашен в Ватикане «мучеником» и с «триумфом» возвратился во Львов.

Когда украинский народ, первый вслед за русским народом, пошел на баррикады Октября и в братском единении со всеми советскими народами завоевывал себе социальное и национальное освобождение, сражаясь против отечественной контрреволюции и иностранных интервентов, — агенты Ватикана, галицийские униатские вожаки во главе с Шептицким, сеяли среди галицийского населения провокации и вражду к освободительной борьбе. Они стремились настроить западных украинцев против восточных, всех украинцев вообще — против русских, проклинали с церковных амвонов классовую борьбу, то есть, борьбу против помещиков и капиталистов, и разжигали националистические настроения. Они поддерживали любые контрреволюционные мероприятия, организовывали всевозможные антинародные формирования и сколачивали кадры для буржуазно–националистических украинских «правительств», — так называемой «Украинской народной республики» и так называемой «Западноукраинской народной республики», для петлюровщины и гетманщины.

Петлюровщина, как известно, поддерживалась Ватиканом с особенным усердием, а петлюровское «правительство» имело даже специальное папское благословение и учредило свое постоянное представительство при Ватикане, просуществовавшее вплоть до второй мировой войны, когда оно — по приказу того же Ватикана — перешло непосредственно на службу к гитлеровцам.

Как известно, Ватикан благословлял, а его агентура на Украине, возглавлявшаяся Шептицким, усердно поддерживала все иностранные контрреволюционные интервенции на Украине: в 1918 году — германскую, в 1918— 1919 —американо–англо–французскую, и в 1920 — белопольскую.

Известно также, что когда белополяки захватили западные земли Украины вместе с Волынью, то Ватикан одобрил оккупацию Западной Украины шляхетской Польшей, а высшее руководство униатской церкви во главе с Шептицким не заявило никакого протеста против этого антинародного акта. Не вставало оно и в защиту национальных прав украинцев в польском фашистском государстве, не выступало против осуществлявшейся польской реакцией «пацификации» на украинских землях, не защищало даже отдельных священников–униатов, оказывавших сопротивление полонизации и павших жертвой своих симпатий к родному народу, — ибо действовали эти священники вопреки интересам руководства униатской церкви, вопреки политике Ватикана, ориентировавшейся на укрепление польского национализма, польского фашизма.

Любопытно отметить, что именно в эти годы в Ватикане наряду с украинской семинарией была создана и русская семинария, готовившая клерикалов–диверсантов и забрасывавшая их при посредстве иностранных разведок на территорию СССР.

Когда же правительства капиталистических стран, которые потерпели уже однажды поражение в вооруженных интервенциях против СССР, не удовлетворяясь осуществлявшейся блокадой Страны Советов, снова активизировали свои агрессивные действия и начали целую серию антисоветских провокаций, — Ватикан поспешил провозгласить антикоммунистический «крестовый поход». Он призывал весь католический мир двинуться войной против страны социализма и повести борьбу с любыми проявлениями демократии. Как известно, папа Пий XI в своих энцикликах призывал к безжалостной расправе с коммунистами, профсоюзными деятелями и сторонниками демократического движения.

Митрополит Шептицкий в то время, проводя политику Ватикана на граничивших с СССР западноукраинских землях, где симпатии к Советскому Союзу со стороны трудящихся особенно распространялись и просоветские настроения в народе особенно крепли, — вынужден был подделываться под настроения своей «паствы» и маскировать свою антинародную деятельность. Он использовал для этого свои постоянные трения с католическими кардиналами в Польше, представляя эту клерикальную склоку, как некую свою «антипольскую», в пользу украинцев, деятельность, использовал свои ссоры и споры с польскими помещиками (сам — один из крупнейших в Польше помещиков), стремясь представить их как свою «акцию» против помещиков и в защиту трудящихся. Это был хитрый дипломат и бывалый провокатор. Маскируясь ореолом «защитника» интересов украинского народа, он не только усердно популяризировал папские послания с призывами к «крестовому походу», но и проводил конкретную деятельность в пользу этого гнусного дела. Он организовал, в частности, украинскую буржуазно–националистическую «надпартию» (кстати, польское националистическое правительство ее санкционировало) — «Украинский католический союз». И печатный орган этого союза предателей украинского народа журнал «Мета» повторял антинародные и человеконенавистнические призывы Ватикана, пропагандируя братоубийственную войну.

В номере журнала «Мета» от 17 апреля 1932 года можно прочесть следующее:

«Украинский национализм должен быть готов ко всевозможным средствам борьбы против коммунизма, не исключая массового физического истребления, хотя бы и жертвой миллионов человеческих физических существований».

Так подготавливалась почва и готовились «кадры» для захватнического наступления гитлеровского фашизма против Советского Союза.

На рассмотрении деятельности ватиканской агентуры во времена гитлеровской оккупации Украины, и в частности ее вожака Шептицкого, придется остановиться специально, в следующей главе: сия «деятельность» была слишком широкой и слишком разнообразной.

За значительные услуги, оказанные Ватиканом гитлеровцам в их захватническом походе на советские территории, за постоянную «наставническую» заботу Ватикана обо всех формированиях украинских националистов, работавших на Гитлера, за активизацию оуновских банд в интересах гитлеровских полицейских мероприятий, Ватикан получил от Гитлера и соответствующее вознаграждение. Ватиканские агенты, католические и униатские «миссионеры», располагали поддержкой гитлеровских оккупационных властей: им дозволено было, при содействии гитлеровских властей, любыми способами распространять греко–католицизм на Восток, среди населения Советской Украины.

Однако, встретив враждебное отношение в народе, ватиканская агентура не добилась ровно ничего.

После окончания войны, разгрома фашистских армий и полного краха гитлеровской авантюры, Ватикан спешно переориентировался и побыстрее завязал трогательную дружбу с Англией и с США.

Об этой трогательной дружбе, об «оси», созданной ныне между Вашингтоном и Ватиканом, также будет речь в дальнейшем, в следующих главах, специально: проявление ее слишком разительно и гнусные факты слишком многочисленны.

Любопытно лишь отметить тут, что все изменения ориентации Ватикана тотчас же воспринимало и руководство греко–католической церкви в западных землях Украины, в частности ее «вождь» граф–митрополит Шептицкий.

Совершенно ясно, что и украинские буржуазные националисты, тогдашние оуновские организации и вооруженные банды, в своей преступной деятельности были единодушны с ватиканской агентурой.

В настоящее время Ватикан осуществляет весьма широкую «просветительскую» программу. Существующая при Ватикане и поныне греко–католическая семинария пополняется в настоящее время исключительно бывшими гитлеровскими наемниками. Этот гитлеровский «цвет» националистического охвостья Ватикан заботливо распределяет по своим «учебным заведениям»: «Коллегиум руссикум», «Институт восточных наук», «Институт журналистики», или ставит на службу в ЧИП («Чентро информационе про део» — «Информационный центр во имя бога») — специальную шпионскую организацию Ватикана.

А впрочем, Ватикан осуществляет ныне не только эту «просветительскую» функцию, подготавливая своих резидентов для восточных славянских стран. Активно содействует он и делу организации против этих стран специальных воинских формирований. Так, главный восточный резидент Ватикана кардинал Агаджанян (организовавший в Палестине бригады папских войск), создавая бригады из польских андерсовцев, вербовал туда и остатки бывших «вояк» из гитлеровской дивизии СС «Галичина».

Ибо, стремясь выполнить свою программу экспансии на Восток, Ватикан в настоящее время усердно проповедует второй антикоммунистический «крестовый поход» и остервенело призывает к войне против СССР и стран народной демократии.

Готовя для этого нового «крестового похода» кадры из отщепенцев, бежавших от гнева и суда своих народов из стран народной демократии, привлекая и остатки разгромленных эксплуататорских классов, украинских буржуазных националистов, — Ватикан силится не прекращать и своей прямой подрывной деятельности на самой территории западных областей Украины.

Выступая — на Западе — постоянно с настойчивыми воззваниями о прощении и помиловании осужденных гитлеровских военных преступников и немало сделав для того, чтобы значительная их часть уже была выпущена на свободу американо–английскими оккупантами Западной Германии, Ватикан одновременно — на Востоке — рассылает своих диверсантов и убийц для осуществления террористических актов в странах народной демократии, пытается засылать их и в западные области Украины для расправы с теми, кто акгивно действует против Ватикана и поджигателей новой войны.

Так был убит советский писатель Ярослав Галан. Так был застрелен священник, доктор теологических наук Гавриил Костельник.

Резидент Ватикана, униатский «пастырь» Лукашевич, давший на эти убийства свое «пастырское» благословение, в своих признаниях показал, что он выполнял прямые указания Ватикана.

Председатель суда спросил:

— Вы говорили, что когда у вас в доме собирались бандиты, то между вами были разговоры о надеждах на будущее. Что вы имеете в виду, когда говорите о надеждах на будущее?

«Пастырь» — диверсант, резидент Ватикана и оуновский бандит, ответил:

— Говорили, что… должна быть война Америки против Советского Союза.

Таковы «надежды на будущее» украинских буржуазных националистов и агентов Ватикана. Таковы указания «руководства» оуновских бандитов, находящегося в американской зоне оккупации Германии. Таковы установки и Ватикана, оплота реакции. Все эти надежды, указания и установки адресованы той же кучке людишек, мелких поджигателей войны — диверсантов американской разведки, агентов Ватикана, оуновских бандитов. Они «тройственны в ипостасех», но дух у них один: украинский буржуазный национализм.

Кровавыми руками украинских буржуазных националистов желал бы Ватикан простлать себе путь на Восток… по одной дорожке с американским империализмом.