Личный состав кораблей ежедневно занимается подготовкой к боевой службе, обучается мореходному делу и развивает и укрепляет познания и навыки в различных специальных службах. Для того, чтобы в нужное время не растеряться и исполнить свое дело как можно быстрее и лучше, каждый краснофлотец должен хорошо знать все, что относится к его специальности, и твердо помнить, где он должен находиться, что и как делать по всем корабельным расписаниям. Без постоянного упражнения таких навыков приобрести нельзя.

Для того, чтобы корабль был в полной исправности и готовности, для приведения в действие механизмов и для управления движением корабля личный состав разделяется на вахты, каждая из которых работает непрерывно четыре часа. Во время походов чаще всего приходится разделять команду на 3 вахты, так что краснофлотец стоит вахту через каждые 8 часов. Конечно каждому приходится быть на вахте не в одни и те же часы суток. Поэтому и время сна также падает на разные часы. На стоянках, когда требуется меньше людей на каждую вахту, стоять вахту приходится реже.

Всякая специальная работа производится до точно установленным правилам, и тяжесть ее зависит от самой работы и от условий, в которых она производится. Условия же бывают различными для одной и той же специальной службы на разных кораблях и даже на одном корабле, — все зависит от климата, времени года, состояния моря и от многих других причин.

Наиболее тяжелой и вместе с тем самой грязной работой на кораблях, которые отопляются углем, считается работа кочегаров. Вахта этих специалистов в кочегарках сильно утомляет их, и они выходят наверх в промокшей от пота одежде, грязными от угольной пыли, с повышенной температурой тела и потерявши 1–2 килограмма веса тела. Работа их во время вахты состоит в подаче угля в кочегарки из угольных ям, в подбрасывании угля в раскаленные топки котлов, в разравнивании (шуровании) горящего угля длинной шуровкой, подламывании спекающегося шлака тяжелым (16 килограмм) ломом. Нужно также очищать топки от шлака, заливать его, выгребать золу из поддувал и удалять ее наверх.

Опаляющий жар, бросающийся в лицо при открывании топок, угольная пыль, носящаяся в кочегарке, и едкие газы, постоянный шум вентиляторов, заглушающий голос, слабое освещение, внезапные переходы от ослепительного блеска топок к полутемноте, повышенное давление воздуха и тяжелая мышечная работа — все это требует от кочегара большой выносливости и силы.

Кочегары исполняют и другие нелегкие работы: они чистят котлы от накипи, очищают бесчисленные водогрейные трубки, забираясь в тесные и душные пространства с сильно влажным воздухом. Они же очищают кочегарные трюмы от золы, воды и мелкого угля. Во время погрузки угля кочегары распределяют лопатами уголь, который сверху сыплют в угольные ямы, где в это время воздух густо наполнен угольной пылью. Кроме того кочегары несут службу и исполняют некоторые работы наверху, например принимают участие в шлюпочных ученьях и других занятиях, несут службу дневальными и пр.

В кочегарке.

Во время вахты в кочегарке не следует обнажать тело до пояса, как иногда делают, так как тело без одежды больше страдает от жары из открытых топок. Кроме того так скорее можно простудиться, становясь под струю холодного воздуха, вдуваемого вентилятором или высовываясь на минутку из люка на верхнюю палубу, чтобы освежиться. Для защиты глаз от яркого света и опаляющего жара топок пользуются защитными очками. На руки надевают толстые парусиновые перчатки, а ноги обуты в добавочно отпускаемую кочегарам обувь, так называемую — прогарную.

Необходимо приучать себя не пить для утоления жажды много воды во время вахты, потому что обильное питье может вызвать расстройство кишечника. При продолжительных походах в жаркое время года у отдельных кочегаров иногда происходит потемнение в глазах, тошнота, головокружение, обморок, судорожные подергивания мышц живота и конечностей. Эти расстройства однако обыкновенно быстро проходят и не опасны для жизни.

Как бы ни была сильна усталость после тяжелой вахты, кочегар, сменившись, должен непременно вымыться в бане или под душем, надеть другую одежду и уже после этого идти на отдых. Иначе ему не миновать заболеваний кожи, часто упорных и мучительных (нарывы).

Работа многих краснофлотцев других специальностей также протекает в тяжелых условиях, но не всегда бывает напряженной во все время вахты. Однако работа команды подводных лодок во время плавания, независимо даже от специальности каждого краснофлотца, затем работа водолазов во время спусков под воду, работа трюмных машинистов и турбинистов — также относятся к наиболее тяжелым во флоте. Особо напряженной, хотя и не требующей больших физических усилий, является работа радиотелеграфистов, тем более что она зачастую протекает в неблагоприятных условиях.

Работы и занятия на кораблях ведутся по установленному порядку повседневной жизни. Но бывает еще ряд работ, называемых авральными, в которых принимает участие весь личный состав корабля. К таким работам относятся швартовка[33] и съемка со швартов, подача буксиров, ввод корабля в док[34], погрузка угля, а на некоторых кораблях также постановка на якорь или бочку и съемка с них, а иногда и спуск и подъем шлюпок и пр.

Для поверки постоянной готовности личного состава к вооруженной борьбе, к защите корабля от пожара и от потопления — на кораблях производятся боевые, пожарные и водяные тревоги, во время которых каждый краснофлотец должен занять установленное особыми расписаниями место и проделать то, что каждому полагается.

Перед началом летней кампании на кораблях производятся разнообразные ремонтные работы. Во многих из них личный состав кораблей принимает самое деятельное участие. При этих работах необходимо точно соблюдать требуемые правила безопасности. Например часто могут повреждаться глаза при отбивании старой краски, если не пользоваться предохранительными очками. Могут быть случаи повреждения тела при падении во время окраски наружных бортов, если забывают обвязаться концом, и т. п. Некоторые из ремонтных работ особенно тяжелы, как например очистка трюмов и междудонного[35] пространства. Но и эти работы необходимы, потому что застаивающаяся в этих местах вода разлагает краску, образует вредные газы, которые проникают в соседние помещения и дальше по кораблю, а самый корпус корабля ржавеет.

Также и по окончании кампании[36] на кораблях производится ряд работ по подготовке к зимнему времени года. Перебирают механизмы, устанавливают сообщение с кораблем-отопителем, если не будет своего отопления зимою, отепляют некоторые помещения, делают тамбуры у входных люков и т. д. Эти работы также исполняются командами кораблей.

Для того, чтобы организм краснофлотца не изнашивался преждевременно при таких условиях и чтобы здоровье не только не страдало, но и крепло, силы увеличивались, работу необходимо чередовать с отдыхом, необходимо, чтобы отдых был достаточен и разумно налажен. Молодому и еще не вполне закончившему свой рост организму краснофлотца необходим 8-часовой сон. Но одного этою недостаточно, — это еще не дает полного отдыха. Отдых вовсе не означает, что во время его не надо ничего делать. Требуется перемена работы и изменение тех условий, при которых получилась усталость. Широко поставленные на кораблях занятия по политическому просвещению занимают часть времени между такими работами, которые утомляют мышцы. В ленинском уголке, который имеется на каждом корабле Красного флота, краснофлотец находит газеты и книги, сводки последних полученных сведений о происходящем за пределами корабля, читает стенную газету, может провести часок за играми и т. д. Внешкольные занятия опять отвлекают его от повседневной корабельной работы по специальности. В живом обмене мыслями организм приобретает бодрость. Участие в составлении стенной газеты, корреспондирование в краснофлотскую газету, иногда постановка спектаклей, работа в кружках Красного креста или ячейках здоровья и т. д. вовлекают краснофлотца в общественную деятельность и служат отдыхом в работе по специальности.

Физические и спортивные упражнения, возможные на корабле и проводимые под руководством инструктора, особенно полезны и необходимы для тех специалистов, работа которых проходит в нижних частях корабля. Кочегары, машинисты и др., проведя несколько часов в глубине корабля, должны возможно больше времени находиться затем наверху, чтобы хорошенько провентилировать свои легкие.

Тяжелые условия работы краснофлотцев во время походов, в особенности если эти походы продолжительны, требуют, чтобы краснофлотцы побольше времени уделяли полному отдыху. Это нужно, чтобы не только восстанавливались их физические силы, но и успокаивалось то нервное возбуждение и напряженное состояние, в котором обычно находится команда, мало привычная к большим переходам. Прочие краснофлотцы должны заботиться о том, чтобы не мешать в таких случаях хорошенько отдохнуть усталым и возбужденным товарищам, которым после отдыха снова предстоит напряженная и часто ответственная работа.

Развлечения на берегу как при стоянке в своем порту, так и в новых местах, должны быть достойными культурного человека и сознательного гражданина. Это еще более необходимо, если корабль стоит в иностранном порту.

Иногда краснофлотцы заводят на корабле животных, которые служат для забавы и развлечения. По большей части это — собаки, иногда — медвежата, изредка — другие звери. Нельзя сказать, чтобы это было хорошим обычаем. Польза от этих животных в виде развлечения, которое они могут доставить, всегда меньше тех неприятностей, какие они могут причинить. Животные всегда увеличивают грязь на корабле, могут, особенно собаки, заразить глистами и некоторыми накожными болезнями, могут мешать при работах, особенно спешных, когда все на корабле оживленно заняты своим делом. Могут от них произойти и несчастные случаи, особенно от медвежат, которых в конце концов всегда приходится убивать, если их не успеют вовремя сдать в зоопарк. Поэтому лучше животных на корабле не держать.