Когда поезд железной дороги с грохотом пройдет через Сакмарский мост и, тяжело пыхтя, станет медленно подниматься на последнюю перед г. Оренбургом гору — влево от полотна железной дороги промелькнет небольшая деревушка — неказист ее вид: маленькие хибарки ютятся одна на другой, на площади сиротливо возвышается бедная церковь. Но эта деревушка заслуживает большего внимания.
Когда то данным давно под именем Бердск существовала она на месте нынешнего Оренбурга и только после заложения последнего Генералом Штокманом 19 апреля 1743 года была перенесена на реку Сакмару и стала величаться Бердскою крепостью.[1]
В тяжелую годину, в эпоху ужаса и крови, во время террора Пугачева она была резиденцией мнимого Петра III. Отсюда он руководил осадою Оренбурга, здесь подкараулил Чернышева, разбил его, взял в плен и повесил вместе с 32 другими офицерами, отсюда Пугачев делал свои поездки в Уральск или как тогда его звали Яицк, к своей жене Устинье, первой красавице Уральского войска; здесь наконец Пугачев стремился найти забвение в разгуле, в безумных оргиях. Здесь погибла несчастная Харламова, взятая Пугачевым при осаде одной из крепостей и сумевшая настолько покорить самозванца, что его сообщники стали бояться ее влияния и потребовали смерти несчастной женщины. Она здесь же, в этой Бердской крепости, была застрелена вместе с своим малолетним братом и трупы несчастных жертв долгое время валялись неубранными. Отсюда наконец Пугачев бежал в свои родные степи, после поражения под Татищевым бежал для того, чтобы собравшись с силами, снова поразить Поволжье ужасом и кровью.
Такими образом, при первой же встрече с г. Оренбургом на вас пахнет исторической стариной, пред вами встанут картины, полные мрачного драматизма!
Но вот поезд поднялся в гору и если день ясен если нет ветра — панорама Оренбурга не скроется за облаком пыли, а развернется перед взором путника, направо покажется маячная гора с белыми лагерными постройками; густой дым укажет на присутствие кирпичных заводов; блеснет на солнце своей стеклянной крышей паровозное здание стоящее внутри целого городка — главных мастерских Оренбург-Ташкентской железной дороги; налево от полотна запестреют маленькие домики предместья «Новый план», на огромной площади встанет Михаило-Архангельская церковь, и за нею полукругом женский монастырь, чудовищные богатыри Дон Кихота — ветрянные мельницы. В центре картины фундаментально высится грандиозный и вместе с тем изящный по архитектуре кафедральный соборный храм.
Пока поезд подойдет к вокзалу, позволим себе сделать маленькую историческую справку.