Железнодорожный вопрос в Оренбургской думе возникал несколько раз и отношение думы было, конечно, не одинаковое.
5 марта 1881 года дума заслушала записку о проведении Сибирской железной дороги через город Оренбург. Дорога по записке должна была проходить через Оренбург, Орск, Троицк и Тюмень. Оренбургская дума отнеслась к вопросу очень серьезно: не признавая себя компетентною в решении возбужденного кяхтинским купцом Орловым вопроса о направлении Сибирской железной дороги на г. Оренбург, дума определила: передать записку г. Орлова при письме городского головы в Оренбургский отдел Императорского географического общества и только тогда, когда последнее дало свое заключение, дума возбудила свое ходатайство.
Вообще вопрос о Сибирской железной дороге очень интересовал г. Оренбург. Он дебатировался очень подробно в Оренбургской печати, целые номера местной газеты Оренбургский Листок» были посвящены ему, печатались различные записки о вариантах дороги; Оренбургский отдел географического общества с своей стороны 17 января 1883 года назначил премию за указание наивыгоднейшего направления означенной дороги.[10]
Следующим затем вопросом был вопрос о Илецкой солевозной дороге.[11] В этом вопросе отношение думы было совершенно иное. Дело в том, что ряд коммерсантов г. Оренбурга составил компанию для устройства дороги от г. Оренбурга до г. Илецкой Защиты, был выработан и утвержден устав этой дороги — правление и обратилось в Оренбургскую думу с просьбою отчуждения земли. Но дума нашла, что проведение Илецкой железной дороги отзовется вредно на торговых интересах г. Оренбурга и не только не отчудила земли под железную дорогу, но и постановила возбудить ходатайство о неразрешении проводить железную дорогу. В то время, когда состоялось означенное определение думы — как и это определение, так и сама Оренбургская дума подверглась значительным насмешкам со стороны прессы. Но Оренбургская дума поступила вполне правильно, делая подобное постановление: она сознавала и защищала интересы города. Дело в том, что с проведением Илецкой солевозной дороги центр ссыпки был бы перенесен из Оренбурга в Илецкую Защиту, — оттуда отправлять по железной дороге было бы и удобнее и дешевле, чем вести караваном в Оренбург.
Товарищество означенной дороги не получило гарантии от правительства и дело Илецкой солевозной дороги само собою умерло.
Составляя постановление о памятнике в честь открытия Оренбург-Самарской железной дороги Оренбургская дума между прочим отметила, что продолжение железной дороги в Туркестан является «исторической миссией для России — но для проведения этой миссии в жизнь потребовалось более четверти века»[12].
Начиная с 14 октября 1895 года Оренбургская дума чуть ли не ежегодно поднимала вопрос о Ташкентской железной дороге. В указанном выше году думе была доложена специальная записка о Ташкентской дороге, составленная М. Юдиным В этой записке рядом цифр, статистических данных доказывалось, что наивыгоднейшее направление Ташкентской дороги через Оренбург и что проведение дороги является насущно-необходимым. Дума постановила возбудить ходатайство о проведении дороги и послать даже особую депутацию в Петербург. Но Петербург взглянул на ходатайство с чисто бюрократической точки зрения — посылка депутации была признана «преждевременной», так как в министерстве путей сообщения еще не возбуждалось вопроса о проведении этой дороги. Но дума не успокоилась — 22 февраля 1896 года ходатайство повторяется, причем назначается депутация от думы губернатору, 24 сентября 1897 года по тому же самому вопросу командируется в Петербург заступающий место городского головы. 9 июля 1898 года новое ходатайство, наконец 26 марта 1900 года, вследствие телеграммы Юрова и Савинкова из Петербурга, дума посылает ходатайство по телеграфу и уполномачивает означенных лиц личным предстательством указать на невыгодность предполагаемого направления на Александровск-Гай. Такой проект возник в то время в министерстве. И благодаря таким настойчивым ходатайствам Ташкентская дорога прошла через Оренбург. Нельзя не отметить в этом случае ошибки, допущенной Оренбургскою думою. При проведении Ташкентской дороги, при постройке железнодорожного моста через Урал высказывалось предположение, чтобы с означенным мостом соединит и постоянный мост для езды. Дума не обратила должного внимания на этот вопрос и осталось таким образом при прежнем «паромном» способе перевоза во время весеннего половодия.
Наконец в настоящее время происходят изыскания железной дороги от Уральска до Сибирской железной дороги. Если и означенная дорога пройдет через Оренбург, то последний сделается значительным железнодорожным узлом. Меновой двор будет завозным пунктом — громадные складочные помещения, пустующие в настоящее время, будут сдаваться и будут всегда заполнены и благосостояние Оренбурга бесспорно возрастет — для Оренбурга наступит былая, золотая пора, когда в Оренбурге сосредоточивалась чуть ли не вся торговля с средней Азией.