Немые не всегда вместе с этим бывают глухие и могут посредством слуха получать понятие о самых отвлеченных предметах, могут научиться читать и писать и потому могут пользоваться гражданскими правами.

Глухонемые от рождения потому немы, что никогда не слыхали звуков. Глухонемые в правовом отношении, как умственно несостоятельные и слабые, должны занимать равную степень с тупоумными, если они не получили никакого образования. Они не только мало развиты, стоят на низшей степени развития, но у них и сам головной мозг бывает поражен. Поэтому нельзя ожидать, чтобы они наравне с другими могли понимать права и обязанности, хотя изредка. Они и достигают значительного психического развития. Но в подобных случаях проявляется более инстинктивность, чем произвол. Жизнь и наука доказали, что способности их настолько слабы, что их нельзя убедить в необходимости законов и справедливости наказаний. Даже образованные из них с трудом понимают это, потому что и самое лучшее образование не может возместить пробел, образуемый в духовной жизни глухонемого невозможностью для него воспользоваться посредствующим и животворным элементом речи обмениваться содержанием собственного сознания с таким же содержанием других людей. Образованные глухонемые должны быть приравниваемы к слабоумным, которые отличаются от тупоумных тем, что первые хотя и не лишены способности образования абстрактных, сверхчувственных представлений и суждений, но эта способность не достигает того богатства и ясности, каким отличается у здравомыслящих, тупоумные же лишены этой способности.