1862-й годъ

ДНЕВНИК

Ясно-Полянской школы.

За 1862-й годъ —

Начался съ 26 февраля[209]

Февраль 26. Понедѣльникъ

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. — Математика.

___________________________________

Морозовъ былъ усланъ (надо останавливать игранье). Игн[атка], Ром[ашка], Дан[илка], Ѳок[ановъ]. Задача уравненія — бассейнъ. Очень хорошо. Уничтоженіе знаменателя такъ и не поняли, оть торопливости. Вл[адиміра] Ал[ександровича]. Сокращали и приводили къ одному знаменателю отлично. Задалъ сложную задачу тройнаго правила.

___________________________________

Въ млад[шемъ] к[лассѣ]. Писаніе.

___________________________________

Начался урокъ съ 8 часовъ и продолжался до 11 часовъ — отступленіе отъ росписанія, по случаю поздняго прихода на классъ учителя математики. Много написали: Румянцевъ и Кирюшка изъ Русской Исторіи, a прочіе изъ Св[ященной] Исторіи В[етхаго] 3[авѣта]. — Румянцевъ отлично написалъ, какъ въ изложеніи, такъ и орфографически, Кирюшка — дурно. Прочіе очень обыкновенно. Каллиграфія въ упадкѣ; замѣчено Граф[омъ] обратить на это вниманіе. Да, я боюсь за себя, потому самъ не далекъ.

___________________________________

Въ Приготов[ительномъ]. Механ[ическое] Чтеніе.

___________________________________

Всегда велось обыкновеніе этотъ урокъ вести сообразно его назначенiю. Я же далъ имъ читать съ разсказомъ. Хрусловъ, Матвѣева и Владиміровъ читали изъ хрестоматіи «О Владимірѣ, сынѣ Святослава» — разcказали порядочно. Солдатиковъ, Матвѣевъ, Фролковъ, Гавриловъ и Ермилова «О Матвѣѣ» изъ книжекъ Ясной Пол[яны]. Всѣ разсказывали прекрасно. — Остальные — сказски Худякова и Аѳан[асьева], которыя, разсказываютъ теперь ужь безъ затрудненія.

___________________________________

Млад[шій] к[лассъ] и Пригот[овительный]. Св[ященная] Исторія.

___________________________________

[210] Разсказывали изъ Новаго Завѣта «О женѣ Самарянкѣ, Чудесный ловъ рыбы и Нагорной проповѣди Іисуса Хр[иста]. — Всѣ, исключая самыхъ меньшихъ, разсказывали. Спутываются иногда въ послѣдовательности.

___________________________________

Млад[шій] к[лассъ]. Математика.

___________________________________

[211] Попробовавъ всѣхъ вмѣстѣ, но меньшіе — не только меньшіе, но и 2-е отдѣленіе страшно слабы — механизмъ и только. Одна изъ главныхъ трудностей — находить случаи дѣленья и узнавать части неозначенныя. — Робки и скучливы до невозможности. Механически дѣлаютъ дѣйствія съ дробями. Келлеръ занимался славно съ частью 1-го отдѣленія.

___________________________________

Математика, самые младшіе.

___________________________________

Началъ съ дѣленья — не знаютъ и боятся меня — умноженье, вычитанье, сложенье, нумерація — тоже. Механизмъ въ формахъ сознанія. Я былъ обманутъ. Поручилъ Ромашкѣ. Онъ велъ классъ необычайно-спокойно, толково и не скучно. Самъ выдумывалъ задачи изъ жизни и недурно. —

П[етръ] В[асилъевичъ] прошу — заставляйте изъ старшаго класса по перемѣнкамъ учить математикѣ младшихъ. Ежели я не приду,[212] присылайте ихъ — очередныхъ учителей — ко мнѣ за наставленіемъ. — Переплетчикъ.

___________________________________

Приготов[ительный] к[лассъ]. Писаніе.

___________________________________

Въ этомъ классѣ прежде писали лучшіе ученики изъ Св[ященной] Исторіи В[етхаго] 3[авѣта], a худшіе подъ диктантъ. Нынѣ измѣнили старой привычкѣ; всѣ писали соч[ин]енія; темы для этихъ сочиненій выбирали сами произвольно. Владиміровъ, Михѣевъ и Гавриловъ удовлетворительно написали съ немалыми орфографическими ошибками. Остальные — что-то написали, кажется сносное по ихъ смыслу.

___________________________________

Въ стар[шемъ], млад[шемъ] и пригот[овительномъ] 1-го отд[ѣленія]. Чтеніе.

___________________________________

Для чтенія давалъ, кому что нравится. Мальчики стар[шаго] к[ласса] читали изъ русской исторіи съ большею охотою; только Исторію Погодина скучновато. 2-го отд[ѣленія] ученики книжку Св[ященной] Исторіи, a прочіе разныя книжки. Всѣ вообще читали и разсказывали съ охотою. — Предложено Граф[омъ] разнообразить чтеніе.

___________________________________

Февраль 27.

Вторникъ.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. Математика.

___________________________________

[213] Задачи изъ планиметріи — очень плохо. — Забыли много и могутъ забыть.

___________________________________

Младшій классъ. Писаніе.

___________________________________

Писали двое изъ Русской Исторіи, написали достаточно, прочіе изъ Св[ященной] Исторіи тоже со смысломъ. Думаю, помогло имъ вчерашнее чтеніе по книгѣ изъ Священной Исторіи. Потому что и нынѣ многіе съ дракой хватались за эту книжку.

___________________________________

Пригот[овительный] обоихъ отд[ѣленій]. — Чтеніе.

___________________________________

Кучками продолжали чтеніе Матвѣя. Нѣкоторые, и самые худшіе, «Сказски» Худякова. Всѣхъ заставлялъ разсказывать, и всѣ разсказывали порядочно.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. Постеп[енное] чтеніе.

___________________________________

Сами попросили себѣ читать изъ Русской Исторіи. Когда я посмотрѣлъ, о чемъ они будутъ читать, то увидалъ, что они не стали продолжать того, на чемъ я остановился съ ними въ разсказѣ оной, а нашли то, о чемъ имъ слѣдуетъ писать.

___________________________________

Пригот[овительный] к[лассъ]. — Писаніе.

___________________________________

Ученики перваго отд[ѣленія] приготовительнаго класса, нѣкоторые изъ 2-го отдѣленія, писали изъ Св[ященной] Исторіи. Хорошо запомнили послѣдовательность, но грамматика страдаетъ. Худшіе ученики писали подъ диктантъ.

Приказано Гр[афомъ] разнообразить писаніе: день изъ Св[ященной] Ист[оріи], другой разныя сочиненія, выдумываемыя ими самими.

___________________________________

Младшій классъ. — Математика.[214]

___________________________________

Густавъ Ѳедоровичъ.

Данилка велъ матем[атику] хуже другихъ.

___________________________________

Черченіе и Рисованіе.

___________________________________

Черченіе.

Es wurde die Seitenansicht des Schultisches gezeichnet.[215]

Рисованіе.

Младшій классъ и приготовительный Классъ: Матвѣевъ, Солдатиковъ, Владимировъ взяли новыя тетради.

[Рисунок пером.]

___________________________________

[216] Русская Исторія.

___________________________________

Этотъ предметъ для меня столько же знакомъ, какъ и для моихъ слушателей. Поэтому я прежде самъ прочту, а если не придется прочесть, то я беру живьемъ — руководства Водовозова или Погодина и прямо объясняюсь съ своими слушателями по книжкѣ. Во время нынѣшняго урока былъ Графъ; и я ужасно конфузился читать даже что еслибъ пришлось мнѣ разсказывать читанное, то право, къ стыду моему, я бы сталъ въ тупикъ. Мальчики всѣ разск[азали].

___________________________________

28 Февраля.

Среда.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. Математика.

___________________________________

[217] Задачи изъ правила смѣшенія. Я запутался. Алгебраически хуже. — Полезно задавать задачи показавъ впередъ рѣшеніе. —

___________________________________

Млад[шій] к[лассъ]. Писаніе.

___________________________________

Самъ я пришелъ въ классъ по зову. Засталъ мальчиковъ занятыми своимъ дѣломъ по распоряженію Графа, который пришелъ еще до назначенныхъ часовъ въ росписаніи. — Румянцевъ писалъ изъ Русской Исторіи хорошо и много. Банникова, Фокановъ и Ждановъ — изъ Св[ященной] Исторіи — тоже писали порядочно съ немногими грамматич[ескими] ошибками. —

___________________________________

Приготов[ительный] К[лассъ]. Чтеніе.

___________________________________

Всѣ читали и разсказывали: Хрусловъ, Рѣзуновъ изъ Русской Исторіи, Осиповъ изъ Св[ященно]й Исторіи. Прочіе продолжали читать «Матвѣя». Плохіе чтецы — сказски. Безъ исключенія всѣ разсказали. Вчера еще пріѣхалъ новый школьникъ, сынъ Священника — Димитрій Сахаровъ, который знаетъ читать и не много писать.

___________________________________

Млад[шій] Классъ. Математика.

___________________________________

<Задача изъ правила смѣшенія. Я запутался, но потомъ разобрался. Ариѳметич[ески] много легче. Надо>[218]

___________________________________

1) Задача: Ein Kaufmann hat 600 A[rschin] Tuch.[219]

Кириллъ купилъ: 1/4 A. 2 P. 50 к. стоитъ.

Дунькѣ купила: 50 A. 5 P. 15 к.

Купѣцъ далъ Дуньки два Аршина, которые ничего не стоитъ.

Васкѣ купилъ что осталось.

Все сукно которое купѣцъ продавалъ, онъ за него взялъ 2400 Рублей.

Сколько Аршинъ Васька взялъ, сколько денегъ заплатилъ за каждый Аршинъ? и т. п.

<2 Задача.

Въ бочкѣ было 2550 кружекъ.

Дунька взяла 2/8 + 150 Кружекъ

Васька взялъ 1/5, Тараска взялъ 1/12 + 50 Кружекъ и т. д.>

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] и приготов[ительный]. Писаніе.

___________________________________

Изъ Старшаго класса трое писали изъ Св[ященной] Ист[оріи] Нов[аго] Завѣта; а трое изъ Русской Исторіи. Богдановъ дописалъ изъ Св[ященной] Исторіи. Вообще писали лѣниво.

Младшіе ученики писали сочиненія и переписали на бумагу. Всѣ почти написали о масляницѣ.

___________________________________

[220]

Старший классъ. Сочиненья.
2-й классъ, математ[ика]. Черновъ.
Писали сочиненья — всё о театрѣ. Васька — о томъ, что бы онъ сдѣлалъ, коли бы попался въ плѣнъ. — Радуются на тетради — надо поддерживать эту охоту. Пожалуйста Петръ Васильичъ! — Ром[ашка] о ученьи. Кир[юшка] ни на шагъ не уступалъ Успенскому, — въ Андр. безсчастномъ. —
Черновъ плохо задаетъ задачи. Надо преостановиться въ дробяхъ и больше рѣшать. —

Часто въ мл[адшемъ] кл[ассѣ] М[орозовъ?] (особенно когда я в[хожу?]) возьметъ позоветъ меня, посмотритъ, улыбнется и больше ничего.

___________________________________

Св[ященная] Исторія.

___________________________________

Повторяли «съ Моѵсея до Давида». Разсказывали сами по порядку. Я ничего не подправлялъ. Сами разсказывали со всѣми подробностями и сами себя подправляли. Въ послѣдовательности разсказа не сбивались. Разсказъ производился безъ огня. Подъ конецъ урока ослабѣли, даже совсѣмъ залѣнились, тѣмъ болѣе когда услыхали музыку въ другой комнатѣ. Ужасно негодовали на себя за то, что они не въ старшемъ классѣ.

___________________________________

[221] Эксперименты.

Сѣрноводородный газъ — фосфорно водород[ный] газъ. Висмутъ бросали. Лакмусовая бумага.

___________________________________

Рисование.

Стар[шій] к[лассъ.] Zeichnung eines Quadrates in verschiedenen Lagen mit Hinweisung auf die Perspective.[222]

___________________________________

Мартъ 1. — Четвергъ.

Стар[шій] к[лассъ] 1-го отд[ѣленія]. Математика.

[223] Сначала всегда плохо — пока не расходятся — а я хуже всѣхъ — сержусь. — Повторилъ задачи смѣшенія и нѣсколько уравненій.

___________________________________

Стар[шій] кл[ассъ] 2-го отд[ѣленія]. Писаніе.

___________________________________

Писали нѣкоторые изъ Русской Исторіи, нѣкоторые изъ Св[ященной] Исторіи, написали изрядно. Румянцевъ лѣниво писалъ. Банниковой совсѣмъ не было. Прочіе обыкновенно. Впрочемъ Кирюшка сверхъ чаянія успѣлъ написать двѣ доски.

___________________________________

Млад[шій] К[лассъ] обоихъ отд[ѣленій]. Чтеніе.

___________________________________

Продолжаютъ читать «Матвѣя». Немногимъ осталось дочитывать. Нынѣ многіе дочитали. Обѣщаются разсказать всего сначала. Къ сказскамъ почти у всѣхъ охладѣла любовь. Развѣ мальчика три еще мучаютъ [?] ихъ, и то вяло. — Даю читать Хрестоматію. Понимаютъ, да не слишкомъ.

___________________________________

Законъ Божій.

___________________________________

Всѣмъ было мною объяснено о Великомъ постѣ, — иначе почему сей постъ называется Св[ятая] четыредесятница, какъ надобно проводить сей постъ. Было слышно возраженіе отъ ученика Кирилла Иванова, что не всѣ люди постъ и сей соблюдаютъ; нѣкоторые скоромное ѣдятъ, основываясь на словахъ Св[ященнаго] писанія, что входящее въ уста не сквернитъ, но сквернитъ исходящее изъ устъ. То и другое не спасительно! Примѣръ І[исуса] Христа выше всѣхъ словъ и достоинъ подражанія для всѣхъ Христіанъ, особенно православныхъ.

Священникъ К. Пашковскій.

___________________________________

[224] Рисованіе. Младшій классъ и приготовительный классъ.

___________________________________

Zwei neue Schüler, Арбусовъ und Сахаровъ zeichneten sogleich nebenstehende Figur mit den Übungen[?][225]

[Рисунок]

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 1-го отд[ѣленія]. Писаніе.

___________________________________

Писали изъ Русской Исторіи почти всѣ, исключая Чернова, который пишетъ Св[ященную] Исторію Н[оваго] З[авѣта]. Позабывъ послѣдовательность въ своемъ разсказѣ, онъ просилъ меня напомнить ему, но я отказалъ ему въ этомъ. Тогда-то у Чернова полились потоки горячихъ слезъ. Сочувствуя его непотдѣльному горю, я подсказалъ ему. И дѣло у него пошло чередомъ.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] чтеніе, во всѣхъ прочихъ математика.

___________________________________

Два старшихъ ученика: Богдановъ и Морозовъ занимались математикой съ меньшими. Прочіе читали изъ Русской исторіи то, что слѣдовало имъ писать.

___________________________________

Русская Исторія.

___________________________________

Читалъ «о нашествіи Батыя на Русь». Ученики старшаго и нѣкоторые изъ младшаго класса поняли хорошо. Большая часть не поняли. Дѣвки всѣ, исключая Банниковой, баловались. —

___________________________________

Мартъ 2-е — Пятница.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 1 от[дѣленіе]. Математика.

___________________________________

[226] Началъ дѣлать по книжкѣ — задачу помноженья на два, и классъ пропалъ даромъ. Хотѣлъ найти формулу прогресіи и не нашелъ.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 2-го отд[ѣленія]. Писаніе.

___________________________________

Одна Банникова продолжала писать изъ Св[ященной] Исторіи. — Прочіе переписывали свои сочиненія. — Румянцевъ о дѣдушкѣ, Фокановъ о свадьбѣ, Ждановъ о прогулкѣ съ товарищемъ.

___________________________________

Млад[шій] к[лассъ] обоихъ отд[ѣленій]. Чтеніе.

___________________________________

Читали изъ Русской Исторіи, нѣкоторые изъ «бесѣдъ для солдатъ». Всѣ разсказали по немногу.

___________________________________

Стар[шій] К[лассъ] 2-го отд[ѣленія]. Математика.

___________________________________

[227] Млад[шій] кл[ассъ]. Математика.

___________________________________

Aufgaben in der Art und Weise wie die folgende, welche wir zuerst aufgelöst haben:

In einer Kasse sind 6000 Rubel.

A nimmt 3 mal so viel als В und noch 100 Rubel, С aber nimmt 4 mal so viel als В weniger 250. Wie viel nahm Jeder?[228]

Experimente.[229]

1) Niederschlag von Metallen durch SH aus ihren Auflösungen.[230]

2) Selbstentzündung von Phosphor auf Kohlenpulver. Auflösung von P. in Äther.[231]

3) Die Lösung auf Zucker gegossen und desselben in kochendes Wasser geworfen. Selbstenzündung der aufsteichenden Gase.[232]

4) Leuchten der mit der Äther-Lösung befeuchtetem und geriebenen Hände.[233]

___________________________________

Старшій Кл[ассъ]. Рисованіе.

___________________________________

Fortsetzung der Zeichnung eines Quadrates in verschiedenen Lagen. — Хрусловъ muss in die zweite Classe veraltet werden.[234]

___________________________________

Математика въ млад[шихъ] к[лассахъ] об[оихъ] отд[ѣленій].[235]

___________________________________

Занимались ученики старшаго класса, Макаровъ и Козловъ Д[анилка] — задавали 1-му отд[ѣленію] на всѣ четыре дѣйствія; а 2-му отдѣленію на сложеніе и вычитаніе задачи. —

___________________________________

Священная Исторія.

___________________________________

Продолжали повтореніе съ Саула и до конца В[етхо]-Зав[ѣтной] Исторіи. — Разсказывали безъ меня. Пѣніе, бывшее въ это время, много ихъ соблазняло, и они разсѣявались. Приходилъ къ нимъ безпрестанно. Много было шуму и не охотно велся разсказъ.

___________________________________

Мартъ 3.

Суббота.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. 1-е отдѣленіе Математика.[236]

___________________________________

1) Искали формулы и кое-что нашли сами.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 2-е отд[ѣленіе]. Писаніе.

___________________________________

Продолжаютъ писать кто изъ Русской, а кто изъ Св[ященной] Исторiи. Фокановъ пришелъ позднѣе другихъ и написалъ скорѣе всѣхъ, только со многими ошибками, потому что спѣшилъ догнать своихъ товарищей.

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы] обоихъ отд[ѣленій]. Чтеніе.

___________________________________

Читали изъ Русской Исторіи и изъ Солдатскаго чтенія. — Многіе не разсказали какъ слѣдуетъ. Другихъ книгъ для чтенія не достало — отданы въ переплетъ.

___________________________________

Рисованіе.[237]

___________________________________

Alle Classen zusammen. Es wurde sehr gut gezeichnet. [Pисунок.] Румянцовъ am besten.[238]

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 2-го отд[ѣленія.] Математика.

___________________________________

Gleichungen mit scheinbar zwei unbekannten Grössen, z.B.: Ein Mann hat х Kinder und у Äpfel; wenn er jedem Kinde 6 Äpfel giebt, so hat er 2 zu wenig, giebt er aber nur 5 Äpfel, so behält er drei übrig. Wie viel Kinder und wie viel Äpfel? etc.[239]

___________________________________

Март 5. — Понедѣльникъ.

___________________________________

[240] Старш[ій] кл[ассъ]. Математика.

Протвердили прогрессіи. Все берутъ на память. Потомъ задачи изъ разложенія на части, — разность — между двумя числами и ихъ частное. —
Черн[овъ]
— 4
Ѳокан[овъ]
— 4
Мороз[овъ]
— 4
Макар[овъ]
— 4
Козл[овъ]
— 4
Богдановъ
— 4
Начинаю сначала.

___________________________________

Стар[шій к[лассъ] 2-го отд[ѣленія]. Писаніе.

Продолжаютъ писать.
Румянцевъ
— 5.
Банник[ова]
— 3.
Фокановъ Т.
— 4.
Ждановъ
— 3 +.
Ивановъ
— 4. +
Козловъ А.
— 4.
Банникова въ каллиграфіи очень плоха; а Ждановъ въ орѳографіи.
Страница из „Дневника Яснополянской школы“ с записями Л. Н. Толстого, П. В. Морозова, Г. Ф. Келлера и учеников. Размер подлинника.

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы] обоихъ отд[ѣленій]. Чтеніе.

Осипов М.
— 5.
Xрусловъ
— 5.
К. Осиповъ
— 4 +
Соколовъ
— 5.
Арбузовъ
— 3.
Поляковъ
— 5.
Сахаровъ
— 3 —
Михѣевъ
— 4.
Цвѣтковъ
— 3.
Владим[іровъ]
— 5.
Поликѣевъ
— 3.
Матвѣевъ
— 5.
Ермилова
— 4.
Осиповъ А.
— 5.
Кондаурова
— 3.
Солдатиковъ
— 5.
Матвѣева
— 3.
Кондауровъ
— 4.
Фролковъ
— 3.
Рѣзуновъ
— 5.
Копылова
— 2.
Гавриловъ
— 5.

Читали изъ книгъ Солдатская книжка.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 1-го отд[ѣленія] Писаніе.

Черновъ
— 4.
Ѳокановъ
— 5.
Макаровъ
— 5 +
Морозовъ
— 5.
Козловъ Д.
— 4.+
Богдановъ
— 4 +.

Продолжаютъ писать изъ Русской Исторіи. —

Во время класса Ермилова и Матвѣевъ оттаскали за волоса Ромашку безъ всякой причины. —

Присудили оставить безъ обѣда.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 2-е отд[ѣленіе]. Чтеніе.

Козловъ А.
— 3.
Румянцевъ
— 3.
Ивановъ
— 3.
Банникова
— 3.
Ждановъ
— 3.
Ѳокановъ
— 3.

Давалъ читать «Бесѣды Золотова», никто не разсказалъ.

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій]. Писаніе.

___________________________________

Первое отд[ѣленіе] писали заданныя сочиненія. Младшіе — подъ диктантъ.

___________________________________

Священная Исторія — послѣ Рисованія.

___________________________________

Со всѣми мальчиками разсказывалъ изъ Св[ященной] Исторіи сперва Bетхаго, a потомъ Новаго Завѣта. Старшіе только могутъ хорошо разсказывать, a прочіе недостаточно. Стали скучать. Многіе уснули. —

___________________________________

Законъ Божій.

___________________________________

Самымъ младшимъ ученикамъ было преподано буквальное изученіе молитвъ первоначальныхъ, среднимъ объяснялся смыслъ духовный молитвъ, употребляемыхъ при Богослуженіи Церковномъ, именно во время часовъ и утрени. Старшіе довольно смышлено усвоили таковый смыслъ, по знакомству съ Свящ[енною] Исторіею, средніе недостаточно, посему и предположено, въ слѣдующій разъ, тоже повторить.

Свящ. Пашковскій.

___________________________________

[241] Рисованіе.

___________________________________

Die Stunde fiel auf den Nachmittag. Wir zeichneten wegen hereinbrechender Dämmerung nur die beistehende einfache Figur.

Die Schüler waren sehr unruhig.[242]

[Pисунок]

___________________________________

Мартъ 6-е. Вторникъ.

___________________________________

[243] Математика. Старшій и 2-й классъ.

___________________________________

Началъ съ нумераціи съ старшими и старшими[244] 2-го класса. Значеніе значковъ десятичныхъ, простыхъ дробей и уравненій. — Сашка въ толпѣ ничего не можетъ дѣлатъ. — Я велъ дѣло плохо. Какъ будто ничего не вышло.

Ч[ерновъ]
— 5.
М[орозовъ]
— 5.
М[а]к[аровъ]
— 5.
Ѳок[ановъ]
— 5[245].
Д[анилка]
— 5[246].
Р[омашка] Б[огдановъ]
— 5.

[245][246]

___________________________________

Млад[шій К[лассъ]. — 2-го отд[ѣленія]. — Чтеніе.

Ученики:
Рѣзуновъ
— 4. +
Д. Сахаровъ
— 3.
К. Осиповъ
— 4.
Г. Копылова
— 2.
М. Осиповъ
— 4.
О. Матвѣева
— 4.
Д. Фролковъ
— 2.
А. Кондаурова
— 2.
Н. Цвѣтковъ
— 2.
Арбузовъ
— 3.
Н. Гавриловъ
— 5.
И. Бузняковъ
— 3.
Ив. Поликѣевъ
— 2.
В. Кузнецовъ
— 3.

Читали разныя сказски и «Матвѣя». Ольгушка учила мальчиковъ нов[ыхъ].

___________________________________

Старшій кл[ассъ.] Геометрія.[247]

___________________________________

Ganz von Vornen angefangen.

Eine Linie in der Ebene. Richtung; Bestimmung derselben: Länge Zwei Linien. 1) Parallel oder 2) sich schneidend.

Nebenwinkel und Scheitelwinkel.

Drei Linien. 1) Alle 3 parallel.

2) 2 parallel von der dritten durchschnitten.

3) Keine der andern parallel. Dreieck.

Für 2 Aufzählung der entstehenden verschiedenen Winkelpaare.[248]

___________________________________

[249] Математика. Сочиненья. Старш[іе] и втор[ые.]

Задавали задачи изъ сложенья, вычитанья, умноженья. Задалъ было дѣленье, но они не понимали, вытаращили глаза, такъ и бросили.
Читалъ всѣ сочиненья. Дунька, Черновъ и Ѳ
окановъ очень хороши сочиненья.

___________________________________

Гавриловъ
— 4 +
Во всѣхъ классахъ, исключая пѣвчихъ, Русская Исторія.
Цвѣтковъ*
— 3 +
Арбузовъ
— 3 —
Д. Сахаровъ
— 3 +
Кон[стантинъ] Осиповъ
— 5
Заставлялъ повторять изъ Русской Исторіи. Началъ Ромашка. Всѣ ученики Старшаго Класса и другіе знающіе были лучшими разскащиками для меньшихъ и ничего не знающихъ. Самъ я ни слова не подсказывалъ.
Фролковъ
— 5 —
М. Осиповъ
— 5
Г. Копыловъ
— 3
Кондаурова
— 3 +
Матвѣева
— 2
Полекѣевъ
— 5
Резуновъ
— 5

___________________________________

Мартъ 7-е.

Середа.

___________________________________

[250] Математика объяснительная сначала.

___________________________________

О сложенiи и вычитанiи — уравненія, опять нумерація, дроби. Игнатка калмыжничалъ. Я срамилъ его. Уничтоженіе членовъ уравненій. — Тараска еще малъ.

Ч[ерновъ]
— 5
Т[араска]
— 4
М[о]р[озовъ]
— 5
Б[а]нн[икова]
— 5
Иг[натка]
— 4
Жд[ановъ]
— 3
Д[анилка]
— 5
Кир[юшка]
— 5
Р[омашка]
— 5

___________________________________

Млад[шій] К[лассъ]. — Чтеніе и Математика.

Матвѣева
— 4 — 5
М. Сахаровъ
— 2 — 4
Солд[атиковъ]
— 5 — 5
[1 неразобр.]
— 1 — 1
Соколовъ
— 5 — 5
М. Осиповъ
— 5 — 5
Михѣевъ
— 4 — 4
Арбузовъ
— 4 — 1
Eрмилова
— 1 — 4
Копылова
— 1 — 5 +
Xрусловъ
— 4 — 5
Фролковъ
— 3 — 0
Рѣзуновъ
— 3 — 4
Поликѣевъ
— 4 — 1
Кондаур[ова]
— 3 — 3
Влaдимировъ
— 4 — 5

Читали о Матвѣѣ и разныя статейки, сказски и м[ногое] др[угое]. Но многіе порядочно разсказали. Нѣтъ сподручныхъ книгъ.

___________________________________

Геометрія.

Мокаровъ
5

Verhältniss der Winkel bei durchschnittenen Parallelen.[251]

Козловъ
4
Морозовъ
4
Ѳокановъ
4
Румянцевъ
3 +
Ивановъ
4 +
Банникова
4

[251]

___________________________________

Старшій классъ

Рисованіе.

Мокаровъ
5 +

Das Kästchen der Rechen-Maschine in verschiedenen Lagen.

Морозовъ
5
Черновъ
5

Банникова, Ѳокановъ и Ждановъ zeichneten ein Quadrat in 3 Lagen.[252]

Ивановъ
4 +
Ѳокановъ
5
Козловъ
5
Румянцевъ
4 +
Банникова
5
Ѳокановъ
3
Ждановъ
3 +

[252]

___________________________________

Чтеніе въ стар[шемъ] к[лассѣ] 2-го отд[ѣленія] и млад[шемъ] к[лассѣ] — 1-го отд[ѣленія].[253]

Румянцевъ
— 4 —

Читали разныя книжки; двое только изъ Русской Исторіи. Много было шуму, безпрестанно дрались, особенно Румянцевъ.

Ждановъ
— 4 +
Ѳокановъ
— 0
Козловъ
— 1
Банникова
— 4 +
Хрусловъ
— 4 +
Солдатиковъ
— 3
Поляковъ
— 4 +
Соколовъ
— 5
Владиміровъ
— 5
Михѣевъ
— 4
Матвѣевъ
— 4 +

___________________________________

Писаніе въ стар[шемъ] к[лассѣ] 1-го отд[ѣленія] и млад[шемъ] к[лассѣ] 2-го отд[ѣленія]

Макаровъ
— 4

Писали различныя сочиненія. Кому вздумается узнать достоинство ихъ, тотъ потрудись развернуть ихъ тетрадки.

Морозовъ
— 5
Богдановъ
— 4 +
Черновъ
— 5
Д. Козловъ
— 4 +
Рѣзуновъ
— 4.
М. Осиповъ
— 2.
Ермилова
— 3
Матвѣева
— 2
Кандаурова
— 2
Гавриловъ
— 3 +
Сахаровъ
— 4
Арбузовъ
— 1.

___________________________________

Русская Исторія

___________________________________

[254] Читалъ объ Павлѣ, Екат[еринѣ], Алекс[андрѣ], Напол[еонѣ], Николаѣ и А[лександрѣ] II. Черн[овъ] волновался, вообще очень удачно для взрослыхъ.

Черн[овъ]
— 5
Богд[ановъ]
— 5
Да[анилка]
— 5
М[акаровъ]
— 5
Д[унька]
— 5
М[орозовъ]
— 5
Ѳ[окановъ]
— 5
остальные плохо.

___________________________________

Мартъ 8-е. Четвергъ.

___________________________________

Стар[шіе] к[лассы] обоихъ отдѣл[еній]. Математика.

___________________________________

Сложенье, вычитанье, дѣленье, умноженье. Алгебраиче[ски?] очень хорошо понимали, исключая маленькихъ. Отношеніе множителей.

Ч[ерновъ]
— 5
Б[огдановъ]
— 5
М[акаровъ]
— 4
Д[анилка]
— 4
Мор[озовъ]
— 5
Ду[нька]
— 4
Сал[?]
— 3
Т[араска]
— 3
К[ирюшка]
— 4
Жд[ановъ]
— 3
Ѳ[окановъ]
— 4[255]

[255]

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы] обоихъ отд[ѣленій]. Писаніе и чтеніе.[256]

п. ч.

Ученики:

Хрусловъ
— 4 — 5

Всѣ писали и читали поперемѣнно. Ученики 1-го отдѣленія писали на бумагѣ изъ Св[ященной] Исторiи; 2-го отд[ѣленія] подъ диктовку; читали же всѣ съ разсказомъ. — Требуютъ понятныхъ книжекъ. Наскучили всѣмъ мальчикамъ учителямъ новые мальчики — до сихъ поръ плохо знаютъ буквы.

Владим[іровъ]
— 4 — 4
Матвѣева
— 5 — 4 +
Михѣевъ
— 4 — 4 +
Соколовъ
— 5 — 5
Поляковъ
— 5 — 5
Кондаурова
— 4 — 5
Солдатиковъ
— 4 — 5
Рѣзуновъ
— 4 — 5
К. Осиповъ
— 4 — 4
Ермилова
— 3 — 3
Гавриловъ
— 4 — 4 +
Сахаровъ
— 3 — 3
Матвѣевъ
— 3 — 3
М. Осиповъ
— 3 — 4
А. Осиповъ
— 4 — 4
Фролковъ
— 3 — 3
Поликѣевъ
— 3 — 2
Копылова
— 2 — 2
Кондауровъ
— 2 — 2
Арбузовъ
— 2 — 2
Кузнецовъ
— 2
Бузняковь
— 3

___________________________________

Геометpiя.[257]

Богдановъ
5 +

Wiederholung der Winkel für die Parallelen.

Черновъ
5 +
Ивановъ
5

Aufstellung der Gleichungen für drei nicht parallele Linien im Bezug auf parallele Linien. Durchschnitt dreier Linien: Dreieck. Summe der Innen-und Aussenwinkel desselben.

Румянцевъ
5
Банникова
5
Т. Фокановъ
4
Д. Козловъ
5
Ал. Козловъ
4

Vier Linien.

И. Фокановъ
4 +

1) 4 Parallel. 2) 3 Parallel. 3) je zwei Parallel und zwei parallel und 2 ungleiche 4) alle 4 ungleich, laufend.

[258]

___________________________________

Въ млад[шихъ] к[лассахъ] обоихъ отд[ѣленій]. Математика.

Солдат[иковъ]
5 +
Ермил[ова]
5 —
Хрусловъ
5 +
Сахаровъ
4
Кондаур[ова]
4
М. Осиповъ
5 —
Матвѣева
4 +
К. Осиповъ
4 +
Поля[ковъ]
4 —
Фролковъ
3
Сокол[овъ]
3 +
Матвѣевъ
Михѣевъ
4 +
Копылова
3
Рѣзуновъ.
3
Кондауровъ
2
Владим[іровъ]
3 +
Судаковъ [?]
4
Поликѣевъ
3
Арбузовъ
1 +

___________________________________

[259]

Задалъ я задачу сперва. Купилъ одинъ купецъ столько то ржи и за плотилъ столько то р. и к. и продовалъ за столько то. Спрашивается, сколькоже борыша взялъ, и еще протчіи задачи задовалъ. Одну задалъ задачу, всѣ молчатъ. Только сказалъ Капитонъ, а за нимъ Xрусловъ.

Задавалъ задачи: у одного купца столько то орѣховъ, онъ роздалъ столько и дали ему столько. Потомъ задалъя задачу. 80 ч[етвертей] ржи и за каждую мѣру 25 коп. с. спрасилъ я что нужно сдѣлать, всѣ молчатъ только отвѣтилъ [?] Ермилова некоторы[я] подобно задавалъ задачи.

___________________________________

[260] Законъ Божій.

___________________________________

Старшіе ученики: Богдановъ, Черновъ, Ивановъ, Румянцевъ, Морозовъ, Макаровъ, Банникова по 5 +, Т. Ѳокановъ, Д. Козловъ по 5-ти, А. Козловъ, И. Ѳокановъ + 4, сред[ніе]

уч[еники]
Хрусловъ
4

Младшіе ученики узнали молитвы, старшіе и средніе службу часовъ, 1, 3, 6, и девятаго.

Поляковъ
4
Владимировъ
4
Матвѣевъ
4
Михѣевъ
4
Соколовъ
4
Кандауровъ
4
Солдатиковъ
4
Рѣзуновъ
4
К. Осиповъ
4
Ермилова
4
Гавриловъ

[261]

4 +
Сахаровъ
3
Матвѣева
3
М. Осиповъ
3
А. Осиповъ
3
Фролковъ
3
прочіе же по
2 +

[261]

___________________________________

Писаніе въ стар[шихъ] к[лассахъ] обоихъ отд[ѣленій].[262]

___________________________________

Продолжали писать изъ Русской и Священной Исторій.

Богдановъ
5

В млад[шихъ] к[лассахъ] чтеніе.

Чер[новъ]
5

Давалъ читать безъ разбору, почти никто не разсказалъ. Былъ выговоръ за безалабарщину въ чтеніи; отговаривался неимѣніемъ подручныхъ книжекъ.

Мор[озовъ]
5
Макаровъ
5
Ѳокан[овъ]
5
Д. Козловъ
4 +
Рум[янцевъ]
5
Т. Ѳок[ановъ]
4
Банник[ова]
4
А. Kозловъ
4
Ивановъ
4

___________________________________

[263] Рисованіе. Млад[шіе] кл[ассы].

___________________________________

Wegen einer Anzahl neuen und zurückgebliebenen Schülern mussten wir noch einfache geradlieg[ende] Figuren zeichnen[264]

[Рисунок.]

___________________________________

Св[ященная] Исторія.

___________________________________

Заставилъ Чернова читать по Библіи. Читалъ понятно и иныя слова объяснялъ. Если же затруднялся, я ему въ этомъ помогалъ. Дѣло шло чередомъ. Иногда увлекались пѣніемъ, заслушивались, и на нѣсколъко минуть прерывали нить своего разсказа. — Всѣ, исключая дѣвокъ, хорошо поняли. —

___________________________________

Мартъ 9-е число. Пятница.

___________________________________

Стар[шіе] к[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій]. Математика.

___________________________________

[265] Алгебраическія дѣйствія. Степени — на числахъ (а2 : а2 = 1, а2 : а3 = 1 — а)[266]. Ошибся, что можно всѣ дѣйствія понять [?] легко ариѳметически

Д[унька] Б[анникова]
— 5 +
Кир[юшка]
— 5
Пап [?]
— 3
С[ашка] К[озловъ]
— 5
М[орозовъ]
— 4
Мак[аровъ]
— 4
Дан[илка]
— 4
Ром[ашка]
— 4
Черн[овъ]
— 4
Ѳ[окановъ]
— 5

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій]. Чтеніе и писаніе.[267]

Ученики:

Хрусловъ
— 5
— 4

Читали и писали поперемѣнно. Ученики перваго отд[ѣленія] продолжали писать изъ Священной Исторiи, а 2-го отд[ѣленія] подъ диктантъ. Читали же съ разсказомъ Хрестоматію.

Соколовъ
— 5
— 5
Поляк[овъ]
— 5
— 5
Солдатиковъ
— 5
— 4 +
Матвѣева
— 4
— 4
Владим[iровъ]
— 4
— 4
Рѣзуновъ
— 4
— 3
К. Осиповъ
— 3
— 3
Сахаровъ
— 3 +
— 2
Гавриловъ
— 5
— 4
Матвѣевъ
— 3
— 3
Кондауровъ
— 2
— 2
Кандаурова
— 1
— 2
Цвѣтк[овъ]
— 3
— 3
Арбузовъ
— 2
— 2
Поликѣевъ
— 3
— 3

___________________________________

[268] Геометрія.

Богдановъ
5

Wiederholung und weitere Ausführung des gestern abgehandelten.

Черновъ
5
Морозовъ
5

Bestimmung der Gleichheit der gegenüberliegenden Winkel im Parallelogramm und Bestimmung der Summe deг Innen-und Aussenwinkel desselben. Vier beliebig laufende Linien.

Мокаровъ
5
<Д. Козловъ>
Ивановъ
5
Банникова
5
А. Козловъ
4

Viereck. Bestimmung der Innen-und Aussenwinkel.[269]

Жданов
3

[269]

___________________________________

[270] Въ млад[шихъ] кл[ассахъ] об[оихъ] от[дѣленій]. Математика.

Кон. Осиповъ
— 4 +
Поляковъ
— 5
Гавриловъ
— 5 —
Солдатиковъ
— 5
Кондаурова
— 2
Фокановъ
— 5
Матвѣева
— 3
Матвѣевъ
— 4 —
Цвѣтковъ
— 2
Соколовъ
— 5
Копылова
— 3
Резуновъ
— 5
Полекеевъ
— 4
Владиміровъ
— 5 +
Арбузовъ
— 2
Xруслoвъ
— 5
М. Осиповъ
— 4 +
Д. Сахаровъ
— 3

___________________________________

[271] Старшій кл[ассъ] об[оихъ] отд[ѣленій.] Рисованіе.

Черновъ
5 +
Мокаровъ
5
Ѳокановъ
4 +

[Рисунокъ]

Д. Козловъ
4 +
Морозовъ
4 —

Nach der Natur[272]

Богдановъ
4 —
Ивановъ
4
А. Козловъ
4

[Рисунокъ]

Банникова
4
Ждановъ
4

[272]

___________________________________

Чтеніе въ млад[шихъ] к[лассахъ] об[оихъ] отд[ѣленій]. — Писанiе въ ст[аршихъ] к[лассахъ] об[оихъ] отд[ѣленій].

___________________________________

За неимѣніемъ книгъ отданныхъ въ переплет читали сказски Худякова, разсказали разумѣется всѣ прекрасно.

Писали сочиненія — ученики стар[шихъ] к[лассовъ] лучшіе писали прямо на бумагу безъ поправокъ. Очень немногіе писали съ поправками.

___________________________________

Русская Исторія.

___________________________________

Продолжалъ разсказывать «о дѣтяхъ Ярослава М[удра]го — Изяславѣ, Святославѣ и Всеволодѣ». Очень не многіе могли разсказать какъ слѣдуетъ. Во время разсказа скучали.... По приходѣ въ классъ Г. Келлера, спросивъ у него, будутъ ли эксперементы? и получивъ отвѣтъ — нѣтъ! они съ крикомъ ура! выскочили изъ класса, сколько я не останавливалъ ихъ — в 7½ ч. вечера. Это ужасно меня разстроило и я вслѣдъ имъ кричалъ, что завтра имъ припомню. — A чѣмъ я могъ отомстить, это было ничто иное какъ помѣщеніе [?] своего оскорбленнаго самолюбія.

___________________________________

Мартъ — 10-е число — Суббота.

___________________________________

Стар[шіе] к[лассы] об[оихь] отд[ѣленій.] Математика.[273]

Черновъ
5
Морозовъ
4
Богдановъ
5

Übungen für Algebra.[274]

Мокаровъ
3 +
Ивановъ
4
Ѳокановъ
4
Баникова
4 +
Ждановъ
2

[274]

___________________________________

Млад[шій] к[лассъ] 1-го отд[ѣленія.]

Писаніе

— 2-го отдѣленія. Чтеніе.

Солдатиковъ
— 4
К. Осиповъ
— 4
Ѳокановъ
— 5
М. Осиповъ
— 5
Матвѣевъ
— 4 +
А. Осиповъ
— 4 +
Владиміровъ
— 4
Ермилова
— 5
Поляковъ
— 5 —
Гавриловъ
— 5
Соколовъ
— 4 +
Матвѣева
— 3 +
Хрусловъ
— 4 —
Кондаурова
— 2
Сахаровъ
— 5

Продолжали писать изъ Священной Исторіи. Хрусловъ, не нашедъ своей тетради, не писалъ на ней. —

Фролковъ
— 4
Поликѣевъ
— 4
Цвѣтковъ
— 4
Копылова
— 2
Арбузовъ
— 2
Кузнецовъ
— 2

Почти всѣ разсказывали потомъ что читали сказски.

___________________________________

Стар[шіе] к[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій]

Геометрія

Мокаровъ
5
Морозовъ
5

Das Parallelogramm[275]

Ѳокановъ
3
Ивановь
4
Баникова
4
Ждановъ
3

[275]

___________________________________

[276]

Млад[шіе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій.]

Математика.

Поляковъ
— 5
Н. Гавриловъ
— 5
Солдатиковъ
— 5
О. Матвѣева
— 3 +
Матвѣевъ
— 5
Д. Сахаровъ
— 3 +
Т. Ѳокановъ
— 5
Д. Фролковъ
— 3 +
Xрусловъ
— 5
И. Полекеевъ
— 3 +
Соколовъ
— 4 +
Н. Цвѣтковъ
— 3 +
Владиміровъ
— 4 +
Агра[фена] Копылова
— 3
К. Осиповъ
— 5
А. Кондаурова
— 3
М. Осиповъ
— 4 +
С. Арбузовъ
— 2
П. Ермилова
— 4 +

1 купецъ 2562 рубля неизвесно число коровъ и за каждую корову платилъ 5 рублей и потомъ продовалъ 7 рублей.

Задача умноженія: въ одной печи накладовалось 15 поленъ, то сколько въ двадцать печей накладется.

Задачи задовали изъ дѣленія въ 4-хъ анбарахъ 52730 четвертей ржи, то сколько въ 1-мъ анбарѣ будетъ ржи?

___________________________________

Старшій Кл[ассъ].

Черченіе.[277]

[277]

Черновъ
4
Морозовъ
4 +

Untere Ansicht des Schultisches.[278]

Богдановъ
5
Мокаровъ
5 +
Ѳокановъ
4 +
Ивановъ
4 +
Xрусловъ
3

[278]

___________________________________

Младшій классъ.

Бесѣды.

П[етръ] В[асильичъ] читалъ о лѣтѣ. Кост[юшкѣ] нравилось очень. Я прочелъ о междуцарствіи — разсказали очень хорошо. — Заставилъ ихъ учить другъ друга. — Очень удачно — три раза повторили. Совѣтую П[етру] В[асильичу] дѣлать всегда такъ. —

Д[анилка]
— 5
Сол[датиковъ]
— 5
Тар[аска]
— 4
Соколовъ[?][279]
— 5

[279]

___________________________________

Младшій кл[ассъ] об[оихъ] отд[ѣленій].

Рисованіе.

Хрусловъ
4 +
А. Ос[и]п[овъ]
4
Поляковъ
5
M. Ос[и]п[овъ]
3
Соколовъ
4
K. Гавр[иловъ]
4 +
Ермилова
4
Конд[аурова]
4 +
Фокановъ
4 +
Матв[ѣева?]
3
Солд[атиковъ]
3 +
Копылова
3 +
Влад[иміровъ]
3 +
Фролковъ
3 +
Матв[ѣевъ?]
3 +
Цвѣт[ковъ]
4
Осиповъ
4 +
Пол[икеевъ]
5
Сах[аровъ]
3

___________________________________

[280] Чтеніе сочиненій.

Читались сочиненія —

Морозова
— 5
И. Фоканова
— 5
Е. Чернова
— 5
Т. Фоканова
— 4
В. Жданова
— 3
Хруслова
— 3
Полякова
— 3
К. Осипова
— 5 +
М. Осипова
— 2
К. Иванова
— 5
Соколова
— 3
Румянцева
— 5
А. Козлова
— 4

___________________________________

Мартъ — 12 число.

Понедѣльникъ.

___________________________________

Стар[шіе] к[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій].

Математика.[281]

[281]

Die Arithmetik musste heute ausfallen, weil Морозовъ, Мокаровъ, Ивановъ nicht zu Stande kamen, Бан[н]икова fehlte und Козловъ, Богдановъ und Фокановъ die Млад[шіе] Кл[ассы] unterrichten mussten.[282]

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы]. 1-е отд[ѣленіе] Писаніе. 2-е отдѣленіе. Чтеніе.

Соколовъ
— 4
А. Осиповъ
— 3
Поляковъ
— 5
Сахаровъ
— 3
Хрусловъ
— 4
Матвѣева
— 3
Т. Ѳокановъ
— 5
Ермилова
— 3
Матвѣевъ
— 4
Гавриловъ
— 4 +
Владиміровъ
— 4
Цвѣтковъ
— 3
Солдатиковъ
— 3 +
Фролковъ
— 3
Михѣевъ
— 3
Поликѣевъ
— 2
К. Осиповъ
— болтался
Кондаурова
— 1
М. Осиповъ
— 3
Копылова
— 1
Арбузовъ
— 1

Продолжали писать изъ Св[ященной] Исторіи. Безъ охоты шолъ урокъ. Много было шуму.

Читали сказски Худякова. Всѣ разсказывали. Арбузовъ съ К. Осиповымъ подрался.

___________________________________

[283]

Стар[шіе] К[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій].

Геометрія.

Морозовъ
4 +

4 Linien in der Ebene.

Мокаровъ
4 +

Aufzählung aller möglichen Fälle der Durchschneidung und Aufstellung der Gleichungen für alle Innen-und Aussenwinkel.

Богдановъ
5
Черновъ
5
Козловъ
4 +
Фокановъ
3

Ich forderte die Schüler auf aus 4 Linien beliebige Figuren zusammenzusetzen und wir bestimmten dann die neuen Winkelgleichungen.[284]

Ивановъ
4
Румянцевъ
4
А. Козловъ
3 +
Ждановъ
2

[284]

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій]. Математика[285]

Гавриловъ
— 5 +
Соколовъ
— 5
М. Осиповъ
— 5 —
Поляковъ
— 4 +
А. Осиповъ
— 5
Матвѣевъ
— 5
Сахаровъ
— 3
Владиміровъ
— 5
Матвѣева
— 5
Солдатиковъ
— 5
Цветковъ
— 2
Михѣевъ
— 5
Фролковъ
— 2
Хрусловъ
— 4 —
Поликѣевъ
— 3
Ждановъ
— 3
Ермилова
— 5 +
Кондаурова
— 3 +
Копылова
— 3 —
Арбузовъ
— 0 +

Задачи: изъ умноженія и дѣленія: было у водного купца 7855 чет. платилъ за кажнею 4 рубля за кажнею четвирть и припровози 999 че: сопрело[286]

___________________________________

Стар[шіе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣлсній]. Рисованіе.[287]

Мокаровъ
5 +
Черновъ
4 +

[Два рисунка]

Козловъ
4
Морозовъ
4 +
Богдановъ
4

Nach der Natur.[288]

Румянцевъ
4 +
Ивановъ
4
А. Козловъ
5
Ждановъ
4
Фокановъ
4 +

[288]

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій]. География.[289]

___________________________________

Прочтено было объ Азіи. Сбивались въ названіяхъ главныхъ ея частей, острововъ и полуострововъ.

Главные разскащики:

Осиповъ М.
— 5.
Хрусловъ
— 5.
Солдатиковъ
— 5.

Прочіе ничего не могли порядочнаго сказать.

___________________________________

Стар[шіе] к[лассы] Писаніе — млад[шіе] чтеніе.

Продолжали писать сочиненія. Некоторые начали новыя темы, a нѣкоторые изъ Русской или Св[ященной] Исторій. — Морозовь, Черновъ и Румянцевъ безъ поправокъ писали на бумагѣ.

Для чтенія большею частiю употребляются сказски Худякова. Изъ другихъ книгъ мало понимаютъ.

А. Козловъ
4
М. Осиповъ
5
Ив. Ѳокановъ
5
А. Осиповъ
4
Д. Козловъ
4 +
Д. Сахаровъ
4
a прочіе одинаково. —

___________________________________

Русская Исторія.

___________________________________

Повторяли «о Святославѣ и Владимірѣ». Немногіе могли разсказывать. Стар[шіе] к[лассы] почти всѣ; изъ млад[шихъ] Осиповъ М. — могь очень порядочно — a прочіе, особенно дѣвки, ничего не могли пикнуть. Подъ конецъ класса всѣ ослабѣли. Самъ продолжалъ разсказывать и заставлялъ ихъ повторять.

Обложка ученической тетради ученика Яснополянской школы В. Морозова (с автографом Л. Н. Толстого). Размер подлинника.

___________________________________

Стар[шіе] к[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій].

Математика.[290]

[290]

Богдановъ
5 —

ax + bx + cx + dx = x (a +

Черновъ
4 +

+ b + с + d).

Мокаровъ
4 +

— ab + bc — bx = b (— a +

Морозовъ
4 +

+ с — x).

Д. Козловъ

4 +

— ax — Ba2 bcx — 2abx2 = a

Ивановъ
4 +

(— x — Babcx — 2bx2) = ax

Фокановъ
4

(— 1 — Babc — 2bx) = — ax

(1 + Babc + 2bx).

Румянцевъ
3 +
Баникова
4 +
А. Козловъ
4
Ждановъ
3 —

___________________________________

Млад[шій] к[лассъ] 1-го отд[ѣленія]. Писаніе. 2-го Чтеніе.

Хрусловъ
— 3
Рѣзуновъ
— 4.
Соколовъ
— 4
М. Осиповъ
— 5.
Поляковъ
— 5
К. Осиповъ
— 3.
Матвѣевъ
— 4
А. Осиповъ
— 4.
Владиміровъ
— 4
Д. Сахаровъ
— 3.
Т. Ѳокановъ
— 4 +
Д. Фролковъ
— 3.
Солдатиковъ
— 3
Н. Цвѣтковъ
— 3.
Михѣевъ
— 2
Н. Гавриловъ
— 4 +

Продолжали писать изъ Св[ященной] Исторіи. — Пишутъ безъ охоты. Много дѣлали орфографическихъ ошибокъ.

П. Поликѣевъ
— 3.
Арбузовъ
— 3.
Ермилова
— 4.
Копылова
— 2.
Кондаурова
— 3.
Матвѣева
— 3 +

Читали сказски Худякова. М. Осиповъ читалъ «о Святославѣ».

___________________________________

Старш[іе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій].

Геометрія.[291]

[291]

Черновъ
5

Entwickelung der Gleichungen für die äusseren und inneren Winkel des Vieleckes.

Богдановъ
5
Д. Козловъ
5
Ивановъ
4 +

Innere Winkel = 2n — 4 = 2(n — 2).

А. Козловъ
3 +

Äussere Winkel[292] = 2n + 4 = 2(n + 2).

Баникова
5
Румянцевъ
4 +
Ждановъ
3
Фокановъ
4 +

[292]

___________________________________

[293]

Млад[шіе] к[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій].

Математика.

1-е отд[ѣленіе].

2-е отд[ѣленіе].

Солдатиковъ
— 5 +[294]
Константинъ Осиповъ
— 5 +
Фокановъ
— 4 +
Ермилова
— 5
Матвѣевъ
— 4 +
М. Осиповъ
— 4 +
Хрусловъ
— 3 +
А. Осиповъ
— 4 +
Владимировъ
— 4
Сахаровъ
— 3 +
Поляковъ
— 3 +
Гавриловъ
— 5 +
Михѣевъ
— 2 —
Полѣкеевъ
— 2
Соколовъ
— 3 —
Цвѣтковъ
— 1 +

Макаровъ задовалъ задачу. Одинъ купецъ купилъ [с]только-то дюженъ платковъ за [с]только-то рублей и [с]только-то у него платковъ ук[рали?] и послѣдніе за [с]только-то продалъ и спрашивается сколько онъ барыша получилъ или убытку.

Фролковъ
— 1
Арбузовъ
— 0
Ризуновъ
— 3
Копылова
— 4 —
Кондаурова
— 1
Матвѣева
— 2 —

Морозовъ[295] задалъ задачи, одинъ мужикъ отправилъ столько-то подводъ, въ каждомъ возу по 5 ч[етвертей], за каждую чет[верть] 42, и нѣкоторые подобные задавалъ.

[294][295]

___________________________________

Мартъ 13.

Вторникъ.

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій].

Бесѣды.[296]

[296]

Началъ читать объ Іоаннѣ Грозномъ. Выбиралъ изъ многихъ источниковъ и не одинъ не годился; сколько я не старался подлаживать подъ тонъ мальчиковъ, но они меня не понимали, потому что я самъ не понималъ Г. Историковъ.

Банникова
— 5.

Прочіе мало могли разсказать.

Солдатиковъ
— 4.
Т. Ѳокановъ
— 4 —
С. Рѣзуновъ
— 2.
С. Владиміровъ
— 2.
Матвѣевъ
— 2.
Ждановъ
— 5.

___________________________________

Черченіе. Старш[іе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій].[297]

Бoгдановь
5 +

Beendigung der unteren Ansicht des Tisches.

Черновъ
5
Морозовъ
4 +

Козловъ weinte weil sein Heft verloren gegangen war.[298]

Мокаровъ
5 +
Ивановъ
5
Фокановь
5
Румянцевъ
4
Xрусловъ
4

[298]

___________________________________

Младш[іе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій]. Рисованіе.

___________________________________

С. Резуновъ zeichnete an der Tafel vor.[299]

[Pисунок]

___________________________________

Experimente.

___________________________________

Bleichung von gefärbten Gegenständen von Wasser.[300]

___________________________________

Старшіе классы обоихъ отд[ѣленій]. Географія.[301]

Черновъ
— 5 +

Продолжали читать путешествія Парлея. Во время урока прибылъ Л[евъ] Н[иколаевичъ] и самъ занялся съ ними. —

Макаровъ
— 4 +
Морозовъ
— 5
Д. Козловъ
— 4 +
А. Козловъ
— 4
Р. Богдановъ
— 4
В. Румянцевъ
— 4 +
A. Банникова
— 4.
B. Ждановъ
— 4 +
Ивановъ
— 4 +
Фокановъ
— 4 +

___________________________________

Въ ст[аршихъ] к[лассахъ]

Писаніе.

Богдановъ
— 4 +

Продолжали писать изъ Русской и Св[ященной] исторіи. Почти безъ поправокъ. Худшимъ нѣсколько словъ поправилъ.

Макаровъ
— 5.
Черновъ
— 5.
Д. Козловъ
— 5.
В. Морозовъ
— 5.
И. Ѳокановъ
— 5.
В. Ждановъ
— 3 +
К. Ивановъ
— 4.
Банникова
— 4.
А. Козловъ
— 5
Румянцевъ
— 5. +

___________________________________

Въ мл[адшихъ] к[лассахъ.]

Чтеніе.

Солдатиковъ
5.

Читали сказски Худякова, очень немногіе изъ «Дѣтскаго міра». Всѣ очень порядочно разсказывали.

Соколовъ
5.
Поляковъ
5.
Матвѣевъ
4.
Михѣевъ
4.
Т. Фокановъ
4.
Владиміровъ
4 —
Рѣзуновъ
4 —
Xрусловъ
4 —
Гавриловъ
4 —
Поликѣевъ
2.
Фролковъ
2.
А. Осиповъ
5 —
Арбузовъ
3 —

___________________________________

Среда. М[артъ]        14.

___________________________________

Старш[іе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій].

Математика.[302]

[302]

Богдановъ
4 +
Черновъ
4 +
Мокаровъ
4 +
Морозовъ
4.
Фокановъ
3 +
Д. Козловъ
4.
Ивановъ
3 +
Баникова
3 +
Румянцевъ
3.
А. Козловъ
3.
Ждановъ
2.

и т. д.

___________________________________

Млад[шій] к[лассъ] 1-го отд[ѣленія] писаніе. — 2-го отд[ѣленія] — чтеніе.[303]

Хрусловъ
— 4
М. Осиповъ
— 4.
Солдатиковъ
— 4.
А. Осиповъ
— 4 —
Ѳокановъ
— 5
Поликѣевъ
— 4
Соколовъ
— 4 +
Ермилова
— 4 +
Поляковъ
— 5.
Кондаурова
— 4.
Михѣевъ
— 4.
Копылова
— 3.
Владиміровъ
— 4
Цвѣтковъ
— 3.
К. Осиповъ
— 3 +
Гавриловъ
— 5.

Продолжали писать изъ Св[ященной] Исторіи. Этотъ урокъ шолъ долго — виноваты мои часы. — Пришлось кромѣ намеченнаго урока писанія читать.

Фролковъ
— 3.
Арбузовъ
— 3.
Сахаровъ
— 3.
Матвѣева
— 2.

Читали и разсказывали сказски Худякова. Со всѣми прочиталъ строкъ по пяти. —

___________________________________

Старш[іе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій].

Геометрія.

[304]

Мокаровъ
5.

Die Schüler lösten einige Aufgaben іm Bezug auf die Summe der Winkel verschiedenen Figuren.

Морозовъ
5.
Д. Козловъ
5
Фокановъ
4 +

Wiederholung der Entwickelung für die Winkelsumme des Vieleckes, weil Морозовъ und Мокаровъ gestern die младш[іе] кл[ассы] unterrichtet hatten.[305]

Румянцевъ
5
Баникова
5
А. Козловъ
4.
Ждановъ
4.
Ивановъ
5.

[305]

___________________________________

Младш[іе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій].

Математика.

[306]

Солдатиковъ
— 5 —
К. Осиповъ
— 5 +
Поляковъ
— 5
М. Осиповъ
5
Соколовъ
— 5
Н. Гавриловъ
5 +
Михѣевъ
— 4 +
А. Осиповъ
5
Т. Ѳокановъ
— 5.
П. Ермилова
5 —
Владимировъ
— 5.
Д. Сахаровъ
3 +
Хрусловъ
— 5
Н. Цвѣтковъ
3 +

Учитель Богдановъ

Д. Фролковъ
3
И. Полекѣевъ
2
О. Матвѣева
2
А. Кондаурова
2
А. Копылова
2
С. Арбузовъ
2 —[307]

Задачи: сложенія, вычитанiя, умноженія и дѣленія. У одного купца было 5855 р. еще онъ нашелъ 15854 [?] = и такъ далѣе умноженія и дѣленія. Учитель Черновъ.

[307]

___________________________________

Старш[іе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій].

Рисованіе.[308]

[308]

Морозовъ
5 +
Мокаровъ
5 +
Богдановъ
5 +
Ивановъ
5
Черновъ
5 +
Д. Козловъ
4 +
Фокановъ
5
Румянцевъ
4 +
Баникова
4 +
А. Козловъ
4 +
Ждановъ
4.

_______