Разгром войск Афшина во время штурма навел Бабека на смелый план, который при удаче должен был привести к полному уничтожению врага. Для защиты самой крепости можно было ограничиться незначительным количеством людей; если вывести из нее главные силы и хорошо спрятать их в засаде, то при следующем штурме крепости атака в тыл штурмующим должна будет привести к полному их разгрому. Для выполнения этого плана он отправил одного из своих главных помощников, Адсина, с семью тысячами воинов (почти все, что у него оставалось) на ближайшую к крепости гору, где они спрятались в густом лесу и стали ждать следующего штурма.

Афшин проведал про эту хитрость и решил использовать ее против Бабека. Он пришел к убеждению, что пора кончить дело; иначе подозрения в попустительстве, открыто высказывавшиеся добровольцами могут зародиться и в уме халифа, а крутой нрав халифа был хорошо известен Афшину.

К тому же Бабек был слишком ослаблен, чтобы быть пригодным для целей Афшина в настоящее время. Его жизнь можно сохранить для будущего, но крепость надо взять во что бы то ни стало.

В час ночной молитвы (скоро после захода солнца) Афшин вызвал отряд стрелков в тысячу человек и приказал немедленно в ночной темноте итти к горе, где спрятался Адсин, и стать в защищенном месте километра за полтора от нее. Утром они, услышав барабанный бой, должны были двинуться с развернутыми знаменами в тыл Адсину и напасть на него сзади, пока остальная армия будет атаковать его спереди.

В то же время Афшин послал к подножью горы, где скрывался Адсин, одного из своих соплеменников, Бешира Фергани, со второй тысячью воинов. Здесь они должны были дожидаться утра.

Когда рассвело, Афшин со всей армией выступил из лагеря. Джафара он послал вперед к воротам крепости, но велел начать атаку только тогда, когда Фергани выяснит точно место, где засел Адсин. Прочие командиры отрядов были размещены на разных высотах и должны были поддерживать первые отряды в случае надобности.

К полдню Фергани открыл место, где стоял Адсин с своими семью тысячами, разделенными на три отряда, и вступил с ними в бой. Джафар повернул от ворот и ударил на него с другой стороны, затем на него же двинулись и Бохарахода и другие командиры. Отступление в крепость было для Адсина отрезано. Когда вся армия вступила с ним в бой, Афшин велел ударить в барабаны, давая этим сигнал стрелкам, сидевшим в засаде. Они пошли с развернутыми черными знаменами в атаку, в тыл Адсину, отрезая у него последний путь к спасению. Положение Адсина было безвыходным. Как барсы родных гор, оборонялись крестьяне, окруженные со всех сторон врагами, намного превосходившими их численностью и вооружением. Но храбрость не помогала, один за другим они падали под ударами врагов. Пал и сам Адсин.

Бабек наблюдал за сражением из крепости, он видел, что Адсин окружен, что положение безнадежно, что его войска обречены на гибель. Желая выиграть время, спасти то, что можно было еще спасти, он крикнул, что желает вступить в переговоры с главнокомандующим. Афшин приблизился к крепости. Бабек запросил у него аман — помилование. Афшин немедленно согласился. Тогда Бабек сказал: «Твой аман недостаточен, мне нужен аман от самого повелителя правоверных, в письменной форме, за подписью халифа и с его печатью». Афшин согласился и на это. На время, пока курьер с'ездит в Сурраменра и обратно, согласились об'явить перемирие; Бабек должен был дать в заложники своего сына: в действительности сын был в отряде Адсина и уже попал в плен.

Афшин велел прекратить резню, увести пленных. Армия повернула обратно в лагерь. Остатки отряда Адсина, спасшиеся от смерти или плена, разбежались по горам и вернулись в свои селения. Никто из них не возвратился в крепость. Мотасиму было послано спешное письмо Афшина с просьбой помиловать Бабека и прислать аман в письменной форме.

Бабек слишком хорошо знал, что значит аман Аббасидов, клятвы их, он знал, что никакие охранные грамоты не спасут его, если он окажется в руках халифа. Восемь дней, необходимых для того, чтобы доставить письмо халифу и привести от него аман, ему нужны были, чтобы успеть скрыться. Раз в крепость никто из защитников не вернулся и защищать ее далее с оставшимися у него пятьюдесятью людьми было невозможно, оставалось одно — бежать, а за восемь дней можно далеко убежать, можно укрыться в Армении, где у него дружественные дехканы; он рассчитывал, что они помогут добраться до пределов Римской империи. В ту же ночь Бабек скрылся из крепости с оставшимися у него людьми и семьей.

На следующий день Афшин узнал о бегстве Бабека. Он немедленно вступил в крепость, разрушил ее до основания, на ее месте разбил свой лагерь и отсюда разослал всем дехканам сообщение о том, что Бабек скрылся, обещая сто тысяч дирхемов тому из них, кто доставит ему Бабека живым или мертвым.

От горы Базз до границы Армении тянутся горы, которые в те времена были покрыты густыми зарослями и дремучим лесом, куда всадники не могли проникнуть. В эти леса и скрылся Бабек. Афшин отрядил пять тысяч человек на поимку его, заняв группами по сто — двести человек все дороги, ведущие в лес.

Кончена была война, тянувшаяся двадцать два года. Афшин был на вершине славы. Все его подозрительное поведение во время осады было забыто с взятием крепости. За ним сохранилась слава о его непобедимости.

Несметные богатства были найдены в крепости. Не говоря уже о массе провианта, который пришелся как нельзя более кстати изголодавшимся воинам Афшина, в погребах оказалось все, свезенное Бабеком за двадцать лет его управления в двух провинциях: драгоценные ковры, золотые и серебряные лампы мечетей, жемчуг, алмазы и рубины, отобранные у правителей и феодалов, серебро, предназначавшееся для оплаты налогов халифу и перехваченное повстанцами, панцыри и оружие, снятые с врагов, убитых на поле сражения.

По законам ислама четыре пятых добычи шли в раздел победителям. Одна пятая должна была поступить в казну. Однако Афшин скрыл от халифа размер добычи, послал ему гораздо меньше, чем следовало, остальное же переслал к себе на родину, в свое феодальное владение. Богатства эти должны были послужить основным фондом для восстановления иранской державы, а на худой конец для создания независимого Мавераннарха, где царем будет Афшин, а правителями провинций его приближенные командиры, Бохарахода, Бешир Фергани и другие.

Репрессий по отношению к крестьянству усмиренных провинций мы не видим. Не было ничего напоминающего те зверства, которым подверглись восставшие крестьяне во Франции в средние века или в Германии после окончания Крестьянской войны. Население здесь было редкое, много крестьян уже погибло за двадцать лет военных действий. Избиение оставшихся лишило бы земледелие в Азербайджане и Джебале рабочих рук, прекратило бы доход казны и доходы правителя этих провинций, Афшина. Правда, можно было взять контрибуцию с дехканов, поддерживавших Бабека, и это было сделано, но — позднее, теперь же их услуги были нужны для поимки Бабека.

Афшин решил во что бы то ни стало овладеть Бабеком, спасти его или погубить, в зависимости от обстоятельств. К большой радости Афшина пришел тем временем аман для Бабека с подписью халифа и за золотой его печатью. Оставалось только придумать способ доставить этот аман Бабеку.

Афшин прежде всего попытался послать к Бабеку его сына. Он позвал его и сказал: «Я не надеялся получить от халифа аман для твоего отца. Возьми его и отправляйся с одним из моих людей на розыски его, передай ему аман и приведи его сюда». Но сын Бабека наотрез отказался, говоря: «Я не посмею, эмир, явиться к нему, он меня убьет. Он мне приказывал перед битвой не отдаваться живым, а когда узнал, что я в плену, то писал мне: «Ты не мой сын, а сын распутной девки и прохожего молодца, — как мог ты попасть живым в руки арабских собак? А раз уже попался, то немедленно беги и вернись ко мне». Афшин предложил то же другим пленным, говоря: «Чего вы боитесь, ведь он обрадуется аману». Но все отказались, сказав в один голос: «Ты его не знаешь, а мы знаем». Афшин, однако, настоял на своем; выбрав одного из пленных, он угрозами заставил его отправиться на поиски Бабека. В провожатые он дал ему одного из своих воинов, вручив ему и письмо, которое написал сын Бабека. В письме кратко говорилось: «Тебе приносят аман; прими его, будет хорошо тебе и нам». Посланные отправились, вошли в лес, после долгих поисков встретили Бабека и передали ему письмо сына и грамоту халифа. Он прочел письмо и сказал: «Он не мой сын, не я породил его», а обратившись к посланному: «Кто ты, что смеешь приносить мне грамоту от пса?» — выхватил меч и отрубил ему голову. Затем повернулся к провожатому и сказал: «Передай Афшину, что мне нечего делать с посланием» — и швырнул ему охранную грамоту халифа нераспечатанной. Провожатый вернулся с этим ответом к Афшину. Гибель сторонников, ряд неудач, даже падение Базза и крушение, казалось, всех надежд не могли смирить неукротимый дух Бабека и его ненависть к правящим классам. Он чувствовал бессознательно, что не может быть мира между трудящимися массами крестьянства и их угнетателями, что между ними могут быть только меч и борьба.