( Годъ царствованія Сапора II, Царя Персидскаго 37, гоненія на христіань 7, отъ Р. Xр. 346 ).
Въ одно почти время съпресвитеромъ Іаковомъ взятъ былъ, по повеленію Нарсеса Там–Сапора, некто Павелъ, пресвитеръ города Касціада. Поводомъ къ обвиненію его было великое его богатство. Къ Павлу посланы были воины. Они окружили домъ его, заключили его въ оковы, и взяли съ собою деньги его.
Вместе съ нимъ въ семъ же городе взяты были: фекла, Марія, Марфа, Марія и Ама, девицы, посвятившія себя на служеніе Богу. Ихъ всехъ заключили въ одну темницу. Павелъ первый представленъ былъ на судъ. Там–Сапоръ сказалъ ему: «если ты исполнишь повеленіе Царя и будешь покланяться солнцу; я освобожу тебя и возвращу тебе твои деньги. Нечестивый человекъ, сынъ геенны, Павелъ согласился исполнить волю царя, обещалъ сделать и исполнилъ все то, что ему было приказано. Столько–то онъ былъ пристрастенъ къ деньгамъ, отъ которыхъ могъ ждать только вечной погибели. Впрочемъ Там–Сапору весьма непріятно было, что Павелъ оставилъ христіанскую веру: ибо онъ лишался именія его. Почему требовалъ отъ Павла, чтобы онъ своими руками умертвилъ святыхъ девъ. Там–Сапоръ думалъ, что Павелъ, почитая требованіе его безчестнымъ и постыднымъ, не согласится исполнить его. Такимъ образомъ онъ надеялся иметь предлогъ удержать у себя его деньги. Онъ велелъ привести къ себе святыхъ девъ. Посмотревъ на нихъ сурово, сказалъ имъ: «если вы не послушаетесь царскаго указа, не принесете божескаго поклоненія солнцу, и не захотите вступить въ бракъ, то я осужу васъ на смерть, и скоро прикажу исполнить надъ вами смертный приговоръ. Никто не избавитъ васъ отъ моей власти». Святыя девы отвечали ему: «Гордый и высокомерный мучитель, напрасно ты устрашаешь насъ. Исполняй волю твою надъ нами. Для насъ нетъ ничего преступнее, какъ оставить Бога и Творца нашего, и исполнить твое приказаніе».
Нечестивый судія тотчасъ велелъ удалить ихъ изъ судилища и жестоко наказать розгами. Каждой дано было по сто ударовъ. Святыя девы перенесли сіе наказаніе мужественно, и снова повторили слова свои судіи: «мы никогда не предпочтемъ солнца Богу. He хотимъ быть безумными вместе съ вами. Вы предпочитаете тварь Творцу и обоготворяете оную».
Немедленно святыя девы осуждены были на смерть. Мучитель приказалъ Павлу исполнить надъ ними смертный приговоръ. «Если ты своими руками, — сказалъ онъ ему, — умертвишь девицъ, то, я возвращу тебе все твое именіе».
Но не было ничего, на что бы не могъ решиться сей сребролюбивый человекъ. Имъ овладелъ тотъ же нечистый духъ, который вошелъ некогда и въ Іуду предателя. Столько–то блескъ золота и сребра ослепилъ глаза его, что онъ по любви къ деньгамъ не усумнился предать душу свою явной погибели. Будучи подобенъ Іуде предателю и виновенъ въ одинаковомъ съ нимъ преступленіи, онъ имелъ одинаковый и конецъ съ нимъ: ибо онъ удавленъ. Можетъ быть и у него, какъ какъ у Іуды, разселось чрево и выпали внутренности. Тотъ убилъ самаго Іисуса Христа, сей умертвилъ Его въ девахъ, посвятившихъ себя на служеніе Богу: ибо Апостолъ говоритъ: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Оба умерли нечестивою и поносною смертію, и оба будутъ наказаны вечными мученіями мстительнаго правосудія Божія.
Павелъ, будучи ослепленъ сребролюбіемъ и обманутъ льстивыми словами мучителя, обещавшаго ему возвращеніе денегъ, обнажилъ мечь и приступилъ къ святымъ девамъ. Оне, видя, что онъ приблизился къ нимъ для умерщвленія ихъ, обличали его и говорили ему: «Недостойный пастырь, какъ ты осмеливаешься нападать на стадо свое и закалать овецъ? Что побудило тебя превратиться въ кровожаднаго волка и опустошать стадо свое? Мечь сей есть ли тотъ таинственный хлебъ, который умилостивляетъ Бога, и который мы недавно принимали изъ рукъ твоихъ? Это ли та животворная кровь, которую ты влагалъ въ уста наши? Мы не страшимся твоего меча. Онъ скоро доставитъ намъ спасеніе и вечную жизнь. Онъ приведетъ насъ къ Іисусу — наследію нашему. Но тебя ожидаетъ соворшенно противная участь. Мы прежде тебя предстанемъ предъ лице Божіе, представимъ суду Его дело наше, и покажемъ Ему твое злодеяніе противъ насъ. He думай, что судъ надъ тобою будетъ замедленъ. Правосудіе Божіе весьма скоро накажетъ тебя. Быть не можетъ, чтобы ты, будучи самымъ беззаконнымъ человекомъ, могъ долго оставаться въ живыхъ. Мы охотно подвергаемъ себя смерти за Того, за кого насъ осудили на оную. Но горе тому, кто насъ умерщвляетъ. Нечестивый, не медли исполнить меру твоихъ злодеяній. Казнь, соответствующая твоей Богопротивной дерзости, весьма скоро постигнетъ тебя. He медли, безстыдный человекъ, умертвить насъ и освободи отъ сей жизни, чтобъ мы не могли видеть, какъ ты будешь бороться съ роковою петлею и нисходить въ место вечнаго мученія».
Отступникъ и сынъ погибели приступилъ къ святымъ девамъ и умертвилъ ихъ такъ, какъ бы хотелъ пріобрести славу искуснаго палача. Рука нечестиваго убійцы не ослабела, хотя и не привыкла къ убійствамъ. Мечь отступника не былъ тупъ. Можетъ быть, онъ прежде изощрилъ его, предвидя, что ему должно будетъ обагрить его въ крови мученицъ. Можетъ быть, рука его укрелилась надеждою возвратить свои деньги. Онъ не чувствовалъ страха при семъ действіи, хотя прежде и не проливалъ человеческой крови Лице его не покрылось стыдомъ, хотя множество предстоящаго народа взорами своими и показывало къ нему презреніе. Безъ сомненія, въ семъ деле его укреплялъ тотъ, кто посредствомъ Каина первый внесъ смерть въ человеческій родъ, и о которомъ Господь нашъ говоритъ: вы отца вашего діавола есте. Онъ человекоубійца бе искони (Іоан. 8, 44).
Такимъ образомъ святыя девы мужественно претерпели смерть за Іисуса Христа, и принесли себя Ему въ благовонную жертву. Они переселились къ Тому, который щедро наградитъ ихъ благочестіе, и украситъ ихъ безконечною небесного славою. Святыя девы причислены къ собору мучениковъ въ шестой день луннаго месяца Іюня.
Но не такова была участь Богоотступнаго пресвитера. Онъ, можетъ быть, не читалъ или не слышалъ, что Св. Писаніе говоритъ о томъ богатомъ человеке, у котораго былъ хорошій урожай въ поле. Богатый говорилъ себе: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа; почивай, яждь, пій, веселися. Но ему сказано было: Безумне, въ сію нощь истяжутъ душу твою отъ тебе: а яже уготовалъ ecu, кому будутъ? (Лук. 3, 19). Сіи последнія слова относятся и къ нашему пресвитеру. Ибо въ то самое время, какъ онъ уверенъ былъ, что ему возвращены будутъ деньги, которыя онъ пріобрелъ неправдою, и за которыя пожертвовалъ спасеніемъ души своей, въ то самое время онъ погибъ неожиданно. Онъ умерщвленъ былъ въ наступившую ночь. Ибо судія опасаясь, чтобы онъ не сталъ жаловаться на него Царю, и не отнялъ у него своего именія, призвалъ къ себе воиновъ, и приказалъ имъ умертвить Павла. Они ночью пришли въ темницу, чтобы народъ не зналъ о ихъ убійстве, и удавили Павла. Участь Іуды и Павла одинакова, такъ какъ одинаково ихъ и сребролюбіе. Но можетъ быть, Іуда достоинъ меньшаго осужденія, потому что показалъ некоторые знаки раскаянія. Злодеяніе такъ поразило его, что онъ самъ удавилъ себя. Но пресвитеръ не устыдился своими руками совершить преступленіе, не раскаялся въ ономъ, и не самъ себя умертвилъ, но былъ удавленъ насильственнымъ образомъ. Какое же должно быть наказаніе въ будущей жизни тому, кто безъ всякаго сожаленія, безъ пролитія слезъ, пролилъ невинную кровь? Всякое наказаніе, безъ сомненія, будетъ ниже его злодеянія.
Печатается по изданiю: Мученичество св. Феклы, Маріи, Марфы, Маріи и Амы, девицъ, посвятившихъ себя на служеніе Богу. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». СПб. — 1827 г. — Часть XXVII. — с. 88–95.