Посланіе Пресвитеровъ и Діаконовъ Ахаіи.
1. В се мы Пресвитеры и Діаконы Ахайскихъ церквей пишемъ, что глаза наши видели, всемъ церквамъ, основаннымъ во имя Христово на Востоке и Западе, Севере и Полудни. Миръ вамъ и всемъ верующимъ во единаго Бога, совершеннаго въ Троице, истиннаго Отца Родителя, истиннаго Сына Единороднаго, истиннаго Духа Святаго, исходящаго отъ Отца, и въ Сыне пребывающаго, дабы познано было, что единъ Духъ Святый во Отце и Сыне, и что таковъ есть Единородный Сынъ, каковъ и родившій Его. Сей вере научились мы отъ Святаго Андрея, Апостола Господа нашего Іисуса Христа, котораго мученичество, бывъ очевидцами онаго, и предаемъ памяти верно.
2. К онсулъ Егей, вступивъ въ городъ Патры, началъ ловить верующихъ во Христа, и принуждать ихъ приносить жертвы идоламъ. Святый Андрей сказалъ ему: тебе, судіе человековъ, должно бы познать небеснаго Судію твоего, и познавъ покланяться Ему, а покланяясь истинному Богу, отвергнуть боговъ неистинныхъ. Егей спросилъ: ты не Андрей ли, ниспровергающій храмы боговъ, и лестію приводящій людей къ той вредной ереси, которую правители Римскіе недавно истребить повелели? Святый Андрей отвечалъ: правители Римскіе еще не познали истины, и того, чему училъ пришедшій для нашего спасенія Сынъ Божій, т. е. что сіи идолы не только не боги, но демоны пагубные, враги рода человеческаго: они тому только учатъ людей, чемъ Богъ оскорбляется, дабы раздражаемый ими Богъ отвратился отъ нихъ и не слушалъ ихъ; дабы тогда, какъ Богъ отвратится отъ нихъ и не будетъ слушать ихъ, они оставались пленниками діавола, а онъ чтобы дотоле могъ издеваться надъ ними, пока они не изыдутъ изъ тела — осужденные и на сіе, не имея съ собою ничего кроме греховъ.
3. Е гей сказалъ: это надменныя и пустыя слова! Христа вашего, когда онъ такъ проповедывалъ, іудеи пригвоздили ко кресту. — Святый Андрей отвечалъ: если бы ты полюбопытствовалъ узнать таинство креста, какимъ образомъ Творецъ рода человеческаго, по горячей любви своей, для примиренія нашего, не по принужденію, но добровольно принялъ крестъ сей; то ты уверовалъ бы въ Него. — Егей сказалъ: если Онъ преданъ ученикомъ своимъ, схваченъ іудеями и представленъ къ Игемону, и по прошенію іудеевъ повеленіемъ Игемона распятъ воинами: то какъ же ты говоришь, что Онъ добровольно претерпелъ крестъ? — Андрей: потому говорю: добровольно, что я съ Нимъ былъ, и что еще прежде того, какъ былъ преданъ ученикомъ своимъ и распятъ, Онъ предсказалъ намъ: после трехъ дней воскресну. Почему и брату моему Петру, который сказалъ: Милосердъ Ты Господи, не имать быти Тебе сіе, Онъ съ негодованіемъ отвечалъ: Иди за Мною, сатано, яко не мыслиши, яже суть Божія, но человеческая. Но какъ Онъ могъ бы такъ решительно уверять насъ, если бы пострадалъ противъ воли своей? Тогда бы Онъ не сказалъ намъ: Власть имамъ положити душу Мою, и власть имамъ паки пріяти ю. Наконецъ, когда Онъ вечерялъ съ нами, сказалъ: Единъ отъ васъ предастъ Меня, и сими словами заставилъ всехъ сокрушаться, и сказалъ опять: Ему же Азъ омочивъ хлебъ подамъ, той есть предаяй Мя. И поелику Онъ говорилъ о будущемъ, какъ о прошедшемъ; то и показалъ темъ, что Онъ произвольно подвергся предательству. Ибо Онъ не бегалъ отъ предателя, но остался на томъ месте, куда, какъ Ему известно было, придетъ онъ.
4. Е гей сказалъ: дивлюсь, что сей столько прозорливый мужъ, о которомъ ты говоришь; волею или неволею, въ какомъ бы то ни было смысле, по крайней мере, былъ, по твоему признанію, пригвожденъ ко кресту. — Андрей отвечалъ: это есть, какъ я и прежде сказалъ, великое таинство креста, которое, если пожелаешь выслушать меня, я покажу тебе. — Егей: сего нельзя назвать таинствомъ, но казнію. — Святый Андрей: сію казнь, заключающую въ себе таинство и обновленіе человечества, лучше уразумеешь, если со вниманіемъ выслушаешь меня. — Егей: я буду слушать внимательно; но если и ты въ свою очередь не послушаешь меня, то сіе самое таинство креста ты испытаешь на самомъ себе. — Святый Андрей: если бы я страшился креста, то не возвещалъ бы славы креста. — Егей: непонятная речь твоя возвещаетъ тебе мученіе креста: поелику лукавство твое заставляетъ тебя не бояться мученія смерти. — Андрей: не лукавство, но вера заставляетъ меня не бояться мученія смерти. Ибо смерть праведныхъ честна, а люта смерть грешныхъ. Потому я и хочу показать тебе таинство креста, дабы ты, получивъ лучшее наставленіе и уверовавъ, принялъ оное, какимъ бы то ни было образомъ, ко спасенію души твоей. — Егей: не ужели душа моя погибла, что я долженъ искать спасенія ея въ какой–то вере, о которой ты говоришь?
5. А ндрей сказалъ: о семъ–то я и желалъ душевно говорить тебе, дабы, научивъ напередъ, что души всехъ людей утратили первобытную праведность свою, показать после, что таинство креста возстанавливаетъ оную. Ибо первый человекъ древомъ преслушанія отверзъ врата смерти; и такъ необходимо было, чтобы древо страданія изгнало вошедшую смерть. Также, поелику первый человекъ сотворенъ изъ чистой земли, то нужно было, чтобы изъ чистой Девы родился совершенный человекъ, дабы Сынъ Божій, сотворившій прежде человека, возвратилъ жизнь вечную, которую люди потеряли въ Адаме. Потомъ, дабы древо креста искоренило древо пожеланія, распростираетъ на кресте нескверныя руки свои — за те руки, кои добровольно простерты были на преступленіе; вместо пріятнейшей снеди, вкусилъ желчь, и принявъ на себя смертность нашу, даровалъ намъ свое безсмертіе.
6. Е гей сказалъ: такія слова ты можешь говорить темъ, которые будутъ верить тебе. Что же касается до меня, то если ты не послушаешься, и не принесешь всемогущимъ богамъ жертвы, — я прикажу высечь тебя, и пригвоздить на томъ самомъ кресте, который ты выхваляешь. — Святый Андрей отвечалъ: Всемогущему Богу я каждый день приношу жертву живую: не куреніе фиміама, не плоть тельцовъ ревущихъ, не кровь козлиную; но каждодневно на жертвеннике креста приношу Богу непорочнаго Агнца, котораго тело верующій народъ хотя и вкушаетъ, и піетъ кровь Его, но закланный Агнецъ пребываетъ невредимъ и живъ. — Егей: какъ можетъ то быть? — Святый Андрей: если хочешь знать, какъ можетъ то быть, то сделайся моимъ ученикомъ, дабы узнать желаемое. — Егей: я мученіями выпытаю отъ тебя сіе. — Святый Андрей: удивляюсь, какъ ты, человекъ благоразумный, впалъ въ такую неразсудительность, что думаешь, будто муками можешь у меня выхватить знаніе Божественнаго жертвоприношенія. Ты слышалъ тайну жертвы: если уверуешь, что Христосъ, Сынъ Божій, распятый іудеями, есть истинный Богъ; то изъясню тебе, какимъ образомъ живетъ Агнецъ, который, бывъ закланъ, и давъ себя въ снедь, пребываетъ после того невредимъ и непороченъ во царствіи своемъ. — Егей: но какимъ образомъ Агнецъ пребываетъ во царствіи, когда Онъ закалается, и всему народу, какъ ты говоришь, служитъ въ снедь? — Святый Андрей: если уверуешь отъ всего сердца, можешь уразуметь: а если не уверуешь, то никогда не можешь узнать совершенно истину.
7. П осле сего Егей разсердился и приказалъ стеречь его подъ стражею. Когда же посадили его подъ стражу одного, то народъ стекся къ нему изъ всей той страны, какъ будто бы онъ хотелъ умертвить Егея, а Апостола Андрея вывести изъ заключенія. Святый Андрей такъ увещавалъ народъ: не перемените миръ Господа нашего Іисуса Христа въ діавольское возмущеніе. Поелику Самъ Господь, когда былъ преданъ, показалъ все терпеніе, не воспрекословилъ, не возопилъ, и никто не слышалъ на распутіяхъ гласа Его. И такъ храните молчаніе, тишину и спокойствіе, и не останавливайте мученичества моего. А лучше приготовьте и себя въ поборники Господу, дабы съ неустрашимостію души победить угрозы, и преодолеть мученія въ крепости тела. Ибо если ужасенъ страхъ, то тотъ страхъ, который не имеетъ конца. А страхъ человеческій подобенъ дыму, который, вдругъ появившись, мгновенно разсевается. И если страшны скорби, то те скорби, которыя начавшись никогда не оканчиваются. Настоящія скорби легки и удобоносимы; а если и тяжки, то скоро и освобождаютъ душу. Но скорби будущія вечны, где всегдашній плачь, скрежетаніе, вопль и нескончаемое мученіе, и куда перейти Егей Консулъ не страшится. И такъ будьте лучше готовы къ тому, чтобы временными страданіями пріобрести вечное наслажденіе, где непрестанно будете радоваться, непрестанно процветать славою, и всегда царствовать со Христомъ.
8. С вятый Андрей чрезъ целую ночь такъ увещавалъ народъ. Когда же наступило утро, Егей приказалъ привести предъ себя Святаго Андрея, и, севъ на месте судилища, сказалъ: думаю, что ночныя размышленія разогнали невежество ума твоего, и ты пересталъ хвалить Христа своего, дабы могъ разделять съ нами радости жизни. Ибо, конечно, безразсудно бы было, если бы ты самъ захотелъ идти на страданіе креста, и самаго себя осудилъ на жестокій огнь и пламень. — Святый Андрей отвечалъ: буду радоваться съ тобою, если ты, уверовавъ во Христа, оставишь поклоненіе идоламъ. Поелику Самъ Христосъ послалъ меня въ сію страну, где я не малое число людей пріобрелъ для Господа. — Егей: для того–то я и побуждаю тебя принести жертву, чтобы сіи, прельщенные тобою люди оставили суету твоего ученія, и почтили жертвою боговъ (ибо не осталось въ Ахаіи ни одного города, где бы религія боговъ не была презираема и истребляема), дабы и боги, разгневавшіеся на тебя, умилостивились къ тебе, да и мы сохранили бы къ тебе дружбу нашу. А если не такъ, то въ отмщеніе различнымь подверженъ будешь мукамъ, и наконецъ кончишь жизнь свою, вися на томъ кресте, который ты славишь. Святый Андрей: послушай, сынъ лукаваго, солома, приготовленная въ жертву вечному огню, послушай меня, раба Христова. Доколе съ кротостію буду говорить съ тобою о вере, чтобы ты, сделавшись совершеннымъ последователемъ истины, отвергнулъ суетныхъ идоловъ, и поклонился Богу истинному? — Но поелику ты остаешься въ нечистоте своей, и думаешь меня устрашить угрозами своими, то изобретай, что тебе угодно, для мученія: ибо я темъ пріятнее соделаюсь Царю моему, чемъ более пребуду твердымъ исповедникомъ посреди мукъ за имя Его.
9. Т огда Егей приказалъ растянуть его, и сечь лозами. Когда исполнители наказанія, давъ ему семь четверицъ ударовъ, перестали, и онъ всталъ и приведенъ былъ предъ Егея; то Егей сказалъ ему: послушай меня, Андрей, и удержись отъ пролитія крови своей; иначе заставлю умереть тебя на кресте. Святый Андрей отвечалъ: я воинъ, служащій подъ знаменемъ креста Христова, и долженъ более желать, нежели бояться победнаго знамени креста. Но ты подвергнешься заслуженному тобою вечному наказанію, если, и искусивъ мое терпеніе; не уверуешь во Христа. Ибо я твоей погибели страшусь. Мое страданіе продолжится одинъ день, а много что два; но твое мученіе и чрезъ тысячи летъ не окончится. Почему не умножай более несчастія своего, и не возжигай для себя вечнаго огня. — Тогда Егей воспылалъ гневомъ, и велелъ распять его на кресте, такое давъ приказаніе распинателямъ, чтобы онъ, имея связанныя руки и ноги, распростертъ былъ какъ на дыбе, дабы, угнетаемый болезнію, не вдругъ скончался, но лучше медленнымъ удручался мученіемъ. Когда служители повели его на казнь, собравшійся народъ кричалъ: что сделалъ праведный человекъ и другъ Божій, что его ведутъ на крестъ? — Святый Андрей увещавалъ народъ, и говорилъ, чтобы ему не мешали. Съ радостію и восхищеніемъ онъ продолжалъ шествіе свое, и не переставалъ учить.
10. К огда онъ пришелъ къ тому месту, где приготовленъ былъ крестъ, то, увидевъ его издали, громко воззвалъ: радуйся, кресте, плотію Христа освященный, и членами Его, какъ маргаритами, украшенный! Прежде нежели возшелъ на тебя Господь мой, ты страшенъ былъ для земныхъ; но теперь, когда ты вместилъ въ себя Любовь небесную; то, быть распростертымъ на тебе, есть даръ. Знаютъ верные, сколько сокрыто въ тебе щедротъ, сколько уготовано наградъ. Безбоязненно и весело я иду къ тебе; но и ты съ веселіемъ и радостію прими меня, ученика Распявшагося на тебе. Я всегда любилъ шебя, и горелъ желаніемъ обнять тебя. О, блаженный кресте, пріявшій великолепіе и красоту отъ членовъ Господа, многократно желанный, и неусыпно искомый, возми меня отъ среды человековъ, и вручи Учителю моему. Пусть отъ тебя получитъ меня Тотъ, кто чрезъ тебя искупилъ меня. — Сказавъ сіе, онъ скинулъ съ себя одежду свою, и отдалъ ее исполнителямъ казни. Они взяли его, подняли на крестъ, и повесили, какъ имъ было приказано, растянувъ все тело его веревками. На сіе зрелище стеклось до двадцати тысячь народа, между коимъ былъ и братъ Егея, по имени Стратоклъ, и онъ вопилъ вместе съ народомъ: неправедна казнь! — А Святый, утишая волненіе верныхъ, училъ переносить временныя искушенія, говоря, что сіи страданія ничего не значатъ въ сравненіи съ вечнымъ воздаяніемъ.
11. М ежду темъ весь народъ съ крикомъ пошелъ къ дому Егея, и все говорили: Святый Андрей, трезвый добродетельный мужъ, добрый учитель, не долженъ такъ страдать, но долженъ быть снятъ съ креста, поелику, второй уже день проповедуя на немъ истину, еще остается живъ. Тогда Егей, убоявшись народа, обещалъ снять его съ креста, и тогда же самъ пошелъ къ нему. Увидевъ его, Святый сказалъ: за чемъ ты пришелъ къ намъ, Егей? Если раскаявшись хочешь уверовать во Христа, то, какъ я и обещалъ, отверзется тебе дверь милосердія. Если же для того только пришелъ, чтобы освободить меня, то знай, что доколе остается дыханіе въ семъ теле, не хочу сойти съ креста сего. Ибо зрю Царя моего, покланяюсь Ему, и уже предстою предъ Нимъ. — Но о твоемъ несчастіи скорблю, поелику вечная погибель ждетъ тебя. И такъ спасайся, пока можешь, дабы не искать спасенія тогда, когда будетъ невозможно. — Служители же, сколько ни ходили около креста, не могли и прикоснуться къ Святому. Онъ преставился при восхожденіи солнца, отходя къ Господу нашему Іисусу Христу, которому слава во веки, Аминь.
А Егей предъ глазами всехъ объятъ былъ нечистымъ духомъ, который, изломавъ его, повергнулъ мертвымъ. Братъ же его Стратоклъ, взявъ тело Святаго Андрея, предалъ его погребенію.
П осле того такой страхъ напалъ на всехъ, что не было ни одного, кто бы не веровалъ въ Господа, который всемъ человекамъ хочетъ спастися, и въ разумъ истины пріити.
П амять кончины Святаго совершается въ 30 день месяца Ноемврія, въ царство Господа нашего Іисуса Христа, которому слава во веки, Аминь.
Источникъ: Мученичество святаго Апостола Андрея. — Посланіе Пресвитеровъ и Діаконовъ Ахаіи. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Минист. Внутр. Делъ, 1824. — Часть XVI. — С. 264–278.