М ученическіе акты о св. Игнатіи были изданы сперва на латинскомъ языке Ушеромъ въ 1647 г., а потомъ въ греческомъ оригинале — Руинартомъ въ 1869 г. Они были написаны спутниками Игнатія, сопровождавшими его изъ Антіохіи въ Римъ и бывшими свидетелями его последняго подвига. На это указываютъ собственныя слова описателей мученичества Игнатія: «мы неохотно ехали, скорбя о предстоящей намъ разлуке съ праведникомъ» (гл. V); «мы видели это собственными глазами» (гл. VII). По общему мненію, это были діаконы — Филонъ и Агафоподъ, о которыхъ св. мученикъ упоминаетъ въ посланіяхъкъ смирнянамъ ифиладельфійцамъ. Эти записки отличаются въ изложеніи простотою, искренностію и теплотою любви къ великому исповеднику истины: эти признаки, равно какъ отсутствіе анахронизмовъ, даютъ право признать ихъ подлинность. Возраженія противъ нихъ, въ разное время поднимавшіяся со стороны притязательной преувеличенной критики устранены Персономъ (Vindiciae Ignatianae) и Гефеле въ пролегоменахъ къ твореніямъ мужей апостольскихъ. (Прот. Петръ Преображенскій )
Текстъ памятника
Мученичество святаго Игнатія Богоносца.
1. В скоре по вступленіи Траяна на Римскій престолъ, Игнатій, ученикъ апостола Іоанна, мужъ по всему апостольскій, тщательно управлялъ Антіохійскою Церковію. Едва еще прошли прежнія бури столь многочисленныхъ гоненій при Домиціане; а онъ, подобно доброму кормчему, кормиломъ молитвы и поста, неутомимостію въ ученіи, ревностію духа противодействовалъ и предстоящему волненію, боясь, чтобы не потонулъ кто либо изъ малодушныхъ или неопытныхъ. Итакъ, когда гоненіе не на долго утихло, онъ радовался, что Церковь находится въ тишине; самъ же въ себе скорбелъ о томъ, что еще не достигъ надлежащей любви къ Іисусу, и совершеннаго достоинства ученика. Онъ помышлялъ, что исповеданіе посредствомъ мученичества теснее соединитъ его съ Господомъ. Посему, проведши еще несколько годовъ для Церкви, где на подобіе Божественнаго свещника просвещалъ душу каждаго человека изъясненіемъ Божественныхъ Писаній, наконецъ получилъ по своей молитве.
2. И бо когда Траянъ, на девятомъ году своего царствованія, возгордился победою надъ скифами, даками и другими народами, и думая, что ко всеобщей покорности недостаетъ для него только Богочестиваго общества христіанъ, сталъ грозить, что если кто не будетъ покланяться идоламъ вместе со всеми язычниками, то таковый подвергнется гоненію: тогда страхъ заставлялъ всехъ благочестно живущихъ или приносить жертвы идоламъ, или умереть. Тогда–то доблественный воинъ Христовъ, заботясь о Антіохійской Церкви, по своой воле былъ приведенъ къ Траяну, жившему въ сіе время близъ Антіохіи, и поспешавшему въ Арменію и къ парфянамъ. Какъ скоро онъ предсталъ предъ лице царя Траяна, — то сей сказалъ: кто ты таковъ, злой бесъ, что стараешься нарушать наши законы, да и другихъ къ тому же побуждаешь, дабы они несчастнымъ образомъ погибли? Игнатій отвечалъ: никто Богоносца не называетъ злымъ бесомъ. Ибо злые духи бежатъ отъ рабовъ Божіихъ. Если же ты думаешь, что я непріязненъ онымъ, и называешь меня злымъ для бесовъ; то я на сіе согласенъ. Ибо имея Христа, небеснаго Царя, я разрушаю ихъ наветы. Траянъ спросилъ: а кто такой Богоносецъ? Игнатій отвечалъ: тотъ, кто имеетъ Христа въ своемъ сердце. Траянъ сказалъ: и такъ ты думаешь, что мы не имеемъ боговъ въ нашей душе, которые помогаютъ намъ противъ враговъ? Игнатій отвечалъ: ты, по заблужденію, языческихъ бесовъ величаешь богами: но одинъ есть Богъ, сотворившій небо и землю и море, и все, что въ нихъ находится; и одинъ Христосъ Іисусъ, Сынъ Божій единородный, который да удостоитъ меня своего царствія. Траянъ спросилъ: ты говоришь о Томъ, который былъ распятъ при Понтіе Пилате? Игнатій отвечалъ: о Томъ, который распялъ на кресте мои согрешенія вместе съ виновникомъ оныхъ, и все демонское коварство, всю злобу повергъ подъ ноги носящихъ Его въ своемъ сердце. Траянъ сказалъ: итакъ, ты носишь въ себе Распятаго? Игнатій отвечалъ: такъ точно; ибо написано: вселюся въ нихъ и похожду. Тогда Траянъ произнесъ: мы повелели, чтобы Игнатій, по собственнымъ словамъ носящій въ себе Распятаго, былъ взятъ воинами, и приведенъ въ Римъ на снеденіе отъ зверей для забавы народа. Святый мученикъ, услышавъ такое определеніе, съ радостію воскликнулъ: благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоилъ меня стяжать совершенную любовь въ Тебе, связывая меня вместе съ Апостоломъ Твоимъ Павломъ, железными узами. Сказавши сіе, онъ съ радостію наложилъ на себя оковы, помолившись прежде о Церкви, и предавши ее со слезами Господу; и тотчасъ, какъ отличный некій овенъ, предшествующій доброму стаду, былъ схваченъ зверскою жестокостію воиновъ, которымъ должно было отвести его въ Римъ на пожраніе кровожаднымъ зверямъ.
3. И такъ, отправясь съ великою охотою и радостію отъ желанія пострадать, изъ Антіохіи въ Селевкію, здесь взошелъ въ корабль, и съ великимъ трудомъ доехавъ до города Смирны, сошелъ съ великою радостію съ корабля, и поспешилъ увидеть св. Поликарпа епископа Смирнскаго, соученика своего (ибо они были прежде учениками св. апостола Іоанна); и, побывъ у него, и сообщивъ ему духовныя дарованія, и похвалившись предъ нимъ узами своими, побуждалъ къ участію въ своемъ подвиге какъ вообще всю Церковь (ибо все азійскіе города и Церкви принимали святаго посредствомъ епископовъ, пресвитеровь и діаконовъ, и все спешили къ нему, дабы получить отъ него часть дарованія духовнаго); такъ наипаче святаго Поликарпа, дабы скорее сокрыться ему отъ міра посредствомъ зверей, и явиться предъ лицемъ Христовымъ.
4. И все сіе такъ говорилъ, и такъ свидетельствовалъ, толико простирая любовь ко Христу, что былъ совершенно уверенъ въ полученіи неба за доброе исповеданіе, и по усердію молящихся о его подвижничестве; а также сделалъ возмездіе церквамъ, встретившимъ его чрезъ своихъ предстоятелей пославъ къ нимъ благодарственныя посланія, источающія, вместе съ молитвою и увещаніемъ, духовную благодать. Такимъ образомъ видя, что все весьма расположены къ нему, онъ боялся, чтобы братская любовь не подавила въ немъ усердія къ Господу, тогда какъ для него весьма счастливо отверзлась дверь къ мученичеству. На сей конецъ онъ написалъ посланіе къ Римской Церкви, которое здесь и приложено.
« И гнатій, называемый также Богоносцемъ (феофоромъ), помилованный величіемъ всевышняго Отца и Іисуса Христа единаго Сына Его, Церкви возлюбленной и просвещенной волею восхотевшаго все, что соответствуетъ любви Іисуса Христа Бога нашего, которая и председательствуетъ въ Римской стране, будучи Богодостойна, достолепна, достоблаженна, достохвальна, достойна благопоспешенія, достойно чиста, и превосходящей въ любви, носящей имя Христа, имя Отца, которую и приветствую именемъ Іисуса Христа Сына Отчаго, — соединеннымъ по плоти и духу во всякой заповеди Его, безразлично исполненнымъ благодати Божіей, желаетъ премногой во Іисусе Христе Боге нашемъ, непорочной радости.
П оскольку я, по молитве къ Богу, достигъ того, чтобы видеть ваши Богодостойныя лица, такъ какъ я и о другомъ множайшемъ молился: то ныне я, будучи связанъ за Христа Іисуса, надеюсь лобызать васъ, если на то будетъ воля Божія, чтобы я удостоился достигнуть конца. Ибо начало благополучно, если только я сподоблюсь благодати безпрепятственно получить мое наследіе. Но боюсь вашей любви, чтобы она мне не повредила: ибо вамъ удобно сделать то, чтó вы хотите, а мне трудно пріобрести Бога, если вы будете жалеть о мне. Я не хочу угождать вамъ какъ человекамъ, но желаю угодить Богу также, какъ и вы угождаете. Ибо я никогда не буду иметь такого случая пріобрести Бога, да и вы сделаете лучшее дело, если будете молчать. Ибо если вы будете молчать обо мне, то я сделаюсь Божіимъ, а если возлюбите плоть мою, то я опять буду ходить въ ней. Не делайте для меня ничего, кроме того, чтобы я пожренъ былъ Богу, такъ какъ готовъ еще жертвенникъ, и вы, соделавшись въ любви единымъ хоромъ, воспели Отцу во Христе Іисусе, что Богъ сподобилъ епископа Сирійскаго быть на Западе, препославши его съ Востока. — Хорошо восходить отъ міра къ Богу, чтобы взойти после въ Немъ. Вы никогда никому не завидовали, и другихъ научали; я же хочу, чтобы и то было твердо, что вы предписываете уча; только просите для меня силы и внутрь и вне, дабы не только говорить, но и желать, дабы я не только назывался христіаниномъ, но и былъ имъ; ибо если я действительно буду, тогда можно и говорить, что я даже и тогда веренъ, когда не будетъ меня въ міре. Ничто видимое не вечно; ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4, 18). Ибо тамъ паче является Богъ нашъ Іисусъ Христосъ, сущій во Отце. Христіанство не есть такая вещь, о которой надлежитъ только молчать, но есть дело великое.
Я пишу Церквамъ, и свидетельствую всемъ, что я добровольно умираю за Бога, если вы не воспрепятствуете мне. Прошу васъ, не имейте ко мне неуместной приверженности. Оставьте меня соделаться пищею зверей, чрезъ которыхъ можно пріобрести Бога. Я пшеница Божія, и долженъ быть измолотъ зубами зверей, чтобы сделаться чистымъ хлебомъ Христовымъ. Даже ласкайте зверей, чтобы они соделались для меня гробомъ, и нисколько не оставили моего тела, дабы я по смерти не сделался кому въ тягость. Тогда я буду по истине ученикъ Христа, когда міръ не увидитъ и тела моего. Молитесь обо мне Христу, чтобы я сими средствами соделался жертвою. Я не повелеваю вамъ какъ Петръ и Павелъ; они Апостолы, а я осужденный; они свободные, а я доселе рабъ; когда же пострадаю, тогда получу отъ Іисуса освобожденіе, и востану въ Немъ свободнымъ. Теперь я, будучи узникомъ, учусь не желать ничего мірскаго или суетнаго.
О тъ Сиріи до Рима я сражаюсь со зверями на земле и на море, ночью и днемъ, будучи связанъ съ десятью леопардами; — это есть отрядъ воиновъ, которые, и получивши благодеянія, делаются еще хуже. Впрочемъ я более учусь отъ ихъ обидъ: но симъ не оправдаюсь (1 Кор. 4, 4). О, если бы я сподобился зверей, приготовленныхъ для меня; я молюсь, чтобы они были готовы; и я буду ласкать ихъ, чтобы они тотчасъ меня пожрали, а не такъ какъ некоторыхъ, къ коимъ они изъ боязни не коснулись; и если они упорствуя не захотятъ, то я ихъ принужу. Извините меня: я знаю, чтó мне полезно; теперь я начинаю быть ученикомъ. Ничто видимое, или невидимое не удержитъ меня въ томъ, чтобы пріобрести Христа. Да пріидутъ на меня огонь и крестъ, толпы зверей, удары, терзанія, раздробленіе костей, отсеченіе членовъ, сокрушеніе всего тела, злыя мученія отъ діавола: только бы я пріобрелъ Христа. Нетъ никакой для меня пользы въ удовольствіяхъ міра, ни въ царствахъ века сего. Мне лучше умереть во Христе Іисусе, нежели царствовать надъ концами земли. Ибо какая польза человеку, если онъ и целый міръ пріобрететъ, душе же своей повредитъ (Матф. 16, 26)? Я ищу Того, который за насъ умеръ; я Того хочу, который восталъ за насъ. Но мне дóлжно теперь родиться. Простите мне, братія, не препятствуйте мне жить; не желайте, чтобы я умеръ, — я желающій быть Божіимъ. Не радуйтесь для міра; дайте мне принять чистый светъ, преселившись туда я соделаюсь человекомъ Божіимъ; позвольте мне быть подражателемъ страданія Бога моего. Если кто имеетъ Его въ себе, тотъ да помыслитъ, чего я желаю, и да пожалеетъ о мне, зная, что такое меня удерживаетъ.
К нязь века сего хочетъ увлечь меня, и разрушить во мне мою волю по Боге. И такъ никто изъ васъ да не содействуетъ ему; лучше будьте на моей стороне, т. е. на стороне Божіей. Не говорите объ Іисусе Христе такъ, чтобы вместе желать и міра. Зависть да не пребудетъ въ васъ; не тогда верьте мне, когда я лично прошу васъ; но более верьте тому, что я пишу. Я живой пишу къ вамъ, желая умереть; мое желаніе распято, и нетъ во мне огня любящаго вещество; а находится во мне живая и говорящая вода, изнутри взывающая ко мне: иди къ Отцу. Я не чувствую пріятности въ тленной пище, ни въ удовольствіяхъ века сего; я хочу хлеба Божія, хлеба небеснаго, хлеба жизни, который есть плоть Іисуса Христа Сына Божія, явившагося въ последнее время отъ семени Давида и Авраама; хочу Божіяго питія — крови Его, которое питіе есть любовь нетленная, и жизнь вечная. Я не хочу более жить такъ, какъ человеки; но это будетъ, если вы захотите; но вы должны желать того, чтобы вы и сами были приняты. Краткимъ письмомъ прошу я васъ; верьте мне. А Іисусъ Христосъ откроетъ вамъ, что я говорю по истине: Онъ есть неложныя уста, которыми Отецъ изрекъ истину. Молитесь обо мне, чтобы я достигъ. Я написалъ вамъ не по плоти, но по разуму Божію. Если я пострадаю, то вы сего восхотели, если я отверженъ буду, то вы возненавидели.
В оспоминайте въ молитве вашей Церковь Сирійскую, которая вместо меня имеетъ Пастыремъ Бога. Одинъ Іисусь Христосъ будетъ блюсти ее, и также любовь ваша, а я стыжусь считаться между ними, да и недостоинъ сего, такъ какъ последній и изверженный; но я удостоился сделаться чемъ нибудь, ежели пріобрящу Бога. Приветствуетъ васъ духъ мой и любовь Церквей принявшихъ меня во имя Іисуса Христа, не такъ какъ мимоходящаго. Ибо и те изъ нихъ, которыя не были ко мне близки на моемъ пути по плоти, вводили меня въ городъ.
П ишу къ вамъ сіе изъ Смирны чрезъ достоблаженнейшихъ Ефесеевъ. А со мною вместе находится между многими другими Крокъ, вожделенное для меня имя. Я думаю, что вы знаете о техъ, которые прежде меня отправились изъ Сиріи въ Римъ во славу Божію; скажиже имъ, что я близко. Все они достойны Бога и васъ, и вамъ надлежитъ ихъ во всемъ успокоить. Написалъ же я вамъ сіе за девять дней до сентябрьскихъ календъ (т. е. двадцать третьяго августа). Укрепляйтесь до конца въ терпеніи Іисусъ Христове. Аминь».
5. Т акимъ образомъ приготовивъ по своему желанію письмомъ техъ изъ братій въ Риме, которые бы воспротивились его намеренію, онъ былъ выведенъ изъ Смирны (ибо воины побуждали Христоносца придти заранее до публичныхь зрелищъ въ великомъ Риме, дабы онъ предъ глазами народа Римскаго былъ преданъ дикимъ зверямъ, и получилъ венецъ за подвиги) и прибылъ въ Троаду. Потомъ, будучи отправленъ отсюда въ Неаполь, пошелъ чрезъ Филиппы, Македонію и также около Епира къ Епидамну, и на пути по приморскимъ местамъ нашедши корабль, переплылъ Адріатическое море, а изъ него вступилъ въ Тирренское, не останавливаясь на островахъ и въ городахъ; и какъ скоро показались святому Путеолы, то онъ спешилъ сойти, желая идти по стезе Апостола Павла. Но какъ случившійся сильный ветръ не позволялъ сего, дуя въ корму корабля, то онъ и проплылъ мимо, ублажая любовь братьевъ въ семъ месте. И такимъ образомъ въ одинъ день и ту же ночь, при благополучныхъ ветрахъ, мы противъ воли приближались, воздыхая о томъ, что праведникъ скоро разлучится съ нами; чтожъ касается до него самаго, его молитвы исполнялись; ибо онъ спешилъ скорее преставиться отъ міра, чтобы соединиться съ Господомъ, котораго онъ возлюбилъ. И такъ когда вошли въ Римскую пристань, и публичныя зрелища приближались къ концу, то воины жаловались на медлительность, а епископъ съ радостію покарялся ихъ понужденіямъ.
6. П отомъ пошли изъ такъ называемаго Порта, и поскольку уже всюду прошелъ слухъ о святомъ мученике, то съ нимъ много было братьевъ исполненныхъ страха и радости: ибо они радовались тому, что удостоились видиться съ Богоносцемъ, но страшились того, что его вели на смерть. Некоторымъ же онъ повелелъ молчать, когда те горели желаніемъ и предлагали удержать народъ, чтобы онъ не требовалъ смерти праведника. Онъ же тотчасъ провидя это, и сделавши всемъ приветствіе, просилъ ихъ иметь истинную любовь къ нему, и сказавши имъ более, нежели сколько было въ письме, убедилъ не препятствовать ему стремиться къ Господу; и такимъ образомъ, съ коленопреклоненіемъ всехъ братьевъ, помолившись Сыну Божію о Церквахъ, о прекращеніи гоненія, о взаимной любви всехъ братьевъ, поспешно былъ отведенъ къ амфитеатру, и по прежнему повеленію Кесаря, былъ тотчасъ впущенъ въ оный, потому что зрелища скоро должны были кончиться, (сіе же зрелище, называемое на римскомъ языке тринадцатымъ, было самое знаменитое, и народъ весьма охотно стекался на оное) преданъ жестокимъ зверямъ подле храма, такъ что симъ, соответственно Писанію желаніе праведнаго пріятно (Прит. 10, 24), совершенно исполнилось желаніе св. мученика Игнатія, чтобы не обременить никого изъ братьевъ собираніемъ его останковъ, такъ какъ онъ еще прежде въ письме желалъ, чтобы таковъ былъ конецъ его. Ибо остались только твердейшія части его тела, которыя были отвезены въ Антіохію, и положены въ полотно, какъ безценное сокровище, по благодати, обитавшей въ мученике, оставленное св. Церкви.
7. С іе случилось за тринадцать дней до январскихъ календъ (т. е. въ двадцатый день декабря), въ консульство у римлянъ Суры, и вторичное Сенеція. Мы бывшіе зрителями сего, возвратившись домой со слезами, имели всенощное бденіе, и много просили съ коленопреклоненіемъ и моленіемъ Господа, чрезъ случившееся укрепить насъ слабыхъ. Потомъ немного уснувши, некоторые изъ насъ увидели внезапно востающаго и обнимающаго насъ, некоторые же, равнымъ образомъ, видели молящагося блаженнаго Игнатія, а другіе орошеннаго пóтомъ, какъ бы после великихъ трудовъ, и представшаго Господу. И такъ видевши сіе съ великою радостію, и после разсказавши взаимно сновиденія, мы воспевали Бога, подателя благъ, ублажали святаго, и заметили для себя день и часъ, дабы, собираясь во время его мученичества, иметь общеніе съ подвижникомъ и доблественнымъ мученикомъ Христовымъ, поправшимъ діавола, и совершившимъ путь своего христолюбиваго желанія во Христе Іисусе Господе нашемъ, чрезъ котораго и съ которымъ слава и держава Отцу, со Святымъ Духомъ во веки. Аминь.
Источникъ: Мученичество святаго Игнатія Богоносца. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Минист. Внутр. Делъ — 1822 г. — Часть VIII. — С. 340–356.