В ъ консульство Діоклитіана Августа — въ первый разъ[9], и светлейшаго Аристовула. 19 августа, за 14 дней до сентябрскихъ календъ, когда управлялъ Киликіею Лисій[10].

Се вши на судилище города Аназарвовъ[11], онъ (Лисій) сказалъ:

— П редставленныхъ мне Евсевіемъ и Филиппомъ ординарцами[12], учиненными для Иринополя[13] первой столицы Аназарвовъ[14], какъ принадлежащихъ къ вере беззаконныхъ христіанъ, приведи, Евфалій, на судъ.

Е вфалій Комментарисій[15] сказалъ: какъ повелела добродетель твоя, господинъ, стоятъ (оне) на чистейшемъ судилище твоемъ.

Л исій правитель сказалъ: объявите судилищу каждая свое имя.

Д омнина сказала: прозванія или помазанія ищешь имя?

Л исій правитель сказалъ: имя, что отъ матери, — какъ назвала тебя мать. Отвечай.

Д омнина сказала: имя истиннаго прозванія: хритіанка, а имя помазанія: Домнина.

Л исій правитель сказалъ: пусть ответятъ и другія, какъ называются.

Е вфалій Комментарисій сказалъ: Эдесія и Филиппа[16].

Л исій правитель сказалъ: женщины, которыя обещаютъ покаряться суду и желаютъ проводить скромно пріятнейшую жизнь, возвратятся домой со всякою почестью и охраненіемъ порядка. А Домнину поставь на середине, чтобы все слышали, какъ она будетъ отвечать передъ страхомъ судилища.

Е вфалій Комментарисій сказалъ: Домнина стоитъ.

Л исій правитель сказалъ. Отставъ отъ неистовыхъ безбожныхъ мыслей, которыя тебя обманываютъ и могутъ более повредить, нежели принесть тебе пользу, пожелай быть послушною нашимъ увещательнымъ къ тебе словамъ, приступить къ богамъ и принесть жертву, почтить самодержцевъ и насладиться всякими дарами, благорасположенно испросивши[17] плодъ своей жизни.

Д омнина сказала: стяжаніе великое и полезное стяжала я въ душе (своей), котораго ни ты, судія, ни цари твои стяжать не могутъ.

Л исій правитель сказалъ: и мы стяжали страхъ боговъ.

Д омнина сказала: Вашъ суетный страхъ принесетъ вамъ (свой) плодъ. Ибо знайте, что, въ страхе чествуя своихъ демоновъ, вы (вместе) съ ними будете преданы геенне вечной.

Л исій правитель сказалъ: мать! послушайся меня, который увещаваетъ тебя и стыдится твоего почтеннаго, честнаго, старческаго вида, чтобы не подвергнуться тебе терзаніямъ, которыя нейдутъ къ тебе.

Д омнина сказала: если ты чтишь меня какъ мать и стыдишься старческихъ сединъ, то послушайся меня какъ своей матери, откажись отъ демоновъ и отъ нечистыхъ и кровожадныхъ жертвенниковъ, влечась ко спасенію своею, какъ ты сказалъ, матерью. Знай, что ты сталъ поборникомъ демоновъ.

Л исій правитель сказалъ: думаю, что человеколюбіе мое ведетъ тебя къ презрительности, старуха.

Д омнина сказала: если ты страхомъ думаешь заставить меня поклониться демонамъ, подвигнись на рабу Христову, готовую противостать твоему измышленію.

Л исій правитель сказалъ: не утомляется честное судилище увещавать тебя. Послушайся меня и, приступивши, принеси жертву богамъ.

Д омнина сказала: для Христа моего я жила 63 года, и не изнемогла предъ Нимъ. И ныне не отступлю отъ Него. Онъ силенъ спасти рабу свою.

Л исій правитель сказалъ: Архелай спекулаторъ да приготовитъ въ страхъ старухи и на пользу души ея разныя орудія, бичи, рукоятки и угрозу огня.

А рхелай спекулаторъ сказалъ: какъ ты повелелъ, все, служа страху твоему, я приготовилъ, господинъ.

Л исій правитель сказалъ: Домнина! я вижу, чтó имеетъ быть съ тобою. Поспеши избавить сама себя, и, приступивши, принеси жертву. Иначе, испытаешь все это.

Д омнина сказала: знай, судья, что я имею образцы помощи противъ всего, что тутъ лежитъ.

Л исій сказалъ: что есть то, что помогаетъ тебе?

Д омнина сказала: противъ бичей помогаетъ мне печать Христа моего, противъ рукоятокъ — одежда нетленія, противъ огня — въ воде возрожденіе.

Л исій правитель сказалъ: баснословіемъ (насъ) занимаетъ старушонка.

Д омнина сказала: то, что у меня есть, я сказала. Делай ты то, что тебе представляется. Богъ мой и Христосъ Его можетъ изъять меня изъ руки твоей.

Л исій правитель сказалъ: другой некто есть Христосъ кроме Бога? Отвечай мне, дурная голова.

Д омнина сказала: о чемъ не приходится спрашивать тебе, не спрашивай. Твои боги, будучи демоны, одно имя Христово услышавъ, трепещутъ.

Л исій правитель сказалъ: незлобіе судилища сделало то, что наругаются богамъ. Отплатите ей пощечинами.

Д омнина сказала. Благословенъ Богъ, сподобившій меня понесть наказаніе за имя Его!

Л исій правитель сказалъ. Советую тебе послушаться меня, и приступить къ богамъ на пользу души твоей. Когда же будешь упорствовать, судилище не пощадитъ тебя, доколе не явишься послушною.

Д омнина сказала. Самому себе и тебе подобнымъ внушай ты чтить демоновъ и покланяться имъ. А мне предоставь чтить Владыку всего, который можетъ избавить меня изъ твоихъ беззаконныхъ рукъ.

Л исій сказалъ: растянувши ее съ четырехъ сторонъ, истерзайте спину ея бичами.

К огда это было исполнено, Лисій сказалъ опять. Оставьте бить скверную и богоненавистную, и скажите ей: послушайся же, и сжалься надъ своей старостью, безчувственная.

Д омнина сказала: если бы ты зналъ, какую пользу ты сделалъ душе моей, ты бы самъ, и больше сего, пожелалъ пострадать за имя Христово. Но поелику ослеплена твоя несмысленная и скверная душа, то ты считаешь это более вреднымъ, чемъ полезнымъ (мне).

Л исій правитель сказалъ. Сеченіе тела твоего ты называешь пользою, безчувственная! Значитъ, и каторжники, терпящіе подобнымъ образомъ, тоже получаютъ пользу, по твоему?

Д омнина сказала. Кто берется страдать за имя Христово, тотъ получаетъ пользу; а кого пытаютъ въ судахъ за злодеяніе и порочную жизнь, тотъ по своей вине пріобретаетъ себе это.

Л исій правитель сказалъ. Надевши на нее железа, отведите ее подъ крепкую стражу. А на другой день выведите на судъ, и пусть исполнится имеющее быть на счетъ ея решеніе моего приговора.

Второе испытаніе.

Л исій правитель председательствуя сказалъ: представленную мне ординарцами Елпидіемъ[18] и Евсевіемъ Домнину, которую прежде[19] выслушавши, я приказалъ стеречь въ узилище съ темъ, чтобы явиться ей вторично на испытаніе, и которая въ Памятяхъ[20] объявила себя христіанкою, приведи ее на судъ судилища.

Е вфалій Комментарисій сказалъ: какъ приказала добродетель твоя, — стоитъ.

Л исій правитель сказалъ: свое злоненавистное обращеніе отрясши отъ себя, скверная старуха, и прирожденный тебе погибельнейшій тонъ неистовства отсекши, пожелай освободить себя отъ скверной веры, и предпочти явиться послушною судилищу, удовольствовавшись прежде нанесенными тебе муками. Поспеши избежать тяжести ожидающаго тебя, познавши то, что полезно душе твоей, и отселе живя и наслаждаясь наилучшими благами. Знай же, что если въ твоемъ противоречіи окажется некоторая напряженность, твою старость постигнутъ разнообразныя мученія.

Д омнина сказала. И прежде ты слышалъ отъ меня, что, оставивши живаго Бога и Христа, я не приступлю къ идоламъ, сделаннымъ людьми, но, лучшимъ помысломъ украсивши душу, стояла твердо о укрепляющемъ меня Христе.

Л исій правитель сказалъ: снова ты побуждаешь судилище идти по следамъ твоей жестокости, и сообразно съ темъ поступить съ злодерзостною душею.

Д омнина сказала. Тело мое и сегодня передъ тобою. Делай, что хочешь.

Л исій правитель сказалъ. Оттянувши ей руки, бейте батогами, и, крепко ударяя, говорите ей: слушай, что тебе велятъ, а не разговаривай[21].

Д омнина сказала. Много разъ я говорила, и теперь повторяю, что имею Христа, спасающаго меня и избавляющаго душу мою отъ демоновъ, которые подстрекаютъ тебя на рабу Его.

Л исій правитель сказалъ: растерзайте спину ея палками, чтобы хотя этакъ угомонилась.

К огда это было сделано, Домнина сказала: дивлюсь я твоей безчувственной душе, судія, и побеждаемый мною, Христовой рабою, ты безстыдно упорствуешь!

Л исій правитель сказалъ. Тяжесть неистовства твоего повелеваетъ уже присудить тебе достойную казнь. Но поелику я знаю, что ты склонишь саму себя (на послушаніе), удерживаюсь еще отъ того, снисходя, сколько позволительно судилищу, къ твоему злоупорству.

Д омнина сказала: если, кроме испытаннаго уже, есть еще другой способъ казни, — когда я того стою, не отлагая употреби (его).

Л исій правитель сказалъ. Не убедишь ты меня воспользоваться твоимъ безуміемъ, и вдругъ лишить тебя жизни. Нетъ, я потреблю тебя, терзая мало по малу.

Д омнина сказала: согласно съ темъ, какъ внушаетъ тебе отецъ твой сатана, поступай со мною, рабою Бога.

Л исій правитель сказалъ: вытяните рукоятями концы ея рукъ и ногъ, чтобы, чувствуя муку, убедила себя приступить къ богамъ и избыть терзаній.

Д омнина сказала: Вотъ ты отнялъ у меня руки и ноги. Но если и все тело мое изсечешь по частямъ, не возможно мне оставить Христа моего. Пусть и цари твои и боги твои, какъ ты ихъ называешь, согласятся вместе и станутъ склонять меня сделать это, не удастся имъ то!

Л исій правитель сказалъ: не думай ты, что если перестанешь жить, то единоплеменники твои будутъ ухаживать за останками твоими, какъ за святыми. Я прикажу ихъ сжечь и развеять.

Д омнина сказала. Цель моя нравиться не людямъ, а Господу души Христу, который можетъ вскорости отослать въ геенну и огнь неугасимый твою жестокость, судія!

Л исій правитель говоритъ: взявши ее, стережите въ узилище. Когда я буду въ городе Мопсуестовъ[22], присужу ее къ последней казни.

К огда Лисій прибылъ[23] въ городъ Мопсуестовъ, Евфалій Комментарисій сказалъ на 14 миле: пытанную въ городе Аназарвовъ Домнину, какъ принадлежащую къ ереси христіанъ, ты повелелъ, господинъ, держать подъ крепкою стражею, чтобы, когда ты будешь въ городе Мопсуестовъ, распорядиться на счетъ ея по усмотренію твоей чистоты. Теперь, настигши насъ на девятой (миле), Архелай спекулаторъ далъ знать, что сказанная Домнина умерла. Поелику мы минули то место[24], и я не объявилъ (о томъ) твоей светлости, то теперь доношу твоей власти. Думаю же, что спекулаторъ Архелай долженъ быть позванъ и допрошенъ, и занесенъ въ Памяти. Представляю о семъ твоему величію[25]. Ты повелишь приказать это[26].

Л исій правитель сказалъ: где Домнина, дурная голова[27]?

А рхелай сказалъ: клянусь твоей светлости, она скончалась отъ многихъ ранъ въ аназарвскомъ узилище. Изъ страха я привезъ ее сюда.

Л исій правитель сказалъ: ты умертвилъ ее?

А рхелай сказалъ: клянусь твоей добродетели, пять дней она провела безъ пищи. Лежа на полу, лицемъ въ колени, такъ и умерла.

А правитель: «Домнину богоненавистную повелеваетъ судилище бросить въ потокъ по близости постоялыхъ домовъ, на снедь собакамъ».

З амучена же святая Христова мученица Домнина октября месяца въ пятый день[28], во славу Отца и Сына и Святаго Духа. Ибо Ему подобаетъ вся слава, честь и поклоненіе и великолепіе, ныне и присно и во веки вековъ.

Источникъ: А. Мученіе св. Домнины. // Журналъ «Труды Кіевской Духовной Академіи». — 1869 г. — Январь. — С. 121–129.