На важность физическаго воспитанія вообще мало обращаютъ вниманія. Требованія гигіены рѣдко соблюдаются при воспитаніи, и Спенсеръ находитъ, что въ Англіи несравненно болѣе обращаютъ вниманія на разведеніе хорошихъ породъ собакъ, лошадей и рогатаго скота, чѣмъ на воспитаніе здоровыхъ сильныхъ людей. А здоровье и сила предметъ первой важноcти, на который слѣдуетъ обратить вниманіе воспитателямъ. При разстроенномъ здоровьи человѣкъ бываетъ безполезнымъ членомъ общества и бременемъ для себя и для окружающихъ его. Какимъ бы высокимъ умственнымъ и нравственнымъ вліяніемъ онъ не обладалъ, болѣзнь будетъ постоянно парализировать его силы и онъ не принесетъ значительной доли той пользы, которую принесъ бы при полномъ здоровьи. Одинъ писатель говоритъ, что для успѣха въ жизни, всего важнѣе быть хорошимъ животнымъ, и совершенно справедливо. Отъ того на сколько народъ удовлетворяетъ этому условію, зависитъ его благосостояніе. "Не только случайности войнф зависятъ отъ силы и здоровья солдатъ, но и состязанія въ торговлѣ частью опредѣляются физической выносливостью предводителей, говоритъ Спенсеръ и находитъ, что не смотря на постоянное первенство англійской націи въ промышленности, соперничество современной жизни такъ тяжело, напряженіе силъ доходитъ до такой крайности, что многіе не могутъ переносить требуемый отъ нихъ трудъ, безъ вреда для себя. Тысячи сламываются подъ давленіемъ; если оно усилится, въ чемъ невозможно сомнѣваться, то самые прочные организмы утомятся". Это положеніе Спенсера грѣшитъ нѣсколько односторонностью взгляда. Не смотря на вырожденіе нынѣшняго поколѣнія, замѣченное учеными и естествоиспытателями и ограничивающееся исключительно достаточнымъ и образованнымъ слоемъ общества, вырожденіе, причины котораго будутъ изложены ниже, -- замѣчено по статистическимъ таблицамъ, что средняя цифра человѣческой жизни поднялась за послѣднее столѣтіе; слѣдовательно, силы народныя увеличились и здоровье улучшилось и если, не смотря на это улучшеніе, Спенсеръ находитъ, что соперничество, вызванное современнымъ развитіемъ промышленности, сламываетъ тысячи своимъ давленіемъ, та не доказываетъ ли это, что система конкуренціи, развитіемъ своимъ постоянно опережая развитіе силъ человѣчества, постоянно будетъ оказываться не по силамъ для него, утомлять самые прочные организмы и сламывать болѣе слабые. Слѣдовательно, уровень здоровья и силъ будетъ зависѣть отъ условій жизни. Но это не должно внушать фаталистическій взглядъ родителямъ на воспитаніе. Завися отъ установленныхъ условіи жизни, они властны создавать эти условія для дѣтей, на сколько то допускаютъ ихъ средства къ существованію, и потому физическое воспитаніе дѣтей, болѣе или менѣе согласное съ указаніями науки и разума, находится въ ихъ рукахъ. О физическомъ воспитаніи, основанномъ на началахъ науки, тѣмъ болѣе слѣдуетъ позаботиться намъ, которые въ отношеніи народнаго благосостоянія, средней продолжительности человѣческой жизни и процента смертности, стоимъ на несравненно болѣе низшей ступени, чѣмъ Англія.

Чтобы развить здоровый животный организмъ, необходимо развивать его сообразно съ законами, управляющими ишь. "Всякій анатомъ, всякія физіологъ, всякій химикъ, ни минуты не колеблясь, утвердить, что общіе законы, вѣрные по отношенію къ жизненнымъ процессамъ животныхъ, одинаково вѣрны и по отношенію къ человѣку. Обобщенія, установленныя наблюденіями и опытами надъ животными, полезны и для руководства человѣку", говоритъ Спенсеръ. Первыя потребности каждаго организма: пища, тепло и дѣятельность, т. е. упражненіе его силъ и членовъ. Пища, одно изъ самыхъ важныхъ условій развитія организма: отъ рода и количества нищи зависитъ большій или меньшій ростъ ребенка, его здоровье и умственное развитіе. Пища должна даваться ребенку вволю; система размѣренныхъ порцій крайне ошибочна, но такъ же ошибочно и пріучать его ѣсть безпрестанно, что называется п о ходя. Діета дѣтей постоянно колеблется между этими двумя крайностями, не попадая въ настоящую норму. Въ деревняхъ господствуетъ исключительно система питанія, перекармливанья ребенка, за то въ городахъ преобладаетъ система недокармливанья. И перекармливанье, и недокармливанье дурны -- но послѣднее вреднѣе перваго. Высокій авторитетъ говоритъ: "Послѣдствія случайнаго переполненія желудка менѣе вредны и легче поправимы, чѣмъ послѣдствія истощенія отъ недокармливанья". Но если послѣдствія случайнаго переполненія желудка незначительны, за то привычка къ постоянно переполненному желудку имѣетъ очень вредныя послѣдствія: дѣятельность желудка развивается въ ущербъ прочимъ, ребенокъ пріучается къ исключительно животной жизни. Упитанные помѣщичьи и купеческіе сынки вообще оказываются очень тупы, неразвиты и учить упитанныхъ дѣтей -- настоящее мученіе. Вообще при питаніи дѣтей должно держаться слѣдующаго правили: не давать имъ опять ѣсть, пока пища, принятая въ послѣдній разъ, не переварится. Самый меньшій срокъ наука опредѣляетъ 3 часа. На когда наступитъ время для принятія пищи, то давать имъ ѣсть сколько они хотятъ, безъ всякаго страха, что они съѣдятъ лишнее, во вредъ себѣ. Невоздержность -- порокъ взрослыхъ и преимущественно людей отживающихъ, тупѣющихъ, которымъ не остается болѣе никакого наслажденія въ жизни, кромѣ удовлетворенія этой животное потребности. Инстинкты дѣтства не успѣли еще извратиться до такой степени, чтобы обжорство могло сдѣлаться для него пріятнымъ. Ребенокъ тотчасъ перестаетъ ѣсть, чуть только ощущаетъ полноту въ желудкѣ. Въ количествѣ пищи слѣдуетъ руководиться указаніями аппетита. Если онъ вѣрный руководитель для низшихъ существъ, для выздоравливающаго больнаго, для человѣка, ведущаго нормальную жизнь то можно заключить, что онъ хорошій руководитель и для ребенка. Намъ возразятъ примѣрами многихъ случаевъ дѣтской невоздержности, увеличивающимся числамъ дѣтей больныхъ разстройствомъ желудка во время праздниковъ, лѣтомъ когда фрукты и ягоды начинаютъ созрѣвать; но эти примѣры не опроверженіе, а подтвержденіе вышесказаннаго положенія. Невоздержность дѣтей -- обыкновенное слѣдствіе системы ограниченія ихъ пищи. Это естественная, чувственная реакція противъ аскетической діеты. Долго подавленныя желанія не знаютъ уже мѣры, какъ скоро имъ предстоитъ возможность удовлетворенія. Желудокъ, ослабленный умѣренной и однородной пищей, которою считаютъ за правило кормить дѣтей (постоянно молочная каша, хлѣбъ и молоко), не выноситъ непривычнаго пріема сладости или фруктовъ. Дѣти вообще очень любятъ сладости и фрукты, и то и другое считается для нихъ вредной пищей, поблажкой чувственнымъ желаніямъ, а потому имъ постоянно отказываютъ въ удовлетвореніи этой потребности; но физіологи находятъ, что эта потребность имѣетъ причину болѣе каждую, чѣмъ одно удовлетвореніе вкуса. Сахаръ играетъ важную роль въ жизненномъ процессѣ. Сахаристыя и жирныя вещества окисляются въ тѣлѣ и вмѣстѣ съ тѣмъ развивается теплота. Дѣти вообще не любятъ жиръ, а имъ нужна пища, развивающая теплоту, -- ясно, что организмъ ихъ требуетъ большаго количества сахара, потому что не можетъ справиться съ жиромъ. Дѣти любятъ растительныя кислоты; они въ восторгѣ отъ плодовъ и ѣдятъ зеленые яблоки и неспѣлый крыжовникъ, потому что принято вовсе не давать имъ плодовъ. А между тѣмъ растительныя кислоты весьма полезны для организма, особенно когда кишки дѣйствуютъ не совсѣмъ исправно. Ясно, что любовь дѣтей къ фруктамъ -- не извращенная потребность вкуса, но требованіе организма. Обычай давать дѣтямъ спѣлые плоды послѣ завтрака и обѣда былъ бы очень полезенъ и избавилъ бы дѣтей отъ непріятности принимать отъ времени до времени касторовое масло и т. п. лекарства. Привычка получать каждый день тотъ родъ пищи, въ которомъ они чувствуютъ потребность, избавила бы дѣтей отъ тѣхъ припадковъ невоздержности, за которыя они обыкновенно платятся болѣзнями. Аппетитъ дѣтей равно вѣрный указатель относительно количества пищи, и если бы даже онъ былъ менѣе вѣренъ, то все-таки пришлось бы слѣдовать ему за неимѣніемъ другихъ указателей. Ребенокъ проситъ еще, мать говоритъ, "довольно". На чемъ она основываетъ свое довольно? Имѣетъ ли она ясновидящую силу указывающую, что дѣлается въ желудкѣ ребенка? Организмъ требуетъ пищи по безчисленнымъ и запутаннымъ причинамъ, которыя измѣняются и съ состояніемъ воздуха, и съ большимъ или меньшимъ движеніемъ ребенка, а также съ количествомъ и качествомъ пищи, которую онъ ѣлъ въ послѣдній разъ, и со скоростію, съ какою онъ переварилъ ее. Развѣ есть возможность все это исчислить для того, чтобы опредѣлить мѣру пищи, необходимую въ данную минуту.

Послѣ количества пищи слѣдуетъ перейти къ вопросу о ея качествѣ. Здѣсь господствуетъ тоже вредное вліяніе аскетизма. Принято считать животную пищу непригодной для дѣтей, но это предразсудокъ совершенно неосновательный и вредный. Само собой разумѣется, что мясо, требующее продолжительной работы желудка для того чтобы превратиться въ пищевую кашицу, не годится въ пищу для груднаго ребенка, желудокъ котораго не обладаетъ достаточной мускульной силой для этой работы; но мясная пища, изъ которой удалены волокнистыя части (бульонъ), есть такая пища, которую переваритъ желудокъ 9--10 мѣсячнаго ребенка и ранѣе; а желудокъ 2--3 лѣтняго ребенка вполнѣ способенъ переваривать мясную пищу и безъ удаленія волокнистыхъ веществъ. Предразсудокъ противъ мясной пищи основанъ на мнѣніи будто дѣти требуютъ болѣе легкую, т. е. менѣе питательную пищу, чѣмъ взрослые. Мнѣніе это ошибочно какъ нельзя болѣе: дѣти, напротивъ того требуютъ болѣе питательную пищу, чѣмъ взрослые. Сравните жизненные процессы взрослаго и ребенка и вы увидите, что дѣтская потребность въ пищѣ относительно больше. Взрослому пища необходима для того, чтобы возстановлять ежедневную трату организма и доставлять необходимую теплоту для тѣла. Ребенку, кромѣ необходимости возстановлять ежедневную трату субстанціи тѣла -- трату, которая у него еще значительнѣе, потому что онъ гораздо подвижнѣе взрослаго, и поддерживать теплоту, которую онъ точно Такъ же теряетъ сравнительно болѣе взрослаго, потому что тѣло его по отношенію къ массѣ представляетъ большую поверхность и, слѣдовательно, должно утрачиватъ большее количество тепла, -- приходится вырабатывать новыя ткани, т. е. рости. Послѣ того какъ убылъ тепла и субстанціи тѣла пополнена пищей, избытокъ долженъ идти на дальнѣйшее строеніе тѣла, т. е. на ростъ. При недостаточной пищѣ ребенокъ можетъ пополнить только ежедневную убыль и затѣмъ у него уже не останется матеріала для выработки новыхъ тканей, слѣдовательно ростъ его долженъ остановиться. Дурно кормленныя дѣти вообще малы ростомъ; но иногда ростъ и не останавливается отъ недостаточной пищи, за то такой ростъ сопровождается постоянно истощеніемъ силъ ребенка. Докончивъ съ вопросомъ о количествѣ пищи, слѣдуетъ рѣшить вопросъ о ея качествѣ. Большая или меньшая степень питательности того или другаго рода пищи, опредѣляется количествомъ того матеріала для уподобленія, которое онъ доставляетъ организму. Питательное вещество, вырабатываемое желудкомъ изъ извѣстнаго количества мяса, будетъ доставлено значительно большимъ количествомъ хлѣба и еще большимъ картофеля. Большое количество пищи требуетъ болѣе усиленной работы желудка. Чѣмъ болѣе потратитъ организмъ труда на пищевареніе, тѣмъ менѣе силъ останется у него на ростъ и мозговую дѣятельность. Если необходимое питаніе получается только усиленной работой желудка, то эта усиленная работа -- напрасная потеря, которая выразится или въ уменьшеніи энергіи или въ ослабленіи роста. Многіе возразятъ, что можно выкормить дѣтей одной растительной пищей и что они будутъ совершенно здоровы и хорошо развиты. Но, во первыхъ не доказано, чтобы эти же дѣти не могли достигнуть лучшаго развитія при животной пищѣ; во вторыхъ, это хорошее развитіе бываетъ очень часто только видимое. Нѣжное, пухлое тѣло покажется на видъ не хуже тѣла съ крѣпкими фибрами, но оно вяло и лишено силы. Полнота не есть всегда доказательство здоровья. Кромѣ объема тѣла, надо принимать въ разсчетъ его энергію. Дѣти, выросшіе на питательной мясной пищѣ, живѣе и энергичнѣе тѣхъ, которые выросли на одномъ картофелѣ. Эта живость и энергія проявляются во всѣхъ родахъ дѣятельности ихъ организма, какъ умственной, такъ и физической. Стройность и красота тѣла зависятъ много отъ рода пищи. Пища, по незначительности доставляемаго ею тѣлу питательнаго вещества, вызываетъ, какъ уже сказано выше, болѣе усиленную работу внутренностей; эта работа развиваетъ преимущественно полости, въ которыхъ находятся пищеварительные органы. Вотъ отчего всѣ травоядныя животныя отличаются тяжелымъ и неуклюжимъ строеніемъ тѣла; точно тоже бываетъ и съ человѣкомъ. Австралійцы, бушмены и прочія низшія расы, питающіяся кореньями, ягодами, малорослы, неуклюжи и имѣютъ толстое брюхо, мягкіе и вялые мускулы и потому неспособны къ продолжительнымъ усиліямъ: силы ихъ организма тратятся исключительно на пищеварительную дѣятельность, необходимую для поддержанія жизни. Тогда какъ тѣ расы, которыя хорошо сложены, сильны и дѣятельны, напр., кафры, сѣвероамериканскіе индѣйцы, питаются исключительно мясной пищей. Эти примѣры достаточно доказываютъ, что мясная пища лучшее средство для пополненія ежедневной траты организма, для выработки новыхъ тканей и для развитія въ немъ большей энергіи, и что отказывать дѣтямъ въ. этой питательной пищѣ и воображать, что они точно также станутъ развиваться и при менѣе питательной, значитъ вѣрить въ возможность получить силу изъ ничего. Изъ этого слѣдуетъ, какъ вредна дѣйствуетъ на дѣтство и юношество недостаточная нища, а большинство дѣтей и юношей у насъ осуждены выносить это лишеніе, именно въ ту пору, когда усиленный ростъ и вмѣстѣ съ тѣмъ усиленная умственная работа требуютъ большаго количества пищи. Пища въ большинствѣ учебныхъ заведеній далеко неудовлетворительна: вываренная говядина, какіе-то домой вмѣсто супа, каша съ прогорклымъ масломъ, дурно испеченный хлѣбъ и все это въ порціяхъ, далеко не достаточныхъ, -- вотъ чѣмъ кормится даже юношество обоего дола. Что слова наши не голословное обвиненіе, подтвердитъ каждый, кто воспитывался въ учебныхъ заведеніяхъ, или отдавалъ въ нихъ дѣтей или родственниковъ. На это возразятъ, что, при возрастающей дороговизнѣ, невозможно прокормить сытной и здоровой пищей человѣка копѣекъ на 20 или 15 въ день; но при большомъ количествѣ воспитанниковъ, все таки было бы очень возможно, не смотря на дороговизну, доставить по крайней мѣрѣ не вредную и не испорченную пищу въ достаточномъ количествѣ, если бы всѣ эти копѣйки доходили до назначенью. Это печальный фактъ, но тысячи нашего юношества ежедневнымъ недокармливаньемъ обрекаются на истощеніе и болѣзни. Въ одномъ изъ столичныхъ училищъ докторъ не смѣетъ записать на лазаретныя порціи, т. е. болѣе питательныя, состоящія изъ молока, порціи бифштекса и тарелки сравнительно хорошаго бульона, -- полное количество дѣтей, требующихъ болѣе питательной пищи, и продержать ихъ на этой діэтѣ столько времени, сколько того потребуетъ ихъ здоровье, потому что за это подвергнется выговору директора; а между тѣмъ до синевато-блѣдному цвѣту лицъ воспитанниковъ видно, что подобная діэта нужна едвали не для всѣхъ. Въ другомъ -- родители просили знакомаго доктора слѣдить за ихъ дочерью, которая была постоянно больна, худѣла, слабѣла и онъ нашелъ въ ней истощеніе, единственно вслѣдствіе недостаточности пищи, и замѣтилъ, что многія изъ ея подругъ больны тѣмъ же. Мнѣ случалось слышать какъ часто институтки просили, вмѣсто конфектъ и сладостей, принести имъ хорошаго хлѣба, сыру или мяса, и видѣть какъ онѣ кидались на принесенную пищу, буквально, съ животной жадностью. Вотъ еще случай, бывшій нѣсколько лѣтъ тому назадъ, въ одномъ женскомъ учебномъ заведенія: экономъ до того дурно кормилъ воспитанницъ, что онѣ составили планъ мести; въ немъ участвовалъ только выпускной классъ. Отецъ одной изъ воспитанницъ получилъ довольно высокое мѣсто въ администраціи и судьба эконома могла зависѣть отъ него. Положено было разсказать отцу и потомъ, по выпускѣ, разсказывать вездѣ и всѣмъ о томъ, какъ ихъ морили голодомъ и кормили гнилью. Передъ выпускомъ экономъ пришелъ къ воспитанницамъ и, въ самыхъ униженныхъ и слезныхъ выраженіяхъ, просилъ не поминать лихомъ. Воспитанницы сжалились и простили и никто отъ нихъ не слыхалъ потомъ жалобы на дурную пищу, хотя многихъ изъ нихъ пришлось поправлять рыбьимъ жиромъ и укрѣпляющими ваннами организмъ, разстроенный діэтой, на которой держалъ ихъ экономный экономъ. Фактъ очень печальный, но самое печальное въ немъ это дряблая, слезливая доброта воспитанницъ и отсутствіе въ нихъ всякаго чувства сознанія ихъ долга къ обществу. Эта слезливая доброта оказалась жестокостью въ отношеніи оставшихся и вновь поступавшихъ воспитанницъ, которыхъ экономъ и до сихъ поръ медленно моритъ, держа впроголодь, и отравляетъ несвѣжей пищею.

Послѣ качества пищи, разнообразіе ея весьма важное условіе. Принято считать необходимостью для дѣтей, особенно маленькихъ, постоянно одну и туже пищу: хлѣбъ съ молокомъ поутру, кашицу, бульонъ и по вечерамъ опять хлѣбъ съ молокомъ. Это обыкновеніе совершенно противно законамъ физіологія. Одна и та-же пища скоро пріѣдается, это знаетъ каждый на собственномъ опытѣ и удовольствіе доставляемое вкусу новымъ блюдомъ далеко не лишено смысла. Многочисленные опыты надъ разными родами пищи доказали, что ни одна пища, какъ бы она хороша ни была, не можетъ содержать въ себѣ всѣ элементы, необходимые для пополненія ежедневной траты субстанціи тѣла, потому что въ ней непремѣнно содержится одного элемента болѣе, чѣмъ другаго. Изъ этого слѣдуетъ, что для уравненія элементовъ необходима перемѣна пищи. Кромѣ того, удовольствіе доставляемое блюдомъ есть нервный стимулъ, который усиливаетъ дѣятельность сердца и, быстрѣе передвигая кровь, ускоряетъ пищевареніе. Истина эта подтверждается примѣрами выкармливанья скота. Животныя отъѣдаются скорѣе и лучше ѣдятъ, когда ихъ кормятъ разнообразной пищей, а человѣкъ, не въ обиду будь сказано его высшей природѣ, подчиняется тѣмъ же законамъ, которые управляютъ животной жизнью. Большая масса однородной пищи, какъ бы она ни была хорошо приготовлена, переваривается желудкомъ съ большимъ трудомъ, чѣмъ еще большая масса разнородной. Спенсеръ самъ испыталъ на себѣ вредъ однородной и не питательной пищи. Онъ шесть мѣсяцевъ придерживался исключительно вегетаріанизма (растительной пищи), который сталъ находить за послѣдніе двадцатилѣтіе много послѣдователей въ Англіи, и замѣтилъ что этотъ родъ питанія повелъ за собой упадокъ энергія, какъ тѣла такъ и духа.

Слѣдуетъ еще прибавить замѣчаніе для тѣхъ, которые захотятъ принять для дѣтей діэту болѣе питательную. Перемѣна не должна быть быстра, иначе она повлечетъ за собой разстройство желудка. Недостаточное питаніе -- причина недостаточнаго отдѣленія' желудочнаго сока и ослабѣвшій желудокъ не можетъ справиться съ непривычной питательной пищей. Я знала одну барыню, у которой была манія брать въ воспитанницы бѣдныхъ дѣтей, для того чтобъ разсовать ихъ потомъ куда ни попало, когда они надоѣдали ей. А надоѣдать ей они начинали черезъ нѣсколько дней, именно болѣзнями желудка, и она понять не могла отчего дѣти, привыкшіе къ капустѣ и черному хлѣбу, заболѣвали отъ хорошаго супа я мяса.

Въ одеждѣ дѣтей слѣдуетъ соблюдать тѣже правила, что и въ пищѣ. Одежда должна защищать тѣло отъ холода, т. е. сохранить теплоту въ организмѣ. Весьма естественно, что не развившійся, еще слабый организмъ требуетъ большее количество тепла, чѣмъ уже вполнѣ развившійся и окрѣпшій; а между тѣмъ принято пріучать дѣтей къ холоду съ первыхъ лѣтъ жизни, въ видахъ "закаливанія ихъ". Ихъ заставляютъ переносить ту степень холода, которую не придется переносить когда они будутъ взрослыми; водятъ съ ногами, обнаженными до колѣни и руками по локоть и, благодаря этому обычаю, множество дѣтей закаливается на тотъ свѣтъ, а тѣ которые избѣгнутъ этой печальной участи, страдаютъ ослабленіемъ роста и тѣлосложенія. Родители въ этой системѣ закаливанія обыкновенно ссылаются на крестьянскихъ дѣтей, которыя играютъ на свѣжемъ воздухѣ полуодѣтые и смотрятъ крѣпкими и здоровыми дѣтьми. Но, во первыхъ, эти родители не справятся сколько братьевъ и сестеръ умерло у этихъ дѣтей, уцѣлѣвшихъ благодаря крѣпости организма; сверхъ того, они не принимаютъ въ расчетъ, что жизнь крестьянскихъ дѣтей, разумѣется зажиточныхъ крестьянъ, во многихъ отношеніяхъ счастливѣе жизни городскихъ. дѣтей достаточныхъ и образованныхъ родителей. Жизнь крестьянскихъ дѣтей проходитъ въ постоянной игрѣ; надъ ними нѣтъ стѣснительной опеки, которая и раздражаетъ, и не даетъ дышать свободно многимъ изъ городскихъ дѣтей; они постоянно дышатъ свѣжимъ воздухомъ, богатымъ кислородомъ, который заставляетъ кровь живѣе обращаться, и организмъ ихъ не утомленъ ранней и часто непосильной работой мозга. Очевидно, что здоровье ихъ поддерживается не вслѣдствіе, а несмотря на недостаточность одежды. Постоянная потеря животной теплоты не можетъ не привести ущерба росту и тѣлосложенію дѣтей и, если видишь плохо одѣтыхъ дѣтей здоровыми и сильными, то нѣтъ никакого доказательства подтверждающаго, чтобы они не были еще здоровѣе и сильнѣе, еслибъ ихъ одѣвали теплѣе. Это подтверждается примѣрами. Расы человѣческія и животныхъ, живущія въ полярныхъ полосахъ, значительно ниже уровня средняго роста: лапландцы и эскимосы малы ростомъ, обитатели Огненной земли, которые ходятъ голыми въ холодной странѣ, кажутся такими не доросшими и безобразными, говоритъ Дарвинъ, что трудно ихъ принять за человѣческія существа. Тѣло охлаждается путемъ лучеиспусканія теплоты; теплота же развивается въ тѣлѣ окисленіемь пищи. Количество вещества для окисленія должно быть соразмѣрно тратѣ тепла; но сила пищеварительныхъ органовъ ограничена: если имъ придется подготовлять большое количество матеріала для тепла, то они станутъ подготовлять очень мало матеріала на построеніе тѣла. Либихъ говоритъ: наша одежда, по отношенію къ температурѣ тѣла, есть не что иное, какъ замѣна извѣстнаго количества пищи. Вотъ почему лѣтомъ всегда менѣе ѣстся, чѣмъ зимой. Вредныя послѣдствія холода пропорціональны молодости дѣтей. Во Франціи новорожденные младенцы болѣе умираютъ зимой, потому что ихъ приносятъ въ канцелярію мэра, для внесенія въ списки. Кетле говоритъ, что въ Бельгіи на двухъ младенцевъ, умирающихъ въ январѣ, умираетъ въ полѣ только одинъ. Въ Россіи смертность дѣтей достигаетъ ужасающей цифры: это доказываютъ статистическія свѣдѣнія. Ребенокъ, какъ мы уже сказали, теряетъ относительно болѣе тепла чѣмъ взрослый, и онъ выдѣляетъ вдвое болѣе углекислоты, чѣмъ взрослый, разумѣется принимая въ соображеніе объемъ и вѣсъ его тѣла. Очевидно, что дѣтскій организмъ долженъ заготовлять болѣе тепла для того, чтобы развиваться нормально, потому что организмъ тратящій болѣе, нежели заготовляетъ, неизбѣжно истощается. Изъ этого не слѣдуетъ, чтобы дѣтей необходимо было пріучать къ излишнему теплу, кутать ихъ во фланели и байки въ лѣтнее время, содержать высокую температуру въ ихъ комнатѣ. Излишняя теплота разнѣживаетъ, дѣлаетъ тѣло вялымъ, вызываетъ испарину и подвергаетъ простудѣ. Кромѣ теплоты, одежда должна быть удобной. Ради моды, дѣтей одѣваютъ въ дорогія, неудобныя платья, яркія ткани, которыя легко портятся. Дорогое платье, надѣтое ради тщеславія мамаши, надо беречь. "Не лазяй на дерево, ты изорвешь платье; сиди смирно -- изомнешься; не играй пескомъ, запачкаешься", -- вотъ увѣщанія, которыя безпрестанно повторяются разряженнымъ какъ куколки дѣтямъ. Эта нѣжная заботливость усиливаетъ зло. Движеніе тѣла вдвойнѣ необходимо плохо одѣтымъ дѣтямъ, а ихъ лишаютъ его для того, чтобы не испортить дорогую одежду. "Этимъ безсовѣстнымъ уваженіемъ внѣшности, говоритъ Спенсеръ, тысячи дѣтей ежегодно приговариваются къ несчастной жизни вслѣдствіе разслабленнаго здоровья, недостатка энергіи и нера8дѣльнижь со всѣмъ этимъ послѣдствій, если только преждевременная смерть не отнесетъ ихъ на жертвенникъ идолу материнскаго тщеславія". Спенсеръ въ заключеніе говоритъ: одежда должна быть достаточно тепла, чтобы предотвращать. общее ощущеніе холода, и потому, вмѣсто легкихъ бумажныхъ матерій, состоять изъ ткани возможно менѣе проводящей тепло, въ родѣ грубаго шерстянаго сукна; она должна быть прочна, чтобы не портиться отъ неосторожной носки, неизбѣжной при дѣтскихъ играхъ; цвѣта должны быть равно прочные и немаркіе; покрой ея долженъ быть удобенъ и не стѣснять движеній дѣтей.

Необходимость движенія для физическаго воспитанія уже начинаетъ сознаваться. Въ школахъ отведены мѣста для дѣтскихъ игръ, утренніе и послѣобѣденные уроки раздѣлены часами рекреаціи, когда воспитанники могутъ играть на открытомъ воздухѣ; но рекреаціи эти далеко не достаточны, чтобы доставить дѣтямъ движеніе необходимое для ихъ организма и ими пользуются едвали не исключительно дѣти, воспитанники младшихъ классовъ; въ старшихъ же, особенно при нынѣшнемъ усиленіи изученія языковъ, воспитанникамъ едва ли остается свободная минута. Положеніе дѣвочекъ въ этомъ отношеніи еще болѣе неудовлетворительно. Шумныя игры, скаканье, бѣганье въ запуски считаются не приличными для нихъ: развѣ самыя маленькія попрыгаютъ черезъ веревку или пробѣгутъ съ кольцомъ; старшія чинно ходятъ, обнявшись, по аллеямъ или двору -- вотъ и все движеніе, которое считается приличнымъ для нихъ. Побужденія къ игрѣ, сильной дѣятельности, не даромъ даны природой дѣтямъ: члены развиваются упражненіемъ, вотъ отчего дѣти постоянно такъ подвижны и чѣмъ здоровѣе и сильнѣе ребенокъ, тѣмъ онъ подвижнѣе и живѣе. Странно была бы, если бы для развитія организма дѣвочекъ существовали другіе законы, чѣмъ для мальчиковъ. А между тѣмъ, вслѣдствіе предразсудка, требующаго отъ женщинъ женственности, т. е. преувеличенной скромности, робости и нѣжности, дѣвочекъ осуждаютъ на эту вредную бездѣятельность. Члены, лишенные необходимаго упражненія, не достигаютъ своего полнаго развитія; большинство барышень, вслѣдствіе такой методы воспитанія, жалкія существа, неспособныя ни къ малѣйшему усилію; прогулка въ нѣсколько верстъ утомляетъ ихъ, онѣ ѣдятъ какъ птички, онѣ нервны и усиливаютъ свою нервность безпричинной пугливостью, естественнымъ послѣдствіемъ робости, порождаемой слабостью. "Такъ что же позволять дѣвочкамъ быть такими же сорванцами, какъ мальчики?" воскликнутъ защитники женственности, т. е. слабости, робости и нѣжности -- качествъ, дѣлающихъ изъ женщинъ тепличныя растенія, которыя не вынесутъ свѣжаго воздуха жизни. Но мальчики, какъ бы они ни были рѣзвы въ дѣтствѣ, распростившись съ курточками, оставляютъ дѣтскія игры и избѣгаютъ всего, что не прилично взрослому мужчинѣ; отчего же полагаютъ, что рѣзвость дѣвочекъ не должна утихнуть сама собой съ наступленіемъ болѣе зрѣлаго возраста, и считаютъ за нужное подавлять ее. Результатъ искуственнаго сдерживанья естественныхъ потребностей дѣтства оказался вреднымъ для здоровья, и вызвалъ искуственныя мѣры для поправленія вреда. Недостатокъ естественнаго движенія пополнили искуственнымъ -- гимнастикой и это лучше чѣмъ ничего; но гимнастика не можетъ замѣнить игръ. Формальныя мускульныя движенія менѣе разнообразны, чѣмъ движенія вызываемыя игрой, и потому утомленіе наступаетъ скорѣе. Сверхъ того имъ не достаетъ главнаго стимула -- удовольствія. Монотонныя движенія, если не возбудятъ отвращенія, что часто случается, потому что они составляютъ урокъ, то все-таки будутъ тягостными, вслѣдствіе отсутствія удовольствія. Нѣкоторые гимнастическіе снаряды, напр., лѣстницы, козлы, мачты, качающіяся лѣстницы, гигантскіе шаги, сѣтки для скаканья полезны, какъ разнообразіе игръ; но въ упражненія на нихъ не долженъ входить монотонный методъ формальнаго преподаванія и регламентаціи. Удовольствіе не слѣдуетъ изгонять изъ дѣтскихъ игръ. Пріятное умственное возбужденіе имѣетъ сильно укрѣпляющее дѣйствіе на организмъ. Всѣ испытали сами или бывали свидѣтелями, какъ дѣйствуетъ на больнаго хорошее извѣстіе или свиданіе съ любимымъ другомъ; всѣ знаютъ, что доктора предписываютъ разслабленнымъ больнымъ оживленное общество. Чувство отрады есть одно изъ самыхъ сильныхъ тоническихъ средствъ; оно ускоряетъ обращеніе крови и помогаетъ отправленіямъ всѣхъ другихъ функцій организма, и такимъ образомъ укрѣпляетъ здоровье и возстановляетъ его, когда оно разстроено. Вотъ почему необходимо педагогамъ заботиться о дѣтскихъ радостяхъ и почему игра всегда будетъ имѣть преимущество передъ гимнастикой. Наконецъ послѣднее важное условіе физическаго воспитанія -- умѣнье сохранить равновѣсіе между тѣломъ и духомъ, а это совершенно ускользаетъ отъ вниманія педагоговъ. Спенсеръ замѣчаетъ въ Англіи, что было замѣчено и у насъ нашими молодыми учеными, -- вырожденіе современнаго поколѣнія. Не смотря на статистическія указанія уменьшенія смертности и возрастанія средней продолжительности человѣческой жизни, современные люди малорослѣе и слабѣе древнихъ. Доктора находятъ, что нынѣшнее поколѣніе не вынесетъ тѣхъ кровопусканій, которыя выносили въ старину; раннія лысины и ранняя порча зубовъ встрѣчаются гораздо чаще. Сравнительную слабость нынѣшняго поколѣнія доказываетъ и весь складъ жизни. Прежнія поколѣнія жили, предаваясь всевозможнымъ излишествамъ, не соблюдая правилъ гигіены: не хлопотали о свѣжемъ воздухѣ, регулярномъ образѣ жизни и переносили больше, чѣмъ настоящее поколѣніе, которое ведетъ болѣе раціональный образъ жизни. Это вырожденіе замѣчено преимущественно въ болѣе достаточномъ классѣ; но только дѣти этого класса и могутъ получать воспитаніе, остальные ростутъ какъ приведетъ Богъ и это спасало ихъ, по крайней мѣрѣ, отъ вредныхъ послѣдствій неразумнаго воспитанія. Отчего же происходитъ это вырожденіе? Отъ недокармливанья, смѣнившаго прежнее перекармливанье, отъ недостаточности одежды, вслѣдствіе ложнаго понятія о закаливаньи и глупаго повиновенія прихотямъ моды. Кринолины для дѣтей и англійская мода водить съ голыми ножками, еще болѣе вредная въ нашемъ значительно болѣе суровомъ климатѣ, долго еще будутъ разрушать здоровье и останавливать ростъ дѣтей; наконецъ, и всего болѣе, чрезмѣрная умственная дѣятельность.

Давленіе современной жизни требуетъ все большаго напряженія силъ, жизнь требуетъ все большей и большей подготовки, программы курсовъ усиливаются годъ отъ года. Вредъ отъ этого двоякій, говоритъ Спенсеръ: отцы работаютъ дни и ночи и передаютъ дѣтямъ растроенный работой организмъ. И этимъ сравнительно слабымъ дѣтямъ приходится выносить гораздо болѣе усиленный трудъ, чѣмъ неразслабленнымъ дѣтямъ прежнихъ поколѣній. Несчастныя послѣдствія этого очевидны. Безпрестанно встрѣчаешь молодыхъ людей и дѣвушекъ, здоровье которыхъ разстроено усиленными занятіями; многіе изъ гимназистовъ бываютъ принуждены выйти изъ училища, потому что требованія курса превышаютъ ихъ силы. А сколько болѣзней, часто оканчивающихся смертью, вызываютъ экзамены: время экзаменовъ время воспаленій въ мозгу. Но кромѣ этихъ печальныхъ случаевъ; сколько дѣтей страдаютъ хроническими приливами къ мозгу, головными болями, лихорадкой и нервнымъ разстройствомъ -- слѣдствіемъ чрезмѣрнаго умственнаго возбужденія. Зло укореняется наслѣдственностью, Спенсеръ приводитъ въ примѣръ одну даму, родившуюся въ здоровомъ семействѣ и здоровый организмъ который былъ такъ растроенъ недокармливаньемъ и переучиваньемъ, что дѣти ея наслѣдовали слабость мозга матери и не выносятъ самыхъ пустяшныхъ занятій безъ головной боли или головокруженія. При этомъ нужно принять въ соображеніе, что на каждый случай такого рѣзкаго разстройства приходится десяти гдѣ поврежденія, наносимыя организму непосильнымъ умственнымъ трудомъ, не такъ бросаются въ глаза, но медленно накопляются; гдѣ ростъ останавливается, является чахоточное расположеніе и получается расположеніе къ умственному разстройству, такъ часто встрѣчаемое въ послѣдніе годы. Просмотрите росписаніе часовъ дня въ любомъ воспитательномъ заведеніи и вы увидите, что три четверти дня заняты сидѣньемъ въ классахъ, и это въ томъ возрастѣ, когда требуется усиленное движеніе, когда еще не сформировавшіеся члены, могутъ быть изуродованы неестественнымъ положеніемъ, обусловливаемымъ сидѣньемъ. Замѣтьте, какъ рѣдко можно встрѣтить здороваго хорошо-сложнаго школьника. Узкія плеча, впалая грудь, согнутая и искривленная снина, блѣдный, чахлый видъ встрѣчаются на каждомъ шагу. Съ лишенію естественной потребности дѣтства и юности -- движенія прибавьте истощеніе силъ отъ умственныхъ занятій. Каждый, занимавшійся умственнымъ трудомъ, испыталъ на себѣ какъ отъ чрезмѣрнаго напряженія кровь приливаетъ съ головѣ и оконечности холодѣютъ. Излишекъ крови и соковъ, поглощаемый мозгомъ, ушелъ бы на выработку новыхъ тканей организма, т. е. на ростъ; за неимѣніемъ этого излишка ростъ останавливается и организмъ истощается. Природа, говоритъ Спенсеръ: "строгій счетчикъ", если у ней въ одномъ отношеніи возьмутъ слишкомъ много, то окажется недочетъ въ другомъ.

Чрезмѣрное развитіе мозга останавливаетъ развитіе тѣла, а послѣднее своею слабостью въ свою очередь останавляваетъ дальнѣйшее развитіе мозга. Вотъ отъ чего всѣ скороспѣлыя дѣти, которыхъ до извѣстнаго возраста не останавливала никакая трудность, вдругъ перестаютъ развиваться и обманываютъ блестящія надежды родителей. Послѣднія изслѣдованія физіологіи показали какое важное вліяніе имѣетъ мозгъ на всѣ отправленія тѣла. Возбужденія мозга дѣйствуетъ на пищевареніе и кровообращеніе. Размѣры статьи не позволяютъ приводить всѣхъ доказательствъ Спенсера, но вѣрность этого заключенія могутъ провѣрить въ каждомъ популярномъ сочиненіи о физіологіи и даже на собственномъ опытѣ. Сверхъ того, сильное умственное возбужденіе порождаетъ умственное утомленіе, упадокъ энергіи и долговременное уныніе. Изъ этого очевидно, какъ вредно заботиться исключительно о томъ, чтобы голова была наполнена огромной массой свѣдѣній, если ихъ надо пріобрѣсти въ ущербъ физическому развитію и энергіи. Безъ здоровья и энергіи, необходимыхъ чтобы извлечь пользу изъ этой массы свѣдѣній, они останутся мертвымъ капиталомъ. Успѣхъ въ жизни зависитъ болѣе отъ неутомимой дѣятельности, зависящей въ свою очередь отъ большей или меньшей энергіи. Сильная воля и неутомимая дѣятельность могутъ пополнить пробѣлы воспитанія; но когда въ человѣкѣ не найдется необходимыхъ для того силъ, то не поможетъ ему никакая масса знаній. Поэтому чрезмѣрная и ранняя культура мозга, основанная на плохой физической организаціи, если даже и дастъ нѣсколько талантливыхъ личностей, то онѣ не сдѣлаютъ никогда того, что сдѣлали бы, если бы обладали хорошей физической организаціей. Вообще она произведетъ слабое, чахлое поколѣніе, слабость котораго отзовется и на умственныхъ силахъ потомковъ, которые, при постоянномъ дѣйствіи тѣмъ же причинъ, вымрутъ черезъ два-три поколѣнія; тогда какъ, при хорошей физической организацій, самыя слабыя умственныя способности могутъ быть развиты до высокой степени въ слѣдующихъ поколѣніяхъ.

Но какъ помочь этому? Неужели недоучивать дѣтей? Это значило бы впасть изъ одной крайности въ другую. Нужно только чтобы умственное развитіе шло вслѣдъ за физическимъ и сообразовалось съ силами воспитанника. Для этого необходимо, чтобы программы воспитательныхъ заведеній были составлены сообразно потребностямъ дѣтской и юношеской природы и, отбросивъ всѣ прочія постороннія соображенія, имѣли бы въ виду одну цѣль -- благо тѣхъ, кого воспитываютъ. Еще въ домашнемъ воспитаніи Есть возможность сообразовать ученіе со степенью физическаго развитія ребенка, но въ общественномъ -- это упускается совершенно изъ вида. Отъ офиціальнаго присмотра ускользаетъ особенность каждаго ребенка; разрозненость преподаванія также много вредитъ: каждый предметъ преподается отдѣльнымъ учителемъ, который заботится исключительно объ успѣшномъ ходѣ преподаванія своего предмета; за исключеніемъ этого предмета, ему нѣтъ никакого дѣла до ученика, Часто случается, что нѣсколько учителей разомъ зададутъ такое количество уроковъ, что для осиленія ихъ ученику приходится просиживать безсонныя ночи -- учителя не считаютъ за нужное сговариваться вмѣстѣ, чтобы задавать поочередно, а не разомъ. А огромная масса безполезной, притупляющей переписки, которою задавлены ученики, т. е. веденіе записокъ въ низшихъ классахъ по тѣмъ наукамъ, для которыхъ у дѣтей есть учебники. Многіе ученики облегчаютъ это раздѣленіемъ труда: первый ведетъ записки по одной наукѣ, второй -- по другой и т. д. Все это можно уничтожить безъ всякаго ущерба для умственнаго развитія воспитанниковъ и съ большей выгодой для физическаго.

Здоровье -- вотъ главная сила, о которой слѣдуетъ заботиться: оно корень другихъ. Въ здоровомъ тѣлѣ можетъ быть здоровый умъ. Эту истину слѣдуетъ положить въ основу педагогіи, тѣмъ болѣе нашей, въ которой еще сильно преобладаютъ аскетическіе взгляды на жизнь и развитіе дѣтства. Древній міръ поклонялся едва ли не исключительно тѣлу: разнузданность его, по закону реакціи, вызвала другую крайность -- аскетическія ученія, заботящіяся исключительно о духѣ. На почвѣ этихъ ученіи возникло христіанство и породило средневѣковую цивилизацію, слѣды которой не вымерли еще до сихъ поръ. Задача современной цивилизаціи, основанной на изученіи законовъ человѣческой природы, -- примирить требованія тѣла и духа и основать педагогію, которая развивала бы въ здоровомъ тѣлѣ здоровый умъ.