К Католической Церкви принадлежит приблизительно половина всех христиан земного шара. Католиков около 380,000,000. [здесь и далее все цифры, а также структура ведомств Св. Престола — по состоянию на 1940-е годы. — прим. ред.]
В Европе католики составляют большинство населения Италии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии, Ирландии, Польши, Чехословакии, Австрии, Литвы, Хорватии, Словении, Венгрии. В Англии, несмотря на вековые попытки англиканской государственной власти изгнать или истребить всех католиков, после предоставления гражданам в XIX веке свободы совести число местных католиков возросло до 2,500,000. В Голландии католики — почти половина населения, в Швейцарии — третья часть, в Германии — 40 % (католики в большинстве в Баварии и прирейнских областях). В Румынии имеется около 1,500,000 католиков, в большинстве византийского обряда. В западной Украине (Галиции) было до последней войны 3,500,000 католиков-униатов, в России около 1,000,000 католиков латинского обряда, которые остались теперь без пастырей. В Греции, Албании и Болгарии по несколько десятков тысяч местных католиков. Очень мало католиков в Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии.
В Соединенных Штатах имеется приблизительно 27,000,000 чад Католической Церкви. В Канаде почти половина населения католики. В Средней и Южной Америке почти все жители католики. Интересно отметить, что в среднем "процент" католиков больше в Америке, чем в Европе.
В Азии католики разбросаны немноголюдными епархиями по всему Ближнему Востоку; их довольно много среди армян, греко-мелхитов, маронитов. В Персии их мало. В Индии местных католиков около 5,000,000; они имеют свою канонически установленную иерархию. Более 4,000,000 китайцев исповедуют католическую веру. В Корее около 100,000 местных католиков, приблизительно столько же в Японии. На Филиппинских островах католики (8,500,000) составляют большинство населения.
В Африке насчитывают несколько миллионов туземцев католиков; их много в бельгийском Конго и в Уганде.
В Австралии приблизительно четверть населения католики. На островах Океании живет около 300,000 католиков туземцев.
Католические миссии распространены по всему доступному для католичества земному шару. Ведь Христос заповедал: "Идите, научите все народы" (Мф. 28, 19). Нет наших миссий в Сибири и в русских владениях центральной Азии, вследствие радикального сопротивления сначала царского правительства, а затем большевиков. Неприступными для католического апостольства были также до сих пор часть Тибета, Непал и еще кое-какие уголки отдаленных стран. Над обращением язычников трудятся, кроме европейского и американского духовенства, 5,400 священников туземцев (есть уже немало епископов из местного населения) и более 20,000 туземных монахов и монахинь. Для оказания материальной и духовной помощи миссионерам существует в Европе и Америке несколько организаций и союзов, среди которых выделяется "Миссионерский Союз Духовенства"; более 200,000 священников являются его членами. Язычники в католических миссиях удостаиваются святого крещения только после 2–3 лет тщательной подготовки. Число ежегодных обращений бывает различно; в 1933 году присоединилось к Церкви более 400,000 язычников.
* * *
Верховным архипастырем борющейся на земле Католической Церкви является, как известно, папа, епископ Римский, "глава всех глав", по выражению св. Феодора Студита. Он управляет земною частью Церкви, как общий отец и "раб рабов Божиих". Ему помогают в этом постоянные синоды, называемые "Римскими конгрегациями", в которых главную роль играют кардиналы, высшие церковные сановники, назначаемые папой; число их колеблется между 50 и 70. Некоторые из них постоянно пребывают в Риме, большинство же являются архипастырями крупных епархий в Европе и других частях света; в Америке теперь 8 кардиналов, в Азии — 3, в Африке и Австралии — по одному. Почти все кардиналы в епископском сане, но бывают также кардиналы из простых священников или иеромонахов. Все кардиналы, и только они, имеют право голоса при выборе нового папы на так называемом "конклаве". Теперь большинство кардиналов не итальянцы.
В римских конгрегациях более важные дела решаются собором кардиналов; их постановления утверждаются Св. Отцом. Обыкновенные дела решаются совместно кардиналом председателем надлежащей конгрегации и его сотрудниками. Во всех важных решениях конгрегаций очень большой вес имеют "мнения" так называемых "консульторов" (советников), избираемых на эту должность обыкновенно из ученых специалистов, преподающих в духовных академиях и богословских факультетах Рима; большинство их иностранцы, призванные в Рим вследствие своих выдающихся познаний и опыта.
Вот главные конгрегации:
1) Конгрегация "Святейшего Служения" следит за чистотою вероучения во всей Церкви.
2) Конгрегация "Консисториальная" учреждает, когда надо, новые епархии и заботится о назначении подходящих достойных лиц на епископские кафедры.
3) Конгрегация "Собора" следит за исправным исполнением духовенством его обязанностей.
4) Конгрегация "Монахов" есть верховная инстанция по делам, касающимся всех монашеских орденов, их взаимоотношений и т. д.
5) Конгрегация "Таинств" заботится о правильном совершении свв. таинств.
6) Конгрегация "Обрядов" следит за благочинием в литургической жизни, а также подготовляет канонизации святых.
7) Конгрегация "Распространения веры" ведает миссиями среди язычников.
8) Конгрегация "Восточной Церкви" ведает делами католических Церквей восточных обрядов.
Для сношений по религиозным делам с правительствами разных государств, в особенности тех, которые имеют своих послов при Ватикане, и для выработки "конкордатов" (соглашений) с государствами существует "Государственный Секретариат".
Совокупность всех этих учреждений принято называть Св. Престолом.
Дела в конгрегациях, как впрочем и во всех католических епархиальных и приходских управлениях, решаются не самовольно и по прихоти, а по точно и ясно выраженным статьям "Свода Канонического Права". От времени до времени этот свод тщательно просматривается верховною церковною властью, из него устраняют все устаревшее и в него вносят новые каноны, требуемые особыми условиями данной эпохи. Для католических Церквей восточных обрядов теперь вырабатывается особый свод канонов.
Св. Престолу подчинены 1210 епископов, правящих поместными Церквами. Кроме того имеется довольно много викарных епископов; эти викарные епископы помогают правящим, работают в Римских конгрегациях или трудятся в заграничных миссиях.
Некоторые епископы имеют сан патриарха, примаса, митрополита или архиепископа. Впрочем в иерархическом отношении эти саны потеряли теперь в значительной степени свое прежнее значение; гораздо больше веса имеют поместные соборы епископов той или иной страны, довольно часто, если не ежегодно, созываемые для единодушного и совместного решения связанных с местными условиями вопросов.
Епископ является отцом в своей епархии. Он назначает приходских священников, считаясь конечно с пожеланиями лучших из прихожан.
Мирянам, по католическому учению, не принадлежит решающий голос в вопросах вероучения и пастырства, ибо сам Христос учредил учащую иерархию, и епископы имеют свои полномочия от Христа, Главы Церкви, а не от пасомых. Католики считают также недопустимым, чтобы государство ведало церковными делами.
Но миряне принимают весьма деятельное участие в жизни Церкви, как ученые, писатели, общественные деятели, как члены влиятельных поместных и международных братств и союзов. Достаточно указать на "Акцио Католика", это содружество, в которое входят десятки миллионов католиков мирян ради согласного "действования" в духе Христовом.
Заметим кстати, что "христианская демократия" и другие подобные организации в Италии, Франции, Германии и т. д. представляют собою не церковные союзы, а политические партии, воодушевляемые католическими началами общественной жизни.