Католики исповедуют все догматы, высказанные древними вселенскими соборами и тогда же утвержденные Апостольским Римским Престолом. Но Католическая Церковь не остановилась на эпохе первых семи вселенских соборов и продолжает идти путем постепенного раскрытия Божественных истин.

Кроме истин, прямо высказанных в Св. Писании (например, что Бог благ) или в Предании, есть истины, которые хотя и заключаются в данных Откровения, но прикровенно или косвенно, так что их бесспорная достоверность может быть установлена только после долгого, тщательного и всестороннего изучения вопроса, разрешения трудностей и возражений, точного установления смысла богословских терминов и изречений Св. Писания и т. д. Так, например, прошло четыре века прежде чем был окончательно определен догмат богоматеринства Пресв. Девы. Такое постепенное осознание и выявление божественных истин называется догматическим развитием вероучения. Оно существенно для Церкви и является признаком ее жизненности: неисчерпаемая Божия правда только постепенно и отчасти усваивается соборным сознанием Церкви. Поэтому назревание догматических определений не могло прекратиться в VIII или IX веке: такой существенной перемены, такого коренного новшества и перелома в сущности христианства и Церкви быть не может. Католическая Церковь признает, как догматы веры, не только признаваемые и в православии вероопределения V или VI века, но и последующие, например, догмат "беспорочного зачатия" Богородицы, то есть учение, что Пресвятая Дева была освобождена силою будущих заслуг Христовых от скверны первородного греха в самое мгновение сотворения ее души. Св. Иоанном Дамаскиным, который как известно, подвел итог учению свв. Отцов Церкви, то же учение, в прикровенном виде, выражено так: как солнце светит с самого мгновения своего сотворения, так освящающая благодать с самого начала сияла в душе Богородицы (Слово I на Успение Богородицы).

Папы не создают новых догматов, новых истин: они следят за достижениями богословия, наблюдают благодатные плоды святости того или иного богословского учения, поощряют относящиеся к нему научные исследования, способствуют разрешению неизбежных столкновений между мнениями отдельных богословов. Когда, после нескольких веков такой соборной работы всей Церкви, окончательно выяснилось, в каком смысле то или иное богословское учение истинно, Собор или папа в благодатном единении со всею Церковью облекает это учение в определенную, тоже тщательно продуманную формулу. Это и есть "догматическое определение".

Да и вообще Церковь не создает никаких истин, но совершенствуется в их восприятии, выявляет их. Во всем Новом Завете нет прямого намека на иконопочитание. Со II века начинается употребление благочестивых изображений ради поучения народа и украшения церквей. В V веке появляется настоящее почитание икон. С VII века вопросы иконопочитания начинают явно входить в богословие.

Богословие в католичестве, теперь как и в первые века, не есть простое чередование разных частных богословских теорий, как в протестантизме. Благодаря наличию вселенского объединяющего центра, имеется возможность вести плодотворные прения, открывается огромное поле для здравого богословского почина, имеется живое соревнование и взаимопомощь в научных исследованиях. Поэтому в католичестве всегда было несколько богословских "школ", различных в частных вопросах и единых в существенном. Некоторые монашеские ордена, например доминиканцы, имеют большие заслуги на этом поприще.

Вера в догматы, по католическому пониманию, как и по учению Отцов Церкви, не воспринимается чувством, настроением или уступчивостью перед посторонними влияниями, например племенными преданиями или склонностями. Вера осуществляется в духе нашем и есть добровольное и жертвенное подчинение, при благодатной помощи свыше, нашего разума и нашей воли Божественным истинам, предлагаемым нам Богом в Св. Писании или через учащую Церковь. Истины Откровения превосходят разум человеческий, они сами в себе непостижимы, ибо бесконечное в человеческом, то есть ограниченном, вместиться не может. Но из этого не следует, что вера не разумна, так как сам разум требует подчинения нашего духа его Творцу, Господу Богу.

Богословие не есть набор изречений из Св. Писания или творений Отцов Церкви. Оно есть вдумчивое, научное, на здравых началах основанное, относительное выяснение истин, заключающихся в разных таких изречениях и ими предполагаемых. В виду этого католичество выработало глубокую философию. Отцы Церкви были в большинстве крупными мыслителями; достаточно упомянуть имя блаж. Августина. Св. Иоанн Дамаскин (VIII век) был отцом и основателем схоластической философии, достигшей небывалого расцвета при св. Фоме Аквинском (XIII век).

Глубокое философское и богословское образование необходимо священнику-пастырю, чтобы просвещать других и самому не заблудиться в беспредельном лесу человеческих лжеучений. Оттого Католическая Церковь требует от кандидатов на священство очень серьезных познаний в священных науках. Вследствие этого так много в католических странах духовных академий с семилетним курсом для окончивших среднее образование. Католические духовные академии и богословские факультеты существуют не только в Европе и Америке, но и в Индии, Японии, Китае, Австралии. Заметим мимоходом, что большинство знаменитых университетов Западной Европы (Сорбонна, например) обязано своим происхождением высшим католическим богословским школам.

Наравне с догматическим, в католичестве очень развито нравственное богословие. Высшими его нормами является, конечно, учение Христа и апостолов. Оно руководится также началами естественного нравственного закона, заложенного Творцом в самую разумно-волевую природу человека т вкратце выраженного в большинстве заповедей Господних. Католическая Церковь считает недопустимым, чтобы нравственное поведение христиан было определяемо государственною властью, посторонними соображениями, национальными вкусами, племенными предрассудками и проч. Католическая Церковь всегда защищала начала Христовой морали, например нерасторжимость таинства брака или право родителей воспитывать своих детей, от посягательств сильных мира сего и от влияния соблазнительных обманчивых теорий разных доктринеров. Из-за этого ей не раз приходилось переживать страшные гонения (например в Англии при Генрихе VIII). Нравственно слабые и не желающие преодолеть своих греховных страстей обыкновенно уходят из католичества и записываются в какое-либо вероисповедание, где допустимы разводы и где вообще жизнь удобнее. Католическая Церковь часто наталкивается на сопротивление вялых именно потому, что требует от своих чад не только внешнего богопочитания или религиозных настроений, но и великой жертвенности, сообразного с учением Спасителя поведения во всех областях человеческой жизни: частной, семейной, общественной, политической, научной, артистической и т. д.

Из сказанного становится понятным также, почему враги Церкви и христианства так упорно клевещут, извращая католическое нравоучение. Типичной такой клеветой является повсюду повторяемая выдумка, будто католические моралисты учат, что "цель оправдывает средства".

В католичестве также очень развито аскетическое и мистическое богословие. Из творений католических авторов по вопросам аскетики и мистики можно было бы составить огромную библиотеку в сотни тысяч творений и больше: ничто так не интересует истинных католиков как именно духовная литература. Ведь, как уже было сказано выше, католическое понимание сущности Церкви созрело на почве чистейшей святоотеческой духовности, учения древних христианских аскетов о безусловной необходимости всестороннего послушания.