Католический аскетизм имеет целью подчинить тело духу, а дух Божиим велениям и голосу благодати; иными словами — низшие способности души, каковы чувства, память и воображение, высшим, то есть разуму и воле, а эти последние — наставлениям Христа Главы и внушениям Святого Духа. Этот аскетизм стремится не к тому, чтобы убить человеческую природу, а к тому, чтобы все в ней наладить — епископ Феофан Затворник сказал бы "настроить" — согласно требованиям Божиего закона, как природного, так и данного в Откровении, в учении Спасителя. Поэтому он не сводится к одной борьбе с плотью и телесным умерщвлениям, а охватывает всего человека, с телом и разумно-волевою душою. Посты, ночные бдения, молчание, затвор и тому подобные умерщвления предписываются и допускаются в той мере, в какой они способствуют жизни духа, в особенности умерщвлению гордости; они запрещаются и осуждаются, когда они питают самомнение.

От католика, который желает быть действительно таковым, а не только по имени, требуется, чтобы он исполнял волю Божию под пастырским водительством Церкви великодушно, постоянно, продуманно, радостно, с беспредельной любовью к Богу и к ближнему.

Католическая Церковь придает огромное значение молитве, как общественной, богослужебной, так и частной.

Истинный католик без очень уважительной причины не пропускает Литургии в воскресные и праздничные дни, в нем очень живо сознание, что св. Литургия далеко превосходит все другие богослужения, ибо в ней сам Господь наш Иисус Христос священнодействует и, как на кресте, жертвует Собою за спасение людей. Католик также охотно заходит в церковь в любое время, чтобы поклониться Христу, присутствующему в Свв. Дарах, в дарохранительнице, и излить перед Ним все, что накопилось у него на душе. Да и вообще почитание Св. Евхаристии очень развито в католичестве; у католиков латинского обряда оно приняло особые формы "выставления Свв. Даров", крестного хода со Свв. Дарами и т. п.

Благочестивый католик охотно причащается и притом не только по большим праздникам, но и каждое воскресенье или даже ежедневно; ибо Евхаристия есть наша главная духовная пища, а в пище человек нуждается ежедневно. Католические священники обыкновенно служат Св. Литургию ежедневно, как ради личного преуспеяния в духовной жизни, так и ради освящения верующих. Так как Св. Литургия совершается священниками, проживающими во всех частях света, то можно сказать, что евхаристическое жертвоприношение происходит беспрерывно днем и ночью. Ежечасно, в среднем, совершается около 13,000 литургий и причащается более 1,000,000 католиков. И сколько духовного горения кроется под этими холодными цифрами!

Частое причащение предполагает частое употребление таинства покаяния. Кроме того, все благочестивые католики делают ежедневно вечернее испытание совести.

В духовной жизни католиков очень большую роль играет молитвенное размышление, особенно утреннее. Церковь желает, чтобы наше благочестие было сознательным, свободным, благоразумным, вполне проникнутым учением Христа Спасителя. Поэтому она не довольствуется "пассивным" исполнением со стороны верующих предписаний религии: она ожидает от нас действенного, живого, предприимчивого, дерзновенного участия во всей ее жизни. А для этого надо почаще спокойно в тишине продумывать перед Богом все наставления Христа, укрепляться в решимости сообразоваться с ними, взвешивать соответствующие побуждения и подыскивать лучшие способы и средства для возможно более совершенного исполнения воли Господней в данных условиях. Это и есть молитвенное размышление, которое предписывается Церковью всем священникам и убедительно советуется всем вообще верующим.

Для поддержания духовной жизни пасомых имеются на различных языках всевозможные назидательные книги, книжечки и периодические издания, приспособленные к различным культурно-умственным уровням в народе.

Все ревностные католики очень дорожат духовным руководством опытного духовника, старчеством, и послушанием церковной иерархии, ибо Христос дал нам пример послушания Богу в лице Его наместников на земле.

Мистика, то есть высшая степень духовного благодатного непосредственного единения с Богом, высоко ценится в католичестве. Литература на эту тему составляет один из главных отделов католической богословской библиографии. Но католики остерегаются всякой "прелести". Они стремятся не столько к тому, чтобы наслаждаться здесь на земле прямым общением со Святою Троицей, сколько к жертвенному исполнению во всем воли Божией, ибо это есть единственный верный путь к подлинному, ничем не запятнанному единению с Отцом и Сыном и Духом Святым в жизни вечной.

Жизнь во Христе осуществляется в католичестве полной преданностью Христу, Главе Церкви: Христу, как Источнику благодати, через частое, искреннее и смиренное употребление свв. таинств; Христу, как Управителю Царства Божиего на земле, через сыновнее послушание его заместителям на земле; и наконец Христу, как Образцу всех добродетелей, через посильное подражание Его добродетелям, Его служению ближнему, Его Богочеловеческой любви. Для католика Христова любовь к Богу и к людям есть центр и очаг всех его духовных чаяний. Вот почему почитание Пресв. Сердца Иисусова, точнее Любящего Христа, так широко и так глубоко распространилось по всему католическому миру.