Наличие великих святых в Католической Церкви никогда не прекращалось, но можно сказать, что светила святости особенно ярко блистают и особенно многочисленны в эпохи тяжких испытаний для Церкви. Так, например, во время появления и распространения протестантизма Бог дал Церкви длинный ряд подвижников, оказавших огромное влияние на духовно-нравственное оздоровление клира и народных масс.

Велико число канонизированных святых. Чтобы дать некоторое представление об их обилии, отметим только, что из числа католических подвижников, живших в эпоху от появления протестантизма до конца XIX века и уже канонизированных, имеется 25, носящих имя Антоний, 31 — имя Франциск, 22 — имя Петр, 58 — имя Иоанн и т. д. Но еще больше количество не канонизированных, а только поместно и частным образом почитаемых подвижников. Все крупные монашеские ордена, или даже каждая их "провинция", имеют свои многотомные "менологии", как бы Четьи Минеи, собрания очень кратких жизнеописаний подвижников ордена или части его. Святость в Церкви Христовой беспрерывно бьет ключом.

Причисление к лику святых совершается в Католической Церкви с большою строгостью и осмотрительностью и имеет как бы две ступени, беатификацию и канонизацию. Сначала производится десятилетиями продолжающееся тщательное дознание о жизни прославившегося своими подвигами "раба Божия". Когда установлено, что в данном случае не было никаких самообманов, истерических явлений или нездорового увлечения, рассматривается вопрос о добродетелях подвижника. Чтобы причислить кого-либо к лику святых, недостаточно установить, что он был человеком "святой жизни"; надо доказать, что подвижник обладал христианскими добродетелями в "героической степени", то есть в мере безусловно недостижимой для природных человеческих сил, предполагающей исключительное обилие сверхприродных благодатных даров. Особенное внимание обращается на смирение, ибо оно есть самый верный показатель святости[6].

Наконец, надо строго проверить подлинность по крайней мере двух чудес, совершенных подвижником. Тогда только приступают к "беатификации", то есть канонизации, имеющей поместное значение. Только после новых бесспорных чудес, совершенных Богом в ответ на призывание помощи блаженного, его причисляют к лику святых, предлагаемых для почитания во всей Церкви. Мученики только тогда удостаиваются канонизации, когда установлено, что они вполне свободно и сознательно предпочли мучительную смерть хотя бы только кажущейся измене Христу и Его Церкви; кто просто убит потому, что он католик, не считается еще мучеником в собственном смысле. Канонизации обеих ступеней происходят почти ежегодно и торжественно совершаются в соборе св. Петра в Риме, часто группами по несколько святых вместе.

Католические святые невероятно разнообразны во всех отношениях. Тут нет ничего шаблонного, все живо и своеобразно, несмотря на то, что принципы, побуждения и главные средства освящения для всех одинаковы и неизменны. Среди католических святых есть папы, кардиналы, епископы, священники, монахи, миряне; престарелые подвижники и юноши, дети; ученые богословы и неграмотные деревенские бедняки; короли или императоры и пастухи; европейцы и цветнокожие, даже негры. Св. Франциск де Саль отличался благовоспитанностью, св. Венедикт Лябр был своего рода юродивым, казался простым оборванцем. Были святые, подвизавшиеся в самых разнообразных отраслях христианской благотворительности. Были молчальники-мистики, были и словоохотливые "деятельные" проповедники.

Упомянем здесь некоторых из многочисленных подвижников благочестия, которые жили в XIX веке или в начале ХХ века и имели большое влияние в католическом мире; иные из них уже канонизированы.

Епископы:

Франциск Рудигер. Антон Клярет (на острове Кубе). Евгений Мазенод. Юстин де Якоби и кардинал Массаия (просветители Абиссинии). Анастасий Гартман (швейцарец, миссионер в Бенгалии). Апостолы Южной Америки Езекиил Морено, Антон Вихосо и другие.

Священники из белого духовенства:

Иоанн Вианнэ, более известный под названием "кюре дАрс", невероятными подвигами смирения и молитвы возродивший духовенство во Франции. Иосиф Коттоленго; он основал в Турине "пикколя каза", "домик" Провидения, где теперь находят приют, питание и всякую помощь около 10,000 больных, калек, уродов и т. д., содержимых на ежедневные добровольные подаяния верующих; упование святого на помощь Провидения было так велико, что он запретил своим сотрудникам всякое счетоводство и не хотел считать поступающих в "домик"; и Провидение никогда не оставляло его и помогало чудесным образом. Адольф Кольпинг, "отец подмастерьев" в Германии. Карл де Фуко, отшельник в Сахаре ради спасения мусульман кочевников (см. статью о нем в Католическом Временнике, номер III). Игнатий Фальзон, мальтиец, и сотни других.

Монахи и иеромонахи:

Климент Гофбауэр, апостол и чудотворец города Вены. Каспар дель Буфальо, основатель ордена "Миссионеров Пресв. Крови"; уже шестилетним мальчиком он носил власяницу и строго постился; его проповеди были "духовными землетрясениями". Брат Гавриил, из ордена пассионистов, скончавшийся на 23 году жизни в порыве любви к Богу. Михаил Гаррикойтс, баск, основатель содружества "Священников Сердца Иисусова". Симон Филиппович, францисканец, родом босняк. Андрей Гарчия, подвизавшийся в Чили. Капуцин брат Конрад, монах удивительной детской простоты, беспрерывно молившийся Богородице. Отец Стефан, очень много сделавший для улучшения нравов в Гаванне и Гватемале. Отец Дамиан Девейстер, беззаветно посвятивший себя служению прокаженным на острове Молокаи в Океании и сам умерший от проказы. "Дон Боско", основатель ордена салезианцев, которые в 860 учебных ремесленных заведениях воспитывают около 700,000 детей. Маркеллин Шампанья, основатель ордена "Малых братьев". Викентий Паллотти, основатель "Общества Миссий", и множество других.

Монахини:

Тереза "Младенца Иисуса", кармелитка из Лизье, открывшая бесчисленным жаждущим Бога душам путь детской простоты; по ее заступничеству теперь повсюду совершаются многочисленные чудеса. Основательницы разных женских монашеских орденов: Магдалина Постэл, Софья Бара и другие. Екатерина Лябурэ и Бернадетта Субиру, которым Богоматерь являлась несколько раз. Мария Барбантини, прославившаяся своими заботами о нищих и больных. Елизавета Сетон, много потрудившаяся в Соединенных Штатах над обращением протестантов. Мария Айкенгед, ирландская подвижница. Павлина Малинкродт. И еще сотни, тысячи других.

Подвижники и подвижницы из мирян и мирянок:

Доминик Савио, прозванный "Евхаристическим мальчиком", юноша проживший всего 15 лет и за это время успевший достигнуть высокой святости. Контардо Феррини, профессор университета в Павии и великий святой. Апостол евхаристической жизни Лев Дюпон. Фридрих Озанам, высококультурный святой, профессор Сорбонны, вдохновитель по всему свету распространенного братства св. Викентия для оказания помощи всем нуждающимся. Англичанин Генрих Дормер. Мария Клотильда, королева Сардинии. Анна Таиги, образцовая мать многочисленного семейства. Павлина Жарико, учредившая "Союз Распространения Веры", который собирает по всему миру пожертвования для содержания миссий среди язычников. Джемма Гальгани, простая девушка, которая, оставаясь в миру, своей ангельской чистотой достигла высшей степени мистического единения с Богом. Терезия Иггинсон, англичанка, народная учительница, которая в течение нескольких лет питалась только Евхаристией, и длинный ряд других…

Мученики (мы имеем здесь в виду мучеников в строгом смысле слова, то есть подвижников вполне свободно, радостно, с беспредельной любовью к гонителям принявших смерть и ужасные мучения Христа ради):

Монахи лазаристы Иоанн Пербуар и Франциск Клет. Китайские священники Иосиф Юэн, Павел Лиэу, Августин Чао, миряне китайцы Петр У, Иоаким Го и др. Известный миссионер Августин Шапделен. Несколько канонизированных уже аннамитов. Молодой китаец семинарист Фома Шэн. Епископ Иероним Гермозилла с товарищами. Великие миссионеры Петр Нэрон и Феофан Венар. Монах марист Петр Шанель, замученный на далеком островке Океании. В Риме сейчас разбирают дело о причислении к лику святых 2418 подвижников из десятков тысяч католиков, замученных в Китае между 1820 и 1904 годами. Корея также дала Церкви в XIX веке около тысячи подлинных мучеников разных возрастов, пола, состояния; в высшей степени трогательно описание мученичества двух корейских девушек Колумбы и Агнессы Ким. Япония также имела в XIX веке не мало мучеников, но канонизированные японские великомученики жили в XVI и XVII веках. Прекрасна жизнь святого Михаила Гебрэ, абиссинца, замученного за преданность католичеству. Ко второй половине XIX века относится мученичество 22 молодых негров из Уганды (Центральная Африка), пострадавших за верность Церкви и любовь к целомудрию. В XIX веке было также не мало мучеников среди армян, маронитов, и других восточных народов. В Испании во время недавнего господства красных было замучено 13 епископов и около 8000 священников и монахов. В Мексике и в Гитлеровской Германии погибли за верность Христу и Церкви тысячи католиков. Кровь мучеников обильно льется в частях Китая, где господствуют коммунисты; в свое время иные из этих мучеников будут причислены к лику святых.

Теперь в странах присоединенных к СССР и в Румынии большевики жестоко преследуют католиков верных Апостольскому Римскому Престолу и отказывающихся переходить в православные или другие национальные Церкви; тысячи священников, монахов и мирян погибают также в тюрьмах Чехии, Венгрии, Югославии, Польши.