Садовые цветы и их родственники

Перед нами цветы однолетних садовых дельфиниумов. Их бутоны напоминают проворных головастых дельфинов, которые так весело кувыркаются летом в Чёрном море. По этому сходству и дали цветам такое название.

Называют их ещё шпорниками — за длинные выросты у цветов, в которых находится нектар. Эти выросты действительно очень похожи на шпоры.

А теперь посмотрите на дикого родственника садовых дельфиниумов, который встречается в поле, среди ржи и пшеницы, возле дорог.

Дикий родственник дельфиниума.

Это сорняк, который следует уничтожать. Он вредит посевам, затеняя их от солнца и перехватывая у них пищу своими корнями.

Но в саду он никому не вредит — здесь люди специально выращивают красивые растения, чтобы любоваться ими.

Ещё с давних времён полевой дельфиниум стали выращивать в садах. Постепенно его превратили в пышные садовые цветы.

Приходилось ли вам видеть, как цветёт многолетний садовый дельфиниум на большом участке? В начале июля верхушки его высоких, крепких стеблей сплошь покрываются цветами, и тогда издали участок становится похожим на голубую поверхность озера.

И вблизи дельфиниумы очень хороши. Их цветы бывают разной окраски — от густофиолетовой до очень нежной, голубой, похожей на цвет неба, и чистобелой.

Бывают дельфиниумы простые и махровые. У всех цветов — красивые изогнутые лепестки и забавные мохнатые серединки, похожие на шмелей, сидящих в глубине венчика.

На одном стебле дельфиниума можно насчитать больше сотни крупных цветков, а в каждом кусте бывает до десяти стеблей.

Эти прекрасные дельфиниумы цветоводы получили из тех высоких шпорников, которые в диком виде растут в горах Алтая.

Однолетний садовый дельфиниум.

Вот дикие гладиолусы, которые встречаются в полях под Москвой и на Северном Кавказе. Их лиловые цветки величиной с полевой колокольчик сидят по четыре-пять на стебле. В почве — маленький, с лесной орех, клубенёк.

А взгляните на садовые гладиолусы!

Длинные толстые стебли густо покрыты крупными цветами всевозможных оттенков. Они немного похожи на лилии. Есть сорта, у которых каждый цветок так велик, что может почти совсем закрыть собой школьную тетрадку. И таких цветков на одном стебле — до двадцати. Расцветая, они раскрываются постепенно, один за другим, снизу вверх. И увядают тоже постепенно и тоже снизу вверх.

А ведь дикий и садовый гладиолусы — самые близкие родственники. Это человеческий разум, умелые человеческие руки постепенно превратили скромные дикие цветы в чудесные садовые.

Что общего между цветком шиповника и пышной розой?

У шиповника пять розовых, кремовых или белых лепестков окружают широкую жёлтую серединку.

Лепестки розы трудно сосчитать. Плотно, один за другим, многими слоями закрывают они жёлтую серединку розы, будто её и нет совсем. А ведь роза — родная дочь шиповника.

Наверное, вы все видели махровые левкои. Разве похожи эти чудесные цветы на невзрачное растение с мелкими белыми цветами, которое встречается на юге поблизости от моря? А между тем и они — самая близкая родня. В этом можно убедиться, если вырастить левкои из семян. Когда расцветут цветы левкоев, на некоторых кустиках они будут крупные, махровые, а на других — мелкие, с четырьмя крест-накрест расположенными лепестками. Эти кустики с мелкими цветками похожи на своих диких предков.

Предок махровых левкоев.

Когда левкои с мелкими цветками отцветут, на их стеблях начнут вырастать длинные стручки с семенами. А у махровых левкоев стручков не будет. Эти левкои никогда не дают семян.

Почему?

Махровый цветок левкоя весь состоит из множества лепестков. Ни пестика, ни тычинок в нём нет. Человек, для того чтобы сделать цветок особенно красивым, превратил и их в лепестки. А без пестика и тычинок семена не образуются.

Значит, махровый левкой — это совсем особое, невиданное в природе растение. Это — изобретение человека.

Как люди научились изобретать цветы

Как же люди сумели переделать дикие цветы настолько, что их почти невозможно узнать?

Очень давно, много тысяч лет назад, люди не только не умели переделывать растения, они не умели их даже выращивать. В поисках пищи они бродили по лесам и степям, собирая дикие плоды и семена, клубни и луковицы, молодые листья и побеги.

Но, заметив, что из рассыпанных случайно семян вырастают такие же растения, люди стали сеять эти семена возле своих жилищ.

Они заметили также, что из лучших семян, попавших на рыхлую, питательную почву, вырастают и лучшие растения. Тогда они начали выбирать для посевов семена из самых сладких, мясистых плодов и самые крупные зёрна, стали всё лучше и лучше ухаживать за растениями.

Так постепенно, из года в год, из столетия в столетие, дикие растения стали превращаться в культурные.

Вместе с растениями, которые дают пищу, одежду, лекарства и многое другое, необходимое человеку, люди начали выращивать и те растения, которые украшают их жилища: цветы, красивые деревья, кустарники.

Постепенно, при хорошем уходе и постоянном отборе лучших, и цветы из диких превращались в садовые.

Кроме того, люди заметили, что многие растения, если их сеять семенами, получаются не совсем похожими на те, с которых взяты эти семена.

Гладиолус разводят обыкновенно клубнями или «детками» — крошечными клубеньками, которые образуются за лето вокруг большого клубня.

Дикий гладиолус.

Если посадить «детки», которые образовались под кустом гладиолуса, ну, скажем, сорта «Пикарди», то новые гладиолусы, которые получатся из этих клубеньков, будут как две капли воды похожи на свою мать — гладиолус «Пикарди». У них будут такие же крупные нежнорозовые цветы с волнистыми краями, как у материнского растения.

Но если с того же гладиолуса собрать семена и посеять их, получится совсем другое. Когда молодые кустики зацветут, на них будут разные цветы: и темнорозовые, и светлорозовые, и белые. Некоторые будут крупными, другие — мелкими. И волнистые края лепестков у многих могут не получиться.

Почему же это происходит?

Семена на нашем «Пикарди» образовались после того, как его цветы были опылены пыльцой с других цветов. А пыльца могла попасть и с белых и с красных, и с мелких и с крупных гладиолусов. На них и могут быть похожи молодые кустики, выросшие из этих семян.

А некоторые могут быть совсем особенные, не похожие ни на один сорт из тех, которые разводятся в садах. Это будет новый сорт.

Садовые гладиолусы.

Иногда так и делают для получения нового сорта. Посеют семена, а потом из молодых растений отбирают не похожие на все остальные. Затем уже новый сорт размножается клубнями. Но этот древний способ выведения новых сортов похож на поиски клада. Может быть, и удастся найти среди всех новых растений то, что нужно, а вернее всего — и ничего не найдёшь.

Тогда стали применять другой, более верный способ. При этом способе не ждут, пока на цветок попадёт случайная пыльца, а сами наносят на пестик ту пыльцу, какую хотят. Этот способ называется скрещиванием, а растения, которые вырастают из семян, полученных при скрещивании, называют гибридами.

Множество разных сортов плодовых, ягодных, цветочных и других растений получено способом скрещивания. Но и при этом способе получается много случайного и неопределенного, если не уметь управлять растением, его развитием.

Мы гордимся тем, что в нашей стране жил и работал человек, показавший всему миру, как можно и нужно управлять растениями, как заставить растения делать то, что нужно людям. Имя этого человека — Иван Владимирович Мичурин.

Мичурин и мичуринцы

За шестьдесят лет упорного труда Иван Владимирович Мичурин создал около трёхсот новых сортов разных полезных растений. Если посадить их все только по одному экземпляру, получится целый сад невиданных, никогда прежде не существовавших деревьев, кустарников, цветов.

Больше всего Мичурин работал с плодовыми и ягодными растениями.

Почему сладкий, сочный виноград, румяные абрикосы, тающие во рту груши должны расти только на юге? Почему на севере растут лишь мелкие, кислые яблоки да терпкие груши?

И Мичурин заставил прекрасные южные плоды расти на севере, приучил их не бояться суровых морозов, а многие северные растения так переделал, что они стали совсем неузнаваемыми. Горькую, мелкую рябину он превратил в сладкую и очень крупную. Черёмуху превратил в вишне-черёмуху, с крупными ягодами вишни, сидящими на черёмуховых кистях. Цветам жасмина он придал аромат земляники.

Цветами Мичурин занимался тоже много. Его интересовали дикие ирисы и тюльпаны, гвоздики и гладиолусы, алтайский маральник и магнолии. Он создал удивительную лилию, цветы которой издавали аромат фиалки, и прекрасную, самую душистую в мире розу.

Но самое важное в работе Мичурина то, что он открыл, каким путём человек может создавать новые, нужные растения, как может овладеть природой, заставить её служить людям. «Мы не можем ждать милостей от природы, — говорил Иван Владимирович; — взять их у неё — наша задача».

Иван Владимирович Мичурин умер в 1935 году, но обновление природы родной страны, которое он начал, продолжает наш народ.

Мичуринская наука помогает овладевать силами природы.

Люди, с гордостью называющие себя мичуринцами, работают во всех уголках Советской страны. Их сотни тысяч. Они трудятся над самыми разнообразными растениями.

Одни продвигают плоды и ягоды, цветы и овощи в ледяную Арктику, другие приучают нежные субтропические лимоны и апельсины к климату нашей Украины и Молдавии, третьи заселяют растениями бесплодные пустыни. Мичуринская наука помогает им овладевать силами природы и подчинять их себе.

Многие работают над выведением новых прекрасных цветов, которые должны украсить всю нашу страну — от тёплого Чёрного моря до Ледовитого океана.

Рождение фиалковой лилии

Лилия — один из самых древних садовых цветов. Её начали разводить в садах очень давно, тысячи лет назад.

В диком виде лилии встречаются во многих странах. У нас они растут на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке. И всё-таки в садах не так часто можно их встретить. Считают, что лилии — капризные растения. То им земля не подходит, то слишком солнечно, то чересчур тенисто, то очень сыро, то слишком сухо. Но все эти «капризы», оказывается, легко устранить, если знать, в каких условиях живут дикие родственницы тех лилий, которые мы выращиваем в садах.

Раз дикие лилии растут в лесах — значит, и в садах лучше выбирать для них места не слишком сухие и солнечные, но с лёгкой почвой, в которой корням и луковицам легче расти. В лесах дикие лилии окружены разными другими растениями — значит, и в саду их лучше сажать вместе с какими-нибудь невысокими цветами, которые будут вокруг них затенять землю. А лучше всего и вернее всего вывести совсем новые сорта лилий — такие, которые были бы и очень красивы и устойчивы ко всяким невзгодам.

Так и решил Иван Владимирович Мичурин, изучив все лилии, какие смог найти. Для выведения нового сорта он решил применить искусственное скрещивание.

Ещё раньше Мичурин открыл, что самые ценные новые сорта получаются, если удаётся скрестить два растения, живущие в очень отдалённых друг от друга местах и, кроме того, находящиеся в далёком родстве. Он решил испытать это и с лилией.

В те времена в садах часто разводили лилию Тунберга. Ничем особенным эта лилия не выделялась. Цветочные стебли невысокие, цветы темнооранжевые. На зиму эту лилию нужно закрывать сухими листьями, потому что сильных морозов она не выносит.

Самая обыкновенная лилия.

А в горах Кавказа растёт дикая лилия. Её называют однобратственной. Это очень далёкая родственница лилии Тунберга. Но она и красивее и выносливее её. Стебли у кавказской лилии высокие, выше метра. Они густо покрыты листьями, а на верхушке — крупные душистые цветы. Лепестки их яркожёлтые, с мелкими чёрными точечками.

Эти две лилии Мичурин и взял для своего опыта. Посадил их в саду и стал ждать, когда зацветут.

Вот наконец бутоны на обеих лилиях стали развёртываться. Этот момент и нужен был учёному.

У кавказской лилии Мичурин осторожно удалил пинцетом все пыльники. Они были ещё зеленоватые, не созревшие. В цветах остались только пестики. Затем он надел на цветки мешочки из прозрачной желатиновой бумаги, чтобы в эти цветки не залетели насекомые и не занесли никакой другой пыльцы. А прозрачные — для того, чтобы не затенять цветок от солнечного света.

В этой лилии Мичурина интересовали только пестики. Важно было, чтобы они хорошо развились и ничем не опылились раньше времени.

А с лилией Тунберга учёный поступил по-другому.

Из цветков этой лилии он тоже удалил не созревшие ещё пыльники. Но не просто удалил — он аккуратно собрал их в стеклянную баночку и поставил в сухое место.

Из этой лилии Мичурину нужна была пыльца, поэтому он о ней только и заботился.

Теперь нужно было дождаться, чтобы в цветках кавказской лилии, одетых в желатиновые мешочки, созрели пестики, а в стеклянной баночке лопнули и рассыпали пыльцу сложенные там пыльники из цветков лилии Тунберга.

И вот такой момент наступил. Рыльца пестиков стали влажными и немного липкими, а зеленоватые палочки пыльников сделались пушистыми и яркожёлтыми от массы созревшей пыльцы.

Тогда Мичурин снял с цветков кавказской лилии желатиновые мешочки и осторожно нанёс на рыльца пестиков пыльцу из стеклянной баночки; потом снова надел на цветы мешочки.

Так он проделывал несколько дней подряд.

Теперь опять нужно было набраться терпения и ждать. Получилось ли скрещивание? Будут ли семена? Ведь среди цветов далёкие родственники скрещиваются с большим трудом.

Часто наведывался учёный к кустику кавказской лилии.

Часто наведывался учёный к кустику лилии.

Сначала ничего нельзя было определить. Лепестки начали увядать — и всё. Но потом он заметил, что у некоторых лилий постепенно начинает разрастаться зелёное основание цветка — завязь, в которой образуются семена. Значит, семена будут!

Осенью Мичурин собрал несколько сотен зрелых семян и сразу же посеял их в ящик.

Весной из земли начали пробиваться узенькие листочки всходов. Целое лето учёный заботливо ухаживал за ними. Каждый росточек был ему важен и дорог. Ведь, может быть, именно он и даст прекрасную лилию небывалого, нового сорта.

Пока же всё было покрыто тайной. Крохотные растеньица сидели в ящике, шевеля на ветру своими тёмными длинными листочками. Они были похожи друг на друга, как близнецы.

Долго нужно было ждать, пока они вырастут, пока образуют сочную луковицу, а она даст высокий, стройный стебель, увенчанный цветами. Только тогда можно будет узнать, что таит в себе каждый из этих кустиков. А теперь нужно во-время их пересадить, во-время подкормить и напоить, прорыхлить землю, защитись от сорняков.

Год шёл за годом, кустики набирались сил. Но зоркий глаз учёного с огорчением стал замечать, что кустики так и остаются похожими один на другой. И все они напоминают свою мать — кавказскую лилию.

Неужели не получится среди них ни одного не похожего на других, совсем нового?

Нужно было набраться терпения и ждать цветов.

На четвёртый год наконец появились цветочные стебли. Они медленно потянулись вверх, неся на своих верхушках сомкнутые ещё бутоны. Потом бутоны так же медленно, словно нехотя, начали увеличиваться, и наконец развернулись лепестки цветов.

Увы! И цветы новых растений были точь-в-точь похожи на цветы кавказской лилии — яркожёлтые, с мелкими чёрными точечками.

И ни одного цветка нового сорта. Это после стольких трудов, стольких надежд!

Что же делать дальше? Бросить эту работу, заняться чем-нибудь, что можно сделать полегче, побыстрее?

Но Мичурин никогда не искал лёгких путей. Он собрал семена с новых растений, которые не оправдали его надежд, и снова их посеял.

Может быть, теперь получится удачнее? Мичурин стал по-другому ухаживать за растениями, иначе поливать, вносить другие удобрения, давать другое количество света и тепла — то-есть стал по-другому их воспитывать.

И снова зазеленели ровные ряды молодых растений. Все они, подрастая, всё больше и больше становились похожими на свою бабушку — кавказскую лилию. А когда молодые лилии впервые зацвели, опасения подтвердились: у всех опять были жёлтые цветы, усыпанные чёрными точечками.

Природа словно испытывала терпение учёного. Выдержит ли?

Он выдержал и это испытание: снова собрал семена с молодых лилий и снова посеял — теперь уже в третий раз.

Год за годом ухаживал Мичурин за своими непокорными питомцами, по-новому воспитывал их.

Наконец пришла пора цвести и этим.

Несколько сотен высоких стеблей с бутонами потянулись вверх, но Мичурин неотступно наблюдал лишь за одним. Этот единственный был не похож на остальных, не похож и на свою прабабушку — кавказскую лилию.

И вот наконец раскрылись плотно сомкнутые бутоны.

Трудно было отвести глаза от этой удивительной лилии. Блестящие цветы её были совсем необычайной окраски: ярколиловые края лепестков постепенно переходили в жёлтые. Необычные чёрные тычинки казались бархатными. Нежный аромат фиалки издавали эти чудесные цветы.

Три ценнейших качества соединились в новой лилии: необычайная красота, прекрасный аромат и неприхотливость. Новая лилия без всякой защиты выносила сильные морозы.

Это была заслуженная награда учёному за упорный труд. Это была победа человеческого разума, человеческой воли над природой.

Свою лилию Мичурин назвал фиалковой.

Фиалковая лилия.

Воспитание розы

Розы были любимыми цветами великого учёного. Они росли всюду: и вдоль дорожек его чудесного сада, и на грядках, и возле дома, а самые нежные и прихотливые жили в тепличке.

Со всех концов света собрал их Мичурин. Были в его саду удивительные махровые розы, насчитывающие больше сотни лепестков в каждом цветке. Были их скромные дикие родственницы с пятью розовыми или белыми лепестками. Были розы вьющиеся и ползучие, розы с сильным, тонким ароматом и совсем без запаха. Были розы белизны только что выпавшего снега и такие темнокрасные, что казались почти чёрными.

Много прекрасных роз было у Мичурина, но собрал он их не для того только, чтобы любоваться. Они нужны были учёному для большой и сложной работы — для изобретения новых цветов.

Кажется, что может быть прекраснее и совершеннее розы? Разве можно сделать этот цветок ещё лучше?

«Можно и нужно», — отвечал на этот вопрос великий преобразователь природы.

Все эти пышные иностранки, собравшиеся в Козлове, где жил и работал Мичурин, правда, красивы, но совсем не приспособлены к суровым русским зимам. Сколько с ними возни, чтобы защитить их от морозов и колючих зимних ветров! Они душисты, но всё же в них слишком мало розового масла. Ведь розы нужны не только для украшения — из их лепестков добывается драгоценное розовое масло, необходимое для приготовления духов и одеколонов.

Больше всего розового масла в лепестках болгарской казанлыкской розы. Целые поля этой розы выращивают специально для получения эфирного масла. Но цветы казанлыкской розы довольно мелки и не очень красивы, да и морозы она переносит плохо. Значит, нужно создавать свои собственные, русские сорта. Такие сорта, которые были бы красивее чужеземных, душистее казанлыкской розы и не боялись никаких морозов.

За эту работу и принялся Мичурин.

Он решил скрестить казанлыкскую розу с жёлтой персидской. Персидская роза не боится наших морозов, и цветы у неё красивые, пышные, редкой золотисто-жёлтой окраски. Только запах у её цветов неприятный, напоминающий плесень.

В новом сорте нужно было соединить то, что природа разбросала в разных сортах: аромат казанлыкской розы с красотой и выносливостью персидской.

Но в цветах и той и другой розы, как у большинства махровых цветов, были плохо развиты пестики и тычинки. Кроме того, эти две розы — далёкие родственницы между собой. Заставить их скреститься и дать семена было делом далеко не лёгким.

И всё-таки летом 1895 года Мичурину удалось это сделать. Пыльца персидской розы была перенесена на цветки казанлыкской. Из всех опылённых цветков завязался только один плодик. К осени в нём образовалось десять хорошо развитых, созревших семян.

Иван Владимирович осторожно извлёк их из плодика и сейчас же посеял.

Десять семян — это десять новых растений, и каждое может таить в себе что-нибудь неожиданное и ценное.

Из десяти всходов выжили только три — остальные погибли ещё совсем маленькими, как ни ухаживал за ними учёный. Нужно было браться за воспитание этих трёх.

Сколько возни с этими малышами-розами!

Чтобы они выросли крепкими и стойкими, их нельзя было баловать жирной землёй, заботливым уходом. А для того чтобы они лучше росли, пышнее цвели, нужно было, наоборот, лучше ухаживать, больше кормить и поить их. Мичурин хотел, чтобы новые розы были не только очень красивыми и душистыми, но и очень выносливыми. В умелых руках учёного трём крохотным сеянчикам предстояло пройти целую школу воспитания и ухода.

Сеянчики роз Мичурин стал выращивать в горшках — так удобнее управлять ими. Можно «менять климат», переставляя их то на жаркое, солнечное место, то в тенистое, прохладное. Можно «менять стол» — давая то одну пищу, то другую, то больше, то меньше.

На третий год молодые сеянцы впервые зацвели. Все три розы получились разными.

Одна из них выросла за три года выше человеческого роста и была усыпана крупными бутонами. А когда бутоны развернулись, куст покрылся прекрасными махровыми цветами с нежным и сильным ароматом. Все три зимы этот куст перенёс без всякой защиты.

Куст розы покрылся цветами удивительной красоты.

Это был новый замечательный сорт. Мичурин назвал его «Н. И. Кичунов», по имени своего друга, известного русского садовода, специалиста по розам.

На втором кустике, тоже очень крепком и выносливом, розы получились не махровые, но очень красивые, совсем особенные: внутри лепестки их цветов были нежнорозовыми, а снаружи — жёлтыми.

Эту розу Мичурин так и назвал — Двуцветная.

А третий кустик до цветения ничем особенным не отличался, рос довольно медленно и по виду не сулил ничего примечательного. Когда раскрылись его бутоны, цветы оказались простыми, не махровыми — пять округлых лепестков, точь-в-точь как у шиповника.

Стоило столько трудиться, потратить столько времени и сил, чтобы из прекрасной розы получить обыкновенный шиповник! Тот шиповник, который целыми зарослями растёт повсюду без всякой помощи человека. Природа опять испытывала терпение учёного. Но и тут просчиталась.

Цветы у этого кустика хотя и были похожи на цветы шиповника, но окраска их была совсем необычной для шиповника. Они были яркожёлтые, как лепестки подсолнуха или жёлтой кувшинки.

«Этой нужно заняться дополнительно», — решил учёный.

На следующий год он опылил несколько цветов молодого кустика пыльцой одной из лучших комнатных роз со сложным названием Клотильда Супер. Эта роза не может расти в саду — она совсем не переносит морозов, но в комнате она почти круглый год покрыта душистыми густомахровыми белыми цветами.

Когда в плодиках созрели семена, учёный собрал их и посеял. Начали появляться всходы.

Но вот беда, молодые росточки, только появившись из земли, один за другим сохли и погибали. Оказалось, что у них почему-то совсем плохо развивались корни.

Как ухаживал учёный за оставшимися ещё в живых всходами! Вдоволь поливал их чистой, чуть тепловатой водой; осторожно рыхлил почву, чтобы корешки свободно дышали; притенял от яркого солнца, чтобы не вытягивало оно из листьев слишком много воды.

И всё напрасно! Сеянчики попрежнему сохли и погибали.

Наконец остался только один, последний.

Но и этот был очень слаб. Его крошечные корешки совсем не росли и почти не высасывали из почвы воду. Сеянчик погибал от голода.

Как быть? Как напоить и накормить его? Как спасти от верной гибели? Ведь если погибнет этот последний сеянчик, пропадёт и начатая работа. А может быть, именно в нём таится тот новый замечательный сорт розы, о котором мечтал учёный!

И Мичурин находит путь спасения: он решает отдать сеянчик розы на воспитание шиповнику.

Отрезав сеянчик от корешка, учёный привил его в стволик шиповника. Сеянчик прижился. Чужие корни стали кормить и поить его. Он стал быстро расти и крепнуть.

Стойкий и выносливый шиповник не только кормил, но и по-своему воспитывал розу. С соками он передавал ей свою выносливость.

Этот способ прививки молодого сеянца на другое растение Мичурин применял и ко многим другим растениям, когда хотел усилить в них какое-нибудь ценное свойство. Он назвал этот способ ментором, а «ментор» значит «воспитатель».

Если молодому растению, которое учёный хотел улучшить, не хватало стойкости, он прививал его на взрослое растение, стойкое и выносливое. Если оно было не таким красивым, как хотел Мичурин, учёный давал ему в «воспитатели» такое же, но более красивое растение. Если плоды были недостаточно вкусны — прививал на дерево с особенно вкусными плодами.

И вот, когда новой розе, воспитанной шиповником, пришла пора цвести, она покрылась крупными густомахровыми серебристо-розовыми цветами удивительной красоты. Цветы издавали такой сильный аромат, какого не было ни у одной другой розы. Розового масла было в ней даже больше, чем в казанлыкской розе. И морозов она совсем не боялась.

В новом сорте Мичурину удалось соединить красоту персидской розы, аромат казанлыкской и придать цветам выносливость и стойкость шиповника.

Эту чудесную розу Мичурин назвал Царицей света.

Роза Царица света.

Золотые цветы

У самого Чёрного моря раскинулся по склонам крымских гор Никитский ботанический сад. В нём собраны растения со всех концов земли.

Высоко поднимают здесь свои густые шатры гигантские кедры. Пальмы покачивают зелёными веерами огромных листьев. Возле густых зарослей бамбука раскинула свои блестящие, плотные листья магнолия. В роще пробкового дуба — совсем как в сказочном лесу: густые кроны и серые корявые стволы, обросшие толстой потрескавшейся пробкой, почти не пропускают сюда солнечных лучей. Даже в яркий, солнечный день здесь полумрак и прохлада.

А кругом, стóит только выйти из-под сводов пробковой рощи, — цветы. И цветут они круглый год, даже в декабре, когда на большей части нашей страны земля уже покрыта толстой пеленой снега; даже в январе и в феврале, когда по лесам и полям страны гуляют ветры да злые вьюги.

В этом благодатном уголке почти не бывает морозов и редко выпадает снег. Круглый год здесь могут расти, зеленеть и цвести разные растения.

В нашей стране немало таких мест, где не бывает суровой зимы и где круглый год могли бы цвести сады. Нужно подобрать для них подходящие растения из всех, что растут на земле, нужно создавать новые цветы.

Над этим и работают цветоводы-мичуринцы Никитского сада.

В Никитском ботаническом саду.

В Никитском саду выращивают и изучают пятьсот разных сортов цветочных растений. Самые лучшие и ценные из них отбирают для украшения городов и сёл Юга. Здесь создают и новые цветы.

Много лет работал с розами в Никитском саду Н. Д. Костецкий. Он создал новые, советские сорта роз.

Обычно розы цветут недолго: не успеешь вдоволь насмотреться на них, как уже и облетели нежные лепестки. Нужно ждать следующего года, когда они зацветут вновь.

Роза Украинка Костецкого расцветает в мае. Яркокрасные цветы полтора месяца подряд, как огоньки, сверкают среди зелени листьев. Потом она отцветает, но ненадолго. Через месяц-полтора весь куст снова покрывается крепкими остроконечными бутонами, и опять до самой осени алеют яркие лепестки её ароматных цветов.

К тому же Украинка не боится никаких болезней — не то что заграничные неженки среди роз.

Ещё выносливее ко всяким невзгодам роза Зоя Космодемьянская, выведенная Костецким. В зной и жару, когда земля под южным солнцем ссыхается как камень, эта роза растёт без всякой поливки. И почти целое лето её кусты покрыты бархатистыми темнокрасными цветами.

И Никитская розовая тоже цветёт дважды в лето. Эта роза отличается необычайным ароматом.

Если розы в Никитском саду цветут целое лето, то хризантемы приучаются цвести зимой. Когда осенние ветры начинают срывать с деревьев листья и увядает большинство цветов, начинают развёртывать свои лепестки «золотые цветы» — хризантемы.

Новым сортам хризантем, которые вывел в Никитском саду И. А. Забелин, не страшны ни холода, ни ветры. Даже если выпадет снег, их жёлтые, розовые, нежносиреневые головки как ни в чём не бывало будут цвести над белым покровом снега.

До самого января цветут пышные розовые соцветия Зимней красы — хризантемы, выведенной в Никитском саду. До зимы мелькают острые жёлтые лучики — лепестки новой хризантемы Маяк, розовые лепестки Зари Востока.

Мичуринцы Заполярья

Можно ли за Полярным кругом, где только девяносто дней в году не свирепствуют морозы, где земля скована вечной мерзлотой, выращивать хоть что-нибудь, не говоря уже о нежных цветах, привыкших к солнцу и теплу? Многие века считалось, что нельзя, и заполярные земли лежали холодной, каменистой пустыней. А ведь они занимают огромные пространства.

Советские люди дали другой ответ на этот вопрос. Они заставляют и Заполярье цвести и зеленеть.

Одним из первых взялся за изучение северных земель и переселение туда зелёных друзей человека советский учёный-мичуринец Иоганн Гансович Эйхфельд.

Много лет назад, когда северные земли только ещё начали осваиваться и заселяться советскими людьми, молодой эстонец Эйхфельд отправился в Хибины. Этот край таил в глубине своих недр неистощимые богатства. Но северные земли не могли прокормить людей. Хлеб, овощи, фрукты — всё это привозилось издалека, с юга.

Молодой учёный поставил перед собой трудную и, казалось бы, почти неразрешимую задачу — добиться, чтобы Север оделся в зелень полей и садов; добиться, чтобы и здесь появилась своя «зелёная кухня».

Много лет упорного и терпеливого труда потребовалось Эйхфельду и другим учёным, которые работали вместе с ним, для решения этой задачи. Но она была решена. Сначала на маленьких опытных делянках, потом на обширных полях стали получать большие урожаи картофеля, овощей, хлеба.

Советские люди заставляют северную землю одеваться в цветочный наряд.

С первых лет своего приезда в Хибины Эйхфельд начал сеять цветы: астры, левкои, душистый горошек, резеду, флоксы. Он решил испытать, можно ли двинуть сюда, на Север, армию цветочных растений.

Учёный убедился, что и цветы чувствуют себя на Севере хорошо. С каждым годом их становилось больше. Полярная опытная станция, на которой работал Эйхфельд — самая северная станция нашей страны, — утопала в цветах.

Работа по освоению Севера продолжается и сейчас.

Недалеко от крупного заполярного города Кировска, на берегу прозрачного озера Вудъявр, вырос целый научный городок. Здесь расположен Полярный ботанический сад — самый северный в мире.

Словно оазис, раскинулся этот чудесный цветущий уголок среди холодной, покрытой каменными валунами долины.

Между буйно растущими кустарниками и деревьями множество цветов: и альпийский мак, и кавказская лилия, и купальницы, и анемоны. Хризантемы и розы цветут здесь возле грядок с земляникой, около кустов смородины.

Двадцать лет работает ботанический сад над озеленением городов и посёлков Заполярья. Слава о его удивительной работе разнеслась по всему миру.

Учёные ботанического сада уже испытали больше трёх тысяч видов разных растений, выбирая из них самые подходящие для Севера. Оказалось: прекрасно прижились здесь и венгерская сирень, и камчатская роза, и щетинистая жимолость с гор Тянь-Шаня. Все эти растения можно смело высаживать в заполярных городах и посёлках, украшать ими парки, сады, скверы. Учёные, вооружённые мичуринской наукой, выводят здесь и совсем новые, свои полярные цветы.

Теперь чуть ли не в каждой квартире Кировска и ближних посёлков можно увидеть выращенные ботаническим садом цветы. Они стали здесь такой же необходимостью, как радио, электричество, книги.

Это первые отряды цветочной армии, которую мичуринцы ведут на Север. Пройдёт немного лет — и прекрасные цветы станут в холодном Заполярье такими же обычными, непременными спутниками человека, как и по всей Советской земле.

Второе рождение алтайской фиалки

Две совершенно одинаковые грядки расположились рядом, одна возле другой. И этикетки — дощечки с названием посаженных на этих грядках растений — тоже одинаковые. На обеих написано: Viola altaica, что значит «алтайская фиалка».

Но живут на этих двух грядках совсем различные растения.

На первой грядке и в самом деле алтайская фиалка. Небольшие кустики с густозелёными округлыми листочками покрыты жёлтыми и синими цветами. Точь-в-точь такие кустики можно видеть на лугах по склонам Алтайских гор.

А на второй грядке? Как будто и фиалки — и в то же время какие-то совсем особенные растения.

Цветы как у фиалки: те же пять лепестков, плотно обступающих крохотную жёлтую серединку, но по величине каждый из них в три-пять раз больше, чем на соседней грядке. И окраска не та. Кроме жёлтых и синих, здесь цветки и темнофиолетовые, и светлосиреневые, и голубые, и почти белые.

На некоторых кустиках лепестки цветов блестящие, атласные, на других — словно сделанные из бархата. Есть цветки с волнистыми бахромчатыми краями, есть даже махровые.

Да и сами кустики совсем другие. Пришлось бы соединить вместе пятьдесят кустиков, сидящих на первой грядке, чтобы получить один из тех, что занимают вторую грядку. Каждое растение — чуть ли не целая клумба, сплошь покрытая крупными яркими фиалками. На одном кустике можно насчитать до двухсот цветков!

Не ошиблись ли люди, поставившие одинаковые этикетки на грядки с разными растениями?

Ещё раз внимательно посмотрим на этикетки.

Кроме названия растений, на них ещё указан год: на первой — 1950, на второй — 1947. Значит, на второй грядке кустики поселились тремя годами раньше, чем на первой.

Эти две цифры, которые мы не сразу даже заметили, и дают ответ на загадку о разных растениях с одинаковыми названиями.

На обеих грядках — действительно одинаковые растения. И на той и на другой — алтайские фиалки. Но на первую они лишь недавно переселились с Алтайских гор, а на второй уже прошли целую школу воспитания. Их воспитатели — учёные Алтайской плодово-ягодной станции.

Почти пятнадцать лет учёные этой станции работают с цветами. Они разыскивают самые красивые растения в глухих местах Алтайских гор, пересаживают их на свои опытные участки, изучают их и отбирают лучшие для украшения садов и скверов. Среди диких растений Алтайских гор учёные уже собрали 74 вида таких цветов, которые могут быть украшением садов.

Но дело не только в том, чтобы разыскивать и отбирать различные красивые растения, — нужно переделывать цветы, превращать их в ещё более совершенные и прекрасные.

Учёные Алтайской станции занимаются и этой работой. Они используют учение Мичурина о том, что уходом и воспитанием можно изменять растения так, как нужно человеку.

Вот и с алтайской фиалкой. Она очень красива, когда ранней весной в горах раскрываются её синие и жёлтые цветки, но ведь её можно сделать ещё лучше, ещё красивее.

И вот дикую фиалку поселили на опытном участке, предварительно хорошенько «расспросив», что ей нужно.

А «расспрашивали» фиалку так.

Внимательно изучили, в каких условиях она живёт в горах, где её можно чаще встретить — на солнечных местах или в тени, на каменистой, сухой почве или на более влажной, перегнойной. Встречается ли она вместе с другими растениями или предпочитает жить в одиночку. В каких условиях она лучше разрастается, даёт более крупные и яркие цветы.

Посеяв семена дикой фиалки на опытном участке, учёные начали воспитывать всходы — давали им столько воды, пищи, солнца, сколько нужно, чтобы они развивались как можно лучше.

И фиалка словно переродилась. Уже на третий год скромные кустики превратились в те самые пышные растения с сотнями крупных цветов, которые мы видели на второй грядке. Воспитание изменило не только величину, но и форму и окраску цветов.

«Перевоспитанная» фиалка.

Ранней весной на опытных участках Алтайской станции, где живут «перевоспитанные» фиалки, развёртывается сплошной ковёр пышной зелени и ярких цветов. Он красуется до самого лета. В жару цветы исчезают, но к осени снова появляются и цветут до самых морозов.

Так советские учёные-мичуринцы переделали дикую алтайскую фиалку, превратили её в новое, прекрасное растение.

Четыреста сиреней одного сада

Эту историю нужно начать с тех времён, когда в Москве открылась первая Всероссийская сельскохозяйственная выставка. Было это около тридцати лет назад.

В те годы, после Великой Октябрьской революции, наша страна только что перешла к мирному труду. На выставке были показаны первые успехи сельского хозяйства молодой Советской республики.

Были показаны на выставке и достижения Ивана Владимировича Мичурина, новые замечательные сорта, изобретённые им для своего народа.

В мичуринском уголке выставки было особенно много посетителей. Крестьяне и рабочие с интересом рассматривали чудесные плоды и ягоды, цветы удивительной красоты, которые теперь, при советской власти, могли появиться в каждом саду.

Часто можно было видеть здесь и молодого человека в простой рабочей куртке. Он подолгу стоял возле каждого экспоната, подробно расспрашивал о работе Мичурина, о том, как учёный получил свои замечательные сорта.

Это был Леонид Алексеевич Колесников, по профессии шофёр, заведующий гаражом выставки.

Было у Колесникова одно любимое занятие, которому он отдавал всё свободное от работы время: выращивание цветов. И среди цветов самые любимые — сирень. В своём садике на окраине Москвы он собирал и выращивал разную сирень, какую только мог раздобыть.

И вот Колесников увидел на выставке небывалые плоды и цветы, созданные великим Мичуриным. Он смотрел на них, словно зачарованный. Вот какие чудеса может делать человек, когда научится управлять растениями!

Он чувствовал себя так, словно из тёмной комнаты вышел на яркий свет.

Вот каким путём нужно идти! Он должен хорошенько изучить работу Мичурина и использовать его способы, чтобы получить новые, прекрасные сорта своей любимой сирени.

С тех пор Колесников упорно и настойчиво осуществляет свою мечту.

В конце мая зацветает его сиреневый сад. Тот, кто хоть раз побывал в этом саду в пору его цветения, никогда этого не забудет.

Мы привыкли видеть сирень белую и «сиреневую». Её кисти состоят из множества мелких цветков. В каждом цветке четыре лепестка и крохотная оранжево-жёлтая серединка — тычинки.

В центре сада Колесникова вы увидите огромный сиреневый куст, на котором в одно время цветёт и белоснежная сирень, и нежнорозовая, и яркопурпуровая, и густофиолетовая, и чистоголубая, как незабудки. Этот удивительный «букет» Колесников получил, привив на одном кусте несколько разных сортов сирени.

А вот прекрасная махровая сирень, созданная Колесниковым. В тяжёлые, пышные кисти собрались тысячи цветков не с четырьмя, а со множеством лепестков.

Крупные кисти покрывают и кусты высотой с дерево и совсем низкие, карликовые, ниже человеческого роста.

Колесников придумал такой способ прививки, при котором можно получить сплошной ковёр цветущей сирени почти над самой землёй.

Около четырёхсот разных сортов сирени растёт в этом замечательном саду. Из них многие десятки вновь созданы Колесниковым.

А ведь сколько времени, сил, настоящего творчества нужно, чтобы создать хотя бы один новый сорт. Сколько нужно преодолеть препятствий!

Много раз Колесников пытался скрещивать между собой махровые сорта, чтобы получить ещё более пышные, махровые гроздья. Но у махровой сирени тычинки и пестики настолько слабенькие и еле заметные, что их почти невозможно разыскать среди массы лепестков. А для опыления тычинки и пестики должны быть хорошо развитыми и крепкими — только тогда получатся хорошие семена.

Каких только способов не перепробовал Колесников, чтобы всё-таки добиться своего! Всё напрасно: махровая сирень не давала семян. Наконец ему пришла в голову такая мысль: нужно создать для растений на некоторое время трудные условия жизни.

Садоводам ещё издавна известно: если у молодой, ещё не дававшей плодов яблони повредить ствол или корни, она может раньше времени дать плоды. Растение как бы спешит оставить потомство прежде, чем погибнет само.

То же самое бывает и с другими растениями. Мичурин, например, чтобы скрестить между собой далёкие по родству розы, перед скрещиванием осторожно подрезал у розы главный корень.

Не поможет ли это и при скрещивании махровой сирени?

На одно лето Колесников пересадил те кусты, которые хотел скрестить, в другую, более тощую землю и слегка подрезал им корни. Цветы у этих кустов стали не такими красивыми и пышными, но зато пестики и тычинки были хорошо видны, их легко можно было скрещивать, и семена получились хорошие.

Получив семена, Колесников снова пересадил кусты сирени в хорошую землю, как следует ухаживал за ними, и они снова стали давать пышные, махровые цветы.

Много пришлось повозиться и с прививками, пока удалось найти способ, чтобы черенки приживались как можно лучше. Оказывается, сирень лучше прививать не свежими, а чуть увядшими черенками — тогда они сильнее тянут соки из веточки, на которую привиты, и скорее с ней срастаются.

Наблюдения, которые сделал Колесников в своём сиреневом саду, очень важны для науки. Его новые, прекрасные сорта уже растут в ботанических садах, в совхозах и колхозах.

Новый сорт сирени Олимпиада Колесникова.

К Колесникову приезжают посетители со всех концов нашей страны. В его саду бывают писатели и учёные, художники и агрономы, колхозники и юннаты-цветоводы. У него спрашивают совета, учатся его приёмам.

Так простой шофёр, не специалист-садовод и не учёный, делает для науки большое и важное дело. Это один из тех людей, о которых Иосиф Виссарионович Сталин говорил: «Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела».

За свою работу Л. А. Колесников в 1952 году удостоен Сталинской премии.

Тимирязевские левкои

Трамвай, звеня, мчится к окраине Москвы.

Вот замелькали зелёные поля, окружённые молодой лесной полосой. Вдали показались ровные шеренги деревьев плодового сада. Следующая остановка — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева.

И вдруг у самой трамвайной линии — яркие полосы цветов.

Когда бы вы ни ехали мимо цветочного участка академии: рано утром или перед заходом солнца, тёплым весенним днём или поздней дождливой осенью, почти всегда вы увидите среди цветов невысокую пожилую женщину.

Быстрым и лёгким шагом она проходит вдоль цветочных гряд, проверяя, всё ли в порядке на участке. Склонившись над грядкой, она внимательно что-то рассматривает, словно беседуя со своими питомцами. Ведёт записи наблюдений.

Это научная сотрудница академии Ольга Дмитриевна Соскина. Почти тридцать лет работает она в академии и все эти годы отдала одному: выведению новых сортов левкоев и астр.

Если вы попадёте на цветочный участок академии в начале лета, вы непременно увидите Ольгу Дмитриевну среди левкоев.

В это время нет на участке более красивого уголка. Цветут крупные, махровые левкои самых разнообразных и нежных оттенков: цвета слоновой кости, цвета лепестков яблони, цвета чайной розы, нежнорозовые, густокрасные, фиолетовые.

Это Тимирязевские левкои — новые махровые сорта, выведенные Ольгой Дмитриевной. Они дают небывало много махровых кустиков — до 90 на каждую сотню.

Левкои.

Вы уже знаете, что махровые левкои — изобретение человека. Чтобы придать цветам особую красоту, человек превратил в лепестки все тычинки и пестики. Но этим он лишил махровые цветы возможности давать семена. Для семян приходится брать немахровые левкои.

Если посеять семена этих левкоев, то из них получается только часть кустиков с махровыми цветами, а остальные дадут невзрачные, немахровые цветы.

Как же добиться, чтобы из семян вырастало как можно больше махровых кустиков?

Над этим вопросом думают и работают цветоводы с тех пор, как лет триста назад были созданы махровые левкои.

Какие только способы для этого не применяют!

Например, считалось, что помочь в этом сложном деле может только луна. Левкои будто бы нужно сеять в последнюю четверть луны, когда её узкий серпик повёрнут своими рогами вправо. Предполагали, что в этом случае получится очень много левкоев с махровыми цветами.

Но и луна не помогала. Левкои продолжали капризничать, иной раз давая почти исключительно немахровые цветы.

У садоводов считается большой удачей, если из каждой сотни кустиков 60–70 будут с махровыми цветами.

Во Франции для выращивания семян принято посылать левкои в Африку, в Алжир. Считают, что семена, полученные в сухом алжирском климате, дадут больше махровых кустиков.

Над махровостью левкоев задумалась и Ольга Дмитриевна Соскина.

Как добиться, чтобы без помощи луны и Африки, в сыром московском климате, на самых обыкновенных грядках, каждый год получать пышные, махровые левкои?

Она начала отбор левкоев «по семействам».

Семена с каждого кустика высевались отдельно. Когда приходила пора цветения, Ольга Дмитриевна подсчитывала, какое семейство левкоев дало больше всего махровых цветов.

Только с самых богатых махровыми цветами «семейств» (опять с каждого кустика отдельно) собирались семена и опять высевались «по семействам».

Так из года в год — два десятка лет.

Это был большой труд. Через руки Ольги Дмитриевны прошли тысячи растений. И о каждом своя забота. Каждое нужно выходить, чтобы оно показало себя в полной красе. Нужно не ошибиться, какое растение оставить на семена, а какое выбросить.

Но мало того, чтобы цветы были только махровыми, — нужно, чтобы они стали крупнее и красивее.

И упрямые левкои начали смиряться перед настойчивостью и терпением садовода-мичуринца. С каждым годом они стали давать всё более пышные цветы. Иной раз в некоторых «семействах» было трудно находить немахровые цветы, чтобы собрать с них семена. На каждую сотню растений они стали давать до девяноста махровых кустиков и только десять немахровых. А в некоторых «семействах» получались даже сплошь одни махровые. Тогда они невольно выбывали из опыта, потому что с них нельзя было собрать семена.

Так были получены Тимирязевские левкои. Они были созданы упорной работой советского цветовода-мичуринца.