По пути Мичурина
Обращаясь к молодёжи и детям, Мичурин писал:
«Мои юные друзья, мы живём в такое время, когда высшее призвание человека состоит в том, чтобы не только объяснять, но и изменять мир, — сделать его лучшим, более интересным, более осмысленным, полнее отвечающим потребностям жизни.
Шестьдесят лет я работаю над улучшением растений. Говорят, что я очень много сделал. А я бы сказал, что не так уж много, по крайней мере в сравнении с тем, что можно и надо ещё сделать.
Многое придётся сделать следующим поколениям, в частности вам, мои юные друзья.
Заветной мечтой моей жизни всегда было видеть, чтобы люди останавливались у растений с таким же интересом, с таким же затаённым дыханием, с каким останавливаются они перед новым паровозом, более усовершенствованным трактором, невиданным ещё комбайном, незнакомым самолётом или перед неизвестной конструкции какой-либо новой, ещё небывалой машиной».
Всё больше становится в нашей стране юных натуралистов — тех, к кому обращён горячий призыв Мичурина. Их уже насчитывается больше пяти миллионов по Советскому Союзу. Целая огромная армия будущих покорителей природы.
Эта армия юных натуралистов делает большое и полезное дело.
Юннаты, изучая растения, учатся управлять ими, выращивают на своих опытных участках небывалые урожаи зерновых культур, плодов и овощей, испытывают новые растения.
Они помогают колхозам получать высокие урожаи на колхозных полях, участвуют в преобразовании природы наших степей, в расселении лесов.
Много делают юные мичуринцы и для украшения наших городов и сёл.
Они поселяют на городских улицах, во дворах и скверах новые армии зелёных друзей, охраняющих наше здоровье.
Они растят в садах и на клумбах красивые и душистые цветы.
Они украшают классы своих школ и комнаты клубов вечнозелёными растениями.
Часто работа юных мичуринцев-цветоводов начинается так. Собравшись как-нибудь у себя во дворе, где хорошо играть в лапту, но совсем негде посидеть и почитать книжку, ребята решают:
— Сделаем цветник!
Немедленно появились лопаты, грабли — у кого что нашлось. Найдена старая, совсем перегнившая мусорная куча, в которой мусор превратился в чёрную жирную землю. Она будет отличной приправой к земле во дворе.
Закипела дружная работа.
Глядишь, через несколько дней двор не узнать!
Посредине появилась большая клумба. На ней уже поселились крошечные зелёные кустики рассады.
Пройдёт немного времени, кустики подрастут — и вся клумба запестреет цветами. Ведь недаром ребята поливают их свежей водой, часто рыхлят землю, защищают цветы от злых и жадных сорняков.
Вокруг клумбы — ровная дорожка, посыпанная песком. А возле дорожки аккуратно посажены тоненькие веточки сирени. Они ещё совсем маленькие, беспомощные, эти кустики. Их ничего не стоит выдернуть из земли, сломать. Но пусть кто-нибудь попробует это сделать! Ребята всего двора охраняют их.
Пройдёт два-три года, и сиреневые веточки превратятся в густые зелёные кусты. Весной они зацветут, и тогда весь двор наполнится ароматом белых и лиловых цветов.
Разрастётся и цветник; с каждым годом он будет больше и красивее. Начав выращивать цветы, ребята непременно будут пополнять его новыми, ещё более красивыми растениями.
Хорошо будет тогда и взрослым и детям вечерком, после школьных занятий и работы, отдохнуть и почитать книжку около зелёных кустов сирени, возле пёстрых цветочных клумб…
Но особенно хорошо можно организовать работу с цветами в школе. Там и ребят больше и места много. Школа отведёт специальный участок для работы цветоводов, а учитель-биолог всегда даст нужный совет, направит по верному пути.
Можно не только украсить свою школу так, чтобы все ей любовались, но и поставить разные опыты с цветами. Они помогут хорошо узнать жизнь растений, научат управлять ими.
Это и будет настоящая мичуринская работа.
Друзья в Сокольниках
У всех ребят, которые любят и выращивают цветы, есть верный друг и добрый советчик — это Центральная станция юных натуралистов в Москве.
В Сокольники, на Центральную станцию, пришло письмо из бурят-монгольского села Большая Кудара:
«Я учусь во втором классе. Всё моё звено — натуралисты. У нас в школе ребята решили посадить цветы вокруг школы и сделать клумбы. Но, на нашу беду, у нас очень мало семян. Мне говорят пионеры: „Звеньевой, доставай семян!“ У меня был трудный вопрос. Сегодня я перебрал „Пионерскую правду“ и нашёл про вашу станцию. Обсудив вашу статью, решили просить у вас помощи. Может быть, вы пришлёте нашему звену семян? Нам нужно семян георгинов, незабудок, махровой гвоздики, резеды, флоксов, вербены, циннии, левкоев, тюльпанов. У нас есть львиный зев, астры, петунии, бархатцы, анютины глазки. Их можно не высылать. С пионерским приветом звеньевой Колпаков Александр Гаврилович».
Ответом на это письмо была маленькая посылка с семенами и совет руководительницы кружка цветоводов Инны Александровны Макаровой, как из этих семян вырастить цветы.
Много радости доставила бурят-монгольским ребятам посылка от московских друзей. Хоть и была она совсем небольшая, а помогла юннатам развести около школы большой цветник. Ведь вы помните, много ли нужно семян, чтобы вырастить целую берёзовую рощу или поле маков!
На Центральную станцию юных натуралистов приходят многие сотни таких писем со всех концов страны, и ни одно не остаётся без ответа.
Каждый год юные цветоводы Центральной станции рассылают тысячу, а то и полторы тысячи таких посылочек с семенами. Это — огромная работа. Сколько цветов нужно им вырастить на своём участке, чтобы получить такое количество семян! Ведь семена собираются только с самых лучших, самых красивых растений. А сколько нужно трудов и времени, чтобы очистить семена, просушить их, сделать для них пакетики, насыпать в каждый семена, надписать и отправить!
Юные цветоводы готовят посылки с семенами.
Всё это аккуратно и любовно делают для своих далёких друзей ребята московских школ, занимающиеся в кружке цветоводов на Центральной станции.
Тысячи ребят приезжают на Центральную станцию, чтобы познакомиться с работой своих московских друзей. А здесь есть что посмотреть.
За деревьями Сокольнического парка виднеются здания Центральной станции — её лаборатории, оранжереи.
С утра до вечера здесь слышны ребячьи голоса. А к речке Яузе сбегает просторный участок с деревьями мичуринского плодового сада, с аккуратными грядками всевозможных овощей.
На самом видном месте, возле главной дороги и оранжереи, — цветочный участок. Вот тут-то и выращивают юные цветоводы Центральной станции сотни самых разнообразных цветов. Но ребята не просто выращивают цветы — они внимательно изучают их, а изучив, начинают управлять растениями.
Как опыляются цветы разных садовых растений? Это очень важно знать для получения хороших, полноценных семян.
Грядка львиного зева покрылась белыми марлевыми мешочками, словно на кустиках сразу расцвели какие-то странные, необычные цветы. А появились они не зря. Ребята решили проверить: может ли львиный зев дать семена, если к цветку не прилетит ни одно насекомое?
Для этого на некоторые цветки они надели белые марлевые мешочки. Пыльца с других растений в них никак не может попасть, а своя — пожалуйста! Её полно в каждом цветке. На других цветках львиного зева заранее удалили пыльники. Своя пыльца здесь не сможет опылить пестики, но зато к ним могут прилететь любые насекомые, потому что на эти цветки мешочков не надевали.
Когда львиный зев отцвёл, ребята занялись проверкой, и оказалось: ни в одном цветке, спрятанном в марлевый мешочек, семян не образовалось, хотя пестики в них со всех сторон были окружены тычинками с пыльцой; а цветки, не имевшие своей пыльцы, но открытые для насекомых, дали хорошие, зрелые семена.
Значит, сделали вывод ребята, львиному зеву необходимы насекомые — без них семян не получить.
Какие насекомые опыляют другие цветы, в какое время, каким образом, ребята разузнавали так.
Ровно в шесть часов утра, когда солнце ещё только заглянуло на участок, к высокому, пышно цветущему дельфиниуму подошли два юнната. Они встали по обе стороны растения и начали внимательно следить за ним. Время от времени они что-то заносили в свои блокноты.
Целых два часа длилось это странное занятие. А ровно в восемь часов пришла смена — два других юнната. И они принялись за то же.
Так продолжалось до вечера. Каждые два часа возле дельфиниума сменялся караул наблюдателей-юннатов.
А вечером в юннатском дневнике появилась запись:
Количество посещений дельфиниума в течение дня
От 6 до 8 часов — 9 посещений » 8 до 10 » — 9 » » 8 до 10 » — 9 » » 10 » 12 » — 12 » » 12 » 14 » — 36 » » 14 » 16 » — 100 » » 16 » 18 » — 195 » » 18 » 20 » — 22 »
Так ребята проследили, что больше всего насекомых прилетает на дельфиниум во второй половине дня.
Какие же насекомые и зачем прилетали к дельфиниуму?
И это заметили ребята. Они обнаружили, что внутрь цветка, за сладким нектаром, пробираются только шмели и пчёлы. Значит, только они опыляют дельфиниум. А бабочки, мухи лишь кружат да иногда посидят на цветках — пользы дельфиниуму они никакой не приносят.
На другие цветы, как проследили юннаты, прилетают другие насекомые и в другое время. Значит, у разных цветов разное «расписание» прилёта насекомых.
Юннаты Центральной станции учатся управлять цветением растений.
Весенний цветок водосбор-аквилегия цветёт обычно две недели, а затем на целое лето остаётся лишь густая зелень его листьев. На Центральной станции юннатов водосбор цветёт не две недели, а два месяца.
И анютины глазки обычно пестреют на клумбах только один-полтора весенних месяца, а на Центральной станции они цветут до самого августа — почти три месяца!
Как же юннаты продлили их цветение?
Прежде всего они хорошо кормят свои цветы, дают им усиленное питание — перегной и минеральные удобрения. Кроме того, они тщательно выщипывают те цветки, которые уже отцвели и начинают образовывать семена. Всё это очень удлиняет цветение. Конечно, это делается только на тех грядках; с которых ребята не собираются получать семена.
Анютины глазки.
Наташа Феофарова, Андрей Громов и некоторые другие ребята заняты на Центральной станции совсем особой и самой сложной работой — они создают новые, юннатские сорта гладиолусов. Эта работа требует больших знаний, подготовки, большой наблюдательности.
Нужно внимательно изучить очень многие сорта гладиолусов, чтобы выбрать самые интересные для скрещивания. А чтобы скрещивание было удачным, нужно до тонкости знать поведение цветов.
«Прежде чем приступить к скрещиванию, — записывает в своём дневнике Андрей Громов, — нужно узнать, когда рыльце бывает готово к опылению и когда бывает готова пыльца, а также нужно заблаговременно подобрать пары. Пары должны отличаться красивыми соцветиями, широко открытой формой цветка.
Пыльцу у гладиолусов нужно брать в первый день раскрывания пыльников (утром), что, как правило, бывает в первый день раскрывания цветка. Реже пыльники раскрываются на второй или третий день.
Рыльце очень редко бывает готово к опылению в первый день раскрывания цветка. Чаще всего рыльце готово к опылению на третий день».
Только после всех этих предварительных наблюдений ребята приступают к опылению цветов, а добившись получения семян гибридов, выращивают из них новые, более ценные сорта.
Много неудач ждало юннатов в этой работе, много разочарований. Но ведь они — юные мичуринцы, и они по-мичурински упорно шли к своей цели.
Сейчас на участке Центральной станций можно увидеть новые, никогда прежде не виданные юннатские гладиолусы. Одни чистобелые, изящные, с тонкими малиновыми полосками на лепестках. Эти гладиолусы названы именем отважной партизанки: Лиза Чайкина. Другие — высокие, темнокрасные, бархатные — называются Капитан Гастелло, третьи — крупные, розовые, с яркокрасным пятном в середине — Тридцать лет Комсомола. А яркокрасные гладиолусы с белой серединкой, напоминающие головку в красной шапочке, ребята так и назвали Красная Шапочка.
Школа-сад в уральском селе
Если бы несколько лет назад кому-нибудь из колхозников Верхнего Кизила, Челябинской области, сказали, что их село скоро украсится цветниками, он бы не поверил.
Сурова и неласкова природа Урала. Чтобы заставить уральскую землю давать высокие урожаи, нужно приложить много сил и уменья. Этим и заняты уральские колхозники. С каждым годом всё больше подчиняют они себе землю, расширяя на ней поля, насаждая сады, огороды.
А цветами им заниматься некогда. Это дело не первой необходимости. Да и климат уральский считается неподходящим для таких нежных жителей, как цветы. Поэтому раньше в Верхнем Кизиле никогда не разводили цветов.
Побывайте в этом селе теперь. Возле каждого дома — цветы, молодые деревца, цветущие кустарники. И село стало неузнаваемым — чистым и уютным.
Но самое лучшее украшение Верхнего Кизила — школа и красивый пришкольный сад.
Кусты сирени образуют в нём прямые и широкие аллеи. Вдоль дорожек — цветы, перед школой — большие клумбы. Тут и пышные георгины, и гладиолусы, и высокие шпорники, и множество других цветов. Оказалось, что все эти цветы прекрасно себя здесь чувствуют.
Целое лето цветёт и зеленеет школьный сад. Только к зиме пустеют его клумбы и грядки. И пустеют надолго. Зима в этих местах длинная, морозная. В огромных снежных сугробах утопают тогда поля. Колючие метели врываются в село, наметая высокие снежные гребни.
Но когда по сугробам, сквозь метель, доберёшься до школы и войдёшь в здание, сразу попадаешь в зелёный сад. Множество комнатных растений украшает классы, коридоры, кабинеты. Эта густая, весёлая зелень рядом с разрисованными морозом стёклами окон так неожиданна и приятна, что из школы не хочется уходить.
Ребята и не торопятся покидать школу после занятий. У них тут много дел, особенно у юных натуралистов. Вместе со своей руководительницей, директором школы Екатериной Васильевной, они подолгу засиживаются в школе. Ведь всё: и цветники возле каждого колхозного дома, и красивый пришкольный сад, и зелёное убранство школы — дело их рук, и всё это требует немало труда.
Конечно, самое горячее время — весна и лето, когда нужно готовить клумбы, сажать, сеять, ухаживать за тысячами растений. Но и зимой дел немало.
Ведь и комнатные растения требуют заботливого ухода. Много работы с семенами, собранными летом на пришкольном участке. Их нужно очистить и проверить. Оставить столько, чтобы на следующее лето пришкольный сад и колхозные дома были украшены цветами, остальные аккуратно рассыпать по пакетикам, написать на каждом название цветов и разослать в другие школы.
Советские ребята привыкли думать не только о себе. И юные цветоводы Верхнекизилской школы заботятся не только о своей школе и о своём селе — они хотят, чтобы так же, как у них, было и в других местах. Ребята посылают цветочные семена во все другие школы своего района, помогают им в выращивании цветов.
Юннатские рощи в сыпучих песках
Не везде на Украине плодородные чернозёмные степи, есть ещё места, где вместо чернозёма — сыпучие пески. Ничто на них не растёт, и много гектаров земли пропадает даром.
Но не только эта земля остаётся бесплодной — и соседние поля всё время находятся под угрозой. Стоит подняться ветру, и песчаные волны приходят в движение. Они начинают захлёстывать ближайшие плодородные поля, покрывать их сухой песчаной пеленой. Под этой пеленой скрываются и чахнут посевы.
Вокруг Павлоградско-Хуторской школы, Днепропетровской области, десять гектаров таких песков.
Очень уныло и пустынно было вокруг школы. Было прежде, но не теперь. Теперь там совсем по-другому.
Две с половиной тысячи маленьких колючих сосенок распластали свои ветки над сухими песками. Уже теперь песку труднее подниматься с места, а через несколько лет, когда сосенки станут густой сосновой рощей, они окончательно свяжут пески своими корнями. И двести молоденьких шелковиц, шестьсот разных других деревьев, пока ещё малюток, к тому времени станут тенистым, прохладным садом.
Роща и сад — юннатские. Их посадили ребята Павлоградско-Хуторской школы № 1. За три года они заселили молодыми деревьями почти половину песков, окружающих школу.
Юннатская роща.
Но это далеко не всё. Ребята решили засадить деревьями и кустами все десять гектаров песков. Около школы они устроили питомник сосны и шелковицы — зелёный детский сад. Здесь из семечек выращиваются молодые деревца, которые пойдут потом в наступление на пески.
Тогда пески около школы исчезнут навсегда, а с ними исчезнут летняя пыль и духота. Школа оденется в зелень деревьев и кустарников, украсится цветами. Чистый воздух, напоённый запахом сосны и цветов, ворвётся в открытые окна.
Но почему должно быть хорошо только около школы? Нужно изгонять пески отовсюду.
По улицам, вдоль дорог, выстроились ровные шеренги молодых деревьев. Их больше одиннадцати тысяч. Все они тоже посажены ребятами Павлоградско-Хуторской школы за последние два года.
— Посадить — это полдела, — говорят ребята, — надо вырастить.
И они будут выращивать деревца, пока их верхушки не поднимутся высоко в небо, пока улицы и дороги не превратятся в тенистые аллеи.
В городе, вставшем из развалин
Немецко-фашистские захватчики во время войны разрушили наш старинный город — Смоленск. Он лежал в дымящихся развалинах и, казалось, никогда уже больше не сможет подняться.
Но волей и трудом советских людей он поднялся. И не только поднялся — он становится гораздо лучше, гораздо красивее, чем был прежде. Этому помогают и ребята.
Широкое, ровное поле пересечено несколькими прямыми дорожками, а между дорожками — ровные, аккуратные квадратики. Если смотреть издали, откуда-нибудь сверху, может показаться, что перед нами огромная шахматная доска. Только все квадратики на этой доске не обычные двухцветные, а разноцветные. Если же посмотреть на квадратики вблизи, они окажутся аккуратными цветочными грядками. На каждой грядке — особые цветы. Поэтому квадратики разноцветные.
Широкое поле — это участок Смоленской областной станции юных натуралистов, а хозяева квадратиков-грядок — ребята из кружка цветоводов. У каждого члена кружка — своя грядка и свои заботы о ней.
В кружке твёрдый порядок: каждый юннат должен вырастить свои цветы сам — от посева до сбора новых семян с выросших цветов. А ведь все цветы разные, и выращивать их надо по-разному. Вот почему заботы у каждого свои.
Юный цветовод кружка Нюра Бурлакова записала в своём дневнике:
«За два года посещения кружка цветоводов Зинаида Ильинична меня научила, как выращивать цветы и как за ними правильно ухаживать.
Теперь я могу это делать уже самостоятельно. За эти два года я так привыкла к цветам и так полюбила их, что на следующий год буду выращивать цветы не только на станции, но и у себя дома».
Такое желание не только у Нюры Бурлаковой — этого хотят все цветоводы кружка. Каждый из них теперь выращивает цветы и у себя дома: кто во дворе, кто в палисаднике, а кто просто на окне или в ящиках на балконе.
С каждым годом всё больше ребят в кружке цветоводов и всё больше украшается Смоленск цветами, выращенными ребятами.
Но самый лучший, самый зелёный уголок Смоленска — это участок станции юннатов.
Сюда может прийти каждый, вокруг участка нет никакой ограды. И всё-таки никогда здесь не был повреждён ни один цветок. Юннатский участок, ставший украшением, города, оберегают все жители Смоленска.
Пятьдесят тысяч воспитанников одного детского дома
После войны один из детских домов вернулся из эвакуации в город Пушкино, недалеко от Москвы. Двухэтажный дом на берегу реки заполнился шумной детворой. Стали устраиваться на новом месте.
Хорошо было вокруг! Можно было пробежаться по зелёному лугу к речке, посмотреть, как серебрится и сверкает прозрачная вода. Ещё лучше было пойти за речку, к лесу, что виднелся вдали.
Вот только около дома и во дворе было плохо. Всюду мусор, извёстка. От них летом поднималась пыль. Некуда было спрятаться от жары. Только несколько старых деревьев росло возле дома.
— Ребята, а не привести ли нам свой двор в порядок? — предложила заведующая учебной частью Людмила Петровна.
— Конечно, давайте! — хором согласились ребята.
Вскоре двор трудно было узнать. Он был аккуратно убран, чисто выметен, а на месте мусорной свалки ребята сделали клумбы и посеяли цветы.
«Приведём свой двор в порядок» — решили ребята.
Прошло несколько лет.
Побывайте теперь в детском доме имени Тимирязева, в Пушкино. Вы увидите, что этот дом недаром носит имя великого русского учёного-натуралиста.
Почти все воспитанники детского дома — юные натуралисты.
Овощеводы выращивают сладкую морковь и сочные помидоры, тугую капусту и хрустящие зелёные огурцы. Четыре поля огорода закреплены за звеньями высокого урожая.
А у цветоводов пятьдесят тысяч своих воспитанников — цветов. У каждого юнната своя клумба, и таких клумб во дворе около сотни.
Почти все цветы ребята выращивают посевом прямо на грядки, без особой подготовки рассады в оранжереях и парниках. И цветы у них получаются не только не хуже, но, пожалуй, лучше, чем из оранжерейной рассады: они крепче, выносливее.
Однажды цветочные посевы попали под снег. Весна в том году выдалась холодная, поздняя, зиме долго не хотелось уходить.
Как волновались ребята! Если рассада погибнет, пропадёт весь их труд. Двор на целое лето останется без цветов, и семена не с чего будет собирать.
Но когда стаял снег, ребята увидели, что их рассада не пострадала. Все растения выжили и целое лето цвели как ни в чём не бывало.
А на следующий год весна была, наоборот, очень сухая. Невозможно было натаскать воды для поливки.
На некоторые клумбы посадили оранжерейную рассаду. Она была крупнее и должна была раньше зацвести. Но не тут-то было! Нежные кустики, воспитанные в жаркой, влажной оранжерее, не выносили засухи. Они чахли, на них жалко было смотреть.
Выручила рассада, выращенная на своих грядках. Хотя она и мельче, но зато крепче, выносливее — засуха ей нипочём. На клумбах эта рассада быстро прижилась и потом росла и цвела без всяких капризов.
Свою рассаду ребята выращивают так.
Ещё в апреле, как только стает снег и чуть-чуть подсохнет земля, они хорошенько вскапывают землю на участке, где собираются делать рассадник. Участок они делают обязательно в защищённом от ветров, солнечном месте.
Перед вскапыванием по участку разбрасывают навоз или перегной, минеральные удобрения.
Ребята знают, что на каждом квадратном метре рассадника можно вырастить от ста до трёхсот штук цветочной рассады, и заранее рассчитывают, сколько земли под какую рассаду нужно отвести, чтобы всего было достаточно. Когда грядки готовы, приступают к самой ответственной работе — посеву.
Тут уж надо глядеть в оба. Густо посеешь — кустикам будет слишком тесно, редко посеешь — земля будет плохо использована, рассады мало соберёшь. Если глубоко в землю заделать семена, они задохнутся и не прорастут, а если посеять слишком мелко — семена при поливке вымоются водой на поверхность грядки, засохнут или попадут на завтрак птицам.
Вот и рассчитывают ребята. Бороздки для посева делают глубиной в 1–2 сантиметра на расстоянии 15–20 сантиметров одна от другой. А семена в них сеют так, чтобы они ложились ровным рядком на расстоянии полсантиметра или одного сантиметра друг от друга. Сверху семена засыпают мелким рыхлым перегноем или торфом. До посева и после него грядки сильно поливают, чтобы земля со всех сторон хорошо прилипла к семенам.
Каждый день ребята заглядывают на свой рассадник. Поливают грядки, смотрят, не пробились ли из земли росточки. Время всходов каждого сорта записывают в дневники.
Каждый день заглядывают ребята на свой рассадник.
Как только на кустиках разовьётся по три-четыре листочка, рассаду высаживают на клумбы. Делают это вечером или в пасмурную погоду, чтобы солнце не обожгло неприжившиеся растения.
Таким образом ребята выращивают львиный зев, астры, бархатцы, душистый табак, душистый горошек и многие другие цветы.
Собственной рассадой они засаживают не только свои клумбы, но отдают много рассады районному Дому пионеров, соседнему детскому дому, школе.
Летом каждый на своей клумбе замечает самые крепкие, здоровые кустики с самыми крупными и красивыми цветами. На них вешается этикетка с надписью: «Семенник».
Эти кустики становятся неприкосновенными — ни один цветок с них не должен быть сорван. Когда же начинают созревать семена, за ними ведётся постоянное наблюдение, чтобы семена-путешественники сами не разлетелись во все стороны.
Особенно много хлопот с «артиллеристами»: анютиными глазками, душистым горошком, эшольцией. Чуть недосмотришь — и нет семян, они уже разлетелись. Попробуй тогда разыщи их!
С каждого сорта цветов семена собираются в отдельный мешочек и хранятся зимой в сухой, тёплой комнате.
Цветоводы детского дома много семян раздают жителям города Пушкино. И любители цветов охотно берут семена, зная, что в детском доме они всегда хорошие, доброкачественные.
В Зоиной школе
Нет в нашей стране человека, который не знал бы о бессмертном подвиге комсомолки Зои Космодемьянской, которому не была бы дорога память об этой отважной девушке-партизанке.
До войны Зоя училась в Москве, в 201-й школе Тимирязевского района.
Зоя очень любила цветы. Вместе с подругами она с увлечением сажала цветы в школьном саду, ухаживала за ними. А потом, когда они расцветали, любила посидеть возле них с интересной книгой.
Когда вы войдёте в вестибюль 201-й школы, убранный зеленью комнатных растений, прямо против входа вы увидите небольшой мраморный бюст Зои. Возле него всегда — и летом и зимой — свежие цветы.
Возле мраморного бюста Зои летом и зимой — свежие цветы.
Это младшие Зоины подруги заботятся о том, чтобы круглый год здесь были самые лучшие цветы, выращенные в школе.
За школьными окнами — большой сад. В нём широко раскинули ветви яблони, посаженные ребятами в 1937 году. Сейчас они уже совсем взрослые и каждый год дают большой урожай румяных, сочных яблок.
В этом саду есть и яблоня, которую посадила Зоя. Ухаживать за ней разрешают только самым лучшим ученицам — отличницам.
Густыми шпалерами выстроились в саду кусты сирени, жасмина, снежеягодника, жёлтой акации. Тюльпаны, нарциссы, тысячи флоксов, гладиолусов, георгинов украшают сад. — С ранней весны до поздней осени здесь цветут цветы.
Тюльпаны.
И членам школьного кружка цветоводов и другим девочкам, которые им помогают, хватает работы в саду с весны до глубокой осени.
Заботы начинаются в марте. Надо сеять в ящики семена астр и других цветов, которые выращиваются рассадой.
Как только появятся всходы, девочки принимаются за пикировку. Эта работа требует большой аккуратности и терпения.
Семена обычно сеют очень густо. Если растения так и оставить, им будет слишком тесно. Они начнут голодать, вырастут хилыми и слабыми. Маленькие цветочные всходы, когда у них появятся первые два-три листочка, обязательно рассаживают в ящики или парники на нужном расстоянии. При этом удаляется кончик главного корешка. Тогда вместо него вырастает целый пучок «заместителей», которые все вместе гораздо лучше, чем один, высасывают из земли воду и питательные вещества.
В этом состоит пикировка, которую нужно делать, чтобы цветочные кустики получились крепкими и здоровыми, с хорошими корнями.
Потом наступает время черенкования георгинов. А потом, глядишь, нужно и за грядки приниматься.
Многие девочки ведут самостоятельные опыты с цветами.
Валя Перова ещё в 3-м классе решила, что будет заниматься черенкованием флоксов. Правда, она ещё не знала, как это нужно делать, — ей только очень хотелось собственными руками вырастить кусты флоксов, покрытые большими шапками цветов.
Посоветовавшись с руководительницей кружка Тамарой Петровной, она поехала на Центральную станцию юных натуралистов, посмотрела, как там юннаты работают с флоксами. Оказалось, что она вполне может справиться с этой работой.
Валя отобрала в школьном саду самые хорошие кусты флоксов и отметила их.
Большие побеги, на которых должны были распуститься цветы, она не трогала. Ей были нужны маленькие росточки, которые появлялись из земли рядом с большими или в пазухах их листьев. Эти росточки-черенки она срезала и сажала в парник.
Целое лето она выслеживала на флоксах появление молодых побегов. Чуть заметит — и сейчас же их в парник.
В тёплом парнике, во влажном песке, который Валя постоянно спрыскивала и поливала, черенки быстро давали молодые корешки на месте среза.
Когда флоксы «становились на собственные ноги», Валя высаживала их на грядки.
На следующий год работа была продолжена. Опять Валя целое лето черенковала флоксы и укореняла их в парнике. Так за три года она вырастила собственными руками пятьсот прекрасных кустов — целый большой участок флоксов.
В то время как Валя трудилась над своими флоксами, две сестрёнки — Люся и Люба Колпаковы проделали совсем особенную работу с гладиолусами.
Чтобы получить цветущие гладиолусы из клубеньков-«деток», которые образуются летом вокруг большой клубнелуковицы, нужно два года.
Если такую «детку» посадить на грядку весной, за лето она даст только листочки и образует в почве клубнелуковицу с запасами пищи. Цвести она не будет. И лишь на следующее лето, если клубнелуковицу посадить в землю, она даст хорошие, крупные цветы.
Люся и Люба решили испытать, нельзя ли заставить «детки» гладиолусов дать хорошие, крупные цветы уже в первый год.
Зимой они отобрали тысячу «деток» величиной от лесного ореха до горошины. Триста из них оставили зимовать в мешочке, как это обычно делается, а семьсот решили воспитывать по-своему.
В апреле, за месяц до посадки гладиолусов на грядки, они намочили эти крошечные клубеньки и посадили в ящики с влажным песком. Ящики поставили поближе к свету — на окна биологического кабинета.
Ящики поставили ближе к свету.
Проснутся ли луковички раньше времени? Начнут ли расти в непривычное для них время и в непривычной обстановке?
Каждый день Люся и Люба наведывались к своим ящикам. Нет ли всходов?
Долго их не было. Девочки уже начали волноваться. И только через две недели в одном из ящиков они увидели несколько узеньких зелёных ростков. «Детки» проснулись и пошли в рост.
Потом всходов стало появляться всё больше и больше. Наконец песок в ящиках покрылся густой щёткой длинных листочков.
Ну, теперь дело пойдёт!
И девочки побежали в школьный сад. Уже нужно было готовить новое место для их питомцев.
В первой половине мая «детки» гладиолусов переехали на дачу. К этому времени их листочки уже были длиной в 20–25 сантиметров, а корешки густо пронизывали песок в ящиках.
Аккуратно, рядками, девочки рассадили проросшие клубеньки на приготовленные грядки. А рядом, на соседней грядке, для контроля высадили те триста «деток», которые зимовали в мешочке.
Затем они стали одинаково заботливо ухаживать за всеми гладиолусами: и за теми, которые посадили, как обычно, и за посаженными по их способу — «с подгонкой». Девочки усиленно «кормили» растения удобрениями, часто рыхлили грядки.
И вот в июле, к тому времени, когда по соседству начали цвести гладиолусы, посаженные крупными луковицами, расцвели и их питомцы, выращенные из «деток». Они были ничуть не хуже и не мельче соседних.
А вот «детки», посаженные обычным способом, прямо из мешочка, совсем отстали. Прежде всего, они взошли не все. И те, что взошли, росли медленно, нехотя, словно никак не могли проснуться после долгого зимнего сна.
Так они почти всё лето и «продремали» на грядке. Зацвели из них только немногие, да и то осенью, с большим опозданием.
Люся и Люба Колпаковы доказали, что цветущие гладиолусы можно вырастить из «деток» в одно лето, если взяться за дело с умением и поработать как следует.
Тропики на окне
Субтропический плющ карабкается вверх, закрывая узором своих листьев стену. Рядом мексиканские кактусы: одни — пузатые и колючие, как ежи, другие — пластинчатые, словно зелёные лепёшки. Среди них жительница жарких стран — селагинелла. Её тонкие ветвистые стебли покрыты мелкими черепитчатыми листочками. Причудливые, разрисованные прихотливым узором листья тропической бегонии выглядывают из-за нежнозелёных широких листьев китайского банана. Рядом с ним листья благородного лавра кажутся совсем тёмными. Кустики чая развёртывают один за другим свои блестящие, словно покрытые лаком, листочки. Тут же широкая лапчатая смоковница — инжир…
Трудно перечислить все удивительные и необычные растения этой тропической рощи, но самое необычное — что вся эта роща помещается на окне. На обыкновенном окне в одной из московских квартир. И вырастил её ученик 545-й школы Москворецкого района Володя Макаров.
Володя был ещё маленьким и ходил в третий класс, когда начал выращивать всякие редкие растения.
Дело было так. Володя в первый раз пришёл на Московскую городскую станцию юных натуралистов. Руководительница кружка цветоводов Евгения Николаевна в это время рассказывала юннатам о том, как человек «приручает» непокорных жителей зелёного мира, как использует богатства природы. Она говорила о тех растениях, которыми мы могли бы украсить свои жилища.
— Сколько интересных и полезных растений может жить в комнатах! — рассказывала она. — А у нас выращивают только фикус, герань да мелколистную бегонию. Все остальные живут в теплицах и оранжереях, и мы о них почти ничего не знаем.
Потом Евгения Николаевна показала ребятам разные редкие растения, за которыми следовало бы понаблюдать.
Вот тогда Володя и задумал развести у себя на окне растения, которые в комнатах почти не выращивают, потому что считают слишком прихотливыми. Так возник его тропический сад на окне.
О любом из своих растений Володя может рассказать целую историю: где и как его раздобыл, как выхаживал, как научился понимать, что каждому нужно, для того чтобы оно чувствовало себя на окне так же хорошо, как дома, на далёкой родине.
Ради крохотного череночка какого-нибудь интересного растения Володя готов поехать куда угодно.
Юный цветовод побывал во всех крупных оранжереях Москвы. Он частый посетитель ботанических садов Академии наук СССР и Московского государственного университета. Там он внимательно присматривается к работе научных сотрудников, расспрашивает их о том, как они изучают растения. Володя ездит за советами к специалистам-цветоводам. Он перечитал все основные книги по цветоводству.
Володя узнал, что каждое растение хорошо себя чувствует только в таком климате, к какому оно привыкло у себя на родине. А ведь климат везде разный.
Как же разместить на одном-единственном окошке и жителей тропических лесов, привыкших к постоянной сырости и жаре, и пришельцев из прохладных мест, и обитателей сухих пустынь, привыкших к знойному солнцу, и любителей тенистых уголков? Как создать на одном окне несколько «климатов»?
Тут нужно было основательно поломать голову. И Володя хорошо решил эту сложную задачу.
Окно у него выходит на восток. По обеим сторонам окна он устроил полочки в четыре этажа. На каждой полочке растения стоят в два ряда: ближе к стеклу — низкие, дальше — высокие, чтобы не затеняли друг друга. Наиболее прихотливые тропические растения он поместил наверху, подальше от форточки, чтобы они не «простудились». В солнечном углу у него живут жители пустыни — кактусы, алоэ. Против форточки — растения, которым нужен приток свежего воздуха и прохлада. В середине — растения неприхотливые, не требующие никаких особых условий. А пониже, в углу, который меньше всего освещается солнцем, — тенелюбы-папоротники.
На одном окошке прекрасно чувствуют себя различные растения.
Так Володя распределил между своими питомцами солнце, чтобы каждый получал столько солнечных лучей, сколько ему нужно.
Но осталось решить ещё одну важную задачу: распределить влажность.
Между растениями, привыкшими к сырости не только почвы, но и воздуха, он поставил аквариумы. Их широкая поверхность всегда испаряет много воды. Кроме того, эти растения он часто спрыскивает и поливает.
А у сухолюбов другой режим. Они получают воду редко — тогда только, когда земля в горшках станет совсем сухой. Но поливает их Володя обильно, чтобы воды хватило надолго. Около сухолюбов он не ставит воду и не опрыскивает их.
И вот на одном окошке, друг возле друга, живут и прекрасно себя чувствуют самые различные растения. В диком виде они никогда не росли бы рядом.
Юный мичуринец Володя Макаров добился этого внимательным изучением растений.
Цветочная больница
С красавицей драценой, похожей на пальму, случилось несчастье.
Она стояла в пионерском клубе у окна, и все любовались её тонким стволом, изящными длинными листьями, веером расходившимися от верхушки во все стороны. Это была любимица всех членов клуба. И вдруг с ней случилась беда.
Понадобилось вечером плотно закрыть окно шторой. Нечаянно драцену уронили, и она сломалась. Тонкий ствол переломился пополам, длинные листья упали на пол, перепутавшиеся и беспомощные.
Нечаянно драцену уронили, и она сломалась.
Как все горевали в клубе! Без красавицы драцены в комнате стало как-то пусто, неуютно.
— Ребята, а не попробовать ли нам спасти драцену? — предложила руководительница кружка юных натуралистов Елена Николаевна.
— А разве её теперь можно спасти, если она совсем сломалась? — с сомнением спросила Люда Белкина, которая горевала больше всех.
— Трудно, конечно, но давайте попытаемся.
Ребята немедленно принялись за дело. Прежде всего осмотрели пострадавшую.
У самого места перелома на стволе верхней части драцены виднелся воздушный корешок. Тут же начинались неровные, зубчатые края раны.
— Давайте посадим скорее верхушку в землю. Корешок начнёт расти — и она оживёт, — предложил кто-то из ребят.
— А по-моему, нужно прежде всего срезать ствол так, чтобы рана была как можно меньше и не торчали острые концы перелома. Тогда она скорее заживёт, — сказала Елена Николаевна. — Но при этом придётся удалить и корешок, потому, что он ниже того места, где кончаются зубцы.
— Нет, не надо срезать ровно, корешок жалко! — закричали ребята. — Посадим так.
— Ну давайте попробуем сделать по-вашему, — согласилась Елена Николаевна, — только прежде хорошенько продезинфицируем рану.
Рану вычистили, присыпали толчёным углем, и верхушку драцены посадили в цветочный горшок.
Вниз положили хорошей, питательной земли, чтобы корешку было куда расти, а вокруг ствола насыпали чисто промытый речной песок, чтобы предохранить ствол от загнивания.
Пришлось удалить часть листьев. Ведь они много испаряют воды, а корней, которые высасывают её из земли, ещё нет, поступать она к листьям не будет.
Больную драцену поставили на окно. Это было в холодные, пасмурные ноябрьские дни.
— Ну, теперь поправляйся! — пожелали ребята своей любимице.
Но драцена не поправлялась. Оставленные на верхушке листья стали один за другим свёртываться и засыхать. И чем дальше, тем сильнее.
В декабре произвели осмотр. Оказалось, что зубчатые края раны и не думают заживать. Ствол начал загнивать.
Аккуратно вычистили загнившее место, снова присыпали толчёным углем и опять посадили.
Больной как будто стало лучше. Но прошло некоторое время, и опять стали свёртываться листья. Их осталось уже совсем мало.
Уже стоял на дворе январь. Ребята ходили грустные: их драцена погибала. Сделали ещё осмотр и увидели, что ствол продолжает гнить.
— А теперь, ребята, сделаем всё-таки операцию, как полагается, — сказала Елена Николаевна. — Ствол срежем ровным кольцом. Вы видите теперь, что корешок всё равно не спасёт деревце, раз у него такая большая рана.
Сделали прямой срез, опять присыпали углем и снова посадили. Пришлось ещё подрезать листья.
Ребята почти не надеялись на выздоровление своей больной.
Прошёл февраль… И вдруг в марте ребята увидели, что драцена стала оживать. Её листья уже не повисали так беспомощно, они перестали свёртываться.
И как все обрадовались, когда в апреле начал расти первый новый листочек!
Ура, драцена была спасена!
Ребята теперь ухаживали за ней, как за выздоравливающей. А она набиралась сил, выбрасывала всё новые и новые листья.
Летом драцена уже совсем была похожа на прежнюю красавицу, только ствол у неё теперь был вдвое короче.
Год и три месяца ухаживали юннаты Дома пионеров Куйбышевского района Москвы за своей драценой. Потом поставили в одном из классов 612-й школы:
— Пусть все школьники теперь на неё любуются!
История с драценой послужила началом организации в клубе «зелёного санатория», как его назвали юннаты.
Ребята увидели, что они могут делать полезное дело. Им очень понравилось лечить растения, возвращать им жизнь, здоровье.
В санаторий начали принимать больные цветы от членов клуба, потом и от других школьников.
Один школьный работник принёс в санаторий две молодые пальмы хамеропс:
— Вот, привёз из Сочи. Были такие хорошие, свежие, а теперь почему-то сохнут, не понимаю. Наверно, перемены климата не выносят. Попробуйте подлечить, если сможете.
Ребята осмотрели пациентов. Оказалось, что дело было совсем не в перемене климата, а в неумении обращаться с комнатными растениями.
Одна пальма была посажена в слишком большой горшок. Ребята уже знали, что этого делать нельзя.
Маленькое растение обязательно нужно сажать в маленький же горшок и пересаживать в несколько больший только тогда, когда корни оплетут в горшке всю землю. Если же посадить сразу в большой, корни не осваивают всю землю, и она закисает, сплывается, а корни в ней начинают задыхаться и загнивать. Так получилось и с этой пальмой.
Вторая была посажена в горшок слишком глубоко. Над поверхностью земли торчал лишь пучок засыхающих листьев. А короткий, покрытый густыми волокнами ствол был совсем закопан в землю. Это было всё равно, что посадить яблоню в землю до самых веток. Неудивительно, что пальма погибала.
Кроме того, листья обеих пальм были грязные, пыльные. Видно, хозяева не очень-то любили возиться с цветами и не понимали, что допускать грязь и пыль на листьях — это значит душить их. Ведь пыль плотно забивает мельчайшие отверстия в листьях — устьица, через которые растения и дышат и добывают углекислый газ. На воздухе — в лесу, в поле — эта пыль смывается дождями, а о комнатных растениях должны заботиться люди.
Поставив диагноз, ребята принялись за лечение.
Прежде всего они сделали больным пальмам три хорошие ванны, пока листья не заблестели, как лакированные. Потом пересадили в меньшие горшки и на такую высоту, чтобы в земле были только корни, как это полагается. Добавили в горшки дерновой земли, которая обязательно нужна пальмам.
Целый год лечились пальмочки в зелёном санатории. И когда пригласили хозяина, чтобы взял их домой, он не узнал своих растений: ему возвращали крепкие, здоровые пальмочки со свежими, зелёными листьями.
Слава о замечательном санатории росла, росло умение и знания юннатов-врачей; росло и количество пациентов — их уже некуда было размещать.
Санаторий стал больше похож на больницу с собственной амбулаторией. Часто приносили таких «больных», которым требовалось серьёзное лечение и даже хирургическое вмешательство.
Зайдём в цветочную больницу.
Прежде всего бросается в глаза полоска красной материи с зелёным крестом. Она говорит о том, что здесь лечебное учреждение. Но обслуживает оно не людей, а наших зелёных друзей — растения.
На полочке — аптека. В склянках лекарства — средства для борьбы с болезнями и вредителями растений: табак (махорка), пиретрум, анабазин-сульфат, зелёное мыло, ДДТ.
Три окна и вся стена между ними заняты отделениями больницы. Здесь отделения и для выздоравливающих и для тяжело больных. Все места заняты.
Вот выздоравливающая аралия. На её верхушке — целый пучок свежих, крупных листьев. Только оголённый снизу ствол и следы опавших листьев на нём говорят о том, что аралия перенесла тяжёлую болезнь и была на краю гибели.
А пушистый аспарагус ещё болен. Ему сделали операцию: удалили больные побеги. Теперь хороший уход и усиленное питание должны полностью восстановить его здоровье.
По соседству с ним ещё шесть аспарагусов с тонкими, чахлыми побегами. Немало труда и забот потребуется, чтобы «поставить их на ноги». Это растения, недавно поступившие в больницу. Рядом — отделение бегоний. В некоторых горшках торчат только потемневшие, голые стебли, без листьев. Это тяжело больные. Казалось бы, для чего их держать? Выбросить, да и только.
Нет, здесь так не делается. Ни одно даже как будто совсем безнадёжное растение не выбрасывается. За его жизнь будут бороться, пока не добьются своего — пока не покроется оно свежими, здоровыми листьями.
И вот мы видим результаты этой борьбы.
На верхушке голого стебля одной из бегоний уже развернулись два первых мраморных листочка — значит, бегония будет жить. А рядом топорщится во все стороны широкими листьями бегония — кандидат на выписку. Она уже совсем здорова.
С самыми различными болезнями поступают растения в больницу, и каждое получает именно то лечение и уход, какие ему нужны.
Часто приносят «малокровных». Хозяева этих растений, по небрежности или по незнанию, морили их голодом или кормили не той пищей, какая нужна. Они, видно, считали, что достаточно лишь посадить растение в какую-нибудь землю, а об остальном пусть оно заботится само.
Но такие люди забывают, что комнатным растениям мы даём очень мало земли — гораздо меньше, чем их корни используют на воле.
Ведь вы помните, сколько места занимают корни хотя бы одного ржаного кустика? Там корни выискивают пищу, проникая далеко вглубь и вширь. А в цветочном горшке не очень-то развернёшься — значит, комнатные растения нужно обязательно подкармливать удобрениями.
Таким малокровным пациентам, с тонкими побегами и мелкими листьями, в больнице даётся усиленное питание: навозная жижа, минеральные удобрения.
Как-то принесли кривой, уродливый фикус. Как его сделать стройным, красивым?
Как сделать стройным кривой и уродливый фикус?
Решили поставить фикус в лубки. Взяли две тонкие деревянные планки и легонько стянули их над искривлённым местом. Верхушка наклонилась в сторону. Фикус поставили на окно так, чтобы верхушка оказалась отклонённой к комнате, в тень. Но ведь каждое растение тянется к свету — и фикус постепенно стал изгибать свою верхушку к окну, пока не выпрямил её. Тогда лубки перенесли на другое искривление ствола и опять таким же образом выпрямили его.
Сейчас фикус уже растёт прямо, словно никогда и не горбился.
В больнице двенадцать врачей. И не простых, а врачей-специалистов.
Есть специалисты по растениям пустыни. Под их наблюдением — отделение больницы, в котором лечатся кактусы, алоэ и другие жители сухих мест. Есть специалисты по аспарагусам, пальмам, бегониям, лазящим растениям.
Когда в больницу поступает новый больной, врачи устраивают консилиум, то-есть врачебный совет.
Ребята все вместе осматривают растение и определяют, как его нужно лечить. Если врачи затрудняются, всегда придёт на помощь и даст нужный совет главный врач больницы — руководительница кружка Елена Николаевна.
Когда диагноз поставлен, больной поступает к врачу-специалисту. Начинается лечение.
Не так-то легко правильно определить болезнь, ещё труднее — вылечить.
Чтобы вылечить растение, нужно очень хорошо его знать, поэтому ребята два раза в неделю собираются на занятия. Они изучают условия, в каких живут растения на своей родине, особенности тех растений, которые за ними закреплены. Изучают, какая для них нужна почва, какой уход, какие болезни и вредители на них нападают и как с ними бороться.
На каждый вид растений составляется паспорт, в котором всё это записано. Кроме того, ребята составляют гербарий комнатных растений, делают много зарисовок.
Так в общей работе, помогая друг другу, ребята из Дома пионеров Куйбышевского района узнают много нового, ценного, что очень пригодится им в жизни. И они делают большое, полезное дело.
Зелёная эстафета
В Артек пришла весна — пора, когда под ярким солнцем и тёплыми весенними дождями всё на крымской земле спешит расти и цвести.
У артековцев в это время много дел. Каждому найдётся работа по вкусу.
3 апреля Валерий Буслов из Сызрани записал в своём дневнике:
«Руководительница кружка юннатов Александра Андреевна рассказала нам, какое значение имеют эвкалипты для южного берега Крыма, и предложила начать опытные работы по выращиванию эвкалиптов из семян гнездовым способом. Сегодня мы и начали работу по подготовке почвы для посева эвкалиптов. Мальчики главным образом копали ямки, девочки выбирали и сбрасывали камни. А камней тут очень много. Успели подготовить 9 ямок. Работало 12 человек. Все работали очень старательно. После работы пообедали с большим аппетитом».
Эвкалипты посеяны. Теперь надо ждать всходов.
21 апреля в дневнике одиннадцатилетней Розы Бердиной из Сталинграда появляется такая запись:
«Сегодня у нас большая радость. Начали всходить давно жданные эвкалипты. Признаюсь, когда мы сеяли эти крохотные семена, я не совсем была уверена, что из них что-нибудь получится. В первые дни посева было довольно холодно, потом и ночь и день шёл довольно сильный дождь. Ямки с эвкалиптами почти были залиты водой. С 15 апреля наступило значительное потепление. Начали поливать и как-то совсем не ожидали всходов. Вдруг 20 апреля я замечаю — в отдельных гнёздах как будто что-то зеленеет. Наклоняюсь — да, что-то взошло. Становлюсь на колени и внимательно вглядываюсь в каждое гнёздышко. Сравниваю всходы отдельных гнёзд, чтобы не ошибиться. Может, это сорняки? Нет, везде всходы одинаковые — значит, эвкалипты. Какая радость! Вдруг удастся вырастить из этих крохотных семян деревья-гиганты, для которых южное побережье станет второй родиной!»
Уехали из Артека и Валерий Буслов, и Роза Берлина, и все другие ребята, которые вместе с ними сеяли в крымскую землю крошечные семечки эвкалиптов. Они вернулись домой. А как же их питомцы?
В конце мая на север, в Молотовскую область, из Артека пришло письмо:
«Лидочка, дорогая, здравствуй! Мы с тобой очень интересно познакомились. Гуляем по парку, любуемся замечательной природой Артека. В одном месте видим надпись: „Опытный участок по гнездовому посеву эвкалиптов“. Нас это заинтересовало, и мы попросили Александру Андреевну рассказать нам об этом участке. Здесь, оказывается, работало много юннатов. У каждого были свои ямки с эвкалиптами. У каждой ямки стоит этикетка, на которой указано время посева и фамилия того мальчика или девочки, кто сеял. В той ямке, около которой стоит этикетка с твоим именем и фамилией: „Лида Постогонова“ — всходы эвкалиптов оказались самыми лучшими. Вот, Лидочка, как мы тебя узнали. Александра Андреевна предложила нам продолжать уход за этими растениями. Мы с радостью согласились. И вот пишем тебе это письмо. Лидочка, сейчас высота твоих эвкалиптов от 8 до 10 сантиметров. Мы тщательно прорыхлили землю, полили и замульчировали (то-есть прикрыли землю перегноем и соломой, чтобы меньше испарялась вода). Всё время, пока мы будем здесь в лагере, мы будем хорошо ухаживать за растениями. Эвкалипты растут очень быстро. Пройдёт 8–10 лет, и они достигнут высоты четырёхэтажного дома. Вдруг, Лидочка, мы с тобой тогда встретимся именно здесь, в Артеке, возле наших эвкалиптов. Это будет чудесно! Вот пока, Лидочка, всё. Крепко жмём твою руку. Пионерки-артековцы»
У колыбели гигантов.
В те же самые дни, когда письмо девочек-юннаток из звена по уходу за эвкалиптами шло в далёкую Молотовскую область, другое письмо направлялось из Артека в Ленинград. Его писали другие девочки:
«Здравствуй, дорогая Наташа! Ты, конечно, не можешь сразу догадаться, кто тебе пишет. Наташенька, это пишем мы, юннатки, которые отдыхают в пионерлагере Артек и продолжают ухаживать за посаженными тобой хризантемами. Мы узнали из твоих записей в дневнике, что эти цветы ты вместе с другими девочками привезла из Никитского ботанического сада. У них очень интересные названия: Дружба, Маяк, Пламенная, Волшебный фонарь, Снегопад. Это мы прочитали на тех этикетках, которые есть около каждого кустика. Больше всего нам понравилось название Дружба. Наташа, нам пришлось пересадить хризантемы на новое место, так как там, где ты их посадила ранней весной, сейчас большая тень от разросшихся веток липы. Мы их высадили внизу, на отдельную грядку около каменной лестницы. Пусть сортовые цветы растут в одном месте. Ты не беспокойся, мы хорошо подготовили почву. Выбрали камни, выкопали глубокие ямки, насыпали хорошей земли и только тогда пересадили хризантемы. Каждый день мы их хорошо поливаем и рыхлим почву. Вернее, один день поливаем, а другой рыхлим землю, чтобы к корням проникал воздух. Как интересно, Наташенька! Ты посадила цветы, а мы продолжаем за ними уход. А после нас опять кто-нибудь будет ухаживать. Так коллективом и вырастим цветы».
Цветник шестнадцати республик
Каждый год всё новые и новые ребята будут приезжать в Артек. Они будут продолжать эстафету, начатую Наташей Черновой, Лидой Постогоновой, Валерием Бусловым и другими артековцами-юннатами, будут заботливо ухаживать за растениями, которые посадили эти ребята, сами посадят новые.
Пройдёт немного лет. Эвкалипты, выращенные юннатами из крошечных чёрных семечек, поднимут свои вершины выше всех деревьев парка. Пёстрые цветники раскинутся по горным склонам. В сад удивительной красоты превратят ребячьи руки свой Артек.
И ещё одно задумали ребята.
Возле самого моря тянется вдоль Артека, в сторону Медведь-горы, широкая прямая дорожка, покрытая мелкой галькой. А рядом с этой дорожкой, по всей её длине, будет большой цветник.
Но это будет не простой цветник. Если пройти его от начала до конца, мы как бы совершим путешествие по всей нашей стране. Мы увидим здесь цветы всех шестнадцати советских республик, растущие в их садах, в лесах, на полях и в горах.
Артековцы решили так.
Ведь в лагерь приезжают ребята со всех концов страны, из всех республик. Пусть, вернувшись к себе домой, они разыщут и пришлют Артеку самые красивые цветы, какие только можно найти в их крае. В лагере счастливых тогда расцветут цветы, собравшиеся со всей страны.
Так ребята решили заложить цветник шестнадцати республик — цветник дружбы и братства.
Ребята решили заложить цветник шестнадцати республик.
Много интересного увидим мы в нём.
Вот алтайский уголок. Здесь соберутся цветы, пришедшие с горных лугов Алтая. Высоко поднимут свои стебли покрытые голубыми, синими, фиолетовыми цветами многолетние шпорники. Между ними, словно огоньки, загорятся яркокрасные цветы барской спеси. У себя на родине, в Алтайских горах, они образуют сплошные огненно-красные поля. Переселятся в Крым и знаменитые алтайские крупноцветные фиалки.
Много других цветов будет в алтайском уголке цветника, если ребята Алтая хорошо поработают и разыщут для Артека всё интересное, чем богат их край.
Не меньше, пожалуй, могут прислать дальневосточные пионеры.
С Дальнего Востока в Артек перекочует душистая сирень, жимолость, ирисы самой разнообразной и причудливой окраски, пионы, астры.
Тут же, по соседству, расположатся местные жители — крымские цветы. Им не нужно проделывать тысячекилометровое путешествие, как алтайским и дальневосточным цветам, — они у себя дома; только придётся спуститься с гор или перебраться через горы из крымских степей. Это им помогут сделать крымские пионеры, да и сами артековцы во время своих увлекательных походов.
Рано весной в крымском уголке цветника зацветут ярко-красные степные пионы и тюльпаны, развернутся нежнорозовые цветы дикого миндаля бобовика, а с гор спустятся примулы-первоцветы, подснежники, эдельвейсы и другие крымские цветы.
Возле них, где-нибудь в более прохладном, тенистом уголке, наверное, приютятся ландыши и фиалки, колокольчики и ромашки подмосковных лесов и полей.
Все эти цветы — и дальневосточные, и крымские, и алтайские, и подмосковные, и многие другие — должны разместиться около невысокой каменной колонны с надписью: РСФСР.
По соседству, возле колонны с надписью: УССР, поселятся цветы Украины.
Высокие нарядные мальвы, яркие маки будут напоминать об уютных, весёлых украинских садах, где они растут среди зелени вишен и яблонь, среди золотых головок подсолнухов. С украинских степей переселятся в цветник низенькие степные ирисы. Голубыми звёздочками замелькают тут и там барвинки, о которых на Украине поётся в песнях.
Много надо поработать грузинским, армянским и азербайджанским пионерам, чтобы в цветнике дружбы, возле колонн с названиями их республик, представить цветочные богатства кавказских гор и долин.
Прибудут в артековский цветник и посланцы необъятных степей и пустынь, высочайших гор наших среднеазиатских республик.
Среднеазиатские степи пришлют сюда свои знаменитые тюльпаны и нежные гиацинты.
С гор Тянь-Шаня спустятся красивые многолетние астры. Они не боятся холодов и цветут до самой зимы. С таджикских гор прибудут дикие розы. Там их целые заросли.
Всё это будет в Артеке.
Рядом одни за другими выстроятся вдоль дорожки участки с цветами — посланцами всех шестнадцати республик Советского Союза. Среди них — величественная скульптура Иосифа Виссарионовича Сталина. Он словно любуется цветами.
И вокруг скульптуры — самые красивые цветы из всех шестнадцати республик. Это от всех детей, как благодарность за всё прекрасное, что у них есть, за их счастливое сегодня и ещё более счастливое завтра.