В период военной экономики СССР финансовая система и денежное обращение Советского государства выдержали тяжёлые испытания войны 1941–1945 годов. Рост и укрепление военного хозяйства СССР обеспечили относительную устойчивость советской финансовой системы и денежного обращения. Положение с бюджетом, кредитом и денежным обращением в СССР в период Отечественной войны совершенно несравнимо с положением финансов и денежного обращения в дореволюционной России в период первой мировой войны и в Советской России — в период гражданской войны.

Финансовое хозяйство и денежное обращение России в результате первой мировой войны потерпело полный крах. Советская Россия, залечивая раны первой мировой войны и последующей гражданской войны, вынуждена была провести несколько коренных реформ, прежде чем было восстановлено нормальное денежное обращение. При завершении денежной реформы в 1924 году пришлось новый рубль приравнивать [131] к 5 миллионам старых рублей образца 1922 года. Несмотря на то, что Отечественная война была самой тяжёлой войной из всех прежних войн, задачи послевоенного восстановления полноценного советского рубля не требуют подобных коренных реформ.

Финансовая система Советского Союза через бюджет, кредит и деньги в период военной экономики выполняла следующие основные экономические задачи:

во-первых, перераспределение народного дохода страны для финансирования военных расходов путём мобилизации средств населения, его текущих доходов и частично довоенных накоплений;

во-вторых, перераспределение материальных запасов и резервов в народном хозяйстве в пользу тяжёлой промышленности и прежде всего в пользу военного производства;

в-третьих, осуществление денежного контроля за производством и распределением общественного продукта в соответствии с потребностями военного хозяйства.

Изменение государственного бюджета за период Отечественной войны видно из следующих данных. Доходы государственного бюджета со 180 млрд. руб. в 1940 году уменьшились до 165 млрд. руб. в 1942 году, в том числе доходы о.т социалистического хозяйства уменьшились со 158 млрд. руб. до 108 млрд. руб., или с 87 до 65%. В то же время платежи и взносы населения увеличились с 19 млрд. руб. в 1940 году до 44,7 млрд. руб. в 1942 году, или с 10,8 до 27% всех доходов.

Расходы государственного бюджета выросли со 174,3 млрд. руб. в 1940 году до 182,8 млрд. руб. в 1942 году, в том числе военные расходы выросли с 56,7 млрд. руб. до 108,4 млрд. руб., или с 32,5 до 59% [132] всех расходов государственного бюджета. В то же время финансирование народного хозяйства уменьшилось с 58,3 млрд. руб. до 31,6 млрд. руб., или с 33 до 17% всех расходов государственного бюджета.

Таким образом, при общем уменьшении доходов бюджета на 8% доходы от социалистического хозяйства, т. е. прибыль, уменьшились на 32%, а платежи и взносы населения увеличились на 129%, или в два с четвертью раза. Расходы государственного бюджета увеличились на 5%, в том числе военные расходы увеличились, на 91%, а финансирование народного хозяйства уменьшилось на 46%. Вместо превышения, как это было в 1940 году, текущих доходов над текущими расходами в сумме 3,2 млрд. руб., в 1942 году имело место превышение текущих расходов над текущими доходами в сумме 18,9 млрд. руб., которые были покрыты за счёт эмиссии и мобилизации через кредитную систему материальных резервов и запасов, созданных в народном хозяйстве СССР до войны.

В 1943 году вместе с ростом военного хозяйства происходило укрепление государственного бюджета. Доходы выросли до 202,7 млрд. руб. и расходы — до 210,0 млрд. руб., а превышение текущих расходов над текущими доходами уменьшилось до 7,3 млрд. руб., которые были покрыты эмиссией, а также материальными резервами и запасами прошлых лет. Доходы от социалистического хозяйства в 1943 году выросли по сравнению с 1942 годом на 14 млрд. руб.; доходы от платежей и взносов населения выросли на 15,4 млрд. руб. Военные расходы выросли за год на 16,6 млрд. руб. Расходы на финансирование народного хозяйства в 1943 году остались на уровне 1942 года.

В 1944 военном году произошло серьёзное укрепление государственного бюджета и финансового [133] хозяйства. За этот год текущие расходы государства, несмотря на рост финансирования народного хозяйства и Советской Армии, полностью были обеспечены текущими доходами государства. Следовательно, в ходе Отечественной войны разрыв между текущими доходами и расходами государственного бюджета сокращался, а в 1944 году был сведён к нулю.

Прямую противоположность военному бюджету СССР представлял военный бюджет дореволюционной России. В 1914 военном году текущие доходы бюджета России обеспечили 50% текущих бюджетных расходов, в 1915 году доходы обеспечили только 24% расходов, в 1916 году — 22%, а в 1917 году доходы обеспечивали лишь 15% бюджетных расходов России. Вся остальная часть бюджетных расходов России в период первой мировой войны обеспечивалась косвенным обложением населения путём безграничного выпуска новых денежных знаков в обращение, что способствовало развалу финансового хозяйства и привело трудящихся к нищенскому уровню существования.

В военной экономике СССР крайне важно отметить сохранение на высоком уровне накоплений социалистического хозяйства (прибыли), составивших в 1942 году 64% и в 1943 году — 58% всех бюджетных доходов. Высокий уровень прибыли стал возможен на основе роста социалистического производства во время войны и снижения издержек производства и обращения. Себестоимость продукции промышленных наркоматов снизилась в 1941 году на 6,9%, в 1942 году — на 5,9 и в 1943 году — дополнительно на 2,5%, причём себестоимость продукции машиностроения снизилась в 1941 году на 24%, в 1942 году — на 17 и в 1943 году — дополнительно на 9 %.

В период военной экономики СССР исключительное значение в деле мобилизации и перераспределения материальных ресурсов в пользу Отечественной войны играл государственный кредит. В первые два года Отечественной войны превышение текущих бюджетных расходов «ад текущими доходами было покрыто в значительной мере путём мобилизации материальных резервов и запасов народного хозяйства СССР. Мобилизация запасов товаров в различных отраслях народного хозяйства на различных стадиях производственного процесса осуществлялась кредитной системой советских банков, которые учитывали эти товары и выполняли роль инструмента в перераспределении запасов в пользу военного хозяйства. Таким образом, происходило использование на текущие военно-хозяйственные нужды запасов товаров, накопленных до войны в народном хозяйстве СССР.

В первые два года Отечественной войны происходило уменьшение материальных резервов и запасов в народном хозяйстве СССР, что отразилось на уменьшении краткосрочных кредитных операций Государственного банка, несмотря на увеличение кредита предприятиям военной промышленности. Уменьшение краткосрочного кредита отражало сжатие запасов товаров и материалов, в том числе сезонных запасов, и направление их на нужды военного производства и потребления. В этом сказались законы воспроизводства, которые принудительно привели размеры кредита в соответствие с материальными запасами товаров в стране.

В военной экономике, начиная со второй половины 1943 года, необходимо отметить новое явление, заключающееся в увеличении кредитных вложений для обеспечения процессов расширенного воспроизводства, [135] причём это увеличение кредита составило за 1943 год около 6 млрд. руб. Если в первые два года Отечественной войны происходило уменьшение материальных запасов в народном хозяйстве, то во второй половине 1943 года вместе с ростом военного хозяйства СССР начался процесс увеличения материальных запасов, а вместе с ним рост кредитных отношений.

Прочность военного бюджета Советского Союза и его кредитной системы в значительной мере определяло состояние денежного обращения, структура и размеры которого в период военной экономики претерпели серьёзные изменения. Значительное количество денег стало оседать в каналах обращения, а из города через колхозный рынок текущие денежные доходы населения частично переходили в деревню.

Денежные расходы городского (несельскохозяйственного) населения в 1940 году превышали доходы на 3,6 млрд. руб., а в 1942 году — на 2,2 млрд. руб., что означало уменьшение денежной наличности у городского населения. Однако если в довоенном 1940 году уменьшение денежной наличности в городе означало вместе с тем общее уменьшение денег в обращении, то в 1942 военном году деньги из города уходили в деревню, увеличивая в стране общее количество денег в обращении. В 1941 году в связи с единовременными большими выплатами заработной платы рабочим и служащим, мобилизуемым в Советскую Армию, а также в 1943 году в связи с быстрым ростом фондов заработной платы увеличение городского товарооборота отставало от денежных доходов городского населения. В силу этого в указанные годы количество денег в обращении увеличилось и в городе. [136]

Денежные доходы сельскохозяйственного населения в 1942 году по сравнению с 1940 годом значительно выросли за счёт увеличения розничных цен на колхозных рынках, на которых крестьяне продают свои излишки сельскохозяйственных товаров. Денежные расходы сельскохозяйственного населения в 1942 году также выросли по сравнению с 1940 годом, но в меньших размерах, чем денежные доходы. Денежные доходы сельскохозяйственного населения превышали текущие расходы, что означало оседание части денег в каналах обращения. В деревне этот процесс имел место также на протяжении 1943 военного года. В силу этого особое значение в период Отечественной войны приобрела, наряду с развитием товарооборота, задача мобилизации денежных средств населения.

Наряду с мобилизацией денежных средств населения через налоговую систему необходимо отметить исключительный патриотический подъём среди населения города и деревни СССР, проявленный в подписке на военные займы и в других формах добровольных взносов населения. Индивидуальные и коллективные добровольные взносы населения в фонд обороны страны нашли своё яркое выражение в переписке товарища Сталина с представителями всех слоев советского народа. Добровольные взносы населения СССР дали на нужды Отечественной войны за четыре года военной экономики 94,5 млрд. руб.

Важнейшей особенностью военной экономики СССР является сохранение относительно устойчивого денежного обращения, несмотря на значительную эмиссию денег, вызванную потребностями финансирования войны. Сравнительная устойчивость денежного обращения СССР в период Отечественной войны в отличие от [137] экономики России в период первой мировой войны определяется:

во-первых, сохранением твёрдых государственных розничных цен на предметы продовольствия и предметы первой необходимости;

во-вторых, сохранением устойчивых отпускных цен на средства производства и военную технику при заметном снижении себестоимости;

в-третьих, централизованным распределением материальных ресурсов, подчинённым плану, исключающим господство рыночного закона спроса и предложения;

в-четвёртых, устойчивыми заготовительными ценами на сельскохозяйственные продукты, при сосредоточении основных масс этих продуктов в руках Советского государства;

в-пятых, восстановлением и развитием промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и товарооборота в период военной экономики.

Тем не менее в период военной экономики в СССР оказалось в обращении денег больше, чем это необходимо для послевоенной мирной экономики, что в известной мере снизило покупательную силу рубля. Излишек денег в обращении объясняется выпуском (эмиссией) значительного количества денег в 1941–1945 годах для финансирования военных расходов. Одновременно сократилось производство товаров, продаваемых населению, в результате чего обычным путём — через товарооборот — оказалось невозможным изъять из обращения лишние деньги. Необходимо также учесть, что на части территории СССР, временно оккупированной в период Отечественной войны, оккупанты выпускали в больших размерах фальшивые деньги.

Количество бумажных денег в обращении в дореволюционной России увеличилось с 1,6 млрд. руб. [138] накануне первой мировой войны до 23 млрд. руб. к исходу мировой войны. Следовательно, за три года первой мировой войны денежное обращение России увеличилось в 14 раз. В результате к 1917 году наступила денежная катастрофа, сопровождавшаяся кризисом всей дореволюционной экономики России. В СССР за три года Отечественной войны денежное обращение выросло в 2,4 раза и, хотя превышало размеры товарооборота в период военной экономики, всё же оставалось сравнительно устойчивым на протяжении всего периода Отечественной войны.

Количество денег в обращении не может увеличиваться безгранично. Чрезмерное увеличение денег в обращении может подорвать материальные стимулы роста производительности труда, особенно в сельском хозяйстве. Излишние деньги в обращении создают повышенный спрос, и, не находя достаточного предложения товаров, снижают материальные стимулы к повышению производительности труда и приводят к чрезмерному росту цен на колхозно-крестьянском рынке. Однако в период военной экономики обойтись без эмиссии невозможно. Эмиссия денег является одним из источников финансирования Отечественной войны, хотя и незначительным по сравнению с такими источниками, как прибыль и мобилизация средств населения.

Деньги и в период военной экономики СССР играли роль экономического инструмента, пользуясь которым Советское государство осуществляло контроль за общественным производством и распределением продуктов. Деньги как мерило издержек производства и обращения служат орудием учёта и контроля за себестоимостью, издержками производства и ценами. Деньги как средство обращения служат для сохранения устойчивых государственных розничных цен на [139] предметы первой необходимости. Деньги как средство платежа и накопления обслуживают мобилизацию сбережений трудящихся на нужды Отечественной войны. Таким образом, в период военной экономики СССР бюджет и кредит играли роль мощного рычага мобилизации средств населения и перераспределения материальных ресурсов в пользу Отечественной войны. Несмотря на увеличение выпуска денег в обращение, превышающее потребности товарооборота в период военной экономики, денежное хозяйство, опирающееся на твёрдые государственные цены, оставалось сравнительно устойчивым.