Основные особенности планового расширенного социалистического воспроизводства являются закономерными и для периода военной экономики СССР:
во-первых, быстрый рост производства всего общественного продукта на базе укрепления социалистического строя;
во-вторых, осуществление социалистического накопления путём прироста основных фондов страны и обеспечения технического прогресса;
в-третьих, увеличение фонда потребления вместе с ростом народного хозяйства;
в-четвёртых, отсутствие цикличности и кризисов в экономике и определение новых пропорций в распределении производительных сил — через план.
Величайший успех партии Ленина — Сталина, Советского государства, всех народов Советского Союза, его рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции в организации и планировании военного хозяйства особенно виден на хозяйственных итогах 1943 военного года — года всеобщего подъёма и [141] решительного перелома во всех отраслях военного хозяйства СССР. Основные черты планового расширенного социалистического воспроизводства нашли своё яркое выражение в итогах этого года. В 1943 году Советское государство уже имело «...слаженное и быстро растущее военное хозяйство» (Сталин).
Валовая продукция всей государственной промышленности и промкооперации в 1943 году увеличилась на 17% против уровня 1942 года. Особенно бурно продолжала развиваться военная промышленность. Производство самолётов за 1943 год возросло против уровня 1942 года на 37%, производство артиллерийских самоходных установок выросло в 71 раз, зенитной артиллерии — на 65 %, крупнокалиберных пулемётов — на 74, производство артиллерийских 76-мм снарядов выросло на 35%, 122-мм снарядов — на 90, 152-мм снарядов — на 60, авиационных снарядов — на 33, производство 82-мм мин выросло на 81%, 120-мм мин — на 78, фугасных авиабомб — на 67 и патронов — на 45%.
Выработка электроэнергии электростанциями в 1943 году по сравнению с уровнем 1942 года выросла на 12%, в том числе «а Урале — на 20, добыча угля увеличилась на 23%, выплавка чугуна — на 17, производство алюминия — на 20, никеля — на 52, аммиака — на 47%, производство автомобилей выросло на 41%, электромоторов — на 129, шарикоподшипников — на 36, доменного оборудования — на 127%. Тяжёлая промышленность уверенно набирала темпы роста, создавая прочную основу подъёма всего военного хозяйства.
Производительность труда рабочего в промышленности за 1943 год выросла по сравнению с 1942 годом на 7%, в том числе по наркоматам военной промышленности — на 13%. Численность рабочих и служащих [142] выросла на 6%, а фонд заработной платы — на 15%. Себестоимость промышленной продукции снизилась на 2,5%, создавая серьёзные источники расширенного социалистического воспроизводства.
Объём централизованных капитальных работ в 1943 году составил 19,5 млрд. руб. Введено в действие: 119 турбин на 1 088 тыс. кет, угольных шахт на годовую мощность 23,7 млн. т угля, 586 новых нефтяных скважин, 5 доменных печей годовой мощностью 955 тыс. т чугуна, 47 мартеновских печей годовой мощностью 2047 тыс. г стали, 15 коксовых батарей годовой мощностью 1 530 тыс. т кокса.
Железнодорожный транспорт в 1943 году увеличил по сравнению с 1942 годом среднесуточную погрузку на 7%, в том числе погрузка угля выросла на 16%. Речные перевозки нефти по Волге выросли на 48%, морские перевозки грузов по Каспийскому и Дальневосточному бассейнам выросли на 58%.
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур выросли в 1943 году по сравнению с 1942 годом на 7%, в том числе посевные площади зерновых культур выросли на 5%, площади под картофелем и овощами выросли на 40, под подсолнечником — на 93 и сахарной свёклой — на 23%. Развернулась большая работа по восстановлению тракторного парка и поднятию урожайности сельскохозяйственных культур. Началось в широких масштабах восстановление народного хозяйства в освобождённых районах РСФСР и УССР.
Приведённые показатели военно-экономического развития за год всеобщего подъёма военного хозяйства СССР показывают содержание и темпы планового расширенного воспроизводства народного хозяйства, поставленного на службу Отечественной войны. [143]
Движущей силой подъёма военного хозяйства СССР является социалистическое государство и героический труд народов Советского Союза, руководимого партией большевиков, партией Ленина — Сталина. В советской экономике активность народа мобилизуется на выполнение государственного плана, а труд каждого труженика в конечном счёте подчинён единой цели. Государственный план развития народного хозяйства СССР всегда подчинён определённой цели, которую ставит для данного периода социалистическое государство. В период Отечественной войны целью военно-хозяйственных планов являлось сосредоточение всех материальных ресурсов родины для полного разгрома немецких захватчиков и очищения от них советской земли.
Необходимо отметить следующие особенности государственного, социалистического по своему содержанию, хозяйственного плана, превращающие его в закон развития народного хозяйства СССР:
во-первых, сила социалистического плана основана на активной творческой деятельности народов Советского Союза, партии Ленина — Сталина и советского правительства. Государственный план обладает силой закона хозяйственного развития, так как он опирается на авторитет и практику всего советского народа, организованного в государство; без повседневной творческой деятельности народа, коммунистической партии и государства план остался бы грудой мёртвых цифр;
во-вторых, сила государственного плана основана на том, что он сосредоточивает все материальные ресурсы страны на решении генеральных задач, поставленных Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) и Советским государством, на укреплении [144] социализма и социалистической собственности на средства производства, сохранении независимости советской экономики от капиталистического окружения, а в период Отечественной войны — на обеспечении потребностей военного хозяйства;
в-третьих, успех социалистического плана определяется правильным распределением рабочей силы и материальных фондов, наличием резервов для ликвидации возможных прорывов в выполнении плана, правильным соотношением отраслей материального производства и распределения, производства и перевозок. План, не обеспечивающий этих соотношений, не учитывающий законов производства и распределения, обречён на провал.
В самом деле, существуют ли экономические законы производства и распределения, с которыми должно считаться социалистическое планирование как в период мирной экономики, так и в период военной экономики. Безусловно, такие законы существуют, с ними нельзя не считаться; только знание экономических законов делает возможным использование их в интересах социализма. Наиболее элементарным законом издержек производства и распределения продуктов является преобразованный в советской экономике закон стоимости. В социалистической экономике закон стоимости означает необходимость вести денежный, а не только натуральный учёт и планирование издержек производства, т. е. затрат общественного труда на производство общественной продукции. Это очень существенно, так как социализм требует строжайшего учёта и планирования производства. Пока существуют различия труда на государственных предприятиях и в колхозах, труда квалифицированного и неквалифицированного, умственного и физического, пока продукты распределяются [145] по количеству и качеству труда, существует необходимость приводить различные виды труда к единому показателю — стоимости, определяемой общественно-необходимым трудом.
Стоимость производства общественного продукта СССР, т. е. совокупной продукции народного хозяйства за данный период времени, определяется его издержками производства. Действительную стоимость общественного продукта составляют издержки, которые общество затрачивает на его производство. В свою очередь эти издержки производства определяются количеством общественно-необходимого труда, затраченного народами СССР на производство совокупного общественного продукта.
Государственный план в советской экономике использует закон стоимости для осуществления необходимых пропорций в производстве и распределении общественного труда и продукта, подчинённых задачам укрепления и развития социалистического строя. Эта необходимость осуществляется Советским государством, которое определяет и обеспечивает выполнение определённых пропорций в распределении труда и материальных фондов в интересах укрепления социалистического строя и решения задач, поставленных государством для данного периода. Военная экономика СССР коренным образом изменила пропорции мирного периода: в распределении труда и материальных фондов преобладающую долю заняло военное производство и кооперированные с ним отрасли военного хозяйства. С изменением хозяйственно-политических задач меняются и пропорции в распределении труда и материальных фондов, но для решения данной задачи установленные пропорции необходимо соблюдать со всей настойчивостью. [146]
Закон стоимости действует не только в производстве, но и в обмене продуктов. Как известно, обмен продуктов происходит с помощью цен, которые и в социалистической экономике являются не чем иным, как денежным выражением стоимости продукта или его издержек производства, а в конечном счёте — выражением затрат общественно-необходимого труда. Работник социалистического предприятия, покупая на свою зарплату или другой вид денежного дохода предметы потребления, обменивает известное количество труда, затраченного им в производстве, на соответствующее количество труда, вложенного в предметы потребления.
Конечно, цена и стоимость каждого единичного товара не совпадают и не могут совпадать, но сумма цен всей продукции народного хозяйства СССР, произведённой за данное время, не может не равняться издержкам производства этой продукции, т. е. совокупному общественному труду. Нельзя, следовательно, распределять и обменивать больше того, что произведено, или больше того, что общество выделило и затратило труда на производство общественного продукта.
Закон стоимости действует не только в распределении продуктов, но также и в распределении самого труда между отраслями народного хозяйства СССР. Государственный план использует здесь закон стоимости для правильного распределения общественного труда между различными отраслями хозяйства в интересах социализма. В планах расширенного социалистического воспроизводства, какими в СССР являются государственные народнохозяйственные планы, необходимо соблюдать определённые соотношения между промышленностью и сельским хозяйством, между [147] производством средств производства и производством средств потребления, между ростом производства продукции и развитием транспорта, между накоплением и потреблением.
Если социалистическое производство СССР расчленить на I подразделение, производящее средства производства, и на II подразделение, производящее средства потребления, то очевидно, что стоимость средств производства, выделяемых Советским государством для предприятий II подразделения, должна в известной мере, определяемой планом, соответствовать стоимости средств потребления, выделяемых для предприятий I подразделения. В самом деле, если лишить предприятия I подразделения средств потребления, а предприятия II подразделения — средств производства, расширенное социалистическое воспроизводство станет невозможным: работники предприятий, производящих средства производства, лишаются предметов потребления, а предприятия, производящие предметы потребления, лишаются средств производства,, т. е. топлива, сырья и оборудования.
Таким образом, закон стоимости в социалистической экономике является преобразованным и наиболее элементарным законом издержек производства, распределения и обмена продуктов, поставленным на службу государственного планирования.
Между законом стоимости в социалистической экономике СССР и законом стоимости в капиталистических странах существует принципиальное различие:
во-первых, в СССР отсутствует противоречие между конкретными видами труда, создающими потребительные стоимости, и абстрактным общественно-необходимым трудом, создающим стоимость. Это противоречие в капиталистическом обществе является зародышем кризиса. В СССР между конкретным трудом рабочего, создающим определённую потребительную стоимость, и общественно-необходимым абстрактным трудом, создающим стоимость, нет противоречий, так как труд в его конкретной форме заранее распределён планом между отраслями производства в интересах укрепления и роста социализма, и, следовательно, он общественно необходим, является необходимой частицей совокупного труда общества;
во-вторых, в СССР нет антагонизма между отдельными предприятиями, производящими стоимости и потребительные стоимости. Этот антагонизм в капиталистической экономике создаётся частной собственностью на средства производства, он приводит к разрушительной конкуренции, анархии производства и в конечном счёте к кризисам. Обмен продуктов между социалистическими предприятиями СССР представляет собой обмен товарных стоимостей. Однако каждое социалистическое предприятие заранее имеет предусмотренного планом потребителя, сбыт его продукции обеспечен, а вместо капиталистической конкуренции существует разумная кооперация и соревнование. Тем не менее различные виды конкретного труда: квалифицированного и неквалифицированного, умственного и физического, на государственных предприятиях и в колхозах могут обмениваться только как стоимости, как сгустки общественно-необходимого труда, вложенного в производство продукта и выраженного в советских деньгах;
в-третьих, в СССР нет противоречия между той частью стоимости общественного продукта, которая идёт непосредственно на личное потребление, и той частью, которая идёт на расширение производства или на накопление, так как и то и другое принадлежит всем [149] трудящимся. Следовательно, часть стоимости, затрачиваемая в СССР для накопления, выражает экономическую необходимость расширенного воспроизводства, без которого невозможно развитие;
в-четвёртых, в СССР уничтожено противоречие между стоимостью продукта и нормой прибыли. В капиталистической экономике это противоречие приводит к тому, что в результате кризисов гибнут целые предприятия и даже отрасли производства, в которых стоимость или издержки производства товара не обеспечивают господствующей средней нормы прибыли. В СССР, как известно, средняя норма прибыли не является законом, и не она определяет развитие социалистического предприятия или целой отрасли производства;
в-пятых, закон стоимости в капиталистической экономике в своём развитии вызывает противоречия и антагонизмы, которые являются единственным источником стихийного движения капиталистического общества. Слепые противоречия капитализма, подобно необузданному исполину, гонят народы от одного кризиса к другому. В советской экономике источником движения и развития народного хозяйства является планирующее социалистическое государство. Оно заменило слепые противоречия и силы движения, оно разрешает и ликвидирует противоречия, возникающие в процессе развития советской экономики между растущими потребностями социалистического общества и достигнутым уровнем производства. Потребность народов СССР, освобождённая от оков частной собственности, является гигантской силой развития производства и всей социалистической экономики.
Вот почему в советской экономике в отличие от капиталистического хозяйства возникли новые проблемы, [150] неизвестные ранее, — проблемы планирования и связанные с ними проблемы организации производства в масштабе всего народного хозяйства. В отличие от политической экономии капитализма, в которой речь идёт о стихийных законах движения, политическая экономия социализма, включая период военной экономики, изучает экономические законы планирования и организации производства. Следовательно, социалистическое планирование, основанное на разумном использовании и применении экономических законов производства и распределения, само является общественным законом развития и в качестве такового — предметом политической экономии.
Закономерности развития советской экономики в период Отечественной войны приходилось иногда насиловать и придавать им односторонне-военный характер. Например, очевидно, что множественность розничных цен на одни и те же товары (что связано с карточной системой) находится в противоречии с законом стоимости. После окончания периода военной экономики потребность в карточной системе отпадает, множественность цен становится вредной, и она в свою очередь отбрасывается. Обеспечивается развитие нормального товарооборота, а уровень цен на товары в конечном счёте устанавливается в соответствии со стоимостью этих товаров.
Военная экономика СССР даёт богатейший опыт социалистического планирования и организации производства на предприятиях. Этот опыт должен быть тщательно изучен и во многом использован для восстановления и развития народного хозяйства в послевоенный период. Социалистическая организация производства начинается с правильного подбора и распределения кадров. Сталинский подбор кадров означает [151] оценку людей по их способности, квалификации и преданности делу рабочего класса и своей родине, он исключает подбор кадров по принципу «кумовства» и подбора «своих людей».
В планировании и организации производства на промышленных предприятиях в период военной экономики СССР необходимо отметить следующие особенности:
во-первых, перестройку планирования, обеспечивающую оперативную проверку выполнения плана и первоочерёдное удовлетворение нужд решающих отраслей военного производства, прежде всего тяжёлой индустрии и транспорта;
во-вторых, всемерное развитие металлургической и кузнечно-прессовой базы, наличие которой обеспечивало быструю перестройку производства на предприятиях для выполнения заказов фронта, что имело место, например, в промышленности вооружения, располагающей своей металлургией и базой по производству литья и поковок;
в-третьих, развитие инструментального и станочного хозяйства, организацию мощных инструментальных цехов и цехов по производству станков на машиностроительных предприятиях, что обеспечивало быстрое освоение новой продукции и создание необходимых темпов роста производства;
в-четвёртых, организацию бесперебойного материального снабжения предприятий, обеспечение предприятий запасами сырья, металла, топлива и полуфабрикатов на всех стадиях производства; насыщение всех стадий производственного цикла заготовкой, полуфабрикатами и деталями. Малейший прорыв на той или иной стадии производственного цикла отражается на выпуске продукции и последующей работе всего предприятия. [152]
в-пятых, внедрение в производство метода работы по графику, определяющему не только выпуск готовых изделий, но также и запуск в производство деталей и полуфабрикатов; только планирование запуска деталей и полуфабрикатов на всех стадиях технологического процесса, на всех стадиях производства обеспечивает на предприятиях равномерный по графику выпуск готовой продукции. Технической основой графика является организация поточного производства, получившего широкое развитие в военный период;
в-шестых, опережающую и образцовую работу заготовительных цехов. Заготовительные цехи на передовых предприятиях опережают работу сборочных цехов и толкают вперёд выпуск продукции; без мощных заготовительных цехов, обеспечивающих насыщение всех стадий производства заготовками, поковками и деталями, сборочные цехи предприятий обречены на простой;
в-седьмых, соблюдение хозяйственного расчёта, ведение счёта прибылей и убытков, уменьшение издержек производства. Всемерное развитие через систему премирования личных стимулов повышения выпуска продукции в сочетании с общественными принципами и задачами является весьма серьёзным источником увеличения производства. Только на этой основе приобретает гигантскую силу социалистическое соревнование, развивающее инициативу и энергию миллионов людей.
Важнейшим признаком зрелого планирования и организации производства является создание резервов в производстве и обращении, в мощностях и готовых товарах, в рабочей силе и машинах. Накоплению государственных материальных резервов исключительное значение придаёт советское правительство, и прежде [153] всего товарищ Сталин. По прямому указанию товарища Сталина была выработана и осуществлена накануне Отечественной войны программа накопления государственных и мобилизационных резервов, особенно нефтепродуктов, цветных металлов и продовольствия. Опыт показал, что в современной войне выигрывает тот, кто обладает производственными, людскими, сырьевыми и другими материальными резервами.
За полтора года, предшествующие Отечественной войне, государственные материальные резервы в СССР увеличились с 4 млрд. руб. до 7,6 млрд. руб. В начале Отечественной войны было осуществлено перемещение этих государственных материальных резервов, в том числе продовольствия и топлива, в восточные районы СССР. Большая помощь оказана государственными резервами Советской Армии и народному хозяйству СССР за время Отечественной войны.
Наличие резервов в производстве и обращении обеспечивает устойчивый плановый характер развития народного хозяйства СССР. Без резервов развязывает свои стихийные начала закон стоимости. Наличие резервов даёт социалистическому государству силу управлять этим законом в интересах расширенного социалистического воспроизводства. Отсутствие достаточных резервов, прежде всего топлива, металла и сырья, на ряде предприятий неоднократно приводило к сезонному снижению роста производства в зимние месяцы, когда создаются транспортные затруднения в перевозке сырья и топлива.
На снижении роста производства в зимний период из-за недостатка резервов и запасов на многих предприятиях страна теряет огромные количества продукции, которые составляют большую стоимость, чем кажущиеся потери от закладки топлива, металла и сырья [154] в неприкосновенный запас. В 1940 довоенном году производство валовой продукции промышленности уменьшилось в I квартале на 12% по сравнению с IV кварталом предыдущего 1939 года. В 1943 военном году в I квартале произошло снижение выпуска валовой продукции промышленности на 12% по сравнению с IV кварталом 1942 года. В I квартале 1940 года на снижении роста производства против уровня IV квартала 1939 года народное хозяйство СССР потеряло 3710 млн. руб. промышленной продукции. В I квартале 1943 года по сравнению с уровнем IV квартала 1942 года было потеряно 3 439 млн. руб. промышленной продукции. И в 1940 и 1943 годах уровень производства IV квартала предыдущего года был достигнут лишь во II квартале. Таким образом, полгода было потеряно для роста производства. Эти огромные потери темпов и продукции могут быть преодолены путём создания в промышленности и на транспорте серьёзных резервов и запасов сырья, топлива и металла. Временное омертвление материальных фондов в запасах с избытком окупится повышением темпов производства во всех отраслях промышленности.
Не меньшие потери несёт народное хозяйство СССР от обычного снижения объёма капитальных работ на стройках в I квартале каждого года по сравнению с IV кварталом предыдущего года. В I квартале 1941 года объём капитальных работ сократился по сравнению с IV кварталом 1940 года на 5,5 млрд. руб. В I квартале 1943 года объём капиталовложений по сравнению с IV кварталом 1942 года сократился на 2,6 млрд. руб. Таким образом, в течение первых 3 месяцев года омертвляется значительная часть строительных механизмов, простаивают строительные рабочие, ограничиваются темпы расширенного социалистического [155] воспроизводства. С этим злом можно покончить Путём создания к началу года у строителей запасов материалов, перехода на методы индустриального строительства и обучения строительных рабочих двум-трём смежным профессиям.
Следовательно, задачей планирования производства является увеличение материальных резервов в промышленности и на транспорте, прежде всего для ликвидации снижения роста производства и строительства в зимний период. Это создаёт для народного хозяйства СССР огромный дополнительный источник увеличения народного богатства и ускоряет темпы расширенного социалистического воспроизводства.
Таким образом, социалистическое планирование производства предполагает знание экономических законов производства и распределения и умелое использование их в интересах социализма. Опыт планирования народного хозяйства СССР требует создания нормальных материальных резервов и запасов как условия ликвидации сезонного сокращения роста производства и ускорения темпов расширенного воспроизводства.